Конспекты фронтальных логопедических
ЗАНЯТИЙ .
ЗАНЯТИЕ №47
Тема: звуки [к], [кь].
Цель: уточнить произношение звуков [к], [кь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по твердости-мягкости; упражнять в анализе и синтезе односложного слова; учить передавать голосом восклицательную интонацию; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, альбом 2.
Ход занятия
Организационный момент.
— Выделите третий слог в слове: канава, бананы, солома, болото, лопата, халаты, домино, коровы, родина, шурупы, панамы, эскимо.
Артикуляционная гимнастика.
«Горка».
«Прятки».
«Покашливание».
3. Знакомство со звуками [к], [кь].
а) Загадка.
Поглядите, поглядите —
Потянулись с неба нити!
Что за тоненькая нить —
Землю с небом хочет сшить?
(Дождь)
б) Анализ артикуляции звуков [к], [кь].
— Послушайте, как капает дождь: к-к-к. Произнесите песенку дождя, наблюдая в зеркале за артикуляцией.
Губы разомкнуты, кончик языка опущен и отодвинут от нижних зубов, задняя часть спинки языка смыкается с нёбом, воздушная струя разрывает эту преграду, голос не включается.
— Послушайте, как нежно капает дождь: кь-кь-кь. Произнесите этот звук, наблюдая в зеркале за артикуляцией.
Кончик языка касается нижних зубов, спинка языка смыкается с небом, воздушная струя разрывает эту преграду, голос не работает.
в) Характеристика звуков [к], [кь] (по схеме).
4. Закрепление звуков [к], [кь] (с. 3).
—Посмотрите на рисунок дождя. Покажите голосом, как сердито капают его капли. Как они нежно стучат?
—Посмотрите на картинку. Кто мокнет под дождем? Послушайте, как о них рассказано в стихотворении.
Дождь по листьям: — Кап-кап-кап! —
Разбудил лягушку.
А лягушка: — Ква-ква-ква! —
Позвала кукушку.
А кукушка: — Ку-ку-ку! —
Закричала на суку.
Целый день по лесу:
—Кап — кап — кап! —
—Ква — ква — ква! —
—Ку — ку — ку! —
— Расскажем стихотворение вместе. Покажем пальчиками звуки дождя, кукушки и лягушки.
Логопед произносит звукоподражания с восклицательной интонацией, сопровождая их движениями пальцев рук: дождь — стучит подушечками пальцев по столу; лягушка — ритмично соединяет большой палец с остальными сомкнутыми вместе пальцами; кукушка— ритмично соединяет большой палец с указательным пальцем. Дети хором произносят звукоподражания, соблюдая заданную интонацию, и сопровождают их соответствующими движениями.
5. Дифференциация звуков [к], [кь].
а) — Посмотрите, какие фишки держит Юпик? Почему?
б) Игра «Будь внимательным» (с сигнальными фонариками).
— Послушайте внимательно «дождливые» слова и найдите в каждом слове «капельки дождя»: звуки [к], [кь]: капать, мелкий, дождик, постукивает, капли, тучки, мокнуть, зонтик.
Физминутка. Дождик
Капля раз, капля два, Капли медленно сперва: — Кап — кап. | Дети хлопают. |
Стали капельки бежать, | Хлопают быстрее. |
Капля каплю догонять: — Кап-кап-кап; кап-кап-кап. | Хлопают еще быстрее. |
в) «Два карандаша»
Дождь покапал и прошел.
Солнце в целом свете.
Это очень хорошо
И большим и детям.
— Прошел дождик. Встретились два карандаша: зеленый и синий. Им надо раскрасить картинки. Спорить они не будут. Синий карандаш раскрасит картинки со звуком [к], а зеленый — со звуком [кь],
— Какие картинки раскрасит каждый из художников-карандашей? (Кит, кегли, носки, конфета, бабочка, клубок.)
Звуковой анализ.
— Как капает дождь? (Кап.) Составим схему слова кап (Приложение 1). Покажите, как обозначается слово.
— Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте слог.
— Назовите первый звук. Расскажите о нем. (Второй, третий.) Сколько звуков в слове? Назовите их по порядку. Прочитайте схему слова.
Итог занятия.
—С какими звуками познакомил нас дождь? Какие они?
ЗАНЯТИЕ №48
Тема: звуки [к], [кь] (закрепление).
Цель: закрепить звуки [к], [кь]; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; обучать анализу и синтезу односложных слов; упражнять в образовании существу тельных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения, в употреблении предлога к; развивать зрительное восприятие, альбом 2.
Оборудование: цветные карандаши.
Ход занятия
Организационный момент.
— Назовите слово с первым звуком [к] или [кь].
2. Повторение характеристики звуков [к], [кь].
— Расскажите о звуках [к], [кь].
3. Дифференциация звуков [к], [кь].
Игра «Камень — вата».
Дети делятся на две команды: «Камень» и «Вата». Логопед называет слова со звуками [к], [кь]. На слово с мягким согласным встает команда «Вата», на слово с твердым согласным — команда «Камень». Слова: мука, испеки, печка, румяненький, от дедушки, покатился, песенка, от бабушки.
— Из какой русской народной сказки эти слова? («Колобок».) Какой первый и последний звук в этом слове?
4. Звуковой анализ (с.3)
— Однажды румяный, пригожий колобок собрался в гости к подружке. Покатился он по дорожке. Катится, катится — видит: растет красный мак. Какой красивый мак! Не подарить ли мне его подружке? А мак ему в ответ: «Сначала раскрась схему моего слова».
Дети называют по порядку звуки в слове мак, характеризуют каждый звук и раскрашивают схему.
— Сорвал колобок мак и покатился дальше. Катится, катится, а на пути море, широкое, глубокое. Плывет по морю кит. Кит говорит: «Составишь схему моего слова — я тебя перевезу на другой берег».
Дети аналогично выполняют звуковой анализ слова кит.
— Кит перевез колобка на другой берег. Катится колобок, катится — перед ним три дорожки. По какой идти дальше? Видит: сидит кот. Говорит кот колобку: «Если составишь схему моего слова, покажу твою дорожку».
Дети составляют схему слова кот.
— Покатился колобок дальше и наконец прикатился к домику своей подружки. Как ее зовут? Отгадайте по первым звукам слов-названий картинок. (Вика.)
5. Физминутка.
Выполнение движений с речевым сопровождением.
Быстро вертится крыло,
Мелет мельница зерно.
А из молотой муки
Испек пекарь пироги,
Колобки и сушки,
Крендель для Танюшки.
6. Упражнение в образовании существительных с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения.
— В гостях у Вики колобок научился играть в игру «Большой — маленький» (с. 4). Сейчас мы в нее сыграем. Я назову большой предмет, а вы — маленький (лист — листик).