Дети читают загадку, упражняются в передаче вопросительной интонации при чтении.

в) «Отгадай слово».

Дети самостоятельно решают кроссворд « Трамвай».

- Какой последний звук в слове трамвай?

Итог занятия.

- Найдите слова с последним звуком [й] в стихотворении Незнайки.

Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

- Что вы узнали о букве Й?

ЗАНЯТИЕ № 116

Тема: звуки [ль]-[й].

Цель: учить дифференцировать звуки [ль]-[й] в слогах, словах и предложениях на слух, в произношении и на письме; учить устанавливать связь между словами в предложении; совершенствовать навык чтения, звуко-буквенный анализ; развивать мышление. Оборудование: предметные картинки, кассы букв, простые карандаши, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

У детей картинки: лиса, муравей, лебедь, воробей, летчик, попу­гай, лифт, лента, лимон, трамвай, змей.

- Назовите предмет, изображенный на картинке. Если слово отвечает на вопрос: «Кто это?» — поставьте картинку на доску слева. Если слово отвечает на вопрос: «Что это? » — поставьте картинку справа.

Дети расставляют картинки и садятся на места.

2. Дифференциация звуков [ль]-[й] на слух и в произношении.

- На планете, откуда прилетел Юпик, есть птицы, летаю­щие между звездами. Эти птицы умеют говорить. Их называ­ют говоруны. На нашей планете тоже есть говорящие птицы.

В клетке живет,

Песен не поет,

Нас удивляет,

Слова повторяет.

Кто же это угадай,

Это птица... (попугай).

- Рассмотрите попугаев на с. 15. Что вы знаете о них? Это птицы с ярко окрашенным оперением, жизнерадостные. Они привыкают к домашней обстановке. Попугаи смышленые и способные птицы, их можно научить разговаривать и петь.

- Этих попугаев подарили Юпику. Юпик назвал их Лёшка и Йошка. Слева - попугай Лёшка, а справа - попу­гай Йошка. Их имена отличаются только первыми звуками. Какие это звуки? Произнесите несколько раз звук [ль]. Где находится кончик языка при произнесении звука [лъ]?

Произнесите звук [й]. Понаблюдайте за кончиком язы­ка. Где он находится?

- Чтобы правильно называть имена попугаев, нужно сле­дить за положением кончика языка. Произнесите звуки [ль] и [й] по стрелкам, указывающим на положение кон­чика языка.

- Произнесите несколько раз: Лешка - Йошка.

- Юпик решил научить попугаев говорить. Рано утром он показывал попугаям картинки и отчетливо называл их по несколько раз, затем угощал попугаев лакомствами. Через две недели каждый из попугаев выучил по три слова со сво­им звуком. Посмотрите на эти картинки. Какие слова вы­учил Лёшка? А какие слова выучил Йошка?

3. Звуко-буквенный анализ.

- Попугаи очень полюбили Юпйка. Ведь он заботился о них, играл с ними, учил говорить. Спустя еще две недели попугаи научились говорить предложение: «Это мой люби­мый Юпик». Сколько слов в этом предложении? Назовите каждое слово. Составьте предложение в кассе букв.

4. Физминутка. Подвижная игра «Попугаи в клетках».

Логопед кладет на пол два обруча разного цвета - клетки для попугаев. Дети каждого ряда встают в свой обруч. По сигналу логопеда «попугаи» вылетают из клетки, разлета­ются в разные стороны. По второму сигналу дети возвраща­ются на свои места. В какой клетке быстрее соберутся попу­гаи? Расположение клеток меняется.

5. Чтение.

а) Чтение слов.

- Юпик играл с попугаями, говорил им похожие слова, а они повторяли. Прочитайте эти слова. При чтении букв Я, Ю, Е, Ё кончик языка ставьте на нижние зубы, как и при Й. А при чтении слов с буквой Л — за верхние зубы.

Дети читают столбики слов.

б) Работа с деформированными предложениями.

- Юпик написал предложение. Разрезал его на слова, чтобы учить эти слова с попугаями. Слова попугаи выучили, а предложение обратно собрать Юпик не может. Прочи­тайте слова, составьте из них предложение.

Решение кроссворда «Лейка».

- Рассмотрите картинки цветов внизу страницы. Как они называются? Впишите слова в схемы. Отгадайте слово, опу­стив по стрелкам в его схему буквы из слов репей и василек.

Итог занятия.

- Назовите первый звук в слове лейка. Назовите третий звук в этом слове. Чем отличается произношение этих зву­ков? Как звали попугаев? Передайте по цепочке в быстром
темпе имена попугаев Лёшка - Йошка.

ЗАНЯТИЕ № 116

Тема: звук [ч].

Цель: уточнить произношение звука [ч]; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в составлении сложнопод­чиненных предложений с союзом «потому что»; разви­вать мышление.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, кирпичи­ки, ворота для подлезания, канат, альбом 3.

Ход занятия

Организационный момент.

- Назовите согласный звук, который дважды слышится в слове.

колобок звездочет сосулька

барабан дудочка фанфары

балалайка лилипут шишка

попугай мультфильм вертолет

Артикуляционная гимнастика.

Чередование упражнений «Хоботок» - «Трубочка» -«Рупор ». «Чашечка». Постучать «чашечкой» за верхними зубами.

3. Знакомство со звуком [ч] (с. 16).

Загадка: В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит. (Паровоз)

- Посмотрите в левый верхний угол страницы. Паровоз едет, выпускает пар. из-под колес: ч-ч-ч.

4. Анализ артикуляции звука.

- Покажите, наблюдая за артикуляцией в зеркале, как паровоз выпускает пар.

Дети анализируют произношение звука [ч] по схеме. Губы ок­руглены и выдвинуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду. Голос не работает.

- Какой звук [ч]? (Согласный, только мягкий, глухой.) Какую фишку поднял Юпик? Почему? Почему он не пока­зал синюю фишку?

5. Развитие фонематического слуха.
Игра «Будь внимательным».

- Увидев зеленый фонарик Юпика, паровоз остановился.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Я стучу,стучу,стучу.

В страну сказок я лечу.

- Юпик объявляет: «Внимание! Внимание! Пассажирам, отправляющимся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух!» Поднимите фонарик, если услышите в слове звук [ч]:

вагончик стучат станция

шпалы мчится страна

прочный колеса чудесная

рельсы качается сказочная

6. Упражнение в произношении звука [ч].

- Мы сели в паровоз, и паровоз помчался:
Чу, чу - чу, чу, чу.

Ча, ча, ча - ча, ча.

Чи - чи - чи, чи - чи

Наши рекомендации