Звуковой анализ и синтез прямого слога.
Дети работают с индивидуальными схемами, а логопед демонстрирует работу на доске.
Между елок и сосенок
Маму потерял теленок
— Где же мама, не пойму?
— Здесь я, мой хороший: Му!
— Что ответила мама? Назовите первый звук в слоге му. Какой он? Какой фишкой его обозначим? Послушайте второй звук: мууу. Какой он? Обозначим его фишкой.
Если после согласного звука следует гласный звук, то они сливаются. Вдохнем и прочитаем их слитно, на одном выдохе. Сначала, сомкнув губы, произносим звук [м] и готовим губы, вытягивая их в трубочку, к произношению звука [у].
Превратите слог му в слог ма (мо, мы, мэ, ми). При составлении схемы слога ми логопед объясняет, что гласный звук [и] всегда «дружит» с мягкими согласными. Найдите корову внизу страницы. Какие слоги она «произносит»?
А последнее задание для вас и для меня. Вам надо слитно прочитать схемы слогов со звуками [м] и [мь], а мне придумать слово с этим слогом.
Итог занятия.
— Чем отличаются звуки [м] и [мь]? Чем похожи звуки [м] и [мь]?
ЗАНЯТИЕ №29
Тема: Буквы М, м.
Цель: закрепить звуки [м], [мь]; познакомить с их графическим обозначением ; сформировать умение читать обратный и прямой слог; обучать звуко-буквенному анализу; развивать интонационную выразительность речи, зрительное восприятие, пространственную ориентировку.
Оборудование: символы звуков, кассы букв, разрезные буквы и слоги, счетные палочки, афиша, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
Заменить в слоге твердый звук [м] на мягкий звук [мь], и наоборот.
Повторение.
а) Повторение характеристики звуков [м], [мь].
б) Игра «Живые звуки».
У детей символы гласных звуков [а], [о], [у], [и], [ы], [э] и звука [м]. Логопед называет слог (прямой и обратный). Дети выходят и встают в нужном порядке.
Знакомство с буквами М,м.
а) — Сегодня мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [м], [мь].
Логопед демонстрирует буквы Мм.
б) Анализ буквы.
— Сколько элементов у буквы М? Какие это элементы? Буквы похожи? Чем отличаются?
Логопед называет слова, которые пишутся с большой и с маленькой буквы.
— Постройте букву М из счетных палочек.
в) Работа по пособию (с. 45).
— Прочитайте буквы в голубой рамке.
Посмотрите в верхний левый угол. На что похожа буква М? (Маска, дети, стоящие в паре.)
Логопед предлагает детям, взявшись за руки, построить букву М и читает стихотворение:
Взявшись за руки,
Мы встали.
И на М похожи
Стали.
— Посмотрите в правый верхний угол, как можно построить букву М с помощью пальцев рук.
На что еще похожа буква М? (Качели, молния...).
Работа с кассами.
а) Определение места буквы М в настенной и индивидуальных кассах.
б) Звуко-буквенный анализ обратных слогов.
— Мама кормит малыша и говорит ему: «Ам!»
Какой первый звук в слове? Обозначьте его буквой.
Какой второй звук? Какой буквой его обозначить?
Прочитаем составленное слово. Читайте букву А и сразу же, не прерывая голоса, переходите к чтению буквы М. Букву М не тяните.
Аналогично дети составляют и читают слоги: ом, ум, им, ым, эм.
в) Звуко-буквенный анализ прямых слогов.
— Доскажите словечко:
Каждый день и каждый час
Мы твердим упрямо:
— Нет на свете никого
Лучше нашей... (мамы)
— Разделите слово мама на слоги. Назовите первый слог. Произнесите его протяжно. Произнесите первый звук. Какой буквой его обозначить?
Назовите второй звук. Обозначьте его буквой. Прочитаем составленный слог. Читайте протяжно букву М и готовьте губы к прочтению буквы А.
Дети составляют второй слог ма и читают слово мама. После прочтения слова мама дети встают и произносят слово мама с разной интонацией, сопровождая произнесение слова движениями рук.
Мама! | Руки подняты. |
Мама... | Руки слегка разведены в стороны. На лице выражение растерянности. |
Мама? | Руки опущены вниз. Подняв плечи, руки развести в стороны. |
Мама. | Руки перед грудью. Отвести руку в сторону. |
Затем дети составляют и читают слоги мо, му, мы, ми, мэ. При составлении слога ми логопед обращает внимание, что мягкий звук [мь] тоже обозначается буквой М. Буквой М обозначается и твердый и мягкий звук. При прочтении слога ми логопед объясняет, что буква И показывает, что Мнадо произносить мягко.
Чтение по пособию (с. 45).
а) «Подружи» букву М с гласными буквами.
На картинке изображена гроза. Идет дождь. Сверкает молния. Молния похожа на букву М. На туче гласные буквы. А под дождем: мак, муха, мышка, мишка, мост.
— Проведите пальчиком по молнии, соедините букву М с
гласной буквой. Прочитайте слог. Назовите слово с этим
слогом, рассматривая картинку «Кто мокнет под дождем? ».
б) Чтение обратных и прямых слогов.
Итог занятия.
— Посчитайте, сколько букв М в тексте афиши.