Дети называют слово и вписывают его в клеточки кроссворда. (Часы, часики, часовой.) Кроссворд помещён в тетрадях детей.
6. Чтение текста.
Тик-так, тик-так, Все часы идут вот так. | Дети выполняют наклоны. Логопед передвигает стрелку часов на черный сектор часового круга. |
- Спустилась ночь. Укрыла всю землю черным покрывалом и уложила всех спать. Посмотрите на часы. Перед сном почитаем книгу.
Дети открывают книгу, читают стихотворение «Ночка» и отвечают на вопросы.
- О чём пела мама дочке? Где спит бычок? Жучок? Кузнечик? Белочка?
7. Итог занятия.
- Вам скучно было на занятии? Почему? Недаром в народе говорят: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».
Дети заучивают пословицу.
ЗАНЯТИЕ № 119
Тема: звуки [ч]-[ть].
Цель: учить дифференцировать звуки [ч]-[ть] в слогах, словах и в предложениях; учить дифференцировать буквы Ч-Т при чтении и на письме; упражнять в составлении предложений по опорным словам; отрабатывать дикцию; развивать мышление.
Оборудование: микрофон, тетради, ручки, индивидуальные карточки для чтения, картинки часов, альбом 3.
Ход занятия 1. Организационный момент.
У детей индивидуальные карточки для чтения слов. Дети читают слова про себя.
ЧАС - слово написано ЧУДО слово написано на
на карточке зеле- карточке синего
ного цвета цвета
часы чудеса
часики чудесный
часок чудики
часовой чудесница
часовая чудится
- Первым прочитает свое слово тот, у кого карточка зеленого цвета. Прочитайте слово на карточке зеленого цвета. (Час.) Прочитайте слова родственные слову час.
- Прочитает слово тот, у кого карточка синего цвета. Прочитайте слова, родственные слову чудо.
2. Сравнение звуков [ч] и [ть] (с. 19).
- Часы - это чудо. Раньше часы были песочные, солнечные, водяные.
Логопед демонстрирует картинки часов.
- Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Посмотрите в левый верхний угол страницы. Какой первый звук в слове часы? Расскажите о
звуке [ч].
Часы показывают «5» -
Пора телевизор включать.
- Телевизор - одно из чудес техники. Мы проводим много времени у телевизора. Какой первый звук в слове телевизор? Расскажите о звуке [тъ]?
- Юпик предлагает сравнить звуки [ч] и [ть]. Чем похожий звуки [ч] и [ть]? Чем отличаются звуки [ч] и [ть]?
- Чтобы произносить звуки правильно, следите за положением кончика языка. Когда произносится звук [ч], кончик языка находится за верхними зубами. А когда произносится звук [ть], кончик языка находится за нижними зубами.
Дети упражняются в произношении звуков [ч] и [ть] по схеме, где стрелкой указано положение кончика языка.
- Сегодня мы научимся различать звуки [ч] и [ть].
3. Выделение звуков [ч] и [ть]из состава слова.
- Внимание! Внимание! Наш телецентр поручил нам провести телепередачу под названием «Чудо-техника в нашем доме». В наших домах большое количество разной техники. Техника облегчает нашу жизнь, делает её более удобной. Рассмотрите чудо-технику на странице книги. Назовите виды бытовой техники, в названии которого есть звук [ч] ([ть]).
4. Дифференцирование звуков [ч]и [ть] в слогах.
- Телепередача продолжается. Отгадайте загадку.
Из горячего колодца
Через нос водица льется.
(Чайник)
- Расскажет об электрическом чайнике тележурналист ...
(логопед называет имя ребенка).
Логопед до занятия готовит выступления детей.
- У нас в доме есть электрический чайник. Он работает от электричества. Водонагреватель - изогнутая трубка - находится внутри чайника, поэтому вода в чайнике закипает
очень быстро. Как только вода закипит, чайник сам выключается - это очень удобно.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Что-то вам сказать хочу.
- Запомните и повторите, что говорит чайник:
Тя -тя -ча-ча.
Чу - тю - чу - тю.
Ти - чи - ти - чи.
Чо - те - те - чо.
5. Дифференциация звуков [ч] и [ть] в словах.
Загадка:
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
- Тележурналист ... расскажет нам о телефоне.
- Телефону более 100 лет. За это время они сильно изменились. Самые современные телефоны работают уже без проводов. У папы и у мамы - сотовые телефоны. Дома у нас установлен радиотелефон. Мы разговариваем по телефону друг с другом, находясь в другом городе или даже в другой стране.
Игра «Сломанный телефон»
- В наших телефонах нарушилась связь: вместо звука [ч] - звучит [ть]. Как изменятся слова?
мяч-... речка-... печь-...
ткач - ... печка - ... вечер - ...
6. Дифференциация звуков [ч] и [ть] в предложении.
- Микрофон передается тележурналисту ....
- У нас дома есть микроволновая печь. В ней мы размораживаем, подогреваем и готовим пищу в считанные минуты.
Печка печет,
Речка течет.
- Что делает печка? А речка? Назовите слова со звуком [ч]. Произнесите скороговорку медленно (в умеренном темпе, быстро).
7. Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика. «Заводные машинки».
Пальцы рук в замке, кроме больших пальцев (мизинцев).
Большие пальцы (мизинцы) превращаются в заводные машины и начинают крутиться вокруг друг друга всё быстрее и быстрее.
б) Речь с движениями:
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так.
Шаг налево, шаг направо,
Шаг вперед и два назад.
8. Дифференциация букв Ч- Т при чтении и на письме.
а) «Слоги потерялись».
- Последнее изобретение ученых - это компьютер. О нём расскажет тележурналист … .
- У нас дома есть компьютер. Компьютер много знает и многое умеет. Я на нём играю, а папа и мама работают и печатают тексты.