Дифференциация букв щ-ч при чтении и на письме.

а) «Соотнеси слова и картинки».

- Посмотрите на картинки всередине страницы. Назови­те их. Они помогут Щелкунчику одолеть врага. Кто помо­жет Щелкунчику? Что поможет Щелкунчику? Прочитайте слова около картинок. И вы поможете Щелкунчику, если подберете к этим словам предметы.

б) «Слоги потерялись».

- Каждое войско имело свое знамя. Пушечные ядра про­били знамена. Выпали слоги из слов. Восстановите слова.

в) Чтение слов.

- Чтобы одержать победу над Мышиным Королем, Щел­кунчику нужен меч. Прочитайте слова, написанныена мече.

- Теперь меч обладает чудесной силой. Затрубили труба­чи, заиграли барабанщики. Взял Щелкунчик щит и меч и рванулся вперед на врага. Разгромил Мышиное войско, одо­лел Мышиного Короля. И превратился в прекрасного принца.

9. Итог занятия.

- Вспомните слова со звуком [щ] ([ч]) из сказки «Щел­кунчик и Мышиный Король». По этой сказке великий рус­ский композитор П.И. Чайковский написал музыку к бале­ту «Щелкунчик». Послушайте отрывок из этого балета.

ЗАДАНИЕ №125

Тема: -звуки [щ]-[сь]; буквы Щ-С.

Цель: учить дифференцировать звуки [щ] и [сь] в слогах, словах и предложениях и буквы Щ и С при чтении и на письме; упражнять в изменении глагола настоящего вре­мени по лицам и числам; отрабатывать дикцию; разви­вать мышление.

Оборудование: сигнальные фонарики, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Измените слова по образцу: лечит - лечащий
журчит - ... стучит - ... читает - ...
кричит - ... скучает - ... звучит - ...
ворчит-... мычит-... качает-...
молчит - ... мечтает - ... начинает - ...

2. Сравнение звуков [щ]-[съ] (с. 25).

Тики-тики-тики-так!

Сделаем сейчас вот так.

Слово громко называем,

Звук последний выделяем.

Дети называют картинки в зеленой рамочке в левом верхнем уг­лу страницы и выделяют в словах последний звук [щ].

- Расскажите о звуке [щ].

Затем называют картинки в зеленой рамочке справа и выделя­ют в словах последний звук [сь].

- Расскажите о звуке [сь]. Посмотрите, звуки [щ] и [сь] обозначены фишками одного цвета. Но Юпик предлагает назвать, чем отличаются в эти звуки.

- Потренируемся в правильном произношении звуков [щ] и [сь] по схемам:

- Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [сь].

3. Выделение звуков из состава слова.

- Доскажите словечко:

То погаснет, то зажжётся

Ночью в роще огонёк.

Угадай, как он зовётся?

Золотистый... (Светлячок.)

Дети рассматривают соответствующую картинку на страни­це альбома.

- В роще среди густой травы жил-был светлячок. Где он жил? (В роще.) Был он блестящий, светящийся в темноте. Каким он был? (Блестящим, светящимся.) Своим таинст­венным светом он освещал рощу. Что он делал? (Освещал.) Все жители рощи восхищались светлячком. Как относи­лись к нему жители рощи? (Восхищались.) Я буду называть
слова, которыми они выражали свое восхищение, а вы «за­жигайте» фонарики.

Дети первого ряда «зажигают» фонарики, если услышат в сло­ве звук [щ], дети второго ряда - если услышат звук [сь].

веселый настоящий друг

летающий смелый

товарищ защитник

красивый изящный

светлый серебристый

- От этих добрых слов он светился еще ярче. Скучно ста­ло светлячку жить в роще. Попрощался он с жителями ро­щи и отправился путешествовать.

Стало скучно в роще мне. Полечу-ка я к реке.

- Рассмотрите картинку «У реки». Что он увидел у реки? Назовите слова со звуком [щ] ([сь]).

5. Дифференциация звуков [щ] и [сь] в произношении.

- Подлетел блестящий светлячок к камню. А кто это ле­жит на камне, прикрыв глаза, греется на солнышке? Спра­шивает: «Кто ты такая?»

Я - ящерица, как змейка,

В траве мелькаю,

Хвостом виляю.

Хвост оборву –

Другой наживу.

- А почему ты глаза прикрыла? - спрашивает светлячок. Ящерица отвечает: «Я щурюсь от твоего сильного освеще­ния». Измените слова ящерицы:

Я щурюсь от сильного освещения. Мы...

Ты... Вы...

Он... Они...

6. Физминутка. Подвижная игра «Ящерицы».

Дети каждого ряда выстраиваются друг за другом и бе­рутся руками за пояс впереди стоящего. Две колоны по 6 че­ловек - «ящерицы». Первый ребенок - «голова», а послед­ний - «хвост». По сигналу «голова» должна поймать «хвост», который ускользает. Пойманный «хвост» «отры­вается» и проигравшие дети выходят из игры. Игра повто­ряется еще раз.

7. Дифференциация букв щ-с при чтении и на письме.
а) Чтение слогов.

-Как прекрасно было у реки, светило солнышко. Вдруг дунул легкий ветерок и полетел блестящий светлячок в по­ле. Видит сидит жук - черный, с коричневыми крыльями и оранжевыми пятнышками на них. Сидит он у входа в дом и играет на скрипочке. Найдите сверчка на странице книги.

- Кто ты такой? - Спросил светлячок у жука. Жук ему ответил:

«Я - малютка жучок,

Полевой сверчок.

Местный я талант,

Скрипач - музыкант. –

Послушай мои песни.

- Пропойте песенки сверчка.

Дети читают слоговой ряд, затем воспроизводят его по памяти.

б) «Математическая грамота».

- Послушал блестящий светлячок песни и полетел дальше на луга. Слышит, кто-то плачет. Плакала осинка, ее листья с жадностью поедали зеленые мохнатые гусеницы. Задумался блестящий светлячок: «Как же помочь осинке?» Найдите гу­сениц внизу страницы. Гусеницы съели первый слог в приме­ре, надо найти этот слог, и гусеница с листочка исчезнет. По­смотрите на картинку в примере. Назовите, какое слово в нем получилось. Прочитайте второй слог в примере.

- К какому слогу надо прибавить слог ка, чтобы получи­лось слово щука.

Аналогично решаются остальные примеры.

- Поблагодарила осинка блестящего светлячка, и поле­тел он дальше. Пролетает блестящий светлячок мимо дачи. Что он там увидел, узнаете, прочитав предложения.

Итог занятия.

Хоть я побывал везде –

На лугу и на реке.

Нет, считаю, ничего

Лучше дома моего.

- Вернулся блестящий светлячок к себе в рощу. Какие звуки мы учились сегодня различать, подскажет вам бле­стящий светлячок.

ЗАНЯТИЕ №126

Тема: буква Ь на конце слова.

Цель: уточнить произношение мягких согласных звуков; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные; познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ь; научить читать слова с Ь на конце слова и обозначать на письме мягкость согласных при помощи Ь. Оборудование: разрезные слоги, касса букв, схемы, кар­тинки, «Домики букв», альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

У логопеда картинки:

коляска одежда василек

гусеница снегири утята

улитка помидор пеликан

дыня ребята черепаха

На мольберте выставлены прямые слоги: ля, се, ли, ды, ня, ги, ми, бя, си, тя, ре.

- Назовите картинку, выделите из слова второй слог, найдите этот слог среди выставленных слогов и поставьте его на доску.

Аналогичная работа проводится с другими картинками.

2. Подготовительная работа.

а) Найдите похожие слоги, поставьте их в ряд на одну поло­чку (слоги с одинаковой гласной: ля, бя, тя...). Чем похо­жи все слоги? (Все слоги с мягким согласным звуком.) Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Я,Е,Ё,Ю,И).

б) Игра «Камень - вата».

Первый ряд - команда «Камень», второй ряд - «Вата». Логопед называет слова с твердым и мягким согласным на конце (король, стол, пингвин, камень, лось, колос, крот, гвоздь, семь, совсем, ловит, ловить). На слово с мягким сог­ласным на конце приседает команда «Вата», на твердый со­гласный - команда «Камень».

3. Знакомство с буквой Ь (с. 26).

- Посмотрите на картинку в левом верхнем углу. Это ще­нок Трезор,

На дверях висел замок.

Взаперти сидел щенок.

Все ушли и одного

В доме заперли его.

Мы оставили Трезора,

Без присмотра, без надзора.

- Что Трезор делает? Это о нем поэт Сергей Михалков на­писал:

Отыскал на кухне угол,

С головой забрался в уголь.

- Покажите на картинке угол. Рассмотрите схему слова угол. Какой последний звук в слове? Куда забрался щенок? Слова угол и уголь похожи. Какими звуками они отличаются? Сравните схемы слов угол и уголь. Обозначим звуки буквами.

Дети работают с кассой букв.

- Чтобы показать мягкость согласного звука [ль] в слове уголь употребляют букву Ь, которая называется «мягкий знак».

Логопед демонстрирует букву ь.

- Эта буква не обозначает звука, а только показывает, что согласный перед ней мягкий. Сколько элементов у буквы Ь? Какие это элементы? На что похожа буква Ь? Постройте букву из пальцев рук.

- Заселим букву Ь в «беззвучный» домик. Мягкий знак заходит в гости в домики к согласным буквам.

Дети упражняются в чтении: бь, вьи т.д.

4. «Математическая грамота».

Логопед читает стихотворение Е. Измайловой.

Мягкий знак - хитрый знак,

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

- Хозяина Трезора звали Игорь. Однажды во время обеда к Игорю подбежал Трезор с буквой Ь в зубах. Найдите их на странице книги.

- Прочитайте, что делал Игорь? (Ел.) Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Ель - хвойное дерево.)

- У Игоря была косточка. Прочитайте во втором приме­ре, что он с нею сделал? (Дал.) Игорь дал косточку Трезору. Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Даль -далёкое пространство, видимое глазом.)

- Игорь встретил товарища. Они протянули и пожали друг другу руки. Посмотрите, на картинку. Прочитайте третий пример. Какое слово получилось в третьем примере? (Жаль Трезора, он поранил лапу.)

5. Звуко-буквенный анализ.

- Однажды Трезор остался в доме один.

Все ушли и одного

В доме заперли его.

- Куда повесили замок? (На дверь.) Составьте в кассе сло­во «дверь». Какой буквой обозначите мягкость звука [рь]?

Мы оставили Трезора

Без присмотра, без надзора

И поэтому щенок

Перепортил все, что мог.

Разорвал на кукле платье,

Зайцу выдрал шерсти клок.

- Что выдрал щенок у зайца? Составьте в кассе слово шерсть. Как звали хозяина щенка? Составьте его имя в кас­се букв.

6. Физминутпка

а) Пальчиковая гимнастика. «Собака».

У собаки острый носик, __ Правая ладонь на ребро. Боль-
Есть и шейка, есть и хвостик, шой палец вверх. Указатель­ный,

средний и безымянный- вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

б) Подвижная игра «Лохматый пес» (выполнение движений с речевым сопровождением )

Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувший нос.

Мы к Барбосу подходили .

И лохматого будили:

Лежебока, не зевай,

Нас скорее догоняй!

7. Письмо

- Игорь готовился к школе. Учился писать буквы и слова.

а) Письмо буквы Ь.

б) Решение кроссворда (с. 26).

- Рассмотрите кроссворд внизу страницы. В клеточки кроссворда надо вписать слова, называющие действия щен­ка. Щенок не любил оставаться один. Сразу начинал про­казничать.

- Любил Трезор бумагу ... (Мять.)

- На кухне посуду... (Бить.)

- А однажды забрался на подоконник и стал лапой в горшке землю... (Рыть).

8. Чтение текста.

- Трезор продолжал проказничать. Он влез в кувшин с водой, перевернул его, залез на стол и мокрыми лапами про­шелся по объявлению, которое лежало на столе. Прочитай­те слова, на которых наследил щенок. В каких из них была написана буква Ь? Впишите ее. Прочитайте текст объявле­ния.

9. Отгадывание ребуса кровать.

- Устал щенок проказничать и улегся спать. А куда он лег - вам подскажет ребус.

10. Итог занятия.

- С какой буквой познакомились? Что интересного узна­ли о ней? Послушайте, чем закончилось стихотворение С. Михалкова о Трезоре.

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой мыли.

Ни за что теперь его

Не оставим одного.

ЗАНЯТИЕ № 127

Тема: буква Ь в середине слова.

Цель: упражнять в дифференциации твердых и мягких сог­ласных звуков; познакомить с обозначением мягкости согласных в середине слова буквой Ь; научить читать слова с мягким знаком в середине слова; развивать мыш­ление.

Оборудование: звонок; касса букв, карандаши, карточки с оценкой 5, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что делать? В конце слова должен звучать звук [ть]:

слушаю считаю

думаю вычитаю

смотрю рисую

изучаю пою

пишу сижу

читаю дружу

2. Повторение.

- Какой буквой вы обозначаете мягкость согласного зву­ка [ть] на конце слова? Что вы знаете о букве Ь?

3. Знакомство с обозначением мягкости согласного звука в середине слова буквой ь.

- Где дети учатся считать, читать, писать, думать, рисо­вать, дружить? (В школе.)

Вот веселый, светлый дом,

И ребят так много в нем!

Учат там писать, считать,

Помогают умным стать.

- Закройте глаза. Представьте, что мы попали в куколь­ный театр. Занавес опущен. Три раза звучит колокольчик. Мы открываем глаза. Занавес поднимается.

Дети открывают книгу на с. 27.

На солнечной полянке

Стоит красивый дом.

С верными друзьями

Живет Мальвина в нем.

- Найдите Мальвину на странице книги. Это самая красивая кукла из кукольного театра Карабаса. Мальвина - учительница. Назовите по порядку звуки в слове Мальви­на. Сколько звуков в слове Мальвина? Обозначьте звуки бу­квами.

Дети у доски составляют слово Мальвина из букв настенной кассы.

— Как обозначить мягкость звука [ль]? Буква Ь нужна для обозначения мягкости согласного звука не только на конце слова, но ив середине слова, когда мягкий согласный стоит перед другим согласным. Сколько букв в слове Мальвина? Почему звуков семь, а букв — восемь?

4. Чтение и преобразование слов.

Однажды в доме у Мальвины

Был деревянный Буратино.

Но он учиться не хотел –

Желания он не имел.

- Сейчас мы будем учиться у Мальвины. Учиться будем старательно, и слушать будем внимательно.

Ну, звени скорей, звонок!

Спешим к Мальвине на урок.

- Первый урок - математика. Мальвина говорит: «Те­перь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся математикой. Прочитайте столбик слов. Чем по­хожи слова? Прочитайте, какой слог надо прибавить к этим словам? Какие слова получатся?»

Логопед дает оценку работе детей.

5. Звуко-буквенный анализ.

Зазвенел опять звонок.

На другой спешим урок.

- Займемся грамотой. Составьте в кассе слова: пеньки, деньки, огоньки. Придумайте предложения с этими словами.

Наши рекомендации