Сентябрь (III, IV неделя), октябрь, ноябрь.
Задачи первого периода обучения:
1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:
—уточнение правильного произношения звуков: у, а, о, и, э, ы, м, мъ, в, вь, н, нь, п, пъ, т, тъ;
—развитие артикуляционной моторики;
—различение на слух изученных гласных и согласных звуков;
—дифференциация звуков: а-у, ы-и и согласных по твердости-мягкости: м-мь, в-вь, н-нь, п-пь, т-ть;
—выделение гласного звука из начала и конца слова в ударной позиции (звук у);
—выделение гласного звука из начала, середины и конца слова в ударной позиции (звуки а, о);
—выделение гласного звука из состава слова в безударной позиции (звук и);
—выделение согласного звука из состава слова;
—формирование умения характеризовать звук;
— усвоение звуко-слоговой структуры двух-трехсложных слов;,
— анализ и синтез обратных и прямых слогов; составление схем слогов; слов типа Том;
—формирование умения подбирать к схеме слово;
—преобразование слогов;
—деление слов на слоги; слоговый анализ двух-трехсложных слов; слогообразующая роль гласных звуков; составление слоговых схем слов;
—воспитание умения находить в слове ударный слог, ударный гласный звук;
—использование ребусов и кроссвордов с целью формирования навыков звукового анализа слова;
— формирование понятий: речь, предложение, слово, слог, звук, гласный звук, согласный звук (твердый, мягкий, звонкий, глухой), ударение.
2. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:
—образование существительных множественного числа с окончанием -а, -ы (ведра, сосны);
—образование глаголов настоящего времени единственного и множественного числа (лает, лают);
—образование глаголов с помощью приставок у-, от-(улетел, отбежал);
—образование сложных слов (молоковоз);
—изменение по падежам существительных единственного числа;
—несклоняемые существительные пальто, пианино;
—Согласование глаголов единственного числа прошедшего времени с существительными (мама пела);
—согласование прилагательных с существительными в роде и числе (душистое мыло, спелые ягоды);
—образование притяжательных прилагательных (лисьи уши);
— согласование числительных с существительными (три тыквы);
— привлечение внимания к многозначности слов (кисть);
—слова-антонимы (день — ночь);
—родственные слова (игра).
3. Работа над предложением. Составление предложений по демонстрации действий, по вопросам, по картине, по опорным словам, по схеме:
—составление простых распространенных предложений без предлогов;
—выделение слов в предложении, определение их количества и последовательности;
—составление простых распространенных предложений с предлогами у, о, в, на, по;
—составление предложений с однородными членами, с соединительным союзом и;
—составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а;
—объединение нескольких предложений в рассказ;
—усвоение интонации предложения: повествовательной, восклицательной, вопросительной;
—заучивание стихов наизусть.
4. Развитие просодической стороны речи.
5. Обучение грамоте:
—знакомство с буквами: А, О, У, И, Э, Ы, М, В, Н, П, Т;
—звуко-буквенный, анализ и синтез обратных и прямых слогов, односложных слов с использованием разрезной азбуки, печатания;
—преобразование слогов;
—формирование навыка чтения обратных и прямых слогов, плавного слогового сознательного чтения слов;
—составление схемы предложения из двух, трех, четырех слов без предлога и с предлогом. Работа со схемой предложения;
—раздельное написание предлогов;
—развитие графических навыков;
—ознакомление с написанием большой буквы в именах людей и с правилом написания предложения.
6. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; формирование мыслительных операций (навыков анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(I период)
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1-2 недели. Обследование речи детей | ||||
3 неделя | ||||
Понятие о речи. Функции речи. | ||||
Понятие о предложении. Понятие о слове. | 1-2 | Повествовательная интонация предложения. | ||
Слова, называющие предметы. | Вопросительная интонация предложения. | |||
4 неделя | ||||
Слова, называющие действия. | ||||
Слова, называющие признаки предмета. | ||||
Понятие о звуке. | Выделение начального гласного звука, в слове. Выделение конечного согласного в слове. | |||
Звук у. Понятие о гласном звуке; | Протяжное и отрывистое произнесение звука у. | Выделение звука у из ряда гласных звуков, слогов, из начала и конца слова в ударной позиции | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
1 неделя | ||||
Буквы У, у. | Восклицательная интонация | |||
Звук а. | Произнесение звука ас постепенным усилении- ем и ослаблением голоса. | Выделение звука а из ряда гласных, слогов, из состава слова (из начала, середины, конца слова в ударной позиции). | ||
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(I период)
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико-грамматический строй речи |
СЕНТЯБРЬ | |
1-2 недели. Обследование речи детей | |
3 неделя | |
Составление схемы предложения (без предлога) | Составление простых предложений по картине, по опорным словам, по. схеме. |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные. | |
4 неделя | |
Составление предложений по схеме. | |
Составление простого распространенного предложения. Согласование прилагательных с существительными. | |
Дательный падеж существительных муж, рода, ед. ч. Винительный падеж существительных женского рода ед. ч. с окончанием у. Глаголы с приставкой у. | |
ОКТЯБРЬ | |
1 неделя | |
Чтение и письмо букв У, у. Составление и чтение схемы предложения с предлогом у. Раздельное написание предлога и слова. Ребусы уточка, улица. | Предлог у. |
Винительный падеж одушевленных существительных мужского рода единственного числа сокончанием -а. Множественное число имен существительных с окончанием -а. Глаголы прошедшего времени женского рода. |
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия |
Буквы А, а. | Повествовательная, восклицательная и вопросительная интонация при произнесении звука а | ||
2 неделя | |||
Звуки а, у. Буквы А, У. | 1 | восклицательная интонация. | Звуковой анализ слов ау, уа. Соотнесение слова и схемы. |
Звук о | Интонационное произнесение звука о. | Выделение звука о из ряда гласных, слогов, из состава слова в ударной позиции. Анализ звукового ряда типа а о у. | |
Буквы 0, о | Произнесение звука о с изменением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Повествовательная и восклицательная интонация при чтении. | Соотнесение слова и схемы. | |
3 неделя | |||
Звук и. | Произнесение звука не постепенным усилением и ослаблением голоса. | Выделение звука и из состава слова. Анализ звукового ряда типа аоу и. | |
Буквы И и. | Произнесение ряда гласных на трех уровнях громкости. Восклицательная интонация. | Соотнесение слова и схемы. | |
Звук э. | Произнесение звука э с постепенным усилением и ослаблением силы голоса. | Выделение звука э из состава слова. Соотнесение слова и схемы. | |
4 неделя | |||
Буквы Э, э. | Произнесение ряда гласных на одном выдохе, с изменением высоты голоса. | ||
Звук ы. | Произнесение звука ы с постепенным усилением и ослаблением силы голоса. | Выделение звука ы из состава слова. Анализ звукового ряда типа о ы уа. | |
Буква ы | Произнесение звука ы с изменением высоты голоса. Произнесение ряда гласных на одном выдохе. | Обозначение буквой звука ы в схеме слова. |
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико-грамматический строй речи |
Чтение и письмо букв А, а. Чтение схем сложных предложений с противительным союзом а. Ребус лак. Кроссворд. | Составление сложных предложений с противительным союзом а. |
2 неделя | |
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо слов ау, уа. | |
Несклоняемое существительное пальто. | |
Составление из букв разрезной азбуки и письмо ряда гласных типа аоу. Чтение. Ребусы сок ,стол, огород. Чтение и составление схемы предложения с предлогом о. | Предлог о. |
3 неделя | |
Родственные слова. Притяжательные прилагательные с окончанием и. Многозначность слова кисти. | |
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа ауои. Чтение. | Составление предложения с однородными членами с союзом и. Объединение предложений в рассказ. |
Образование сложных слов. | |
4 неделя | |
Составление из букв разрезной азбуки и чтение ряда гласных типа а э у о. Ребус эхо. Кроссворд. Чтение. | |
Множественное число существительных с окончанием -ы. Согласование прилагательных с существительными Согласование числительных и существительных. | |
Составление из букв разрезной азбуки, чтение и письмо ряда гласных типа аоуы. Ребус дым. Чтение. |
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия |
Звуки ы-и Буквы ы-и | Дифференциация звуков ы-и. | ||
НОЯБРЬ | |||
1 неделя | |||
Гласные звуки и буквы. | Беззвучное артикулирование гласных звуков. | Выделение гласных звуков из состава слова. Соотнесение слова и схемы слова. | |
Понятие о слоге. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. | Ритмический рисунок слов (определение ритмического рисунка слова и подбор слов к нему). | Слоговый анализ двух- и трехсложных слов. Соотнесение слова и слоговой схемы слова. Выделение гласных звуков в слове. | |
Понятие об ударении. Смысло-различительная роль ударения. | Произнесение слов с ударением. Произнесение ряда слогов с переносом ударения. | Выделение ударного гласного звука в слове. Соотнесение слова и слоговой схемы. | |
2 неделя | |||
Звуки м мь. Понятие согласный звук, звонкий, мягкий, твердый. | Выделение звуков м, мь из состава слова. Дифференциация звуков м-мь. Подбор слов к схеме. Звуковой анализ слогов типа ом, ма. Преобразование слогов. | ||
Буквы М, м | Интонация повествовательная, восклицательная, растерянности при произнесении слова мама с использованием мимики и жестов. | ||
3 неделя | |||
Звуки в, вь. | Произношение на одном выдохе ряда слогов: Ва-во-ву-вы-ви. | Выделение звуков в, вь из состава слова. Анализ слогов типа ва. | |
Буквы В, в. |
Обучениеграмоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико-грамматический строй речи |
Дифференциация ы-и. Подбор слов к схеме. | |
НОЯБРЬ | |
1 неделя | |
Чтение и письмо ряда гласных букв. Обозначение буквами гласных звуков в схеме слова. | |
Составление и чтение слоговых схем. | |
Составление и чтение слоговых схем. Постановка ударения. | |
2 неделя | |
Составление предложения по заданной схеме. | |
Слоги типа ам, ма. Слово мама. Ребус муха. Кроссворд. Большая буква в начале предложения: Чтение. | |
3 неделя | |
Образование сложных слов. Образование глаголов с пиставками в-вы-. | |
Слоги типа да. Ребусы ворота, вышка. Кроссворд. Большая буква в именах людей. Чтение и составление схемы предложения с предлогом а Чтение. | Предлог В Составление предложения по схеме Объединение предложений в рассказ. |
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия | ||
4 неделя | |||||
Звуки н, нь. | Постепенное повышение и понижение высоты голоса при произношении слогов. | Выделение звуков н, нь из состава слова. Звуковой анализ слогов типа он, на. | |||
Буквы Н, н. | |||||
5 неделя | |||||
Звуки л, ль Понятие глухой согласный звук. | Произнесение на одном выдохе ряда слогов: па-по-пу-пы. Произнесение слогов с изменением высоты голоса. Произнесение ряда слогов с постепенным увеличением силы голоса пах-пух-пых. | Выделение звуков п, пьиз состава слова. Звуковой анализслогов типа ап, па. | |||
Буквы П, п. | |||||
ДЕКАБРЬ | |||||
1неделя | |||||
Звуки т, ть. | Выделение звуков т, ть из состава слова. Дифференциация звуков т-ть. Звуко-слоговой анализ слов Том, Тим. Соотнесение слова и схемы. | ||||
Буквы Т, т. | |||||
Обучение грамоте (работа с разрезной азбукой, письмо, чтение) | Лексико-грамматический строй речи |
4 неделя | |
Слова-антонимы. | |
Слоги типа ан, на. Ребус ниточка. Чтение и составление предложений с предлогом на. Чтение. | Предлог на. |
5 неделя | |
Несклоняемое существительное пианино. | |
Слоги типа ап, па. Слово папа. Ребус пони. Чтение и составление схем предложения с предлогом по. Чтение. | Предлог по. Родственные слова к слову путь. |
ДЕКАБРЬ | |
1 неделя | |
Согласование числительных и существительных. Глаголы настоящего времени единственного и множественного числа. Образование глаголов с приставкой от-. | |
Составление из букв разрезной азбуки и письмо слогов типа та, слов типа Том. «Превращение» слов: Том — Тим — там, тут — тот — вот. Ребусы поэт, вата, тумбочка, тапочки. Чтение. |