Знакомство с предлогом на (с. 55).

а) — Посмотрите на гнома. Он любит сидеть на пеньке (на ска­мейке, на диване). Маленькое слово на — предлог. Оно по­казывает, что предмет находится наверху чего — либо.

б) Чтение логопедом стихотворения:

Летит пчелка НА лужок,

Чтобы собирать медок.

Села НА ромашку,

А потом НА кашку,

А затем НА василек.

Вот уже готов медок!

— Какие цветы росли на лугу? (Ромашка, кашка, васи­лек.) Куда села пчелка? (Пчелка села на ромашку.)

Выполняется анализ предложения и составляется его схема.

Логопед показывает маленькое слово на — предлог, который стоит отдельно от других слов.

в) «Что где растет?»

Дети рассматривают и называют картинки, соединяют их дорожками, составляют предложения по схеме.

роза ёлка

смородина дуб

шишки грядка

морковь клумба

опята куст

желуди пень

Физминутка.

а) Имитация движений с речевым сопровождением «Летит пчелка на лужок» (см. стихотворение в п. 36)

б) Пальчиковая гимнастика. «Цветок»

Нежно дует ветерок. Будет пчел качать цветок. Руки в вертикальном положе­нии, ладонями друг к другу, наклоняются вправо-влево.
Закрывают лепестки — Будут спать всю ночь цветки. Пальцы собираются в горстку.

г) Чтение предложения по схеме.

Дети читают слова, называют картинку, подбирают сло­во, называющее действие. Читают предложение.

Итог занятия.

Упражнение в составлении предложений и схем с пред­логом на по индивидуальным картинкам.

ЗАНЯТИЕ № 39

Тема: Звуки [п], [пь].

Цель: уточнить произношение звуков [п], [пь]; учить вы­делять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога; познакомить с много­значностью слова плита, пила; развивать артикуляци­онную моторику, высоту и силу голоса.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, предмет­ные картинки и картинки с изображением двух каст­рюль, альбом 1.

Ход занятия

Организационный момент.

Задание «Выделить первый звук в слове».
небо вата мак

носорог василек муха

нитки ветка мел

ночь велосипед мишка

— Какие звуки выделили? (звуки [н], [нь], [м], [мь], [в], [вь]) Что у них общего?

Артикуляционная гимнастика.

« Покусать верхнюю (нижнюю) губу». «Сильно сжать губы и разомкнуть». «Посидеть в тишине (без напряжения сомкнуть губы, удерживать позу 5-10 сек)».

3. Знакомство со звуками [п], [пь].

а) Из кастрюли лезет тесто,
Ему мало стало места.
Только тесто не молчит,

А пыхтит, пыхтит, пыхтит:

[п]-[п]-[п]

[пь]-[пь]-[пь]

— Покажем, как пыхтит тесто: губы спокойно сомкните, вдохните через нос и быстро выдохните через рот, воздуш­ная струя легко разомкнет ваши губы.

Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале.

б) Характеристика звуков (по схеме).

4. Закрепление звуков [п],[пь] (с. 56).

а) — Посмотрите на тесто. Про него говорят: «Без рук, без ног, а в гору лезет». Как оно при этом пыхтит?

б) Произношение слогов с изменением силы голоса «Как ло­паются воздушные пузырьки в тесте».

Шепотом с умеренной громко

Силой

в) — Какие фишки на звук [п], [пь] выбрал Юпик? Почему?

г) Дифференциация звуков [п], [пъ].-Игра. «Сигнальщики».

пироги пончики

пирожное запеканка

пышка печенье

пудинг

— Что готовят из теста? Назовите слова со звуком [п], [пь]

д) Запеканку и печенье,
Пудинг всем на удивленье
Приготовят мастера —
Это наши ... (повара).

— На картинке мы видим повара. Его зовут Петя. Петя получил письмо-приглашение.

Наши рекомендации