Дети читают загадку, упражняются в передаче вопросительной интонации при чтении.
в) «Отгадай слово».
Дети самостоятельно решают кроссворд « Трамвай».
- Какой последний звук в слове трамвай?
Итог занятия.
- Найдите слова с последним звуком [й] в стихотворении Незнайки.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
- Что вы узнали о букве Й?
ЗАНЯТИЕ № 116
Тема: звуки [ль]-[й].
Цель: учить дифференцировать звуки [ль]-[й] в слогах, словах и предложениях на слух, в произношении и на письме; учить устанавливать связь между словами в предложении; совершенствовать навык чтения, звуко-буквенный анализ; развивать мышление. Оборудование: предметные картинки, кассы букв, простые карандаши, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
У детей картинки: лиса, муравей, лебедь, воробей, летчик, попугай, лифт, лента, лимон, трамвай, змей.
- Назовите предмет, изображенный на картинке. Если слово отвечает на вопрос: «Кто это?» — поставьте картинку на доску слева. Если слово отвечает на вопрос: «Что это? » — поставьте картинку справа.
Дети расставляют картинки и садятся на места.
2. Дифференциация звуков [ль]-[й] на слух и в произношении.
- На планете, откуда прилетел Юпик, есть птицы, летающие между звездами. Эти птицы умеют говорить. Их называют говоруны. На нашей планете тоже есть говорящие птицы.
В клетке живет,
Песен не поет,
Нас удивляет,
Слова повторяет.
Кто же это угадай,
Это птица... (попугай).
- Рассмотрите попугаев на с. 15. Что вы знаете о них? Это птицы с ярко окрашенным оперением, жизнерадостные. Они привыкают к домашней обстановке. Попугаи смышленые и способные птицы, их можно научить разговаривать и петь.
- Этих попугаев подарили Юпику. Юпик назвал их Лёшка и Йошка. Слева - попугай Лёшка, а справа - попугай Йошка. Их имена отличаются только первыми звуками. Какие это звуки? Произнесите несколько раз звук [ль]. Где находится кончик языка при произнесении звука [лъ]?
Произнесите звук [й]. Понаблюдайте за кончиком языка. Где он находится?
- Чтобы правильно называть имена попугаев, нужно следить за положением кончика языка. Произнесите звуки [ль] и [й] по стрелкам, указывающим на положение кончика языка.
- Произнесите несколько раз: Лешка - Йошка.
- Юпик решил научить попугаев говорить. Рано утром он показывал попугаям картинки и отчетливо называл их по несколько раз, затем угощал попугаев лакомствами. Через две недели каждый из попугаев выучил по три слова со своим звуком. Посмотрите на эти картинки. Какие слова выучил Лёшка? А какие слова выучил Йошка?
3. Звуко-буквенный анализ.
- Попугаи очень полюбили Юпйка. Ведь он заботился о них, играл с ними, учил говорить. Спустя еще две недели попугаи научились говорить предложение: «Это мой любимый Юпик». Сколько слов в этом предложении? Назовите каждое слово. Составьте предложение в кассе букв.
4. Физминутка. Подвижная игра «Попугаи в клетках».
Логопед кладет на пол два обруча разного цвета - клетки для попугаев. Дети каждого ряда встают в свой обруч. По сигналу логопеда «попугаи» вылетают из клетки, разлетаются в разные стороны. По второму сигналу дети возвращаются на свои места. В какой клетке быстрее соберутся попугаи? Расположение клеток меняется.
5. Чтение.
а) Чтение слов.
- Юпик играл с попугаями, говорил им похожие слова, а они повторяли. Прочитайте эти слова. При чтении букв Я, Ю, Е, Ё кончик языка ставьте на нижние зубы, как и при Й. А при чтении слов с буквой Л — за верхние зубы.
Дети читают столбики слов.
б) Работа с деформированными предложениями.
- Юпик написал предложение. Разрезал его на слова, чтобы учить эти слова с попугаями. Слова попугаи выучили, а предложение обратно собрать Юпик не может. Прочитайте слова, составьте из них предложение.
Решение кроссворда «Лейка».
- Рассмотрите картинки цветов внизу страницы. Как они называются? Впишите слова в схемы. Отгадайте слово, опустив по стрелкам в его схему буквы из слов репей и василек.
Итог занятия.
- Назовите первый звук в слове лейка. Назовите третий звук в этом слове. Чем отличается произношение этих звуков? Как звали попугаев? Передайте по цепочке в быстром
темпе имена попугаев Лёшка - Йошка.
ЗАНЯТИЕ № 116
Тема: звук [ч].
Цель: уточнить произношение звука [ч]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»; развивать мышление.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, кирпичики, ворота для подлезания, канат, альбом 3.
Ход занятия
Организационный момент.
- Назовите согласный звук, который дважды слышится в слове.
колобок звездочет сосулька
барабан дудочка фанфары
балалайка лилипут шишка
попугай мультфильм вертолет
Артикуляционная гимнастика.
Чередование упражнений «Хоботок» - «Трубочка» -«Рупор ». «Чашечка». Постучать «чашечкой» за верхними зубами.
3. Знакомство со звуком [ч] (с. 16).
Загадка: В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Паровоз)
- Посмотрите в левый верхний угол страницы. Паровоз едет, выпускает пар. из-под колес: ч-ч-ч.
4. Анализ артикуляции звука.
- Покажите, наблюдая за артикуляцией в зеркале, как паровоз выпускает пар.
Дети анализируют произношение звука [ч] по схеме. Губы округлены и выдвинуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не работает.
- Какой звук [ч]? (Согласный, только мягкий, глухой.) Какую фишку поднял Юпик? Почему? Почему он не показал синюю фишку?
5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Будь внимательным».
- Увидев зеленый фонарик Юпика, паровоз остановился.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу,стучу,стучу.
В страну сказок я лечу.
- Юпик объявляет: «Внимание! Внимание! Пассажирам, отправляющимся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух!» Поднимите фонарик, если услышите в слове звук [ч]:
вагончик стучат станция
шпалы мчится страна
прочный колеса чудесная
рельсы качается сказочная
6. Упражнение в произношении звука [ч].
- Мы сели в паровоз, и паровоз помчался:
Чу, чу - чу, чу, чу.
Ча, ча, ча - ча, ча.
Чи - чи - чи, чи - чи