Логопед делает вывод: Если при произнесении звука воздух встречает преграду, то такие звуки называются согласными.
— Звук [м] гласный или согласный? Почему?
4. Анализ артикуляции звука [м].
—Расскажите о звуке [м] по схеме.
Губы сомкнуты, но без напряжения. Воздушная струя идет через нос. Голос работает. Дети тыльной стороной ладони ощущают напряжение гортани.
— Приложите тыльную сторону ладони к горлышку. Там живет голос.
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Звук [м] звонкий, так как в его произношении участвует голос.
Логопед знакомит с условным обозначением звука [м].
— Звук [м] обозначается синей фишкой с колокольчиком. Колокольчик на фишке «говорит», что звук [м] звонкий.
5. Закрепление по пособию (с. 43).
—Посмотрите на картинку коровы в левом верхнем углу страницы. Как она мычит?
—Какую фишку поднял Юпик? Какой звук она обозначает?
6. Выделение звука [м] из состава слова. Игра «Сигнальщики» (с фонариками).
— Каждая хозяйка знает голос своей коровы и узнает его среди других коровьих голосов. И вы постарайтесь услышать звук [м] среди других звуков: в, м, ш, н, м, л, м, ф, п, м.
Среди слогов: ам, оп, ну, мы, пэ, му.
Среди слов: Маша, трава, молоко, поит, манная (каша), копыта, мычит.
Любит Маша манную кашу.
Любит Маша попить молока.
Чтобы сытая коровушка была.
Чтобы много молока она дала.
Пришла корова на луга.
— Посмотрите на картину «Корова на лугу». Стоит корова на зеленом лугу, траву жует. Рога у коровы крутые, бока толстые, стоит, хвостом помахивает. По картине назовите слова со звуком [м], выделяя его голосом. (Дом, дым, малина, мухи, мак, ромашка, камыш, муравей.)
Физминутка.
— Любит лакомиться молоком и кошка Мурка. Послушайте стихотворение «Лакомка» и покажите его пальчиками.
Стоит на кухне, за столом,
Горшок со свежим молоком.
Тайком пробралась в кухню кошка
Отведать молока немножко.
Наклонилась, пьет вершок,
Сунув голову в горшок.
А потом: — Ой-ой-ой!
Ай-я-й! Застряла голова!
Побежала во двор,
Натолкнулась на забор.
— Бумс-бац! Ток-ток-ток!
Раскололся горшок.
Побежала кошка в дом
Опять за свежим молоком.
8. Звуковой анализ.
Дети работают с индивидуальными схемами. Логопед демонстрирует работу на доске.
а) Определение места звука в слове:
— Выбирает корова среди травы что повкуснее — разные цветочки: «мак» (дети обозначают место звука [м] в слове), «ромашку». Отгоняет хвостом «мух», «комаров». Принесет корова в «дом», вкусное «молоко».
б) Звуковой анализ и синтез обратных слогов.
Коровушка домой идет.
Молочко нам несет.
Надо кашку варить,
Машу кашкой кормить.
— Сварила мама кашу. Кормит Машу. Говорит ей: «Ам!» Какой первый звук она произнесла? Обозначим его фишкой. Какой второй звук она произнесла? Какой фишкой его обозначим? Почему?
Чтение составленной схемы.
в) Преобразование схем обратных слогов: ам — ом — ум — им — ым — эм.
Дети преобразуют схему и прочитывают,
г) Подружи звук [м] с гласными звуками (с. 43).
Итог занятия.
— Какой звук вы узнали сегодня на занятии? Какой звук [м]? Найдите слова со звуком [м] в двустишии:
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
ЗАНЯТИЕ №28
Тема:Звук [мь]; дифференциация звуков [м] — [мь].
Цель: уточнить произношение звука [мь]; дать понятие о твердых и мягких согласных звуках; учить выделять звуки [м], [мь] из состава слова; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить с анализом и синтезом прямого слога.
Оборудование: индивидуальные зеркала, сигнальные фонарики, схемы, альбом 1.
Ход занятия
Организационный момент.
— Назовите слова, начинающиеся со звука [м], выделяя его голосом.
2. Повторение характеристики звука [м].
3. Знакомство со звуком [мь].
— М-м-м — корова замычала,
Она теленочка искала.
А теленок ей в ответ: — Мь-мь-мь...
Корова мычит строго: м-м-м. Звук [м] — твердый. А теленочек ей отвечает нежно, ласково: мь-мь-мь. Звук [мъ] — мягкий. Губы растягиваются в легкую улыбку, спинка языка поднимается к небу.
Дети совместно с логопедом, наблюдая за артикуляцией в зеркале, анализируют звук [мь] по схеме и делают вывод. Звук [мь] согласный, звонкий, мягкий.
Логопед демонстрирует условное обозначение звуков:
Звук [м] —согласный твердый, обозначается синей фишкой.
Звук [мь] — согласный мягкий, обозначается зеленой фишкой.
Колокольчики на фишках говорят, что звуки [м] и [мь] — звонкие.
4. Закрепление звука [мь] по пособию (с. 44).
— Посмотрите на картинку коровы и теленка. Как они мычат? Какие фишки поднял Юпик? Какие звуки они обозначают?
5. Дифференциация звуков [м] — [мь].
— Издавна корову называют кормилицей. Ведь она дает молоко. А из молока на молокозаводах изготавливают продукты: кефир, сливки, йогурт, творог, сыр и другие. Рассмотрите их на странице книги. Эти продукты называются молочными.
Жили-были два гномика. Они очень любили молочные продукты. Одного звали Мук, а другого Мик. Найдите их на странице книги. Догадайтесь, кто из них Мук, а кто Мик? Почему? В магазине каждый из них покупал свои любимые молочные продукты: Мук — продукты со звуком [м] в названии, а Мик — со звуком [мь].
Какие продукты купит Мук? А какие Мик?
Логопед называет продукт (молоко, эскимо, масло, сметана, Milky Way), выделяя в слове голосом звук [м] ([мь]), а дети показывают фишку, называют звук [м] ([мь]) и имя гнома.
Работа со схемой.
— По дороге домой повстречали гномы Юпика и предложили ему отгадать по схемам, какие продукты со звуками [м] и [мь] они купили. Юпик задумался над схемами слов. Попробуйте вы определить название, какого продукта показывает схема.
Физминутка.
«Лакомка» — См. конспект № 27.