Логопед объясняет это явление природы.

б) — Какой первый звук в слове?

Дети наблюдают в зеркале артикуляцию звука [э]. Губы в улыб­ке. Зубы сближены, но не смыкаются. Кончик языка касается ниж­них зубов, спинка языка приподнята.

в) Характеристика звука [э] по схеме.

4. Закрепление звука [э] (с. 32).

а) — Мальчика зовут Эдик. Какой первый звук в его имени?
Произнесем имя мальчика, выделяя голосом звук [э].

Эдик поймал рыбу, но она неожиданно сорвалась с крючка. Эдик сказал с сожалением: «Э-э-э...»

Посмотрите на рисунок губ. Произнесите звук [э]. По­чему Юпик показывает красную фишку? Посмотрите, как на фишке изображено положение губ при произно­шении звука [э].

б) Работа над голосом.

Дети произносят звук [э] с усилением и ослаблением го­лоса.

Развитие фонематического слуха.

а) Дети с «фонариками» ходят по кругу.

— Я буду произносить слоги и слова. Бели услышите в них звук [э], остановитесь и поднимите фонарик: эх, ум, им, это, ах, Эдик, он, эхо.

б) — Эдик заинтересовался, в названии каких предметов есть звук [э]. Он включил компьютер. Компьютер показал картинки. Посмотрите на экран, рассмотрите их. Какие картинки выбрал Эдик? Где в этих словах стоит звук [э]?

в) — Если бы Эдик вошел в Интернет, он бы еще увидел предметы, в названии которых есть звук [э].

Логопед демонстрирует картинки и объясняет значение слов.

элеватор дуэт

эскалатор поэт

электричка аэродром

экран аэропорт

экскурсовод аэроплан

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика.

Эдик за компьютер сел —

Написать он захотел:

«Эхо», «эму» и «дуэт»,

«Эстафета» и «поэт».

Дети имитируют печатание на компьютере, поочередно ударяя пальцами по столу.

б) Выполнение движений с речевым сопровождением.

Встаньте дружно, потянитесь!

Пошагайте, покрутитесь.

Руки вправо, руки влево,

А потом присядьте смело.

Снова встаньте, потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

7. Звуковой анализ.

а) — Определите место звука [э] в словах: электричество, аэрофлот, экскурсия, многоэтажный.

б) — В каком домике живут эму и поэт?

8. Упражнение в образовании сложных слов (с. 32).

а) Загадка.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество —

Это ...

Электричество

— Электричество вырабатывает станция. Ее называют электростанция. Посмотрите на картинку. Как образова­лось это слово?

Рассмотрите следующую картинку. Все эти приборы ра­ботают от электричества. Это электроприборы. Какие два слова соединились в этом слове?

Человека, который монтирует электрические сети, назы­вают электромонтер. Почему его так называют?

Эдик живет в одноэтажном доме. Какие два слова соеди­нились в слове одноэтажный?

У вас цифры, которые показывают количество этажей в доме. Соедините в одно слово число (два, три, ...) и слово этаж. Какой получится дом?

В некоторых домах много этажей? Какие это дома? (Многоэтажные.) А в каком доме вы живете?

Итог занятия.

Дети повторяют слова-названия картинок (с. 32).

ЗАНЯТИЕ №19

Тема: Буквы Э, э.

Цель:закрепить звук [э], познакомить с графическим обо­значением звука [э]; учить соотносить звук и букву; обу­чать чтению ряда гласных букв; развивать голос и дыха­ние.

Оборудование: буквы, кассы букв, тетради, ручки, альбом 1.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Задание «Назвать слова со звуком [э]».

2. Повторение характеристики звука [э].

Знакомство с буквами Э э.

а) — Звук [э] обозначается буквой э.

Логопед демонстрирует буквы Э э.

Буква Эс открытым ртом

И огромным языком.

— Чем отличаются буквы? Сколько элементов у буквы Э? Какие это элементы?

б) Закрепление образа буквы по пособию (с. 33).

Страус эму рот раскрыл

Букву Э изобразил.

— Прочитайте буквы в розовой рамочке. Посмотрите, как построили букву Э с помощью рук. Постройте и вы.

Работа с кассой букв.

а) Страуса везет экспресс

В страну буквенных чудес.

— Откройте кассы. Прочитайте, какие буквы увидел страус эму. Определите в кассе место для букв Э э.

б) Составление ряда букв.

—Страус рот раскрыл и произнес:

а э у о;

и о а э.

— Покажите буквами, что сказал страус.

Письмо.

Печатание букв Э э.

Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика.

Изобразить с помощью пальцев рук гласные буквы: а, о, у,и,э.

б) Выполнение движений с речевым сопровождением:

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем,

А сейчас их разведем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

7. Закрепление образа буквы Э (с. 33)

а) — Увидел страус, как перемешались буквы. Решил по­считать, сколько здесь букв Э. Сколько букв он насчи­тал?

б) Буквы выстроились в ряд.

—Нас читайте, — говорят.

—Прочитайте буквы на одном выдохе.

в)— Подъехал страус к четырехэтажному дому. На каждом этаже расположилась буква Э. Страус стал подниматься по этажам, изменяя высоту голоса, силу голоса. Страус поднялся по этажам и опустился. Покажите, как изме­нялся его голос.

—Доскажите слова и соотнесите их со схемой в кроссворде.

—Устал страус. Остановился и произнес короткое слово: Э... !(Эх!)

Вечен спор на эту тему:

Зверь иль птица страус ... (эму).

Уморился страус наш —

Шел на верхний он ... (этаж).

г) Отгадывание ребуса «Эхо».

— Поможем страусу отгадать зашифрованное слово, ко­торое он увидел в стране буквенных чудес.

Орган слуха —

Это... (ухо).

— Расскажите, как отгадать этот ребус?

Итог занятия.

— Покидая страну буквенных чудес, страус увидел до­мик с красной крышей и заметил в нем свою букву. Какую букву он заметил? Где она живет? Почему?

ЗАНЯТИЕ № 20

Тема: Звук [ы].

Цель:уточнить произношение звука [ы]; учить интониро­вать звук [ы]; выделять звук [ы] из состава слова; обучать анализу звукового ряда гласных; развивать голос, артику­ляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.

Оборудование: зеркала, символы гласных звуков, сигнальные фонарики, схема анализа артикуляции звука, альбом 1.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед предлагает детям озвучить звуковую дорожку, составленную из символов гласных звуков, например:

2. Артикуляционная гимнастика. Чередование «Улыбка» — «Трубочка». «Окошко» — «Хоботок». «Прятки».

3. Знакомство со звуком [ы].

а) Дети открывают книгу (с. 34), рассматривают картинку в левом верхнем углу.

Медведь у пчел отведал мед.

Мишка жалобно ревет.

— Ы-ы-ы —

Покусали меня пчелы!

— Как ревет медведь?

б) Дети произносят хором и индивидуально звук [ы], на­блюдая за артикуляцией звука в зеркале.

в) Анализ артикуляции звука [ы].

Дети по схеме анализируют звук [ы]: губы в улыбке, но не на­пряжены; зубы разомкнуты; кончик языка отодвинут от зубов; воз­душная струя выходит свободно, голос работает. Дети делают вывод: звук [ы] — гласный;

— Посмотрите на положение губ на рисунке. Какой звук они показывают? Почему Юпик показывает красную фиш­ку? Посмотрите, как изображено на фишке положение губ при произнесении звука [ы].

г) Работа над голосом. Произнесение звука [ы] с усилением и ослаблением голоса.

Наши рекомендации