Развитие лексико-грамматического строя речи.
а) Введение сюжета в занятие.
Гансу Гном принес подарки —
Пироги, варенье в банке.
Угощенье Ганс принял,
А спасибо не сказал.
— За это Гном превратил Ганса в крошечного мальчика и сказал: «Если пройдешь через все испытания, станешь опять большим».
Логопед заменяет картинку «Большой Ганс» на картинку «Маленький Ганс».
б) Физминутка.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
Вот я какой:
Маленький -большой! (3 раза приседают и потягиваются).
в) Игра «Наоборот».
Вот тебе задание на первое испытание:
Скажи слова наоборот:
В них звук [г] поставь вперед:
тихий — громкий сытый — ...
чистый — ... редкий — ...
веселый — ... мелкий — ...
умный — ... шершавый — ...
После каждого испытания Ганс говорит детям спасибо.
г) Упражнение в употреблении глагола мочь.
Второе испытание — новое задание (с. 28).
Слово могу измени,
В предложении его скажи.
Дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы к ней. Дети изменяют глагол мочь по лицам. Логопед обращает внимание на чередование звуков [г], [ж].
д) Работа над глагольным словарем.
На картинки посмотри,
Звук [г] к словам-действиям подбери.
(Гудит, гонит, горит, гогочет, грызет.)
— Кто скажет самое длинное предложение о пароходе (пастухе, костре, гусе, белке)?
7).
Ганс плывет на корабле.
Вдруг на море буря.
Ганс воскликнул:
«Быть беде!
Неужто утону я? »
— Надо спасти Ганса. Мимо тонущего корабля проплывает яхта капитана Врунгеля. Капитан Врунгель бросает Гансу спасательные круги. Ганс поймает круги, когда будут составлены схемы слов Ганс, гуси.
Дети составляют схемы слов (Приложение 1).
Итог занятия.
Ганса гном расколдовал,
Прежний рост ему отдал.
Воротился Ганс домой.
Он не маленький — большой!
ЗАНЯТИЕ № 73
Тема: буквы Г, г.
Цель:закрепить звуки [г], [гь]; познакомить с их графическим обозначением; обучать звуко-буквенному анализу трехсложных слов; формировать навык чтения слогов и слов с буквами Г, г; упражнять в подборе родственных слов; развивать зрительное восприятие, мышление.
Оборудование:картинки с изображением животных, гусыни, гусят, кассы букв, детали строительного конструктора, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
У детей индивидуальные картинки с изображением животных:
кенгуру газель фламинго бегемот
тигр снегирь пингвин гиена
попугай гепард горилла гусь
—Открывается зоопарк для животных, в названии которых есть звуки [г], [гь]. Назовите каждое животное. Определите, какой звук в слове — [г] или [гь].
2. Повторение характеристики звуков [г], [гь].
— Расскажите о звуках [г], [гь].
Знакомство с буквами Г, г (с. 29).
— Звуки [г],[гь] обозначаются буквой Г. Рассмотрите ее в голубой рамочке. Чем эти буквы похожи? Чем отличаются? Сколько элементов у буквы Г? Какие это элементы? Прочитайте буквы в голубой рамочке.
— Посмотрите на гусыню в левом верхнем углу страницы. Какой у нее клюв! Какая шея!
Гусыня гогочет: га-га-га!
Какую букву показала вам я?
— Гусыня вытянула шею, изображает букву Г. Эта буква обозначает звуки [г], [гь].
— Посмотрите, как рукой показана буква Г. Покажите и вы ее. Сколько букв Г нарисовано? Постройте букву Г из деталей строительного конструктора.
Дети берут по одной детали, и каждый ряд составляет свою букву Г. Логопед демонстрирует картинку «Гусыня».
—Гусыня собралась на пруд,
Что же гусята не бегут?
Мать не найдет никак гусят...
Они у нас сейчас гостят.
У каждого ребенка по гусенку. Выполняя задание, дети ставят за гусыней гусят.
Звуко-буквенный анализ.
а) Определение места букв Г, г в кассе букв.
б) Составление слов в кассе букв.
— Отгадайте загадку:
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)
— Составьте в кассе слово книга.
Ребенок, составивший слово первым, ставит своего гусенка за гусыней.
—Из чего делают книги? (Из бумаги.) Дети составляют в кассе слово бумага.
—Где продают книги? (В магазине.) Дети составляют в кассе слово магазин.
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика: «Гуси».
Подними ладошки выше
А теперь согни дугой.
Что же вышло?
Гуси вышли. Вот — один, а вот — другой.
У бабуси жили гуси.
Вот — один, а вот — другой.
б) Дети имитируют ходьбу гусей, двигаясь друг за другом по групповой комнате, вытягивая шею и взмахивая руками.
Гуси идут цепочкой длинной,
Соблюдая дисциплину.
Чтение.
а) Чтение слогов и слов.
- Образуйте слог с буквой Г. Найдите этот слог в словах.
Прочитайте слово.
Логопед предлагает детям поставить гусят за гусыней.
7. Отгадывание ребусов: гвоздика, газон, гуси, гамак.
Дети ставят гусят за гусыней.