Дифференциация букв щ-ч при чтении и на письме.
а) «Соотнеси слова и картинки».
- Посмотрите на картинки всередине страницы. Назовите их. Они помогут Щелкунчику одолеть врага. Кто поможет Щелкунчику? Что поможет Щелкунчику? Прочитайте слова около картинок. И вы поможете Щелкунчику, если подберете к этим словам предметы.
б) «Слоги потерялись».
- Каждое войско имело свое знамя. Пушечные ядра пробили знамена. Выпали слоги из слов. Восстановите слова.
в) Чтение слов.
- Чтобы одержать победу над Мышиным Королем, Щелкунчику нужен меч. Прочитайте слова, написанныена мече.
- Теперь меч обладает чудесной силой. Затрубили трубачи, заиграли барабанщики. Взял Щелкунчик щит и меч и рванулся вперед на врага. Разгромил Мышиное войско, одолел Мышиного Короля. И превратился в прекрасного принца.
9. Итог занятия.
- Вспомните слова со звуком [щ] ([ч]) из сказки «Щелкунчик и Мышиный Король». По этой сказке великий русский композитор П.И. Чайковский написал музыку к балету «Щелкунчик». Послушайте отрывок из этого балета.
ЗАДАНИЕ №125
Тема: -звуки [щ]-[сь]; буквы Щ-С.
Цель: учить дифференцировать звуки [щ] и [сь] в слогах, словах и предложениях и буквы Щ и С при чтении и на письме; упражнять в изменении глагола настоящего времени по лицам и числам; отрабатывать дикцию; развивать мышление.
Оборудование: сигнальные фонарики, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Измените слова по образцу: лечит - лечащий
журчит - ... стучит - ... читает - ...
кричит - ... скучает - ... звучит - ...
ворчит-... мычит-... качает-...
молчит - ... мечтает - ... начинает - ...
2. Сравнение звуков [щ]-[съ] (с. 25).
Тики-тики-тики-так!
Сделаем сейчас вот так.
Слово громко называем,
Звук последний выделяем.
Дети называют картинки в зеленой рамочке в левом верхнем углу страницы и выделяют в словах последний звук [щ].
- Расскажите о звуке [щ].
Затем называют картинки в зеленой рамочке справа и выделяют в словах последний звук [сь].
- Расскажите о звуке [сь]. Посмотрите, звуки [щ] и [сь] обозначены фишками одного цвета. Но Юпик предлагает назвать, чем отличаются в эти звуки.
- Потренируемся в правильном произношении звуков [щ] и [сь] по схемам:
- Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [сь].
3. Выделение звуков из состава слова.
- Доскажите словечко:
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый... (Светлячок.)
Дети рассматривают соответствующую картинку на странице альбома.
- В роще среди густой травы жил-был светлячок. Где он жил? (В роще.) Был он блестящий, светящийся в темноте. Каким он был? (Блестящим, светящимся.) Своим таинственным светом он освещал рощу. Что он делал? (Освещал.) Все жители рощи восхищались светлячком. Как относились к нему жители рощи? (Восхищались.) Я буду называть
слова, которыми они выражали свое восхищение, а вы «зажигайте» фонарики.
Дети первого ряда «зажигают» фонарики, если услышат в слове звук [щ], дети второго ряда - если услышат звук [сь].
веселый настоящий друг
летающий смелый
товарищ защитник
красивый изящный
светлый серебристый
- От этих добрых слов он светился еще ярче. Скучно стало светлячку жить в роще. Попрощался он с жителями рощи и отправился путешествовать.
Стало скучно в роще мне. Полечу-ка я к реке.
- Рассмотрите картинку «У реки». Что он увидел у реки? Назовите слова со звуком [щ] ([сь]).
5. Дифференциация звуков [щ] и [сь] в произношении.
- Подлетел блестящий светлячок к камню. А кто это лежит на камне, прикрыв глаза, греется на солнышке? Спрашивает: «Кто ты такая?»
Я - ящерица, как змейка,
В траве мелькаю,
Хвостом виляю.
Хвост оборву –
Другой наживу.
- А почему ты глаза прикрыла? - спрашивает светлячок. Ящерица отвечает: «Я щурюсь от твоего сильного освещения». Измените слова ящерицы:
Я щурюсь от сильного освещения. Мы...
Ты... Вы...
Он... Они...
6. Физминутка. Подвижная игра «Ящерицы».
Дети каждого ряда выстраиваются друг за другом и берутся руками за пояс впереди стоящего. Две колоны по 6 человек - «ящерицы». Первый ребенок - «голова», а последний - «хвост». По сигналу «голова» должна поймать «хвост», который ускользает. Пойманный «хвост» «отрывается» и проигравшие дети выходят из игры. Игра повторяется еще раз.
7. Дифференциация букв щ-с при чтении и на письме.
а) Чтение слогов.
-Как прекрасно было у реки, светило солнышко. Вдруг дунул легкий ветерок и полетел блестящий светлячок в поле. Видит сидит жук - черный, с коричневыми крыльями и оранжевыми пятнышками на них. Сидит он у входа в дом и играет на скрипочке. Найдите сверчка на странице книги.
- Кто ты такой? - Спросил светлячок у жука. Жук ему ответил:
«Я - малютка жучок,
Полевой сверчок.
Местный я талант,
Скрипач - музыкант. –
Послушай мои песни.
- Пропойте песенки сверчка.
Дети читают слоговой ряд, затем воспроизводят его по памяти.
б) «Математическая грамота».
- Послушал блестящий светлячок песни и полетел дальше на луга. Слышит, кто-то плачет. Плакала осинка, ее листья с жадностью поедали зеленые мохнатые гусеницы. Задумался блестящий светлячок: «Как же помочь осинке?» Найдите гусениц внизу страницы. Гусеницы съели первый слог в примере, надо найти этот слог, и гусеница с листочка исчезнет. Посмотрите на картинку в примере. Назовите, какое слово в нем получилось. Прочитайте второй слог в примере.
- К какому слогу надо прибавить слог ка, чтобы получилось слово щука.
Аналогично решаются остальные примеры.
- Поблагодарила осинка блестящего светлячка, и полетел он дальше. Пролетает блестящий светлячок мимо дачи. Что он там увидел, узнаете, прочитав предложения.
Итог занятия.
Хоть я побывал везде –
На лугу и на реке.
Нет, считаю, ничего
Лучше дома моего.
- Вернулся блестящий светлячок к себе в рощу. Какие звуки мы учились сегодня различать, подскажет вам блестящий светлячок.
ЗАНЯТИЕ №126
Тема: буква Ь на конце слова.
Цель: уточнить произношение мягких согласных звуков; учить дифференцировать твердые и мягкие согласные; познакомить с обозначением мягкости согласных буквой Ь; научить читать слова с Ь на конце слова и обозначать на письме мягкость согласных при помощи Ь. Оборудование: разрезные слоги, касса букв, схемы, картинки, «Домики букв», альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
У логопеда картинки:
коляска одежда василек
гусеница снегири утята
улитка помидор пеликан
дыня ребята черепаха
На мольберте выставлены прямые слоги: ля, се, ли, ды, ня, ги, ми, бя, си, тя, ре.
- Назовите картинку, выделите из слова второй слог, найдите этот слог среди выставленных слогов и поставьте его на доску.
Аналогичная работа проводится с другими картинками.
2. Подготовительная работа.
а) Найдите похожие слоги, поставьте их в ряд на одну полочку (слоги с одинаковой гласной: ля, бя, тя...). Чем похожи все слоги? (Все слоги с мягким согласным звуком.) Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Я,Е,Ё,Ю,И).
б) Игра «Камень - вата».
Первый ряд - команда «Камень», второй ряд - «Вата». Логопед называет слова с твердым и мягким согласным на конце (король, стол, пингвин, камень, лось, колос, крот, гвоздь, семь, совсем, ловит, ловить). На слово с мягким согласным на конце приседает команда «Вата», на твердый согласный - команда «Камень».
3. Знакомство с буквой Ь (с. 26).
- Посмотрите на картинку в левом верхнем углу. Это щенок Трезор,
На дверях висел замок.
Взаперти сидел щенок.
Все ушли и одного
В доме заперли его.
Мы оставили Трезора,
Без присмотра, без надзора.
- Что Трезор делает? Это о нем поэт Сергей Михалков написал:
Отыскал на кухне угол,
С головой забрался в уголь.
- Покажите на картинке угол. Рассмотрите схему слова угол. Какой последний звук в слове? Куда забрался щенок? Слова угол и уголь похожи. Какими звуками они отличаются? Сравните схемы слов угол и уголь. Обозначим звуки буквами.
Дети работают с кассой букв.
- Чтобы показать мягкость согласного звука [ль] в слове уголь употребляют букву Ь, которая называется «мягкий знак».
Логопед демонстрирует букву ь.
- Эта буква не обозначает звука, а только показывает, что согласный перед ней мягкий. Сколько элементов у буквы Ь? Какие это элементы? На что похожа буква Ь? Постройте букву из пальцев рук.
- Заселим букву Ь в «беззвучный» домик. Мягкий знак заходит в гости в домики к согласным буквам.
Дети упражняются в чтении: бь, вьи т.д.
4. «Математическая грамота».
Логопед читает стихотворение Е. Измайловой.
Мягкий знак - хитрый знак,
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
- Хозяина Трезора звали Игорь. Однажды во время обеда к Игорю подбежал Трезор с буквой Ь в зубах. Найдите их на странице книги.
- Прочитайте, что делал Игорь? (Ел.) Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Ель - хвойное дерево.)
- У Игоря была косточка. Прочитайте во втором примере, что он с нею сделал? (Дал.) Игорь дал косточку Трезору. Прочитайте весь пример. Какое слово получилось? (Даль -далёкое пространство, видимое глазом.)
- Игорь встретил товарища. Они протянули и пожали друг другу руки. Посмотрите, на картинку. Прочитайте третий пример. Какое слово получилось в третьем примере? (Жаль Трезора, он поранил лапу.)
5. Звуко-буквенный анализ.
- Однажды Трезор остался в доме один.
Все ушли и одного
В доме заперли его.
- Куда повесили замок? (На дверь.) Составьте в кассе слово «дверь». Какой буквой обозначите мягкость звука [рь]?
Мы оставили Трезора
Без присмотра, без надзора
И поэтому щенок
Перепортил все, что мог.
Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок.
- Что выдрал щенок у зайца? Составьте в кассе слово шерсть. Как звали хозяина щенка? Составьте его имя в кассе букв.
6. Физминутпка
а) Пальчиковая гимнастика. «Собака».
У собаки острый носик, __ Правая ладонь на ребро. Боль-
Есть и шейка, есть и хвостик, шой палец вверх. Указательный,
средний и безымянный- вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.
б) Подвижная игра «Лохматый пес» (выполнение движений с речевым сопровождением )
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувший нос.
Мы к Барбосу подходили .
И лохматого будили:
Лежебока, не зевай,
Нас скорее догоняй!
7. Письмо
- Игорь готовился к школе. Учился писать буквы и слова.
а) Письмо буквы Ь.
б) Решение кроссворда (с. 26).
- Рассмотрите кроссворд внизу страницы. В клеточки кроссворда надо вписать слова, называющие действия щенка. Щенок не любил оставаться один. Сразу начинал проказничать.
- Любил Трезор бумагу ... (Мять.)
- На кухне посуду... (Бить.)
- А однажды забрался на подоконник и стал лапой в горшке землю... (Рыть).
8. Чтение текста.
- Трезор продолжал проказничать. Он влез в кувшин с водой, перевернул его, залез на стол и мокрыми лапами прошелся по объявлению, которое лежало на столе. Прочитайте слова, на которых наследил щенок. В каких из них была написана буква Ь? Впишите ее. Прочитайте текст объявления.
9. Отгадывание ребуса кровать.
- Устал щенок проказничать и улегся спать. А куда он лег - вам подскажет ребус.
10. Итог занятия.
- С какой буквой познакомились? Что интересного узнали о ней? Послушайте, чем закончилось стихотворение С. Михалкова о Трезоре.
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой мыли.
Ни за что теперь его
Не оставим одного.
ЗАНЯТИЕ № 127
Тема: буква Ь в середине слова.
Цель: упражнять в дифференциации твердых и мягких согласных звуков; познакомить с обозначением мягкости согласных в середине слова буквой Ь; научить читать слова с мягким знаком в середине слова; развивать мышление.
Оборудование: звонок; касса букв, карандаши, карточки с оценкой 5, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос что делать? В конце слова должен звучать звук [ть]:
слушаю считаю
думаю вычитаю
смотрю рисую
изучаю пою
пишу сижу
читаю дружу
2. Повторение.
- Какой буквой вы обозначаете мягкость согласного звука [ть] на конце слова? Что вы знаете о букве Ь?
3. Знакомство с обозначением мягкости согласного звука в середине слова буквой ь.
- Где дети учатся считать, читать, писать, думать, рисовать, дружить? (В школе.)
Вот веселый, светлый дом,
И ребят так много в нем!
Учат там писать, считать,
Помогают умным стать.
- Закройте глаза. Представьте, что мы попали в кукольный театр. Занавес опущен. Три раза звучит колокольчик. Мы открываем глаза. Занавес поднимается.
Дети открывают книгу на с. 27.
На солнечной полянке
Стоит красивый дом.
С верными друзьями
Живет Мальвина в нем.
- Найдите Мальвину на странице книги. Это самая красивая кукла из кукольного театра Карабаса. Мальвина - учительница. Назовите по порядку звуки в слове Мальвина. Сколько звуков в слове Мальвина? Обозначьте звуки буквами.
Дети у доски составляют слово Мальвина из букв настенной кассы.
— Как обозначить мягкость звука [ль]? Буква Ь нужна для обозначения мягкости согласного звука не только на конце слова, но ив середине слова, когда мягкий согласный стоит перед другим согласным. Сколько букв в слове Мальвина? Почему звуков семь, а букв — восемь?
4. Чтение и преобразование слов.
Однажды в доме у Мальвины
Был деревянный Буратино.
Но он учиться не хотел –
Желания он не имел.
- Сейчас мы будем учиться у Мальвины. Учиться будем старательно, и слушать будем внимательно.
Ну, звени скорей, звонок!
Спешим к Мальвине на урок.
- Первый урок - математика. Мальвина говорит: «Теперь сядьте, положите руки перед собой. Не горбитесь. Мы займемся математикой. Прочитайте столбик слов. Чем похожи слова? Прочитайте, какой слог надо прибавить к этим словам? Какие слова получатся?»
Логопед дает оценку работе детей.
5. Звуко-буквенный анализ.
Зазвенел опять звонок.
На другой спешим урок.
- Займемся грамотой. Составьте в кассе слова: пеньки, деньки, огоньки. Придумайте предложения с этими словами.