Звуко-буквенный анализ и синтез.
— Зачеркните буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. Из оставшихся букв прочитайте слово.
(Кот)
Логопед демонстрирует картинку с изображением кота с ведром.
— Однажды кот пошел на рыбалку; закинул удочку и ждет. Вдруг поплавок задергался. Вытащил удочку, а на ней окунек. Бьется, в лапы коту не дается.
Вот научимся букву К писать,
Сможет котик с крючка рыбку снять.
а) Письмо букв К, к.
б) Письмо слогов: ок, эк, ка, ку, ки.
После выполнения задания в ведро кладется рыбка.
— Опять задергался поплавок — это карась попался на крючок.
Справимся с превращением слов —
Пополнится у кота улов.
в) «Превращение слов».
—Огромное животное, плавающее в океане. Кто это? (Кит)
Письмо слова кит.
—Как слово кит превратить в слово кот!
Письмо слова кот.
— Как слово кош превратилось в слово кол?
Письмо слова ком.
— Подчеркните букву К в словах. В каком слове она обозначает мягкий звук?
После выполнения задания карась попадает в ведро.
Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика «Лакомка».
Пальчиковые упражнения с речевым сопровождением.
Стоит на кухне, на столе,
Горшок со свежим молоком.
Тайком пробралась в кухню кошка
Отведать молока немножко.
Наклонилась, пьет вершок,
Сунув голову в горшок.
А потом: — Ой-ой-ой! Ай-я-яй!
Застряла голова!
Побежала во двор,
Натолкнулась на забор.
— Бумс-бац! Ток-ток-ток!
Раскололся горшок.
Побежала кошка в дом
Опять за свежим молоком.
б) «Рыбак».
Дети приседают на корточки. Ладони, сложенные вместе, «держат удочку». Резкий взмах руками снизу вверх — «поймали рыбу».
Чтение.
Кот хороший был рыбак:
На крючок попал судак.
— Чтобы снять его с крючка, надо ответить на вопрос «Где были дети?» (с. 5).
Дети читают текст и отвечают на вопрос. После выполнения задания судак попадает в ведро.
Отгадывание ребусов.
— А вот и щука. Как щука ни хитрила, а на крючок коту угодила. Надо ребусы отгадать, чтобы щуку с крючка снять.
а) «Кони».
б) «Окно».
— Если одна буква направляется к другим, то они читаются с помощью предлога к (о-к-но).
После выполнения задания щука попадает в ведро.
Итог занятия.
—Каких рыб поймал кот?
—Какой одинаковый согласный звук слышится в названиях рыб?
Много рыбы у кота.
Будет вкусная уха.
Логопед дает словесную оценку работе детей. Дети получают для раскрашивания картинки с изображением рыб.
ЗАНЯТИЕ №51
Тема: звуки [с], [сь].
Цель:уточнить произношение звуков [с], [сь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; познакомить со звуковым анализом двусложных слов; упражнять в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе; отрабатывать дикцию, развивать мышление.
Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент. Игра «Третий лишний».
— Назовите лишний звук, который не подходит к остальным звукам.
ОУМ ВНК
КНА КТьП
ПТВ ПьТьК и т. д.
Артикуляционная гимнастика.
«Заборчик».
«Улыбка».
«Горка».
«Почистим нижние зубы».
3. Знакомство со звуками [с], [сь].
а) «Доскажи словечко»
Не сможешь накачать колёса
Ты без помощника-... (насоса).
б) Анализ артикуляции звука [с].
— Воздух из большого насоса бежит и свистит: с-с-с.
Губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка за нижними зубами, струя холодного воздуха идет по середине языка. Голос не включается.
— Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит большой насос.
в) Звуковая характеристика звука [с] (по схеме).
г) Анализ артикуляции звука [сь].
— А из маленького насоса воздух свистит: сь-сь-сь.
Средняя часть спинки языка приподнята и придвинута к передним зубам.
— Покажите, наблюдая в зеркале, как свистит маленький насос.
д) Звуковая характеристика звука [сь] (по схеме).
е) Упражнение в произношении звуков [с], [сь].
Дети имитируют работу насосов. Насосы свистят длительно: с_____, с____, сь_____, сь_____.Насосы свистят отрывисто: с-с-с; сь-сь-сь
«Эхо».
— Произнесите так же,: са — со — су — сы; си — ся — сю— сё; ос — ас — ыс — ис.
4. Закрепление звуков [с], [сь] (с. 6).
— Посмотрите на насосы. Как свистит большой насос? — А маленький?
— Какие фишки показывает Юпик? Почему?
5. Дифференциация звуков [с], [сь].
а) Загадка.
Кто она, угадай-ка!
Седая хозяйка
Тряхнет перинки —
Над миром снежинки.
—Пришла зима. Взяла зима волшебную кисть. Пошла в больших мягких валенках тихо, неслышно по лесам, по полям, по селам и городам. Нарисовала повсюду зимние картины. Посмотрите на ее картину «Зимний вечер».
—Назовите слова со звуком [с]. Определите место звука [с] в слове.
—Назовите слова со звуком [сь]. Определите место звука [сь] в слове.
б) Упражнение в произношении.
Словно в сказке, как во сне,
Падает на землю снег.
Дети повторяют двустишие, выделяя голосом звуки [с] и [сь].
в) Намела зима сугробами белый снег.
На сугробах виден чей-то след..
— Рассмотрите сугробы (с. 7). Над сугробами кружатся необычные снежинки. На снежинках — картинки. Снежинки кружатся, выбирают: на какой сугроб упасть? Подумайте и скажите, на какой из сугробов опустится каждая снежинка?