Значение минералов в жизни человека

Минералы и минералогия представляют собой чрезвычайно большой интерес для промышленности, многих областей науки и имеет важное эстетическое значение. Минералы сыграли важную роль в развитии человека и создании цивилизаций. В каменном веке люди пользовались кремниевыми орудиями труда. Около 10 000 лет назад человек научился получать медь из руды. С изобретением бронзы (сплава меди и олова) начался новый век - бронзовый. С начала железного века, 3300 лет назад, человек осваивал все новые способы использования полезных ископаемых, добытых из земной коры. Современная промышленность по-прежнему зависит от минеральных ресурсов Земли.

Практическая ценность того или иного материала для человека определяется его химическим составом (например, все металлы извлекаются из рудных минералов), физическими характеристиками (чаще всего - прочностью, твердостью и ковкостью) и внешней природной красотой (особенно это относится к минералам, образующим драгоценные камни и отделочные материалы).
Некоторые минералы имеют специфические, присущие только им физические свойства, используемые в хозяйственной деятельности человека. Например, некоторые виды слюды являются великолепными электроизоляторами, асбест - теплоизолятор, магнезит - огнеупорное вещество, кварц обладает свойствами, используемыми в радиоэлектронике, оптике, керамике и т. п. Физические характеристики минералов зависят от характера кристаллизации (структурная решетка), составляющих химических элементов и присутствующих аморфных включений.

Минералы находят применения во всех областях человеческой деятельности. В том или ином виде человек встречает их дома и на работе, за городом, в сложных научно – технических сооружениях и повседневных предметах быта, во время еды, при просмотре салютов и игре на компьютере. Минералы обладают небольшой энергетической ценностью, но переоценить их значение в организме человека невозможно. Минеральные вещества всасываются в кровь и соединяются с белками. Такие «комплексы» направляются в места активного обмена или места накопления. Организм человека может хранить запас кальция, фосфора, йода и железа. Минеральные вещества представляют собой гибкий материал и входят в состав костной ткани, где основными элементами являются кальций и фосфор. Минеральные вещества входят в состав ферментов и гормонов, принимают участие в процессах обмена веществ, образования кровяных телец и свертывания крови. Минералы и минеральные вещества обеспечивают работу главных систем организма: мышечной, пищеварительной и сердечно - сосудистой. Минералы требуются организму в неодинаковом количестве. Их нехватка или полное отсутствие могут привести как к серьезным заболеваниям, так и к гибели организма. Минералы содержатся в продуктах всех видов: овощи, злаки, мясо и молочные продукты. Насчитывается около 30 видов минералов и микроэлементов, отсутствие которых нарушает нормальную работу организма человека. Все необходимые организму минеральные вещества можно получить, ежедневно употребляя в пищу продукты разных категорий. Но это не всегда возможно, поэтому часто в организме минералы находятся в недостатке. Это положение могут исправить витаминные комплексы, в состав которых входят не только витамины, но и минеральные вещества. Такие минералы, как кальций и фтор содержатся в молочных продуктах, особенно много в сыре и твороге; калий входит в состав сухофруктов: изюм, курага, чернослив и бобовых; главным источником йода являются морские продукты: морская капуста, морские водоросли, рыбий жир; печень и яичные желтки богаты железом. Минеральные вещества – важная составляющая здоровья организма.

ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МИНЕРАЛОГИЯ»

(35 часов)

Пояснительная записка.

Программа элективного курса «Занимательная минералогия» предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 35 учебных часов. Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с особенностями современной минералогии как науки о минералах, одной из древнейших наук.

Элективный курс «Занимательная минералогия» дает возможность учащимся дополнить и углубить свои знания о минералах, горных породах и полезных ископаемых не только известных по школьному курсу географии, но и о таких минералах, которые в народном хозяйстве нашли свое применение недавно.

Вопросы минералогии довольно сложные, но раскрыть их нужно доходчиво и интересно. Содержание курса излагается в увлекательной форме, через познавательные рассказы и занимательные задачи, которые имеют оригинальное решение.

Содержание данного элективного курса предлагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:

анализ тектонических, геологических карт, карт месторождений полезных ископаемых;анализ статистических материалов;

подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации.

Проведение занятий может быть организовано в индивидуальной и фронтальной форме. При выполнении практических работ возможно использование групповой формы обучения. Формы проведения занятий отличаются разнообразием: лекции, семинары, практикумы, игры, воображаемые путешествия и экскурсии. Содержание элективного курса предлагает выбор учащимися объектов изучения, форм и видов текущих итоговых работ, а также темы и формы представления работы.

Важная особенность предложенного курса заключается в том, что он несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствующую формированию всесторонне образованной личности.

Актуальностьпрограммы обусловлена тем, что школьные программы включают изучение лишь отдельных тем, связанных с минералогией и геологией. Кроме того, изучение даже этих тем происходит лишь фрагментарно и не носит системного характера. Тем не менее, школьники проявляют большой интерес к изучаемому курсу. Особенно привлекают ребят практические занятия по определению минералов и горных пород, геологические экскурсии.

Данный курс разработан как предметно-ориентационный в рамках пред - профильной подготовки и поэтому цель курса:

– создание условий для выбора девятиклассниками естественно-научного и социально-экономического профиля обучения в старших классах через углубленное изучение минералогических знаний и умений.

Задачи курса:

1. Изучить более глубоко сведения о свойствах минералов и металлов, находящих сегодня применение в хозяйстве и научиться пользоваться этими знаниями в повседневной жизни.

2. Выявить связи минералогии с другими отраслями знаний, определить возможности их применения.

3. Научить учащихся видеть в минералах точные модели окружающего мира и природы, геологическую последовательность их возникновения и использования разных металлов и их сплавов на различных этапах исторического развития человеческого общества.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны знать:

- историю возникновения минералогии;

- понятия «минералогия», «минералы», «горная порода», «кристалл», «руда»,

Учащиеся должны уметь:

- анализировать полученные данные из различныхгеографических

источников информации

- различать минералы и горные породы по образцам;

- находить крупнейшие месторождения полезных ископаемых на карте.

Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в

практической деятельности и повседневной жизни для:

расширения общего кругозора, проведения самостоятельного поиска

информации из разных источников картографических,

статистических, геоинформационных.

Содержание программы

Введение (1 час)

Что такое – минералогия. Минералогия – наука о минералах. Значение курса для приобретения геологических знаний и умений, навыков в оценке конкретной географической действительности.

Раздел I

Камень в природе и городе

Геологический минералогический музей КФУ (Экскурсия)

Геологический музей им. А.А.Штукенберга Казанского университета ‑ один из старейших и богатейших естественнонаучных музеев России. Основан в 1804 году. Отделы: рудно-минералогический и петрографический; палеонтологический; динамической геологии и фаций; монографических коллекций; геологии местного края, минерально-сырьевых ресурсов Республики Татарстан; научно-исторический архив. Первое наполнение коллекций. Александр Антонович Штукенберг (1844-1905), создатель Казанской геологической школы. Ценные материалы для изучения исследователям; уникальные музейные коллекции: остатки постплиоценовых млекопитающих востока России, пермских растений, метеоритов, коллекции по минералогии и петрографии Урала.

В горы за камнями. Камни в пещерах.Хибины - горы за полярным кругом в Кольском полуострове. Эвдиалит. Саамские сказки о камне. Крымские горы.гора Демерджи. Долина Приведений. Лакколиты.

Кунгурская ледяная пещера. Новоафонская пещера Кавказа. Пещеры Крымских гор. Пещера Мраморная. Кизил-Коба. Известняк. Сталактит. Сталагмит. Углекислый кальций- кальцит.

Камни на дне озер, болот и морей. Камни в пустыне. Камни на пашне и в поле.Торф – ценнейшее топливо. Вивианит – синяя краска, удобрение. Железистые скопления на дне морей Финского залива, Белого моря, Ледовитого океана.

Такыры. Глыбы песчаника. Сера в Туркменистане. Каракумская экспедиция А.Ферсмана. Почва. Образование почвы. Состав почвы.

У окна с драгоценными камнями. Во дворце – музее.Алмазные месторождения Южной Африки. Родина красного камня странах Востока- Индии, Таиланда, Бирмы. Турмалин, аквамарин, сердолик. Изумруд. Сказании о камне изумруд. Лазурит. Нефрит из Центральной Азии. О нефрите. Яшмы Урала.

Царскосельский дворец в г. Пушкин. Янтарная комната. Лионский зал .Агатовые комнаты.

Камни в большом городеУлицыСанкт- Петербурга и Москвы, Казани. Гранитные цоколи. Подмосковный мрамор. Камни Урала и Карелии.

В минералогическом заповедникеИльменский минералогический заповедник.

Раздел II

Наши рекомендации