Закрепление правила правописания ши и жи.
а) Письмо слогов ши и жи в тетрадях.
— В тетрадях королева Грамота нарисовала вам «узелки на память». Заполните их написанием слогов шии жии запомните, что они всегда пишутся с буквой И.
б) Письмо слов с пропущенными слогами.
— Королева Грамота решила проверить, понял ли Юпик, как нужно написать слова с шии жи. Юпик задумался: что написать? Давайте разберемся вместе.
Дети разбирают задание. Затем выполняют его в тетрадях. Логопед читает стихотворение:
Жи и ши — такие слоги,
Что всегда к ребятам строги.
Жи и ши, жи и ши—
Только с и всегда пиши!
Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением.
— Повторите движения Юпика.
Юпик быстро встал на ножки,
Пошагать решил немножко.
Важно поднял он головку:
«Посмотри, какой я ловкий».
Вот он хлопает в ладошки,
Вот попрыгал немножко,
Поскакал и покружился,
А потом остановился.
Закрепление написания парных звонких и глухих согласных на конце слова.
— Со второй тайной королевы Грамоты вы уже знакомы.
В конце слова, без сомнения,
Происходит оглушение.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Боб-бобы, сад-сады,
Будешь грамотным и ты.
— Королева Грамота дала Юпику буквы Ш и Ж, чтобы он расставил их в словах. А как вы их поставите?
Дети читают слово, объясняют его значение, подбирают проверочное слово и вписывают пропущенную букву.
Итог занятия.
— Покажите, какими вы стали грамотными.
Дети друг за другом — по цепочке или парами — вписывают буквы Ш и Ж в слова, написанные на доске, и получают звездочки от королевы Грамоты:
у. ва. камы.
ков. эта. бага.
но. ду. на.
— Грамоте учиться — всегда пригодится. Почему так говорят?
ЗАНЯТИЕ № 89
Тема: звуки [ж] — [з], буквы Ж — З.
Цель: учить дифференцировать звуки [ж] — [з] в слогах, словах, предложениях на слух и в произношении и буквы Ж ―З при чтении и письме; упражнять в употреблении существительных в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в; отрабатывать дикцию; развивать мышление.
Оборудование:макет дерева, две корзины, желуди, игрушки; разрезные слоги шии жи, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
У детей по одному разрезному слогу ши или жи.
— Прочитайте слог ши (жи) и назовите слово с этим слогом.
2. Сравнение звуков [ж]— [з] (с. 47).
—Как звенит комар? Расскажите о звуках [з], [зь].
—Как жужжит жук? Расскажите о звуке [ж].
—Юпик предлагает сравнить звуки [з] и [ж].Чем они похожи? Чем отличаются?
Дети сравнивают звуки по схеме анализа артикуляции звуков.
3. Дифференциация звуков [ж] — [з] на слух и в произношении.
а) Загадка.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
—Как называются плоды дуба?
—Перед вами дуб. На нем созрели желуди — желтые, тяжелые.
Логопед демонстрирует макет дерева (или рисунок) с желудями.
— Мы соберем их в корзинки.
Логопед демонстрирует две корзинки. Корзинки будут наполняться желудями по ходу занятия.
— В одну корзинку собирает желуди команда первого ряда — «Жуки», а в другую — команда второго ряда — «Комары». Посмотрим, чья команда наберет больше желудей.
—Готовы жуки к работе? Ответьте жужжаньем жуков.
—Комары, готовы к работе? Ответьте звоном комаров.
б) Дифференциация изолированных звуков [ж] — [з].
— Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка:↑↓↑↓↑↓↓↑... Не ошибитесь.
Команды хором произносят звуки по схеме. Логопед оценивает произношение и кладет желуди в корзинки.
в) Дифференциация звуков [ж] — [з]в слогах. Игра «Решето».
Дети стоят около своих мест.
— Замените в слоге звук [ж] на [з] и наоборот.
Логопед произносит слог для каждого ребенка. Если ответ правильный, ребенок садится на место («просеивается» сквозь решето). Логопед оценивает работу команд и кладет желуди в корзинки,
г) Дифференциация звуков [ж] — [з]в словах. Игра «Эхо».
— Повторите слова за мной, как эхо: чисто, без помехи.
Команды поочередно произносят слова за логопедом,
зайка — лужайка кожа — коза зажим
жук — зуб жевать — зевать железо
глазок — флажок лизать — лежать зажигалка
Жора — Зоя лежа — береза жизнь
В корзинку кладутся желуди.
д) Дифференциация звуков [ж] — [з] в предложении.
— Произнесите отчетливо скороговорку, выделяя голосом звуки [з] и [ж].
Задрожали зайки,
Увидев волка на лужайке.
—Произнесите скороговорку: со страхом; с сожалением.
Каждая команда произносит скороговорку.
—Почему зайки задрожали?
Логопед кладет в корзинку желуди.
4. Физминутка: «Жуки и комары».
а) — Бели в слове звук [ж] — летят дети команды «Жуки».
Если в слове звук [з] — летят дети команды «Комары»:
жаба, зонт, зубы, живот, кожура, газон.
б) « Найди игрушку».
По групповой комнате расставлены игрушки.
— Найдите себе игрушку. «Жуки», найдите игрушку, в названии которой есть звук [ж], «Комары» — игрушку, в названии которой есть звук [з].
Логопед кладет желуди в корзинки.
5. Дифференциация Ж — З при чтении и на письме.
а) Чтение слогов и слов.
— Прочитайте слоги и слова четко, выделяя голосом звуки [ж] и [з].
Команды поочередно читают пары слогов и слов.
б) «Кто где живет?»
— Назовите животных. Рассмотрите их жилища. Поду
майте и скажите, кто где живет?
Логопед следит за употреблением существительных в форме предложного падежа единственного числа с предлогом в.
в) Чтение предложений.
Дети читают предложение. Называют в предложении третье слово, первое слово и т.д. После каждого вида чтения логопед оценивает работу команд.
Итог занятия. «Эстафета».
Каждой команде дается столбик из шести слов.
— Покажите, как научились различать звуки [ж] — [з]и обозначать их буквами Ж и З.
.аба .убы .акат но.и
Та.ы .ук у.и ва.а
эта.и .авод .амок пи.ама
Логопед подводит итог соревнования.
ЗАНЯТИЕ №90
Тема: звук [л].
Цель:уточнить произношение, звука [л]; упражнять в звуковом анализе двусложных слов со стечением согласных; упражнять в согласовании числительных и местоимений-числительных с существительными; отрабатывать дикцию; развивать слуховую память.
Оборудование:модель самолета, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, листы бумаги, зеркала, предметные картинки, разрезные картинки, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Произнесите отчетливо скороговорку: «Задрожали зайки, увидев волка на лужайке».
Артикуляционная гимнастика.
«Почистить верхние зубы».
«Качели».
«Пощелкать кончиком языка».
3. Знакомство со звуком [л].
—Узнайте предмет по его частям: крылья, салон, шасси, хвост, кабина. (Самолет.)
—Посмотрите на модель самолета-лайнера. Лайнер — это большой самолет для перевозки пассажиров. Он летает на большие расстояния.
—Высоко в небе за облаками летит лайнер. До нас доносится его гул: л
—Покажите, как гудит лайнер?
Дети произносят звук [л] хором.
4. Анализ артикуляции звука [л].
— Произнесите звук [л], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Губы в легкой улыбке. Зубы разомкнуты. Кончик языка поднят за верхние зубы и прижат к верхним зубам. Боковые края языка опущены. Между ними и коренными зубами остаются щели, через которые проходит воздушная струя. Голос работает.
— Расскажите, какой звук [л]?
5. Упражнение в произношении звука [л].
а) Индивидуальное произношение звука [л].
— Передавая лайнер друг другу, покажите, как он гудит.
Дети друг за другом, по цепочке, произносят звук [л] и передают модель лайнера друг другу.
б) Произнесение слогов с изменением высоты голоса.
— Лайнер летит над горами:
Логопед показывает изменение высоты голоса. Детиповторяют за логопедом.
6. Закрепление звука [л] (с. 48)
а) Повторение характеристики звука [л].
— Посмотрите на картинку с изображением лайнера в левом верхнем углу страницы. Как гудит лайнер? Почему Юпик поднял синюю фишку?
б) Игра «Сигнальщики».
— Ученые и инженеры-конструкторы строят все новые и новые модели лайнеров. И мы сегодня, как конструкторы, построим каждый свой лайнер и запустим его в небо.
У детей листы бумаги. По ходу занятия дети конструируют самолет.
—Конструкторы должны хорошо слышать и узнавать звук летящего лайнера.
—А как вы слышите звук [л]? Покажите фонариком.
Логопед произносит слова:
штурвал ракета аэрофлот
пилот трап салон
— Припомните и назовите слова со звуком [л].
Выполняется первый сгиб модели самолета.
в) Выделение звука [л] из состава слова.
— Рассмотрите картинку «На отдыхе». Назовите слова со звуком [л]. Рассмотрите схемы под картинкой. Подберите к каждой схеме слова со звуком [л].
— Самостоятельно разложите свои картинки под схемы.
У каждого ребёнка картинки: ландыши, стул, белка, волк. Выполняется второй сгиб модели самолета.
г) Игра «Положи, как я скажу».
Логопед называет цепочку слов: белка, волк, ландыши, стул. Дети по памяти выстраивают цепочку соответствующих картинок и воспроизводят ряд слов. Затем логопед меняет порядок слов.
Выполняется третий сгиб модели самолета.
Физминутка.
а) «Мы летаем высоко». (См. конспект № 43).
б) Игра «У кого вторая половина? »
По групповой комнате разложены разрезанные пополам картинки, в названии которых есть звук [л].
— Возьмите картинки-половинки. Посмотрите внимательно и решите, половина какой картинки у вас.
Вызванный ребенок показывает половину своей картинки и говорит: «У меня половина лопаты». Тот, у кого вторая половина картинки, встает рядом с ним, прикладывает свою половину и говорит: «И у меня половина лопаты». Затем дети вместе говорят: «У нас получилась лопата». Дети голосом выделяют звук [л]. Выполняется четвёртый сгиб модели самолёта.
8. Упражнение в произношении звука [л] в скороговорке.
Клава лук клала на полку,
Позвала к себе Николку.
Выполняется пятый сгиб модели самолета.
Звуковой анализ.
— Назовите картинки внизу страницы.
— Составим схемы этих слов (Приложение 1).
Один ребенок у доски составляет схему слова лампа. Дети по вариантам самостоятельно составляют схемы слов клумба, волна. Выполняется шестой сгиб модели самолета.
10. Упражнение в согласовании числительных и место имений-числительных с существительными.
— Закончите предложения словами лампа, клумба, волна:
В зале погасло несколько....
Около школы дети вскопали пять....
На море много....
Выполняется последний сгиб модели самолета.
Итог занятия.
— Лайнеры сконструированы, загудели и полетели.
Дети произносят звук [л] и запускают свои лайнеры.
ЗАНЯТИЕ №91
Тема: звук [ль].
Цель: уточнить произношение звука [ль]; совершенство вать звуковой анализ; упражнять в употреблении глагола лететь с разными приставками; отрабатывать дикцию; развивать логическое мышление.
Оборудование:индивидуальные схемы, зеркала, карандаши, альбом 2.
Ход занятия
1. Организационный момент.
— Найдите в слове мягкий согласный звук:
шасси стюардесса путь
гудит кабина низко
место пилот небо
2. Знакомство со звуком [ль].
—Какой вид транспорта вам напомнили эти слова?
—Кто управляет самолетом?
—Самолет, самолет, отправляйся в ... (полет).
— Самолет, летчик, полет ... . Какой одинаковый согласный звук, нежный и ласковый звук, слышите в этих родственных словах?
3. Анализ артикуляции звука [ль].
—Произнесите звук [ль], наблюдая за артикуляцией в зеркале. Расскажите, как правильно произнести звук [ль] (по схеме анализа артикуляции).
—Какой звук [ль]?
4. Закрепление звука [ль] (с. 49).
а) Произношение звука [ль].
— Маленький самолет гудит: ль-ль-ль.
Дети хоромпроизносят звук [ль].
— Какую фишку поднял Юпик? Почему?
б) Произношение:
с переносом ударения:
ля́ — ля — ля
ля — ля́ — ля
ля— ля —ля́
с заменой гласных звуков:
ля — ле — лю — ли
ле — лю — ли — ля
в) Выделение звука [ль]из состава слова.
— Наш самолет прилетел на телестудию. Вот мы зашли в первую студию. Там снимались разные мультфильмы. Рассмотрите кадры из мультфильмов. Назовите имена героев со звуком [ль], выделяя голосом звук [ль]. Назовите слова со звуком [ль] в начале слова (в середине слова).
г) Произношение звука [ль] в скороговорке.
—Во второй студии готовилась передача «Во саду ли в огороде». В ней снимались мальчик Коля и девочка Поля. Посмотрите на картинки. Что делали Коля и Поля?
—Произнесите отчетливо:
Коля колья колет.
Поля поле полет.
Физминутка.
— А сейчас у нас физкультурная пауза.
Игра «Летает — не летает»
Кто летит, кто не летит?
Кто ответит без подсказок,
Тот в игре и победит.
Логопед предлагает слова:
самолет вертолет
лесенка лиса
лебедь мотылек
лес лев
пеликан олень
Если предмет не летает — дети приседают. Если летает — «летают» по группе, изображая полет самолёта.
Звуковой анализ.
а) — В третьей студии снималась передача «Поле чудес». Отгадайте загадки. Определите место звука [ль]в словах-отгадках. Обозначьте звук [ль]в схеме.
б) — В четвертой студии художники подбирали картинки для будущих фильмов. Рассмотрите картинки. Найдите, и назовите лишний предмет в каждой группе картинок. Составьте схемы слов: лиса, пальма (Приложение 1).