Логопед показывает схему на доске, а дети выполняют работу на индивидуальных схемах.
Станция «Отгадай-ка». Образование глаголов с приставкой у-.
— Утка, удав и удод загадали с лова-действия, которые начинаются со звука [у].
Дети смотрят на картинки (с. 14), а логопед произносит:
— Утка плыла и у.... (Дети договаривают слово: уплыла).
— Удав полз и у....
— Удод летел и у....
— Какие слова-действия загадали вам утка, удав и удод?
— Где стоит звук [у] в этих словах?
— Как изменилось значение слов: плыла — уплыла! (полз — уполз, летел — улетел).
Станция «Игровая» (физминутка). Дети проговаривают стихотворение с имитацией движений.
Утки стайкою летели,
На полянку тихо сели.
Походили, походили,
Поклевали, поклевали,
К речке быстро побежали,
Плавали, ныряли,
Корм себе искали.
Станция «Подумай-ка». Выделение звука [у] из конца слова.
— Паровоз остановился на поляне. Какие животные были на поляне? (Осел, кот, заяц.) А справа корм для них. Назовите его (Трава, морковка, рыба.) Подумайте, кому что дадим?
Дети отвечают полным ответом, выделяя голосом звук [у] в окончаниях существительных.
— Звук [у] в словах стоит в конце слова. Обозначим его место на схеме слова:
Логопед показывает схему на доске, а дети выполняют работу на индивидуальных схемах.
Станцця «Домики». Выделение звука [у] из начала и конца слова (с. 13).
— Приехали на станцию. Встретили Юпика. О чем задумался Юпик?
Дети называют животных, определяют, кто в каком домике живет. Доказывают свой выбор.
Станция «Итоговая».
—С каким звуком мы сегодня познакомились?
—Какой это звук?
—Почему?
—Вспомните слова со звуком [у].
ЗАНЯТИЕ №8
Тема: Буквы У, у.
Цель: закрепить у детей произнесение звука [у], познакомить с его графическим обозначением; учить соотносить звук и букву, передавать восклицательную интонацию; обучать звуковому анализу; познакомить с предлогом у; учить строить предложения по схеме; развивать мышление, графические навыки.
Оборудование: кассы букв, тетради, ручки, «Домики букв», картинка-паровоз, буквы У, у, наборы букв, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
— Придумайте слово со звуком [у]. Произнесите его, выделяя голосом звук [у].
Знакомство с буквами.
— Вы произносили и слушали звук [у].
Логопед выставляет картинку с изображением паровоза, в окошко которого вставлена буква У.
— На прошлом занятии мы путешествовали на паровозе. Кто управляет паровозом?
А на нашем паровозе машинист — буква У. У— это знак звука [у]. Чтобы прочитать эту букву, надо произнести звук [у]. Прочитаем ее.
Сколько элементов (частей) у буквы У?
3. Закрепление буквы У. Работа по пособию (с. 15).
— Посмотрите на буквы У, у. Прочитайте. Чем они отличаются? На что похожа буква У?
Дети рассматривают картинку: ушки зайца.
— Посмотрите, как букву У можно построить из пальцев рук. Постройте ее.
Знакомство с кассой букв.
Логопед знакомит с назначением кассы. Дети ставят буквы в кармашек.
Печатание букв в тетрадях.
Чтение (с. 15).
Чтение: У-у-у! Логопед объясняет: «! — это восклицательный знак. Он указывает, что читать надо с повышением интонации голоса».
После прочтения логопед объясняет значение прочитанного: «Так воет волк».
Звуковой анализ.
Дети называют картинки: уж, ухо. Дети вместе с логопедом протяжно произносят слова и находят схему. Читают схему, выделяя голосом звук [у].
Знакомство с предлогом у.
— Рассмотрите картинку с изображением гнома. Его зовут У. Он никогда не ходит с пустыми руками. У него в руках всегда что-нибудь есть.