Логопед предлагает детям выделять голосом предлог в.
в) Составление схемы предложения «Заяц побывал в цирке».
Логопед показывает, что маленькое слово в — предлог, стоит отдельно от других слов.
г) Составление предложения по схеме. Объединение предложений в рассказ.
— Досмотрите на схемы предложения. В схемах есть картинки. Они показывают, о чем говорится в предложении. Назовите, что изображено на картинках (Лес, ежик,
дом, шкаф.)
Какой предлог используется в каждом предложении? Рассмотрите схему первого предложения. Посчитайте, сколько слов в предложении. Составьте предложение.
Аналогично работа проводится по другим схемам.
— Прочитайте весь рассказ. Придумайте название рассказу.
д) Упражнение в составлении схем.
— Где учатся дети? (Дети учатся в школе.) Куда кладут учебные вещи? (Учебные вещи кладут в ранец.)
Дети отвечают на вопросы и составляют в тетрадях схему предложения.
Итог занятия.
Дети по индивидуальным сюжетным картинкам составляют предложения с предлогом в.
ЗАНЯТИЕ №35
Тема: Звуки [н], [нь].
Цель: уточнить произношение звуков [н], [нь]; учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; обучать анализу и синтезу прямого и обратного слога; развивать артикуляционную моторику, дыхание, голос.
Оборудование: сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
Задание «Подобрать слова к слоговым схемам»:
2. Артикуляционная гимнастика.
«Покусать кончик языка».
«Качели».
«Надавить кончиком языка за верхними зубами».
3. Знакомство со звуками [н], [нь] (с. 52).
а) — Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна...? (Несмеяна.) Сидит Несмеяна на троне и ноет: то [н]-[н]-[н], то [нь]-[нь]-[нь]. Покажите, как ныла Несмеяна. Произношение звуков:
[н].Губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает.
[нь].Кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен.
б) Артикуляционная и звуковая характеристика звуков.
Дети наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характеризуют его: звук [н] — согласный, твердый, звонкий; [нь] — согласный, мягкий, звонкий.
— Юпик показывает Несмеяне фишки. Какую фишку показал Юпик на звук [н]? А какую — на звук [нь]? Но Несмеяна на него даже не смотрит, а пуще прежнего ревет.
в) Дифференциация звуков [н]-[нь ].
— Послушайте слово. Определите, какой звук в слове: [н] или [нь]. «Зажги» фонарики на эти звуки.
Царевна деньги
крикунья конец
улыбнуться Несмеяна
принц нянька
невеста ноет
г) «Укачивание».
— Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать:
Поукачиваем ее и мы.
Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижением голоса.
Но Несмеяна все ревет, ругается, нянек за косы таскает. Убежали няньки.
4. Выделение звуков [н], [нь] из состава слова.
— Осталась Несмеяна одна-одинешенька. Ночь на дворе. Рассмотрите картинку. Назовите слова со звуком [н], [нь] в начале слова; в середине; в конце слова.
Пока Несмеяна ноет, послушайте, что произошло в саду. Об этом нам расскажет Юпик.
Нам не нужны такие шутки.
Кто ночью срезал незабудки?
На грядке отпечатки ног!
Наверно, это — носорог?
Дети находят слова со звуками [н], [нь]. Упражняются в отчетливом произношении стихотворения с соблюдением интонации.
Физминутка.
На вопрос логопеда дети отвечают хором: «Вот так» и показывают жестом нужное движение.
— Как живешь? — Вот так! | Большой палец вверх. |
— Как идешь? — Вот так! | Два пальца шагают по другой ладони. |
— А бежишь? — Вот так! | Согнуть руки в локтях и показать, как работают руки при беге. |
— Ночью спишь? — Вот так! | Руки «лодочкой» на щеку и положить на них голову. |
— Как берешь? — Вот так! | Хватательные движения. |
— А даешь? — Вот так! | Руки перед собой, ладони вверх. |
— Как грозишь? — Вот так! | Грозить указательным пальчиком. |
— А шалишь? — Вот так! | Надуть щеки и разом стукнуть по ним. |
Звуковой анализ (с. 53).
а) — Сидит Несмеяна вся опухшая, в слезах, капризничает, предложения не договаривает: «Я несу ...». По картинкам (небо, пень, носки, дыня, сарафан, корзина) догадайтесь, что она хочет дальше сказать? Что может Несмеяна нести?
Аналогично проводится работа с предложениями «Я надену ...», «Янарисую ...».
— Понаехали принцы заморские. Ходят перед нею, шутят, а она им задания дает: «Подберите схемы к названиям картинок». Они отгадать не могут. А вы сможете выполнить ее задание?