Конспекты фронтальных логопедических занятий
ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Понятие о речи. Функции речи.
Цель: познакомить детей с понятием «речь», функциями речи; учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам; учить правилам обращения с- книгой; развивать логическое мышление, мелкую моторику.
Оборудование: сюжетные картинки, альбом 1*.
Ход занятия
Организационный момент.
Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем — мальчики.
2. Знакомство с понятием «речь».
Логопед выставляет на доску картинки (человек, кошка, птица, рыба) и просит детей выделить лишний предмет (человек). После того, как дети справятся с заданием, логопед сообщает: «Только человек умеет говорить. Все, что мы говорим — это речь».
3. Знакомство с функциями речи.
а) Сказка «Невидимка» (рассказывает логопед).
— Жил-был мальчик Петя. Он ходил в детский сад. Он очень хотел стать невидимкой, чтобы его никто не видел и не слышал. И вдруг желание его исполнилось. Он пришел в детский сад. Воспитатель спросила: «Где Петя?». «Я здесь», — крикнул Петя, но его никто не услышал. Петя понял, что стал невидимкой. Дети пошли на прогулку. Они играли, разговаривали друг с другом, шутили, смеялись, рассказывали разные истории. Петя тоже хотел поиграть с ребятами, рассказать свою интересную историю, но ребята не слышали и не замечали его. Пете стало скучно, и он побежал домой. Увидев дома маму, он крикнул: «Мама, вот я!» Но мама не видела и не слышала его.
«Очень плохо быть невидимкой, — заплакал Петя. — Я хочу разговаривать с мамой, с ребятами, со всеми людьми. Я не хочу быть невидимкой». Сказав это, Петя снова стал обыкновенным мальчиком.
Логопед спрашивает:
— Почему Петя не захотел быть невидимкой?
Логопед подводит детей к выводу: Без речи плохо жить на свете. Невозможно поиграть, поговорить с ребятами, с мамой, другими людьми, спросить или попросить их о чем-то, поделиться радостью.
б) Чтение стихотворения А. Барто.
— Послушайте, как рассказал мальчик своей сестренке о просмотренном кинофильме в стихотворении А.Л. Барто
«Сильное кино».
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Она им — раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с ней заодно.
Ух сильное кино!
А сестренка сказала:
Нет, видно я еще мала,
Я ничего не поняла.
—Как вы думаете, почему сестренка не поняла брата?
—Чтобы тебя понимали, надо уметь правильно говорить.
Пословицы: Хорошую речь приятно слушать.
Хорошая речь слаще меда.
4. Психотерапия (психологический настрой детей).
Логопед читает:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Дети проговаривают с логопедом:
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Физминутка.
Произнесение стихотворения с движением рук.
Мы летаем высоко.
Мы летаем низко.
Мы летаем далеко.
Мы летаем близко.
Знакомство с альбомом
Логопед демонстрирует альбом и рассказывает:
— На землю спустилась летающая тарелка. В ней инопланетянин. Его зовут Юпик. Он живет на далекой планете. Летая в космосе, Юпик заметил красивую голубую планету. Это была наша Земля. Он решил побывать на ней. Спустился, увидел детей, сидящих с книгой на поляне. Подошел к ним. Дети обрадовались, стали с ним разговаривать, спрашивать: «Кто ты? Откуда?» Но Юпик не мог
ответить, потому что не умел говорить, как мы.
Перед нами книга «Я учусь говорить и читать». Догадайтесь по названию, чему учит эта книга.
Занимаясь по этой книге, вы вместе с Юпиком научитесь правильно говорить и читать, перелетая со страницы на страницу на его летающей тарелке.
Закрепление понятия «речь», функции речи.
а) Логопед знакомит детей с правилами обращения с книгой.
б) Дети рассматривают картинки (с. 4):
— дети общаются друг с другом;
—дети работают на участке;
—семья смотрит телевизор;
—дети на занятии в детском саду;
—папа читает сыну книгу;
Дети отвечают на вопрос: Для чего нужна речь? Логопед подводит детей к выводу: «С помощью речи люди общаются друг с другом, узнают новое».
Итог занятия.
Детям раздаются сюжетные картинки. Логопед предлагает детям поднять картинки, на которых с помощью речи:
—люди разговаривают друг с другом;
—узнают новое;
—работают;
—играют;
—делятся радостью, утешают друг друга.
Затем логопед спрашивает: «Для чего нужна речь?»
ЗАНЯТИЕ № 2
Тема: Понятие о предложении. Понятие о слове (возможно изучение данной темы на двух занятиях).
Цель: дать понятие о предложении, его признаках, о последовательности предложений в высказывании; показать, что предложения состоят из слов, познакомить со схемой предложения; тренировать в составлении простых предложений по картине, по опорным словам, по схеме; упражнять в передаче повествовательной интонации предложения; учить определять количество слов в предложении.
Оборудование: цветные карандаши, тетради, ручки, альбом 1.
Ход занятия.
Организационный момент.
— Наступил сентябрь. Школьники пошли в школу. А вы — в детский сад. Сейчас я буду говорить о школе, а вы назовете Похожих людей, предметы, явления в детском саду.
учитель — ... (воспитатель)
директор — ... (заведующая)
класс —...(группа)
парты — ... (столы)
урок — ... (занятие)
2. Знакомство с понятием, «предложение».
— Юпик никогда не ходил в детский сад и очень хочет там побывать.
Раз! Два! Три!
Летающая тарелка,
На страницу 5 лети.
С этими словами дети открывают пособие. В дальнейшем в стишке изменяется только номер страницы.
а) Дети рассматривают картинки и отвечают на вопрос «Что изображено на картинках?»
— Дети завтракают.
— Мальчики строят башню из кубиков.
Логопед делает вывод:
—Вы сказали предложение. Когда мы разговариваем, спрашиваем, отвечаем, мы говорим предложения.
—У нас идет занятие. Я сказала предложение. Все дети внимательно слушают логопеда. Я сказала еще одно предложение. Сегодня вы узнаете много нового. Что я еще сказала?
б) — Юпик посмотрел, чем занимаются дети в детском саду, и тоже захотел составить о них предложение. Он сказал:
— Катя поливает цветы из .... Это предложение? Нет, это не предложение, потому что оно не закончено. Помогите Юпику составить предложение.
Аналогично проводится работа по второй картинке: Наташа дает рыбкам корм. Логопед делает вывод: Предложения должны быть закончены. Логопед упражняет детей в передаче повествовательной интонации.
в) — В детском саду дети сами ухаживают за игрушками. Посмотрите картинки о купании куклы (с. 6).
Дети рассматривают картинки, составляют по ним предложения и показывают, кружком какого цвета обозначены картинки.
— Расставим предложения по порядку и раскрасим кружки в этом порядке. Что сначала делает девочка? Каким цветом раскрасим первый кружок?
Дети устанавливают последовательность предложений и раскрашивают пустые кружки.
3. Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением,
а) В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево наклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться.
б) «Встали пальчики»
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем (можно под счет 1, 2, 3, 4) касаться всех остаальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны. 4. Знакомство с понятием «слово» (с. 6).
— Юпик увидел картину «Осень» и стал рассматривать ее. Рассмотрите ее и вы. Что изображено на картине?