На экране компьютера появились слова, в которых пропущены слоги тя и ча.

- Компьютер хочет проверить, как вы сумеете вписать эти слоги, чтобы получились слова.

те... Ка... све...

да... зада... ди...

У детей в тетрадях написано начало слов. Дети вписывают не­достающий слое. Логопед проверяет выполненную работу.

б) «Составь пары».

- В каждом доме есть прибор, который показывает вре­мя. Это часы. Посмотрите на часы внизу страницы. На них изображены не цифры, а слова. Прочитайте эти слова. С по­
мощью стрелок соедините их в пары по смыслу. Составьте предложения с этими парами слов.

9. Итог занятия.

- Наша телепередача «Чудо техника в нашем доме » подо­шла к концу. Вспомните, о каких видах техники мы расска­зывали в ней? Какие первые звуки в словах «чудо-техни­ка»? Ещё какой техникой пользуются в вашем доме?

ЗАНЯТИЕ №120

Тема: звуки [ч]-[сь]; буквы Ч-С.

Цель: учить дифференцировать звуки [ч]-[сь] в слогах, словах, предложениях и буквы Ч-С при чтении и на пись­ме; отрабатывать дикцию; развивать мышление.

Оборудование: картинки гнёзд с прорезями, картинки гусе­ниц, предметные картинки на звуки [ч], [сь], ручки, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент. «Гимнастика ума».

- Ответьте на вопрос словом, начинающимся со звука [ч].

- День недели - ... (Четверг.)

- Любимая птица моряков, спутница кораблей - ... (Чайка.)

- Что это? У него есть крышка, ручка, дно, стенки, носик -... (Чайник.)

- Она носит панцирь на спине. (Черепаха.)

- «Белый», а наоборот - ... (Черный.)

- Мастер, ремонтирующий часы. (Часовщик.)

- «Грязный», а наоборот - ... (Чистый.)

- Какое число стоит между числами «3» и «5»? (Четыре.)

- Стоит на огороде для отпугивания птиц. (Чучело.)

- Прядь волос на лбу. (Челка.)

- Ягода. (Черемуха, черника.)

- Овощ. (Чеснок.)

2. Сравнение звуков [ч] и [сь] (с. 20)

- Доскажите словечко.

Песню пел веселый стриж,

Ему вторил бойкий ... (Чиж.)

- Чиж - проворная птица (меньше воробья) с чёрной ша­почкой, с зеленовато-жёлтой спинкой, с жёлтой грудкой, с белыми пятнами на крыльях и на чёрном хвосте.

Дети рассматривают картинку чижа в левом верхнем углу страницы.

Труженица-озорница Желтогрудая ... (Синица.)

- Синицу называют труженицей, потому что она посто­янно ищет пищу для своих птенцов. Пока идет наше заня­тие, она больше 30 раз прилетит к гнезду с кормом. Посмо­трите на синичку. Как вы ее узнаете среди других птиц?

- Какой первый звук в слове чиж? Произнесите звук [ч]. Расскажите о его произношении. Какой звук [ч]?

- Назовите первый звук в слове синица? Произнесите звук [сь]. Расскажите о его произношении. Какой звук [сь]? Юпик предлагает сравнить звуки [ч] и [сь]. Чем они похо­жи? Чем они отличаются? Чтобы произносить звуки пра-вильно, следите за положением языка: [ч] - кончик языка заверхними зубами; [сь] - кончик языка за нижними зубами.

- Поупражняемся в произношении звуков [ч] и [сь]. Я рукой показываю положение языка, а вы произносите звук [ч] или [сь].

Логопед поднимает кисть руки вверх или опускает вниз, а дети произносят звуки [ч] или [сь].

3. Дифференциация звуков [ч]-[сь] в произношении.

Мы будем заниматься,

И будем мы стараться

Ответы верные давать,

Чижу с синицей помогать —

Гусениц им добывать.

- Это гнездо для чижа, а это гнездо для синицы.

Логопед ставит на доску картинки гнёзд с прорезями. За каждый правильный ответ в гнездо кладется черная мохнатая гусеница. Первый ряд помогает чижу, а второй ряд — синице.

а) Дифференциация звуков в слогах и словах.

«Повтори, не ошибись».

1ряд II ряд

че-че-се-се си - си - чи - чи

чу - сю - чу - сю чё - сё - чё - сё

ась - ась - ач - ач оч - оч - ось - ось

сюда - чудо семь - чем

очень - осень качели - сели

лисичка - сестричка семечко - Сенечка

б) «Наоборот».

- Замените в слове звук [сь] на звук [ч].
оси - ... сей - ...

носи -... посинить - ...

в) «Произнеси отчетливо».

Логопед читает:

Чижик в клетке сидел.

Чижик громко песню пел:

- Чу-чу-чу! Чу-чу-чу!

Я на волю хочу.

Дети заучивают последние две строчки и демонстрируют по ря­дам их отчетливое произношение. Аналогичная работа произво­дится по второй скороговорке:

Синичка, синичка –

Воробью сестричка.

4. Выделение звуков [ч] и [сь] из состава слова.

У детей индивидуальные картинки: василек, гуси, такси, чашка, обруч...

- Поднимите картинки, в названии которых есть звук [ч]([съ]).

Физминутка.

См. конспект занятия № 109.

Дифференциация букв Ч-С при чтении и на письме.

а) Чтение слогов и слов.

Дети читают по цепочке столбики слогов и слов.

б) Чтение предложений.

- Прочитайте предложение. Найдите к нему картинку.
Каждый ряд читает по два предложения.

в) «Буква потерялась».

- Посмотрите на картинку. Прочитайте слово. Подумай­те, какая буква «потерялась»? Впишите в клеточку недос­тающую букву.

Логопед проверяет выполненную работу.

Итог занятия.

- Какие звуки мы учились сегодня различать? Посмот­рим, как мы помогли чижу и синице.

Подсчитывавшая количество гусениц в каждом гнезде.

ЗАНЯТИЕ № 121

Тема; звук [щ].

Цель: уточнить произношение звука [щ]; совершенство­вать звуковой анализ; упражнять в образовании сущест­вительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-; отрабаты­вать дикцию; развивать речеслуховую память.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивиду­альные схемы, картинки с изображением людей разных профессий, щетки, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент. «Третий лишний».
- Назови лишний звук.

амо ктб жмч йшч

вгу льньр шжч шхц

впз фьск аио бднь

2. Артикуляционная гимнастика.

Чередование упражнений: «Хоботок» - «Трубочка» -«Рупор».

«Чашечка».

«Трамвай» - движение «чашечкой» вперед-назад по ко­ренным зубам.

4. Знакомство со звуком [щ].
Загадка.

Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.
По одежде пробежит -
И одежда станет чище. (Щетка)

- Трещит щетка, как трещетка: щ-щ-щ.

4. Анализ артикуляции звука [щ].

- Произнесите звук [щ], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Широкий кончик языка поднят за верхние зубы и обра­зует щель. Воздушная струя воздуха выходит не свободно. Голос не работает.

- Какой звук щ? (Согласный, только мягкий, глухой.)

5. Упражнение в произношении звука [щ].

а) Произношение изолированного звука [щ].

Логопед демонстрирует щетки и читает стихотворение. Дети имитируют движения щеток и произносят звук [щ].

Этой щеткой чищу зубы: - щ-щ-щ,

Этой щеткой - башмаки: - щ-щ-щ,

Этой щеткой чищу брюки: — щ-щ-щ.

Все три щетки мне нужны.

б) «Доскажи словечко».

- Доскажите словечко, чтобы оно начиналось со звука [щ].

У меня пропал носок,

Утащил его... (Щенок.)

Ащ-ащ-ащ - дождь идет, наденем ... (Плащ.)

Другой не нужно нам науки.

Хватать, глотать умеют ... (Щуки.)

в) Произношение ряда слов со звуком щ.

- Какие слова вы дополнили? Повторите их, как я скажу:

щуки, щенок, плащ

плащ, щуки, щенок

щенок, щуки, плащ.

г) «Произнеси отчетливо».

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

- Для чего еще нужна щетка? (Чистить животных.)
Послушайте, как щенки любят играть со щетками.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

- Произнесите отчетливо эту скороговорку. Какие щетки чистят стекла автомобилей? (Автомобильные щетки.) Ка­кими щетками пользуетесь вы?

6. Закрепление звука [щ](с. 21).

Вот подрастут и обучатся дети –

Будут работать на благо страны.

Много профессий есть разных на свете –

Все они людям очень нужны.

- Посмотрите в левый верхний угол страницы. Кто изоб­ражен на картинке с половой щеткой в руках? (Уборщица.)

За чистотой всегда следи,

Труд уборщиц береги.

- Какой звук слышится, когда уборщица работает щет­кой? Какой это звук? Почему Юпик поднял только зеленую фишку?

Логопед ставит на доску картинку с изображением уборщицы.

- Сегодня мы подготовим выставку профессий «Все про­фессии важны, все профессии нужны».

7. Выделение звука [щ]из состава слова.

а) Игра «Сигнальщики».

- На выставку отбираются профессии, в названии кото­рых есть звук [щ].

Дети «сигнализируют» зеленым фонариком.

пильщик столяр дрессировщик

шахтер носильщик слесарь

сварщик овощевод регулировщик

точильщик космонавт шофер

чистильщик

б) Игра «Будь внимательным».

- Рассмотрите картинку «За работой».

Будь внимательным, смотри.

Слова со звуком [щ] назови.

И место звука в слове укажи.

Ребенок называет слово. (Щенок, щетка, овощи, овощевод, плющ.) Дети указывают место звука [щ] в слове на индивидуаль­ных схемах.

- Человек выращивает овощи. Кто он по профессии? (Овощевод.)

Логопед ставит на доску картинку «Овощевод».

Работает овощевод –

Мы овощи едим весь год.

8. Физминутка. Игра «Отгадай профессию».

Кем мы будем,

Мы не скажем.

А что делаем -Покажем.

Один ребенок выходит из комнаты. Дети договариваются, ка­кую профессию будут изображать. Ребенок входит в группу.

Дети: Вам работники нужны?

Ребенок: Нужны, а что вы умеете делать?

Дети изображают движениями загаданную профессию. Ребенок отгадывает ее.

9. Звуковой анализ.

а) «Куда пойдет слово?»

- Чьи это предметы: чистильщика, овощевода или за­щитника? Рассмотрите слоговые домики и проведите до­рожки от картинок к слоговым домикам.

Логопед ставит на доску картинки, изображающие защитника и чистильщика.

Взялся чистильщик за дело,

Чтобы обувь заблестела.

Наш защитник на посту

Смело смотрит в темноту,

Защищает он страну.

б) Составление звуковой схемы слов «пильщик», «сварщик».

Пилит он: раз-два, раз-два,

Будут доски и дрова! (Пильщик)

Вот беда, вот беда:

В доме лопнула труба.

Кто же, кто же к нам придет

Починить водопровод? (Сварщик)

Дети рассматривают картинки «пильщик», «сварщик» в альбоме и составляют схемы слов (по рядам).

10. Упражнения в словообразовании существительных с помощью суффиксов - щик, - ищ (с. 22).

а) - С годами появлялось все больше и больше профессий. Каждый раз человек задумывался, как назвать профес­сию? И придумал к названию действия прибавлять слог -щик. Посмотрите, какие получились названия профес­сий.

Дети рассматривают картинки. Логопед произносит слово, на­зывающее действие. Дети добавляют слог «щик» и называют про­фессию.

- Вещи носит - ... (носильщик)

- Ножи точит - ... (точильщик)

- Дрессирует зверей - ... (дрессировщик)

- Регулирует движение - ... (регулировщик)

- А кто выдумывает - ... (выдумщик)

б) Игра «Выдумщик».

- В сказке Д. Свифта «Путешествие Гулливера» Гулли­вер попал в страну лилипутов. Они его называли «Челове­ком-Горой» . И говорили Гулливеру:

«У тебя не рука, а ручища.

Не нога, а ...

Не голова, а ...

Не нос, а...

Не глаз, а...

Не рот, а...»

11. Итог занятия.

- Какой звук мы сегодня изучали? Расскажите о нем. Этот звук на нашей выставке встречается в названиях про­фессий. Назовите такие профессии.

Дети хором называют профессии

- Какую бы профессию человек не выбрал, кем бы он ни работал, главное его отношение к труду. Недаром в народе говорят: «Не место красит человека, а человек место».

ЗАНЯТИЕ № 122

Тема: буквы Щ, щ.

Цель: закрепить звук [щ]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; совершенствовать навыки чтения; познакомить с право­писанием ща, щу.

Оборудование: кассы букв, картинка осьминога, карточки с заданиями, контурное изображение осьминога для рас­крашивания, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Замените первый звук в слове на звук [щ].
кепка-... толк-...

мука-... река-...

кит - ... венок - ...

мель-... детина-...

тучка-... полка-,.,

тётка - ... виток - ...

2. Повторение характеристики звука [щ].

- Расскажите о звуке [щ]. Произнесите отчетливо скоро­говорку, выделяя голосом звук [щ].

Щеткой чищу я щенка,

Щекочу ему бока.

3. Знакомство с буквами (с. 23).

Логопед демонстрирует картинку осьминога.

- Кто это? Тело у осьминога, как мешок. Глаза большие, как у совы, восемь щупалец. Где живут осьминоги? (На морском дне.) Ночью они выходят на охоту, а днем спят, не закрывая глаз во сне. Питаются осьминоги мелкой рыбой. Осьминога можно приручить. Если человек проводит с ним много времени, кормит его - осьминог становится ручным.
Осьминоги прекрасно обучаются. Их можно даже научить различать геометрические фигуры. Наш осьминог ученый. Он будет сегодня вас учить.

На щупальцах осьминога задания для детей. Логопед зачитыва­ет детям задание с карточек. Задание на первом щупальце

- Познакомьтесь с моей любимой буквой, которая обоз­начает звук [щ] (с. 23). Рассмотрите буквы в зеленой рамо­чке. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Щ? Какие это элементы?

- Прочитайте буквы. Посмотрите, как можно ее изобра­зить руками? Постройте ее так же. Посмотрите в левый верхний угол страницы.

Три щупальца вверх осьминог протянул,

Одно отодвинул и нам подмигнул.

- Какую букву он изобразил?

4. Звуко-буквенный анализ.

Логопед берет карточку со второго щупальца.

- Послушайте, что осьминог рассказывает о себе. Живу я на дне морском, среди камней. Любимый мой дом ПЕЩЕ­РА.Составьте в кассе слово «пещера».

- Мои руки - щупальца плотные, мускулистые, с присо­сками. Они - моя ЗАЩИТАот врагов. Составьте в кассе сло­во «защита».

- Щупальцами я не только защищаюсь, но и ИЩУсебе пищу, исследуя морское дно. Составьте в кассе слово «ищу». Назовите второй слог в слове «ищу». Как вы думаете, какую гласную надо поставить в слоге «щу»? Почему? Запомните, в слоге «щу» всегда пишется гласная буква «У».

- Крабы, креветки, мелкая рыба - это моя ПИЩА.Разде­лите слово «пища» на слоги и назовите второй слог. Какую гласную надо поставить в слоге «ща»? Почему?

5. Физминутка.

а) Выполнение движений с речевым сопровождением.

1,2,3,4,5,6,7,8 Дети хлопают в ладоши.
Восемь ног у осьминога Вытягивают руки - ладонями вниз, большой палец опущен, ше­велят пальцами.
Это мало или много? Пожимают плечами.
Восемь - это много Вытянули руки, показали 8 паль­цев.
Осьминог бывает разный . Шевелят пальцами перед грудью.  
То он синий, то он красный. Вытягивают по очереди правую и левую руку ладонями вверх.
А какой он любит цвет? Кто подскажет нам ответ? Ведь у осьминога Все цвета быть могут. Пожимают плечами.

б) Подвижная игра «Море волнуется».

Дети стоят по кругу. Произносят вслух слова и раскачи­вают руками вперед-назад. «Море волнуется, раз! Море во­лнуется, два! Море волнуется, три! Морская фигура, на мес­те замри!» Дети замирают в разных позах. Логопед рассма­тривает фигуры, отмечает наиболее интересные.

6. Чтение (с. 23).

Задание на третьем щупальце осьминога.

а) Чтение правила.

- Прочитайте, что написано в красной рамочке. Приду­майте слова со слогом «ща» («щу»).

б) Чтение слогов.

Задание с четвёртого щупальца осьминога.

- Построил осьминог пещеру, выложив из камней букву Щ. Протянул осьминог щупальца к гласным буквам, чтобы «подружить» букву Щ с гласными буквами. Какие слоги об­разовала буква Щ с гласными буквами?

в) Чтение слов.

Задание с пятого щупальца осьминога.

- Прочитайте слова. Найдите среди них слова об осьми­ноге.

Задание с шестого щупальца осьминога.

- Прочитайте слова со слогом щи.

7. Ребусы.

Задание с седьмого щупальца осьминога.

- Однажды на морском дне я увидел ящик. А что было в нем, узнаете, когда составите слова из слогов (Вещи, щет­ка, щепки.) Какой инструмент я нашел среди камней? Отга­дайте в следующем ребусе. (Клещи.) Куда я унес эти вещи, подскажет вам последний ребус. (Пещера.)

8. Заселение буквы «Щ» в домик букв.
Задание с восьмого щупальца осьминога.

- В каком домике живет буква Щ? Почему?

9. Итог занятия.

- С какой буквой познакомились? Какой звук она обозна­чает? Какое правило вы запомнили?

- С кем познакомились на занятии? Что интересного о нем узнали? На память о себе осьминог дарит вам свой порт­рет (раскраску).

ЗАНЯТИЕ №123

Тема: буквы Щ, щ (закрепление).

Цель: закрепить звук [щ] и буквы Щ, щ; формировать на­вык письма букв - Щ, щ, слогов, слов и предложения с буквами Щ, щ; закрепить правописание «ща», «щу»; со­вершенствовать звуко-буквенный анализ, навык чтения.

Оборудование: картинка щуки, буква «Щ», тетради, ручки, карточки для чтения слов, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

У детей карточки со словами для чтения.

— Я произнесу слово, а вы выделите из него слог со звуком [щ ]. Прочитайте слово с-этим слогом на своих карточках. Логопед: пещера - дети читают: щенок, щели, щепки

стуженное (молоко) - щеки, еще, щетка

трещина - лещи, овощи, ящик

обещание - пища, роща, гуща

2. Повторение характеристики звука [щ].

- Какой одинаковый согласный звук в этих словах? Рас­скажите о звуке [щ].

3. Письмо.

а) Письмо букв Щ, щ.

- К нам на занятие в гости просится рыба, название кото­рой начинается со звука [щ].

Логопед демонстрирует картинку или игрушку щуки.

- Где живет щука - в море или в речке? Какая она рыба? (Речная.)

- У щуки тело длинное как стрела, полосатое, это помо­гает ей быть незаметной среди водорослей. Голова у нее большая. Широкая пасть усеяна острыми зубами. Что же
это у щуки в зубах? (Буква Щ.)

Букву Щ в зубах держу,

Написать ее прошу.

Логопед объясняет письмо буквы Щ, щ. Дети пишут в тетрадях строчку букв Щ, Щ.

б) Письмо слогов.

- Послушайте, что говорит щука. Какой слог повторяет чаще других?

Щу, щу, щу - добычу в зарослях ищу.

- Какая гласная буква пишется в этом слоге? Напишите в тетради слог щу три раза,

Ща, ща ,ща - я увидела леща.

Аналогичная работа проводится со слогом Ща.

в) Письмо слов.

К крючку щука подплыла,

Червяка с крючка сняла.

Дети пишут в тетрадях слово щука.

Из него сварю я щи,

Угощу я вас, лещи.

Дети пишут слово угощу. Логопед объясняет написание безудар­ной гласной о в слове угощу.

г) Письмо предложения.

Приплывали к ней лещи,

Лещи у щуки ели щи.

Дети анализируют и пишут в тетради предложение «Лещи у щуки ели щи».

4. Физминутки. Подвижная игра «Караси и щука»

Один ребенок выбирается щукой. Остальные играющие делятся на две группки: одна из них - камешки - образуют круг, другая - караси, которые плавают внутри круга. Щу­ка находится за кругом.

По сигналу логопеда «Щука!» она быстро забегает в круг, стараясь поймать карасей. Караси спешат скорее занять ме­сто за кем-нибудь из играющих и присесть (караси прячут­ся от щуки за камешки). Щука ловит тех карасей, которые не успели спрятаться. Пойманные уходят за круг.

5. Чтение текста «Щука» (с. 23).

- Щука ловит карасей, питается ими. Щука какая рыба? (Хищная.) Сейчас мы прочитаем о ней рассказ и узнаем о ее повадках.

Дети читают текст, объясняют смысл каждого предложения. Логопед объясняет значение слова заросли (густо разросшиеся во­доросли). После чтения дети отвечают на вопросы.

- На каких рыб охотится щука? Как охотится щука?

6. Игра «Наборщик».

- Щука без пищи не остается. Она хорошая ищейка. Из звуков слова ищейка наберите два слова с буквой Щ (щека, щи.)

7. Итог занятия.

- Какую букву принесла щука? Какие правила письма с буквой Щ вы знаете?

ЗАНЯТИЕ № 124

Тема: звуки [щ]-[ч]; буквы Щ-Ч.

Цель: учить Дифференцировать звуки [щ]-[ч] в слогах, словах и в предложениях; учить дифференцировать бук­вы Щ, Ч при чтении и на письме; отрабатывать дикцию; развивать память.

Оборудование: карточки для физминутки, аудиозапись му­зыкального фрагмента балета П.И. Чайковского «Щел­кунчик», альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент. «Придумать слово с заданным слогом».

Логопед называет слоги, а дети по цепочке придумывают слова с данным слогом в начале слова.

ща щи ще

ча чи че

щу ще ще

чу че че

2. Сравнение звуков [щ]-[ч] (с. 24).

- Сегодня мы опять попадаем в сказку. Сказка называет­ся «Щелкунчик и мышиный король». Написал ее немецкий писатель Э. Гофман. Посмотрите, в левом верхнем углу страницы изображен Щелкунчик. Это игрушечный челове­чек, который щелкал зубами и аккуратно разгрызал орехи. В слове «щелкунчик» назовите согласные звуки, которые всегда мягкие.

- Расскажите о звуке [щ]. Расскажите о звуке [ч]. Юпик предлагает сравнить звуки [щ] и [ч]. Чем они похожи? Чем отличаются? Сегодня мы научимся различать звуки [щ] и [ч].

3. Выделение звуков [щ] и [ч] из состава слова.

- Девочке Маше в Новый год подарили Щелкунчика. За­кройте глаза, положите голову на руки. Наступила ночь. В это время Щелкунчик ожил. Сейчас я расскажу о нем. Если
услышите в словах звук [щ] - «просыпаются» дети 1-го ря­да. Если услышите в словах звук [ч] - «просыпаются» дети 2-го ряда.

«Это был замечательный человечек, с плотным тулови­щем, в блестящем мундире. На голове у него была шапчонка, а на спине узкий плащ. На лице у него был большущий рот с точеными острыми зубами. Это был очень славный человечек с добрыми смеющимися глазами. Маша сразу по­любила Щелкунчика».

- Прекрасного принца превратила в Щелкунчика злая Мышильда, мать Мышиного Короля. Посмотрите на Мы­шиного Короля в правом верхнем углу страницы. Если Щелкунчик одержит победу над Мышиным Королем, он опять станет прекрасным принцем.

- Рассмотрите картину «Комната Маши». Назовите сло­ва со звуком [щ] ([ч]).

4. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в слогах.

- Мыши шуршали и шептали. Повторите, как они шеп­тали.

Ща - ща - ча - ча.

Чи - щи - щи - чи.

Ещ - еч - ещ - еч.

5. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в словах.

- Перед битвой Щелкунчик вел перекличку всвоем вой­ске. Щелкунчик называл слова со звуком [ч], аего верные солдаты четко заменяли звук [ч] звуком [щ].

челка-... плач-...

мочь-... размечать -

печать -

6. Дифференциация звуков [щ] и [ч] в предложении.

- Щелкунчик объявил общее наступление:

Лечу, скачу, ищу, верчу.

Щелк, щелк - разобью мышиный полк!

Наши рекомендации