Развитие фонематического слуха.

а) «Зажги фонарик».

—Выделение звука [ы] из ряда гласных: о, ы, э, у, ы, а, ы,у,э,ы.

—Выделение звука [ы] из ряда слогов: ма, мы, ты, ну, ка, пы, по, ба, вэ, бы.

—Выделение звука [ы] из состава слова: дом, дым, мак, усы, бык, кот, мох, эхо, дыня, зубы, сок, весы.

б) — Видим мы зеленый холм,

В глубине его есть дом.

В доме том живет семья:

Папа, мама, брат, сестра.

Дети рассматривают картину «Мышиная семья» (с. 34) и назы­вают слова со звуком [ы], выделяя его голосом. (Мышь, мышонок, сыр, мыло, часы, весы, рыба, бусы, буквы, умывальник.)

Звуковой анализ.

а) — Мышата в магазин пошли.
Дали им корзины.

Вы продукты назовите,

Их в корзины положите.

Дети рассматривают схемы на корзинах, определяют место звука [ы] в схеме слова, называют картинки (сыр, макароны, рыба, конфеты, тыква) и «раскладывают» продукты по корзинам.

Логопед делает вывод: Нет слов с начальным звуком [ы]. Звук [ы] «трусливый», как и мышки, прячется в середину и в конец сло­ва. Он никогда не стоит в начале слова.

б) «Запомни, повтори, составь».

Логопед произносит ряд гласных. Дети повторяют и изо­бражают его символами: о у а ы

У ы а о

А ы у э

Физминутка.

а) Дети произносят стихотворение «Черный кот» с имита­цией движений.

Вот идет черный кот, Ходьба на месте
Притаился, мышку ждет. Присесть.
Мышка норку обойдет И к коту не попадет. Ходьба на носочках по кругу.

б) Пальчиковая гимнастика. «Мышки — шалунишки».

В нашем маленьком домишке Дети изображают дом,
Завелись серые мышки, мышек,
Так и шмыгают кругом, Все на кухне кувырком. То топочут за столом, стол,
Лакомятся молоком, На скамейку сесть хотят скамейку,
И пугают там ребят. То на шкаф залезут мышки, шкаф,
То на стуле шалунишки! стул,
Так и хочется поймать, А они — шмыг под кровать. Быстро прячут мышек.

7. Упражнение в образовании множественного числа су­ществительных.

— Юпик никак не мог научиться произносить звук [ы]. Обратился он к мышкам за помощью. Они стали играть в игру «Доскажи словечко» (с. 35).

На берегу растет сосна,

А рядом с нею ... (сосны).

Горит прекрасная звезда,

А рядом с нею ... (звезды).

Стал красным-красным помидор,

А рядом ... (помидоры).

Вот гном один,

Вот гном второй.

А вместе это ... (гномы).

8. Упражнение в согласовании прилагательных и суще­ствительных.

—Мышки нарисовали картинки, в названии которых есть их любимый звук [ы]. Назовите их. (Крыша, язык, яго­ды, мыло.)

—Мышки сказали Юпику: «Мы будем слово называть, а ты к слову картинку подбирать».

спелые... (ягоды)

длинный... (язык)

душистое... (мыло)

дырявая... (крыша)

9.Упражнение в согласовании числительных и сущест­вительных.

— Мышки предложили игру «Сосчитайка».

Один — два — три — четыре — пять —

Будем тыквы мы считать.

Итог занятия.

— Что вы узнали о звуке [ы]?

ЗАНЯТИЕ №21

Тема: Буква ы.

Цель: закрепить произношение звука [ы]; познакомить с его графическим обозначением; учить соотносить звук и букву; развивать голос и дыхание; формировать графиче­ские навыки; обучать звуко-буквенному анализу, чте­нию и письму буквенных рядов.

Оборудование: кассы букв, тетради,- ручки, буквы э, ы, ю, ш, ф, альбом 1.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Задание «Повтори слово».

Логопед произносит по два слова, а дети повторяют только сло­во со звуком [ы]: дом, дым; пышка, пушка; сон, сын; бук, бык; мошка, мышка; дыня, Дина; клюква, тыква.

2. Знакомство с буквой.

а) — Что вы знаете о звуке [ы]?

На доске выставлены буквы: э, ы, ю, ш, ф.

— Как вы думаете, какая из этих букв буква ы?

б) Анализ буквы ы.

— Сколько элементов у буквы ы? Какие это элементы?

в) Закрепление по пособию, (с. 36).

— Прочитайте букву в розовой рамочке. Почему нет большой буквы ы? На что похожа буква ы?

Логопед читает стихотворения:

Смешно мальчишкам и девчонкам:

Проходят рядом толстый с тонким.

Они совсем не понимают,

Что букву ы напоминают.

Буква ы на вид сурова,

Но характером скромна:

Никогда в начале слова

Не становится она.

Но ни ты, ни мы, ни вы

Не обходимся без ы.

— Посмотрите в правый верхний угол страницы. Как по­строена буква ы? Постройте ее так же.

3. Работа с кассой.

а) Нахождение места буквы ы в кассе.

б) Составление буквенных рядов.

— Обозначь звуки буквами:
а ы о у;

у а э ы.

Работа в тетради.

а) печатание буквы ы;

б) печатание ряда гласных: о а ы у.

Б. Физминутка «Черный кот».

Выполнение движений с речевым сопровождением.

Вот идет черный кот,

Притаился — мышку ждет.

Мышка норку обойдет

И к коту не попадет.

Чтение по пособию (с. 36).

а) чтение буквы ы с изменением высоты голоса: «Пройди по горам»;

б) чтение ряда гласных на одном выдохе.

Звуко-буквенный анализ.

а) «Впиши букву ы в схему слова».

Дети протяжно произносят слово (сыр, осы). Соотносят звуки со схемой слова. Находят место звука [ы] и обозначают его бук­вой ы.

— Где стоит буква ы в слове сыр? Осы?

Мы узнали от совы,

Что нету слов на букву Ы.

Е. Благинина

б) — Однажды буква Ы пошла в лес за грибами. Какие гри­бы увидела буква ы? Назовите их. (Сыроежку, красного­ловик, рыжик, белый гриб, мухомор.) Но в корзину она положила только те грибы, в названии которых есть звук [ы]. Какие грибы она положила в корзинку?

8. Пальчиковая гимнастика. Про грибы

Раз, два, три, четыре, пять —

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб сорвал,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал,

Этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

Наши рекомендации