Развитие фонематического слуха.
а) «Зажги фонарик».
—Выделение звука [ы] из ряда гласных: о, ы, э, у, ы, а, ы,у,э,ы.
—Выделение звука [ы] из ряда слогов: ма, мы, ты, ну, ка, пы, по, ба, вэ, бы.
—Выделение звука [ы] из состава слова: дом, дым, мак, усы, бык, кот, мох, эхо, дыня, зубы, сок, весы.
б) — Видим мы зеленый холм,
В глубине его есть дом.
В доме том живет семья:
Папа, мама, брат, сестра.
Дети рассматривают картину «Мышиная семья» (с. 34) и называют слова со звуком [ы], выделяя его голосом. (Мышь, мышонок, сыр, мыло, часы, весы, рыба, бусы, буквы, умывальник.)
Звуковой анализ.
а) — Мышата в магазин пошли.
Дали им корзины.
Вы продукты назовите,
Их в корзины положите.
Дети рассматривают схемы на корзинах, определяют место звука [ы] в схеме слова, называют картинки (сыр, макароны, рыба, конфеты, тыква) и «раскладывают» продукты по корзинам.
Логопед делает вывод: Нет слов с начальным звуком [ы]. Звук [ы] «трусливый», как и мышки, прячется в середину и в конец слова. Он никогда не стоит в начале слова.
б) «Запомни, повтори, составь».
Логопед произносит ряд гласных. Дети повторяют и изображают его символами: о у а ы
У ы а о
А ы у э
Физминутка.
а) Дети произносят стихотворение «Черный кот» с имитацией движений.
Вот идет черный кот, | Ходьба на месте |
Притаился, мышку ждет. | Присесть. |
Мышка норку обойдет И к коту не попадет. | Ходьба на носочках по кругу. |
б) Пальчиковая гимнастика. «Мышки — шалунишки».
В нашем маленьком домишке | Дети изображают дом, |
Завелись серые мышки, | мышек, |
Так и шмыгают кругом, Все на кухне кувырком. То топочут за столом, | стол, |
Лакомятся молоком, На скамейку сесть хотят | скамейку, |
И пугают там ребят. То на шкаф залезут мышки, | шкаф, |
То на стуле шалунишки! | стул, |
Так и хочется поймать, А они — шмыг под кровать. | Быстро прячут мышек. |
7. Упражнение в образовании множественного числа существительных.
— Юпик никак не мог научиться произносить звук [ы]. Обратился он к мышкам за помощью. Они стали играть в игру «Доскажи словечко» (с. 35).
На берегу растет сосна,
А рядом с нею ... (сосны).
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею ... (звезды).
Стал красным-красным помидор,
А рядом ... (помидоры).
Вот гном один,
Вот гном второй.
А вместе это ... (гномы).
8. Упражнение в согласовании прилагательных и существительных.
—Мышки нарисовали картинки, в названии которых есть их любимый звук [ы]. Назовите их. (Крыша, язык, ягоды, мыло.)
—Мышки сказали Юпику: «Мы будем слово называть, а ты к слову картинку подбирать».
спелые... (ягоды)
длинный... (язык)
душистое... (мыло)
дырявая... (крыша)
9.Упражнение в согласовании числительных и существительных.
— Мышки предложили игру «Сосчитайка».
Один — два — три — четыре — пять —
Будем тыквы мы считать.
Итог занятия.
— Что вы узнали о звуке [ы]?
ЗАНЯТИЕ №21
Тема: Буква ы.
Цель: закрепить произношение звука [ы]; познакомить с его графическим обозначением; учить соотносить звук и букву; развивать голос и дыхание; формировать графические навыки; обучать звуко-буквенному анализу, чтению и письму буквенных рядов.
Оборудование: кассы букв, тетради,- ручки, буквы э, ы, ю, ш, ф, альбом 1.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Задание «Повтори слово».
Логопед произносит по два слова, а дети повторяют только слово со звуком [ы]: дом, дым; пышка, пушка; сон, сын; бук, бык; мошка, мышка; дыня, Дина; клюква, тыква.
2. Знакомство с буквой.
а) — Что вы знаете о звуке [ы]?
На доске выставлены буквы: э, ы, ю, ш, ф.
— Как вы думаете, какая из этих букв буква ы?
б) Анализ буквы ы.
— Сколько элементов у буквы ы? Какие это элементы?
в) Закрепление по пособию, (с. 36).
— Прочитайте букву в розовой рамочке. Почему нет большой буквы ы? На что похожа буква ы?
Логопед читает стихотворения:
Смешно мальчишкам и девчонкам:
Проходят рядом толстый с тонким.
Они совсем не понимают,
Что букву ы напоминают.
Буква ы на вид сурова,
Но характером скромна:
Никогда в начале слова
Не становится она.
Но ни ты, ни мы, ни вы
Не обходимся без ы.
— Посмотрите в правый верхний угол страницы. Как построена буква ы? Постройте ее так же.
3. Работа с кассой.
а) Нахождение места буквы ы в кассе.
б) Составление буквенных рядов.
— Обозначь звуки буквами:
а ы о у;
у а э ы.
Работа в тетради.
а) печатание буквы ы;
б) печатание ряда гласных: о а ы у.
Б. Физминутка «Черный кот».
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Вот идет черный кот,
Притаился — мышку ждет.
Мышка норку обойдет
И к коту не попадет.
Чтение по пособию (с. 36).
а) чтение буквы ы с изменением высоты голоса: «Пройди по горам»;
б) чтение ряда гласных на одном выдохе.
Звуко-буквенный анализ.
а) «Впиши букву ы в схему слова».
Дети протяжно произносят слово (сыр, осы). Соотносят звуки со схемой слова. Находят место звука [ы] и обозначают его буквой ы.
— Где стоит буква ы в слове сыр? Осы?
Мы узнали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
Е. Благинина
б) — Однажды буква Ы пошла в лес за грибами. Какие грибы увидела буква ы? Назовите их. (Сыроежку, красноголовик, рыжик, белый гриб, мухомор.) Но в корзину она положила только те грибы, в названии которых есть звук [ы]. Какие грибы она положила в корзинку?
8. Пальчиковая гимнастика. Про грибы
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб сорвал,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну а этот лишь глядел.