Логопед объясняет это явление природы.
б) — Какой первый звук в слове?
Дети наблюдают в зеркале артикуляцию звука [э]. Губы в улыбке. Зубы сближены, но не смыкаются. Кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята.
в) Характеристика звука [э] по схеме.
4. Закрепление звука [э] (с. 32).
а) — Мальчика зовут Эдик. Какой первый звук в его имени?
Произнесем имя мальчика, выделяя голосом звук [э].
Эдик поймал рыбу, но она неожиданно сорвалась с крючка. Эдик сказал с сожалением: «Э-э-э...»
Посмотрите на рисунок губ. Произнесите звук [э]. Почему Юпик показывает красную фишку? Посмотрите, как на фишке изображено положение губ при произношении звука [э].
б) Работа над голосом.
Дети произносят звук [э] с усилением и ослаблением голоса.
Развитие фонематического слуха.
а) Дети с «фонариками» ходят по кругу.
— Я буду произносить слоги и слова. Бели услышите в них звук [э], остановитесь и поднимите фонарик: эх, ум, им, это, ах, Эдик, он, эхо.
б) — Эдик заинтересовался, в названии каких предметов есть звук [э]. Он включил компьютер. Компьютер показал картинки. Посмотрите на экран, рассмотрите их. Какие картинки выбрал Эдик? Где в этих словах стоит звук [э]?
в) — Если бы Эдик вошел в Интернет, он бы еще увидел предметы, в названии которых есть звук [э].
Логопед демонстрирует картинки и объясняет значение слов.
элеватор дуэт
эскалатор поэт
электричка аэродром
экран аэропорт
экскурсовод аэроплан
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика.
Эдик за компьютер сел —
Написать он захотел:
«Эхо», «эму» и «дуэт»,
«Эстафета» и «поэт».
Дети имитируют печатание на компьютере, поочередно ударяя пальцами по столу.
б) Выполнение движений с речевым сопровождением.
Встаньте дружно, потянитесь!
Пошагайте, покрутитесь.
Руки вправо, руки влево,
А потом присядьте смело.
Снова встаньте, потянитесь
И друг другу улыбнитесь.
7. Звуковой анализ.
а) — Определите место звука [э] в словах: электричество, аэрофлот, экскурсия, многоэтажный.
б) — В каком домике живут эму и поэт?
8. Упражнение в образовании сложных слов (с. 32).
а) Загадка.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество —
Это ...
Электричество
— Электричество вырабатывает станция. Ее называют электростанция. Посмотрите на картинку. Как образовалось это слово?
Рассмотрите следующую картинку. Все эти приборы работают от электричества. Это электроприборы. Какие два слова соединились в этом слове?
Человека, который монтирует электрические сети, называют электромонтер. Почему его так называют?
Эдик живет в одноэтажном доме. Какие два слова соединились в слове одноэтажный?
У вас цифры, которые показывают количество этажей в доме. Соедините в одно слово число (два, три, ...) и слово этаж. Какой получится дом?
В некоторых домах много этажей? Какие это дома? (Многоэтажные.) А в каком доме вы живете?
Итог занятия.
Дети повторяют слова-названия картинок (с. 32).
ЗАНЯТИЕ №19
Тема: Буквы Э, э.
Цель:закрепить звук [э], познакомить с графическим обозначением звука [э]; учить соотносить звук и букву; обучать чтению ряда гласных букв; развивать голос и дыхание.
Оборудование: буквы, кассы букв, тетради, ручки, альбом 1.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Задание «Назвать слова со звуком [э]».
2. Повторение характеристики звука [э].
Знакомство с буквами Э э.
а) — Звук [э] обозначается буквой э.
Логопед демонстрирует буквы Э э.
Буква Эс открытым ртом
И огромным языком.
— Чем отличаются буквы? Сколько элементов у буквы Э? Какие это элементы?
б) Закрепление образа буквы по пособию (с. 33).
Страус эму рот раскрыл
Букву Э изобразил.
— Прочитайте буквы в розовой рамочке. Посмотрите, как построили букву Э с помощью рук. Постройте и вы.
Работа с кассой букв.
а) Страуса везет экспресс
В страну буквенных чудес.
— Откройте кассы. Прочитайте, какие буквы увидел страус эму. Определите в кассе место для букв Э э.
б) Составление ряда букв.
—Страус рот раскрыл и произнес:
а э у о;
и о а э.
— Покажите буквами, что сказал страус.
Письмо.
Печатание букв Э э.
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика.
Изобразить с помощью пальцев рук гласные буквы: а, о, у,и,э.
б) Выполнение движений с речевым сопровождением:
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем,
А сейчас их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
7. Закрепление образа буквы Э (с. 33)
а) — Увидел страус, как перемешались буквы. Решил посчитать, сколько здесь букв Э. Сколько букв он насчитал?
б) Буквы выстроились в ряд.
—Нас читайте, — говорят.
—Прочитайте буквы на одном выдохе.
в)— Подъехал страус к четырехэтажному дому. На каждом этаже расположилась буква Э. Страус стал подниматься по этажам, изменяя высоту голоса, силу голоса. Страус поднялся по этажам и опустился. Покажите, как изменялся его голос.
—Доскажите слова и соотнесите их со схемой в кроссворде.
—Устал страус. Остановился и произнес короткое слово: Э... !(Эх!)
Вечен спор на эту тему:
Зверь иль птица страус ... (эму).
Уморился страус наш —
Шел на верхний он ... (этаж).
г) Отгадывание ребуса «Эхо».
— Поможем страусу отгадать зашифрованное слово, которое он увидел в стране буквенных чудес.
Орган слуха —
Это... (ухо).
— Расскажите, как отгадать этот ребус?
Итог занятия.
— Покидая страну буквенных чудес, страус увидел домик с красной крышей и заметил в нем свою букву. Какую букву он заметил? Где она живет? Почему?
ЗАНЯТИЕ № 20
Тема: Звук [ы].
Цель:уточнить произношение звука [ы]; учить интонировать звук [ы]; выделять звук [ы] из состава слова; обучать анализу звукового ряда гласных; развивать голос, артикуляционную и мелкую моторику; упражнять в образовании существительных множественного числа, в согласовании числительных, прилагательных и существительных.
Оборудование: зеркала, символы гласных звуков, сигнальные фонарики, схема анализа артикуляции звука, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед предлагает детям озвучить звуковую дорожку, составленную из символов гласных звуков, например:
2. Артикуляционная гимнастика. Чередование «Улыбка» — «Трубочка». «Окошко» — «Хоботок». «Прятки».
3. Знакомство со звуком [ы].
а) Дети открывают книгу (с. 34), рассматривают картинку в левом верхнем углу.
Медведь у пчел отведал мед.
Мишка жалобно ревет.
— Ы-ы-ы —
Покусали меня пчелы!
— Как ревет медведь?
б) Дети произносят хором и индивидуально звук [ы], наблюдая за артикуляцией звука в зеркале.
в) Анализ артикуляции звука [ы].
Дети по схеме анализируют звук [ы]: губы в улыбке, но не напряжены; зубы разомкнуты; кончик языка отодвинут от зубов; воздушная струя выходит свободно, голос работает. Дети делают вывод: звук [ы] — гласный;
— Посмотрите на положение губ на рисунке. Какой звук они показывают? Почему Юпик показывает красную фишку? Посмотрите, как изображено на фишке положение губ при произнесении звука [ы].
г) Работа над голосом. Произнесение звука [ы] с усилением и ослаблением голоса.