Знакомство с предлогом на (с. 55).
а) — Посмотрите на гнома. Он любит сидеть на пеньке (на скамейке, на диване). Маленькое слово на — предлог. Оно показывает, что предмет находится наверху чего — либо.
б) Чтение логопедом стихотворения:
Летит пчелка НА лужок,
Чтобы собирать медок.
Села НА ромашку,
А потом НА кашку,
А затем НА василек.
Вот уже готов медок!
— Какие цветы росли на лугу? (Ромашка, кашка, василек.) Куда села пчелка? (Пчелка села на ромашку.)
Выполняется анализ предложения и составляется его схема.
Логопед показывает маленькое слово на — предлог, который стоит отдельно от других слов.
в) «Что где растет?»
Дети рассматривают и называют картинки, соединяют их дорожками, составляют предложения по схеме.
роза ёлка
смородина дуб
шишки грядка
морковь клумба
опята куст
желуди пень
Физминутка.
а) Имитация движений с речевым сопровождением «Летит пчелка на лужок» (см. стихотворение в п. 36)
б) Пальчиковая гимнастика. «Цветок»
Нежно дует ветерок. Будет пчел качать цветок. | Руки в вертикальном положении, ладонями друг к другу, наклоняются вправо-влево. |
Закрывают лепестки — Будут спать всю ночь цветки. | Пальцы собираются в горстку. |
г) Чтение предложения по схеме.
Дети читают слова, называют картинку, подбирают слово, называющее действие. Читают предложение.
Итог занятия.
Упражнение в составлении предложений и схем с предлогом на по индивидуальным картинкам.
ЗАНЯТИЕ № 39
Тема: Звуки [п], [пь].
Цель: уточнить произношение звуков [п], [пь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе обратного и прямого слога; познакомить с многозначностью слова плита, пила; развивать артикуляционную моторику, высоту и силу голоса.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, предметные картинки и картинки с изображением двух кастрюль, альбом 1.
Ход занятия
Организационный момент.
Задание «Выделить первый звук в слове».
небо вата мак
носорог василек муха
нитки ветка мел
ночь велосипед мишка
— Какие звуки выделили? (звуки [н], [нь], [м], [мь], [в], [вь]) Что у них общего?
Артикуляционная гимнастика.
« Покусать верхнюю (нижнюю) губу». «Сильно сжать губы и разомкнуть». «Посидеть в тишине (без напряжения сомкнуть губы, удерживать позу 5-10 сек)».
3. Знакомство со звуками [п], [пь].
а) Из кастрюли лезет тесто,
Ему мало стало места.
Только тесто не молчит,
А пыхтит, пыхтит, пыхтит:
[п]-[п]-[п]
[пь]-[пь]-[пь]
— Покажем, как пыхтит тесто: губы спокойно сомкните, вдохните через нос и быстро выдохните через рот, воздушная струя легко разомкнет ваши губы.
Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале.
б) Характеристика звуков (по схеме).
4. Закрепление звуков [п],[пь] (с. 56).
а) — Посмотрите на тесто. Про него говорят: «Без рук, без ног, а в гору лезет». Как оно при этом пыхтит?
б) Произношение слогов с изменением силы голоса «Как лопаются воздушные пузырьки в тесте».
Шепотом с умеренной громко
Силой
в) — Какие фишки на звук [п], [пь] выбрал Юпик? Почему?
г) Дифференциация звуков [п], [пъ].-Игра. «Сигнальщики».
пироги пончики
пирожное запеканка
пышка печенье
пудинг
— Что готовят из теста? Назовите слова со звуком [п], [пь]
д) Запеканку и печенье,
Пудинг всем на удивленье
Приготовят мастера —
Это наши ... (повара).
— На картинке мы видим повара. Его зовут Петя. Петя получил письмо-приглашение.