Классификация элективных курсов
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. | ||
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР…………………………….. | ||
1.1. | ПРОГРАММЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ… | |
1.2. | Классификация элективных курсов ………………………………. | |
1.3 1.4. 1.5. | Функции и задачи элективных курсов………………………….… Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов Критерии оценки программы элективного курса……………… | |
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………….. | ||
2.1 | Общее представление о минералах……………...………………... | |
2.2 | Классификация минералов. ……………………………………… | |
2.3 | Самые красивые и удивительные минералы… ………...……… | |
2.4 | Значениеминералов в жизни человека………………………… | |
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МИНЕРАЛОГИЯ»……………… | ||
3.1 | ……………………………………. | |
3.2 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ …...……… | ||
ЛИТЕРАТУРА……………… | ||
ВВЕДЕНИЕ
Химия является одним из обязательных общеобразовательных предметов в основной школе. Химия– удивительная наука, с одной стороны, очень конкретная и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы.
Химия развивалась на основе изучения химических свойств различных минералов и руд; на минералах отрабатывались методы аналитической химии, большинство химических элементов было обнаружено при изучении химического состава минералов. Минералогия как наука о природных химических соединениях (минералах) изучает во взаимной связи их состав, кристаллическое строение, свойства, условия образования и практическое значение.
Главнейшими задачами минералогии в настоящее время являются:
1) всестороннее изучение и более глубокое познание физических и химических свойств минералов во взаимной связи с их химическим составом и кристаллическим строением с целью практического использования их в различных отраслях промышленности и выявленияновых видов минерального сырья;
2) изучение закономерностей сочетания минералов и последовательности образования минеральных комплексов в рудах и горных породах с целью выяснения условий возникновения минералов и истории процессов минералообразования (генезиса), а также использования этих закономерностей при поисках и разведках различных месторождений полезных ископаемых.
Тема нашей дипломной работы «Возможности реализации элективного курса «Занимательная минералогия» в 9-х классах средней школы». Данная тема заинтересовала тем, что на сегодняшний день осуществляется первый этап модернизации образования. В условиях обновления содержания образования основная школа переходит к профильному обучению. Создание элективных курсов является важнейшей частью обеспечения профильного обучения. Именно в этом и заключается актуальность нашего дипломного проектирования. Нашей задачей является создание элективного курса «Занимательная минералогия» в 9-х классах средней школы, соответствующего всем требованиям, предъявляемым к элективным курсам.
Актуальность:интерес учащихся к изучению химии падает не только в силу объективно возросшей сложности содержания, но и недостатка творческого подхода педагога к преподаванию химии.
Гипотеза данной работы в том, что ориентация учащихся на некоторые аспекты содержания химии ранее практически не рассматриваемые в школьном курсе поможет повысить как интерес учащихся к изучению химии.
Цель работы: разработка и изучение возможностей элективного курса «Занимательная минералогия» в решении задач обучения, развития и воспитания.
Задачи:
Ø разработка элективного курса «Занимательная минералогия» для учеников 9-го класса.
Ø исследование возможностей использования содержания элективного курса во внеурочной работе учителя.
Метод исследования:комбинированный, включающий литературный поиск и экспериментальную апробацию методических подходов к разработке и изучению возможностей данного курса.
Объект исследования: обучение учащихся на занятиях элективного курса «Занимательная минералогия» 9-х классах МКОУ «СОШ №21» г.Нальчика.
Предмет исследования: процесс влияния элективного курса «Занимательная минералогия» на формирование познавательного интереса и мотивационной сферы учащихся.
Структура диплома состоит из трех отдельных глав, выводов, заключения, списка использованной литературы. В первой главе диплома освещаются основные понятия, содержание и сущность процесса, явления с раскрытием различных научных и методологических точек зрения, позиций. Во второй, экспериментальной части диплома описаны методики исследования. В третьей главе представлена структура дисциплины, перечень лабораторных работ и полученные в ходе выполнения новых не апробированных работ результаты эксперимента.
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Профильное обучение - это возможность для учащегося получить дополнительные знания и проверить свои возможности в интересующей его области знаний..
С введением профильного обучения в старшей школе возникает проблема выбора учащимся того или иного профиля обучения. Оказание помощи в правильном выборе призвана осуществить предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов через посещение элективных курсов.
Элективные курсы (курсы по выбору) призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Задачами межпредметных (ориентационных) курсов являются: формирование у школьников способности и умения ориентации в мире современных профессий; знакомство на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; поддержание мотивации к тому или иному профилю.
Понятие «элективный» (лат. electus - избранный) – избирательный. Элективные курсы («курсы по выбору») составляют компонент образовательного учреждения (школьный компонент) базисного учебного плана.
1.1 ПРОГРАММЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
Элективные курсы, организуемые в целях предпрофильной подготовки, могут разделяться на три типа:
1) традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (например, обычные факультативные курсы, учебные модули, блоки дополнительных занятий по обычным учебным предметам и др.);
2) межпредметные элективные курсы, цель которых – интеграция знаний у учащихся о природе и обществе;
3) элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Типовое многообразие элективных курсов включает в себя авторские курсы, строящиеся самой школой, отдельными педагогами, в том числе с использованием нетрадиционных учебных технологий, а также «сетевые курсы», разрабатывающиеся и реализующиеся структурами, входящими в состав образовательной сети.
Можно предположить, что курсы первого типа будут иметь, по преимуществу, прагматическую функцию (целевая подготовка учеников к лучшей сдаче выпускных экзаменов за 9-й класс); курсам других типов будет в большей мере присуща развивающая функция.
Возможные авторские курсы по выбору, их структура и содержание будут носить вариативный характер, в зависимости от ряда конкретных обстоятельств, в том числе:
Особенности набора профилей на третьей ступени обучения, которые предлагает ученику муниципальная образовательная сеть.
Кадровая ситуация в данном образовательном учреждении и муниципальной образовательной сети в целом (возможности привлечения к работе в профильных классах вузовских специалистов или использование кадрового потенциала ресурсных центров и т.п.).
Специфика состава обучающихся (количество, уровень предшествующей подготовки, половой состав и т.п.). Возможно, одной части группы нужно ликвидировать пробелы, а другой – получить опыт решения задач повышенного уровня сложности.
При всех возможных вариантах организации курсов по выбору относительно инвариантными остаются следующие условия:
Курсы должны быть представлены в количестве, позволяющем ученику осуществить реальный выбор. (Один из одного – это не выбор).
Курсы должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы («Пойду на социально-гуманитарный профиль не потому, что имею тройки по математике, а потому, что намерен стать юристом или журналистом, и для этого буду поступать в университет»).
Курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле. Помочь ученикам проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?». Вместе с тем, надо помнить, что чрезмерная перегруженность курса новым содержанием может не позволить ученику ответить на эти центральные вопросы.
Отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопрос: «Чем будет полезен ученику данный курс для совершения осознанного выбора профиля обучения в старшей школе?».
Перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать при профильном обучении на третьей ступени средней школы (информационные, проектные, дистантные, дистанционные и т.п.).
Следует использовать возможности преподавания курсов предпрофильной подготовки другим педагогом, реализующим базовый курс по данному или родственному предмету.
Курсы должны познакомить ученика со спецификой видов деятельности, которые будет для него ведущими, если он совершит тот или иной выбор (историк, филолог, физик и т.д.), то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути (направления) получения им образования в профессиональной школе (начальной, средней и высшей). Они должны включать пробы по ведущим для данного профиля видам деятельности (чтобы показать специфику данного профиля через деятельность – работа с текстами, анализ источников, использование правовых документов и т.п.).
Курсы, по возможности, должны опираться на какое-либо пособие. Это позволит исключить «монополию учителя на информацию».
Курсы предпрофильной подготовки не должны дублировать базовый курс. Они должны подготовить ученика не только к сдаче экзаменов, но и к успешному обучению в профильной школе.
Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения. Элективные курсы выполняют три основных функции:
- «надстройки» профильного курса, когда такой дополненный профильный курс становится в полной мере углубленным (а школа /класс/, в котором он изучается, превращается в традиционную школу с углубленным изучением отдельных предметов);
- развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;
- способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Можно условно выделить следующие типы элективных курсов.
I. Предметные курсы, задача которых - углубление и расширение знаний по предметам, входящих в базисный учебный школы.
В свою очередь, предметные элективные курсы можно разделить на несколько групп.
- Элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубление того или иного учебного предмета, имеющие как тематическое, так и временное согласование с этим учебным предметом. Выбор такого элективного курса позволит изучить выбранный предмет не на профильном, а на углубленном уровне. В этом случае все разделы углубляются курса более или менее равномерно.
- Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, входящие в обязательную программу данного предмета.
- Элективные курсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы основного курса, не входящие в обязательную программу данного предмета.
- Прикладные элективные курсы, цель которых - знакомство учащихся с важнейшими путями и методами применения знаний на практике, развитие интереса учащихся к современной технике и производству.
- Элективные курсы, посвященные изучению методов познания природы.
- Элективные курсы, посвященные истории предмета, как входящего в учебный план школы (история физики, биологии, химии, географических открытий), так и не входящего в него (история астрономии, техники, религии и др.).
- Элективные курсы, посвященные изучению методов решения задач (математических, физических, химических, биологических и т.д.), составлению и решению задач на основе физического, химического, биологического эксперимента.
II. Межпредметные элективные курсы, цель которых - интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
III. Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план.
Элективные курсы, хотя и различаются целями и содержанием, но во всех случаях они должны соответствовать запросам учащихся, которые их выбирают.
При проведении элективных курсов можно использовать новые технические возможности, в частности, электронные учебные пособия. Это обусловлено меньшей наполняемостью групп и большей общностью интересов школьников. В настоящее время имеется достаточно большое количество весьма качественных CD - дисков, создаются электронные библиотеки, разрабатывается методика использования электронных материалов как на уроках, так и в процессе самообразования.
Следует отметить, что в Концепции профильного обучения четко обозначено:
- Элективные курсы – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
- Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана, предназначены для содержательной поддержки изучения основных профильных предметов или служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий.
- Количество элективных курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
Элективные курсы должны быть направлены на решение следующих задач:
- способствовать самоопределению ученика и/или выбору дальнейшей профессиональной деятельности;
-создавать положительную мотивацию обучения на планируемом профиле;
-познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности;
-активизировать познавательную деятельность школьников;
-повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Занимательная минералогия» предназначена для учащихся 9 классов и рассчитана на 35 учебных часов. Содержание данного курса позволяет познакомить учащихся с особенностями современной минералогии как науки о минералах, одной из древнейших наук.
Элективный курс «Занимательная минералогия» дает возможность учащимся дополнить и углубить свои знания о минералах, горных породах и полезных ископаемых не только известных по школьному курсу географии, но и о таких минералах, которые в народном хозяйстве нашли свое применение недавно.
Вопросы минералогии довольно сложные, но раскрыть их нужно доходчиво и интересно. Содержание курса излагается в увлекательной форме, через познавательные рассказы и занимательные задачи, которые имеют оригинальное решение.
Содержание данного элективного курса предлагает разные виды учебно-познавательной деятельности учащихся, в том числе:
анализ тектонических, геологических карт, карт месторождений полезных ископаемых;анализ статистических материалов;
подготовка устных сообщений с использованием различных источников информации.
Проведение занятий может быть организовано в индивидуальной и фронтальной форме. При выполнении практических работ возможно использование групповой формы обучения. Формы проведения занятий отличаются разнообразием: лекции, семинары, практикумы, игры, воображаемые путешествия и экскурсии. Содержание элективного курса предлагает выбор учащимися объектов изучения, форм и видов текущих итоговых работ, а также темы и формы представления работы.
Важная особенность предложенного курса заключается в том, что он несет в себе общезначимую культурологическую направленность, способствующую формированию всесторонне образованной личности.
Актуальностьпрограммы обусловлена тем, что школьные программы включают изучение лишь отдельных тем, связанных с минералогией и геологией. Кроме того, изучение даже этих тем происходит лишь фрагментарно и не носит системного характера. Тем не менее, школьники проявляют большой интерес к изучаемому курсу. Особенно привлекают ребят практические занятия по определению минералов и горных пород, геологические экскурсии.
Данный курс разработан как предметно-ориентационный в рамках пред - профильной подготовки и поэтому цель курса:
– создание условий для выбора девятиклассниками естественно-научного и социально-экономического профиля обучения в старших классах через углубленное изучение минералогических знаний и умений.
Задачи курса:
1. Изучить более глубоко сведения о свойствах минералов и металлов, находящих сегодня применение в хозяйстве и научиться пользоваться этими знаниями в повседневной жизни.
2. Выявить связи минералогии с другими отраслями знаний, определить возможности их применения.
3. Научить учащихся видеть в минералах точные модели окружающего мира и природы, геологическую последовательность их возникновения и использования разных металлов и их сплавов на различных этапах исторического развития человеческого общества.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- историю возникновения минералогии;
- понятия «минералогия», «минералы», «горная порода», «кристалл», «руда»,
Учащиеся должны уметь:
- анализировать полученные данные из различныхгеографических
источников информации
- различать минералы и горные породы по образцам;
- находить крупнейшие месторождения полезных ископаемых на карте.
Учащиеся должны использовать приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
расширения общего кругозора, проведения самостоятельного поиска
информации из разных источников картографических,
статистических, геоинформационных.
Содержание программы
Введение (1 час)
Что такое – минералогия. Минералогия – наука о минералах. Значение курса для приобретения геологических знаний и умений, навыков в оценке конкретной географической действительности.
Раздел I
Камень в природе и городе
Геологический минералогический музей КФУ (Экскурсия)
Геологический музей им. А.А.Штукенберга Казанского университета ‑ один из старейших и богатейших естественнонаучных музеев России. Основан в 1804 году. Отделы: рудно-минералогический и петрографический; палеонтологический; динамической геологии и фаций; монографических коллекций; геологии местного края, минерально-сырьевых ресурсов Республики Татарстан; научно-исторический архив. Первое наполнение коллекций. Александр Антонович Штукенберг (1844-1905), создатель Казанской геологической школы. Ценные материалы для изучения исследователям; уникальные музейные коллекции: остатки постплиоценовых млекопитающих востока России, пермских растений, метеоритов, коллекции по минералогии и петрографии Урала.
В горы за камнями. Камни в пещерах.Хибины - горы за полярным кругом в Кольском полуострове. Эвдиалит. Саамские сказки о камне. Крымские горы.гора Демерджи. Долина Приведений. Лакколиты.
Кунгурская ледяная пещера. Новоафонская пещера Кавказа. Пещеры Крымских гор. Пещера Мраморная. Кизил-Коба. Известняк. Сталактит. Сталагмит. Углекислый кальций- кальцит.
Камни на дне озер, болот и морей. Камни в пустыне. Камни на пашне и в поле.Торф – ценнейшее топливо. Вивианит – синяя краска, удобрение. Железистые скопления на дне морей Финского залива, Белого моря, Ледовитого океана.
Такыры. Глыбы песчаника. Сера в Туркменистане. Каракумская экспедиция А.Ферсмана. Почва. Образование почвы. Состав почвы.
У окна с драгоценными камнями. Во дворце – музее.Алмазные месторождения Южной Африки. Родина красного камня странах Востока- Индии, Таиланда, Бирмы. Турмалин, аквамарин, сердолик. Изумруд. Сказании о камне изумруд. Лазурит. Нефрит из Центральной Азии. О нефрите. Яшмы Урала.
Царскосельский дворец в г. Пушкин. Янтарная комната. Лионский зал .Агатовые комнаты.
Камни в большом городеУлицыСанкт- Петербурга и Москвы, Казани. Гранитные цоколи. Подмосковный мрамор. Камни Урала и Карелии.
В минералогическом заповедникеИльменский минералогический заповедник.
Раздел II
История камня
Как растут камни. Возраст камня. Магма – это сложный взаимный раствор – расплав огромного количества вещества. Схема строения земной коры. Кристаллизация. Состав твердой горной породы. Горячие источники. Химическая работа. Каждая полоска- год жизни. Ленточные глины. Хронология мира.
Камни и животные.Связь между камнями и животными. Биосфера. Острова из полипов. Известняки. Залежи фосфорита на дне океанов.
Камни с небес. Камни в разные времена года.Метеориты. Метеорит в Аризоне. Внутренний состав метеоритов. Каменные дожди. Метеорит « Каинсаз» в Татарстане. Чебаркульскийметеорит. Киргизский метеорит. Периодические минералы. Лед. Снег и вода. Соли железного купороса. Каменные цветы полярных областей.
Раздел IV
Диковинки в мире камня
Кристаллы – гиганты. Камни и растения.Гигантские кристаллы в пегматитовых жилах. Открытие 1911 году не Урале. Самый большой выше 30 кг. Кристаллы берилла и аквамарина. Изумруд весом 2 кг.226 гр. В минералогическом музее Москвы. Глыбы темно- зеленого нефрита. Родонит весом 47тн. на Среднем Урале. Глыбы малахита около Нижнего Тагила – 250 тонн. Кристаллы слюды в Сибири 900 кг. Монолиты яшмы 12 -40 тонн. Монолит Александровской колонны на Дворцовой площади – 3700 тонн. Железный цветок из Рудных гор Чехословакии. Моховой агат Индии. Окаменелые деревья.
Жидкие и летучие камни. Твердый и мягкий камень.Вода, нефть, ртуть – главные жидкие минералы. Живое серебро. Галлий. «Благородные» газы – неон, аргон, криптон. Тальк – мягкий камень. Алмаз – твердый камень. Прочный камень-нефрит.
Волокнистые и пластинчатые камни.В огне не тонет – асбест. Легенды и басни о камне. Добыча асбеста. « Горный лен». Город Асбест. Слюда на берегах Белого моря. Слюда и электрическая промышленность.
Съедобные камни и камни в живом организме.Можно ли есть камни? Поваренная соль, селитра, глауберова соль. Барит – легко разламываются в муку. Подмешивание к муке. Горные породы – лакомство некоторых племен стран Латинской Америки и Африки. Глина из Магаллата, из Гевиха. Старое время в Италии и Сибири. Молочные камни в молочных железах. Соли кальция. Раковина моллюсков. Жемчуг – это перламутр, возникший при особых условиях. Опыты Микимото.
О цвете камня.Свойство менять свой цвет. Свойство александрита.Красный цвет рубина и зеленый цвет изумруда зависят от примеси металла хрома, цвет бирюзы — от меди, а красного агата — от железа. Синий цвет лазурита или желто-зеленый цвет уральского драгоценного камня хризолита — демантоида. Искусственное изменение цвета камня.
Раздел VI
Камень на службе человека
Камни и человек.Добыча человеком камней. Добыча нефти за последнее 50 лет – это озеро окружностью в 100 км, глубиной 5 м.100 млрд. Тонн угля;180 млн. тонн меди;2000 тонн золота. Исчезновение камней в руках человека. Истощение месторождений.
История извести. Мрамор и его добыча.Распространенный минерал.Разгадка ученых. Кораллы. Мрамор – твердый минерал. Мрамор из Италии. Российский мрамор: Карелия, Крым. Урал, Кавказ, Саяны. Мрамор не вечен.
Глина и кирпич. История о кирпиче. Путь фарфора.
Железо.Железо организма. Век железа. Металл – товар широкого потребления. Железо проходит.
Золото и тяжелое серебро.Среднее содержание золота в земной коре – 0,0000005%.О золотых месторождениях. «Золотое счастье». Драга. Ла- Плата. Платина. Платина Урала, Африки. Пояса серебра.
О соли и солях.О свойствах соли. Употребление соли. Ценность соли. Источник соли. Соляные горы Испании. Соляные копья Велички под Краковым. Залежи Илецкой. Озеро Баскунчак.
Радий и радиевые руды.Соль радия и его значение. Кристаллическая руда. Извлечение радия. Альпийской – Гималайская складчатая область.
Апатит и нефелин.Что такое апатит и нефелин. Апатит – соединение фосфорной кислоты и кальция. Нефелин – «облако, туман». «Полярное золото» Хибин. Фосфор.
Уголь черный, белый, синий, красный.Черный уголь – громадный источник энергии. Природный углерод, в форме черного и бурого угля. Белый уголь – падающие массы воды. Синий уголь – морские приливы и отливы. Красный уголь – энергия солнца.
Черное золото. Редкие элементы.Нефть. Откуда она берется? Свойства нефти. Тантал, цезий, гафний, цирконий. Открытие венского химика Ауэр.
Колчедан.Железный колчедан – один из самых распространенных минералов земной коры. Пирит. Запасы .
Раздел VII
Минеролог любитель
Как собирать минералы. Необходимый инструмент минеролога. Как правильно держать лупу и образец. В каком виде и сколько образцов брать. Горный компас. Как правильно разламывать минералы.
Как определять минералы.Узнать химический состав. Паяльная трубка. Химический анализ. Физические свойства.
Как надо составлять и хранить минералогическую коллекцию.Паспорт камня. Шкаф для минералогических коллекций. Пыль – враг минералов. Этикетка.
В лаборатории минералога.Лаборатория геохимии. Кристаллография. Удельный вес минерала. Электрические и магнитные свойства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ
Использованная литература:
1.Занимательная минералогия/ А.Ферсман.- СПб.: ООО «Торгово – издательский дом «Амфора», 2015.
2. Короновский, Н. В. Общая геология / Н. В. Короновский. - М.:
МГУ, 2002.
3.Ананьев, В. П. Основы геологии, минералогии и петрографии / В. П.Ананьев, А. Д. Потапов. - М.: Высш. шк., 2005.
4.Короновский, Н. В. Практическое пособие по общей геологии: учеб,
пособие / Н. В.Короновский. - М.: Академия, 2004. - 160 с.
5. Лабораторные работы по структурной геологии, геокартированию и дистанционным методам: учеб, пособие для вузов / А. Е. Михайлов, В. В.Шершуков, Е. П. Успенский и др. - М.: Недра, 1988. - 196
6. Азизов. 3. К. Определитель минералов: учеб, пособие / 3. К. Азизов, С. Л. Пьянков. - Ульяновск: Ульяновский техн. ун-т., 2006. — 53 с.
7. Булах, А. Г. Что такое минерал / А. Г. Булах // Соровский образовательный журнал, 1999. - № 6. - С. 68-74.
8.Смит, Г. Драгоценные камни / Г. Смит. - М.: Мир, 1984. - 558 с.
9.Короновский, Н. В. Геология / Н. В. Короновский, Н. А. Ясаманов. -
М.: Академия, 2003. - 448 с.
10.Карлович, И. А. Геология / И. А. Карлович. - М.: Академический проспект, 2005.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………. | ||
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР…………………………….. | ||
1.1. | ПРОГРАММЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ… | |
1.2. | Классификация элективных курсов ………………………………. | |
1.3 1.4. 1.5. | Функции и задачи элективных курсов………………………….… Психолого-педагогические требования к разработке элективных курсов Критерии оценки программы элективного курса……………… | |
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ………………….. | ||
2.1 | Общее представление о минералах……………...………………... | |
2.2 | Классификация минералов. ……………………………………… | |
2.3 | Самые красивые и удивительные минералы… ………...……… | |
2.4 | Значениеминералов в жизни человека………………………… | |
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МИНЕРАЛОГИЯ»……………… | ||
3.1 | ……………………………………. | |
3.2 | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ …...……… | ||
ЛИТЕРАТУРА……………… | ||
ВВЕДЕНИЕ
Химия является одним из обязательных общеобразовательных предметов в основной школе. Химия– удивительная наука, с одной стороны, очень конкретная и имеет дело с бесчисленными полезными и вредными веществами вокруг нас и внутри нас. С другой стороны, эта наука весьма абстрактная: она изучает мельчайшие частицы, которые не увидишь в самый сильный микроскоп, рассматривает громоздкие формулы и сложные законы.
Химия развивалась на основе изучения химических свойств различных минералов и руд; на минералах отрабатывались методы аналитической химии, большинство химических элементов было обнаружено при изучении химического состава минералов. Минералогия как наука о природных химических соединениях (минералах) изучает во взаимной связи их состав, кристаллическое строение, свойства, условия образования и практическое значение.
Главнейшими задачами минералогии в настоящее время являются:
1) всестороннее изучение и более глубокое познание физических и химических свойств минералов во взаимной связи с их химическим составом и кристаллическим строением с целью практического использования их в различных отраслях промышленности и выявленияновых видов минерального сырья;
2) изучение закономерностей сочетания минералов и последовательности образования минеральных комплексов в рудах и горных породах с целью выяснения условий возникновения минералов и истории процессов минералообразования (генезиса), а также использования этих закономерностей при поисках и разведках различных месторождений полезных ископаемых.
Тема нашей дипломной работы «Возможности реализации элективного курса «Занимательная минералогия» в 9-х классах средней школы». Данная тема заинтересовала тем, что на сегодняшний день осуществляется первый этап модернизации образования. В условиях обновления содержания образования основная школа переходит к профильному обучению. Создание элективных курсов является важнейшей частью обеспечения профильного обучения. Именно в этом и заключается актуальность нашего дипломного проектирования. Нашей задачей является создание элективного курса «Занимательная минералогия» в 9-х классах средней школы, соответствующего всем требованиям, предъявляемым к элективным курсам.
Актуальность:интерес учащихся к изучению химии падает не только в силу объективно возросшей сложности содержания, но и недостатка творческого подхода педагога к преподаванию химии.
Гипотеза данной работы в том, что ориентация учащихся на некоторые аспекты содержания химии ранее практически не рассматриваемые в школьном курсе поможет повысить как интерес учащихся к изучению химии.
Цель работы: разработка и изучение возможностей элективного курса «Занимательная минералогия» в решении задач обучения, развития и воспитания.
Задачи:
Ø разработка элективного курса «Занимательная минералогия» для учеников 9-го класса.
Ø исследование возможностей использования содержания элективного курса во внеурочной работе учителя.
Метод исследования:комбинированный, включающий литературный поиск и экспериментальную апробацию методических подходов к разработке и изучению возможностей данного курса.
Объект исследования: обучение учащихся на занятиях элективного курса «Занимательная минералогия» 9-х классах МКОУ «СОШ №21» г.Нальчика.
Предмет исследования: процесс влияния элективного курса «Занимательная минералогия» на формирование познавательного интереса и мотивационной сферы учащихся.
Структура диплома состоит из трех отдельных глав, выводов, заключения, списка использованной литературы. В первой главе диплома освещаются основные понятия, содержание и сущность процесса, явления с раскрытием различных научных и методологических точек зрения, позиций. Во второй, экспериментальной части диплома описаны методики исследования. В третьей главе представлена структура дисциплины, перечень лабораторных работ и полученные в ходе выполнения новых не апробированных работ результаты эксперимента.
ГЛАВА I. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР
Важнейшим социальным требованием к школе является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Профильное обучение - это возможность для учащегося получить дополнительные знания и проверить свои возможности в интересующей его области знаний..
С введением профильного обучения в старшей школе возникает проблема выбора учащимся того или иного профиля обучения. Оказание помощи в правильном выборе призвана осуществить предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов через посещение элективных курсов.
Элективные курсы (курсы по выбору) призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника. Задачами межпредметных (ориентационных) курсов являются: формирование у школьников способности и умения ориентации в мире современных профессий; знакомство на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям; поддержание мотивации к тому или иному профилю.
Понятие «элективный» (лат. electus - избранный) – избирательный. Элективные курсы («курсы по выбору») составляют компонент образовательного учреждения (школьный компонент) базисного учебного плана.
1.1 ПРОГРАММЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ
Элективные курсы, организуемые в целях предпрофильной подготовки, могут разделяться на три типа:
1) традиционные предметные курсы, основанные на использовании имеющегося методического обеспечения (например, обычные факультативные курсы,