Дети называют слово и вписывают его в клеточки кроссворда. (Часы, часики, часовой.) Кроссворд помещён в тетрадях детей.

6. Чтение текста.

Тик-так, тик-так, Все часы идут вот так. Дети выполняют наклоны. Логопед передвигает стрелку часов на черный сектор часового круга.

- Спустилась ночь. Укрыла всю землю черным покрыва­лом и уложила всех спать. Посмотрите на часы. Перед сном почитаем книгу.

Дети открывают книгу, читают стихотворение «Ночка» и от­вечают на вопросы.

- О чём пела мама дочке? Где спит бычок? Жучок? Куз­нечик? Белочка?

7. Итог занятия.

- Вам скучно было на занятии? Почему? Недаром в наро­де говорят: «Скучен день до вечера, коли делать нечего».

Дети заучивают пословицу.

ЗАНЯТИЕ № 119

Тема: звуки [ч]-[ть].

Цель: учить дифференцировать звуки [ч]-[ть] в слогах, словах и в предложениях; учить дифференцировать бук­вы Ч-Т при чтении и на письме; упражнять в составлении предложений по опорным словам; отрабатывать дикцию; развивать мышление.

Оборудование: микрофон, тетради, ручки, индивидуаль­ные карточки для чтения, картинки часов, альбом 3.

Ход занятия 1. Организационный момент.

У детей индивидуальные карточки для чтения слов. Дети чита­ют слова про себя.

ЧАС - слово написано ЧУДО слово написано на
на карточке зеле- карточке синего

ного цвета цвета

часы чудеса

часики чудесный

часок чудики

часовой чудесница

часовая чудится

- Первым прочитает свое слово тот, у кого карточка зеле­ного цвета. Прочитайте слово на карточке зеленого цвета. (Час.) Прочитайте слова родственные слову час.

- Прочитает слово тот, у кого карточка синего цвета. Прочитайте слова, родственные слову чудо.

2. Сравнение звуков [ч] и [ть] (с. 19).

- Часы - это чудо. Раньше часы были песочные, солнеч­ные, водяные.

Логопед демонстрирует картинки часов.

- Прошло много времени с тех пор, когда человек приду­мал часы с механизмом. Посмотрите в левый верхний угол страницы. Какой первый звук в слове часы? Расскажите о
звуке [ч].

Часы показывают «5» -

Пора телевизор включать.

- Телевизор - одно из чудес техники. Мы проводим много времени у телевизора. Какой первый звук в слове телеви­зор? Расскажите о звуке [тъ]?

- Юпик предлагает сравнить звуки [ч] и [ть]. Чем похо­жий звуки [ч] и [ть]? Чем отличаются звуки [ч] и [ть]?

- Чтобы произносить звуки правильно, следите за поло­жением кончика языка. Когда произносится звук [ч], кон­чик языка находится за верхними зубами. А когда произно­сится звук [ть], кончик языка находится за нижними зуба­ми.

Дети упражняются в произношении звуков [ч] и [ть] по схеме, где стрелкой указано положение кончика языка.

- Сегодня мы научимся различать звуки [ч] и [ть].

3. Выделение звуков [ч] и [ть]из состава слова.

- Внимание! Внимание! Наш телецентр поручил нам про­вести телепередачу под названием «Чудо-техника в нашем доме». В наших домах большое количество разной техники. Техника облегчает нашу жизнь, делает её более удобной. Рас­смотрите чудо-технику на странице книги. Назовите виды бытовой техники, в названии которого есть звук [ч] ([ть]).

4. Дифференцирование звуков [ч]и [ть] в слогах.

- Телепередача продолжается. Отгадайте загадку.

Из горячего колодца

Через нос водица льется.

(Чайник)

- Расскажет об электрическом чайнике тележурналист ...
(логопед называет имя ребенка).

Логопед до занятия готовит выступления детей.

- У нас в доме есть электрический чайник. Он работает от электричества. Водонагреватель - изогнутая трубка - нахо­дится внутри чайника, поэтому вода в чайнике закипает
очень быстро. Как только вода закипит, чайник сам выклю­чается - это очень удобно.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

Что-то вам сказать хочу.

- Запомните и повторите, что говорит чайник:
Тя -тя -ча-ча.

Чу - тю - чу - тю.

Ти - чи - ти - чи.

Чо - те - те - чо.

5. Дифференциация звуков [ч] и [ть] в словах.

Загадка:

Через поле и лесок

Подается голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

- Тележурналист ... расскажет нам о телефоне.

- Телефону более 100 лет. За это время они сильно измени­лись. Самые современные телефоны работают уже без прово­дов. У папы и у мамы - сотовые телефоны. Дома у нас устано­влен радиотелефон. Мы разговариваем по телефону друг с другом, находясь в другом городе или даже в другой стране.

Игра «Сломанный телефон»

- В наших телефонах нарушилась связь: вместо звука [ч] - звучит [ть]. Как изменятся слова?

мяч-... речка-... печь-...

ткач - ... печка - ... вечер - ...

6. Дифференциация звуков [ч] и [ть] в предложении.

- Микрофон передается тележурналисту ....

- У нас дома есть микроволновая печь. В ней мы размора­живаем, подогреваем и готовим пищу в считанные минуты.

Печка печет,

Речка течет.

- Что делает печка? А речка? Назовите слова со звуком [ч]. Произнесите скороговорку медленно (в умеренном тем­пе, быстро).

7. Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика. «Заводные машинки».
Пальцы рук в замке, кроме больших пальцев (мизинцев).

Большие пальцы (мизинцы) превращаются в заводные ма­шины и начинают крутиться вокруг друг друга всё быстрее и быстрее.

б) Речь с движениями:

Тик-так, тик-так,

Ходят часики вот так.

Шаг налево, шаг направо,

Шаг вперед и два назад.

8. Дифференциация букв Ч- Т при чтении и на письме.

а) «Слоги потерялись».

- Последнее изобретение ученых - это компьютер. О нём расскажет тележурналист … .

- У нас дома есть компьютер. Компьютер много знает и многое умеет. Я на нём играю, а папа и мама работают и пе­чатают тексты.

Наши рекомендации