Физминутка «Собака» (см. конспект М 66).
Формирование грамматического строя речи (с. 61).
а) Упражнение в употреблении предлога перед.
— Посмотрите на гнома в левом верхнем углу страницы. У гнома есть собаки. Зовут их Трезор и Шарик. Гуляя, гном всегда идет перед Трезором или перед Шариком. Как зовут этого гнома?
— Слово перед — предлог. Его говорят тогда, когда один предмет предшествует другому предмету. Посмотрите на картинки. Собаки играют. Шарик бежит перед Трезором. Кто первый? Кто второй?
— Посмотрите на пограничника с собакой. Это овчарка — отличная служебная собака. Она несет службу на границе. Ее обучали в специальной собачьей школе.
— Рассмотрите схему предложения. Какой предлог в предложении? Сколько слов в предложении? Составьте предложение по схеме, используя картинку, о пограничнике и собаке.
Логопед делает вывод: «Перед — предлог, стоит отдельно от других слов».
б) Упражнение в согласовании числительных и существительных.
—А какой цирк без собак, забавных и умных! Что умеют делать в цирке дрессированные собаки? Посмотрите на картинку. Собачка решает задачу. Но так как говорить не умеет, ответ дает лаем. Вы видели в цирке таких собачек?
—Назовите нарисованные предметы. Цифрами указано количество предметов. Назовите, сколько их?
Дети упражняются в согласовании числительных и существительных.
Итог занятия.
—Что умеют делать собаки?
—Почему собаку называют другом человека?
—Подберите родственные слова к слову друг.
ЗАНЯТИЕ № 102
Тема: звуки [р], [рь] — [л], [ль], буквы Р — Л.
Цель:учить дифференцировать звуки [р], [рь] — [л], [ль]на слух и в произношении и буквы Р — Лпри чтении и на письме; развивать дикцию, учить передавать интонацию.
Оборудование: тетради, ручки, альбом 2.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Один — много».
ремень — ремней воробей — ...
ружье — ... доктор —...
рот — ... перо — ...
дерево — ... сторож — ...
помидор — ... ведро — ...
фонарь — ... рог — ...
2. Сравнение звуков [р], [рь] — [л], [ль] (с. 62).
—Ракета летит: Р-р-р! Рь-рь-рь! Расскажите, какие это звуки?
—Летят самолеты. Как гудит большой самолет? Как гудит маленький самолет? Расскажите, какие это звуки?
— Юпик предлагает сравнить звуки [р],[рь] — [л], [ль].
Дети сравнивают произношение звуков по схеме анализа артикуляции звуков.
3. Дифференциация звуков [р], [рь] — [л], [ль] на слух ив произношении.
а) Выделение звуков из состава слова.
— Чтобы отправиться путешествовать, проверим, какие вы внимательные. Услышите в слове звуки [р] ([рь]) — изобразите мотор (вращательные движения руками перед грудью) и произнесите [р] ([рь]), а услышите звуки [л] ([ль]) — разведите руки в стороны, изображая крылья самолета, и произнесите [л] ([ль]).
— Мы составили маршрут путешествия. Плотно упаковали рюкзаки. Взяли фотоаппарат, бинокль. Поехали в аэропорт. Купили билеты. Поднялись по трапу в салон самолета, заняли свои места и полетели.
Дети имитируют движения походу рассказа логопеда.
б) Дифференциация звуков [р], [рь] — [л], [ль]в слогах.
Путешествуем с друзьями
Над таежными лесами ...
— Какие деревья мы видим в таежном лесу? (Хвойные: сосна, ель, кедр, пихта.)
Пролетая над лесами,
Мы сыграем в «ЭХО».
Слоги дружно повторим,
Чисто, без помехи.
ла—ра—ра — ла
ро — ло — ро — ло
ру — ло — ру — ло
в) Дифференциация звуков [р], [рь] — [л], [ль]в словах.
Пролетаем мы с друзьями
Над большими городами ...
— В городе на площади Р — Лидет народное гулянье с играми и плясками, это — веселый карнавал. На карнавал пришли герои сказок, в именах которых есть звуки [р], [рь], [л], [ль]. Назовите их.
—После карнавала на площади Р — Л начнется праздничное шествие по улицам города: Р и Л.
—Прислушайтесь к именам героев. Кто из героев пойдет по улице Р? Кто пойдет по улице Л? А кто останется веселиться на площади Р — Л?
Физминутка.
Карнавальные танцы под веселую музыку.
5. Дифференциация Р — Л при чтении и на письме (с. 63).
а) Пролетаем с друзьями
Над высокими горами...
— На первой горе прочитайте слова и замените букву Л на Р. Какое слово получится?
—На второй горе в словах есть буква Р и Л. Произнесите каждое слово отчетливо три раза.
—На третьей горе в словах пропущены буквы Р и Л. Вставьте их в слова. Какие это слова?
б) Пролетаем мы с друзьями
Над широкою рекой ...
— Плавно, спокойно река несет свои воды. Подул ветерок и на реке появились мелкие волны — рябь. Прочитайте предложение о реке. Произнесите его отчетливо: шепотом, громко, с восторгом, с удивлением.
в) Письмо предложений: Река текла. Рябина росла.
Итог занятия.
Славно мы летали с вами
Над лесами, городами,
Над горами, над рекой...
И вернулись мы домой.
—А над входом вас ожидает ребус. Отгадайте его.
—Когда говорят браво?
—Вы хорошо потрудились, научились различать звуки [р], [рь] — [л], [ль].Молодцы! Браво!
Приложение 1.