Система коррекционного обучения детей

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

И НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ

НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Третий период обучения

(Апрель, май)

Задачи третьего периода обучения

1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, фор­мирование фонематического восприятия:

― развитие артикуляционной моторики;

― уточнение правильного произношения звуков: Ф,Фь, Ц, Й, Ч, Щ;

― различение этих звуков на слух;

― дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: ф-фь; по звонкости-глухости: в-ф; по мес­ту и способу образованияс-ц, ль-й, ч-ть, ч-сь, щ-ч, щ-сь;

― формирование умения характеризовать звук;

― выделение звуков из состава слова;

― анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закры­тых и со стечением согласных) и слов различного звуко-слогового состава;

― преобразование слогов и слов;

― совершенствование навыка звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании ребусов.

2. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формиро­вание грамматических средств языка и навыков слово­образования:

― образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей);

― образование существительных с помощью суффик­сов -иц-, -щик-, ищ- (медведица, носильщик, ручи­щи);

― образование приставочных глаголов (въехал, отъе­хал);

― употребление разноспрягаемого глагола хотеть;

― согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч);

― образование сложных слов (фоторужьё);

― образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы);

― формирование умения изменять глаголы по лицам и числам.

3. Работа над предложением. Закрепление навыка соста­вления и распространения предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам:

― составление деформированных предложений;

― составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что;

― составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ;

― заучивание наизусть стихов, скороговорок, посло­виц;

― развитие интонационной выразительности речи.

4. Развитие просодической стороны речи.

5. Обучение грамоте:

― знакомство с буквами Ф, Ю, Ц, Й, Ч, Ц, Ь, Ъ;

― дифференциация У-Ю, С-Ц, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-С, Щ-С;

― звуко-буквенный анализ и синтез слов различного звуко-слогового состава и предложений из 2, 3, 4 слов с использованием разрезной азбуки и печата­ния;

― преобразование слогов и слов;

― формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитан­ное;

― развитие графических навыков;

― закрепление правила письма предложения;

― ознакомление с правописанием чу, ча, щу, ща; парных звонких и глухих согласных в конце слова, без­ударных гласных;

― обозначение мягкости согласных буквой Ь.

6. Развитие психических процессов: слухового и зрительно­го восприятия, памяти, внимания, формирование мыс­лительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обоб­щения).

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

(III период)

Тема заня­тия Кол-во заня­тий Дикция. Интонаци­онная выразитель­ность речи Формирование фонематическо­го восприятия
АПРЕЛЬ
1 неделя
Звуки Ф, Фь Интонационная вы­разительность речи (стихотворение В.Бе­рестова) Выделение звуков Ф, Фьиз состава слова. Дифференциация звуков ф-фь. Звуко-слоговой анализ слов: фрукты, фартук, сарафан, филин
Буквы Ф, ф    
Звуки в, вь-ф,фь. Буквы В-Ф   Дифференциация звуков в,вь-ф,фь «Превращения» слов.
2 неделя
Буквы Ю, ю в начале слога    
Буква Ю по­сле соглас­ных   Дифференциация согласных по твердости-мягкости.
Звук ц Работа над дикцией: Курица волнуется, не пугайте курицу Выделение звука ц из состава сло­ва. Звук ц — твердый. Звуко-слого­вой анализ слов овца, курица
Буквы Ц, ц    

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КОНСПЕКТЫ ФРОНТАЛЬНЫХ

ЛОГОПЕДИЧЕСКИХЗАНЯТИЙ

ЗАНЯТИЕ № 103

Тема: звуки [ф], [фь].

Цель: уточнить произношение звуков [ф], [фь]; учить диф­ференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенст­вовать звуковой анализ; упражнять в образовании слож­ных слов; развивать интонационную выразительность ре­чи, мышление, зрительное восприятие.

Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивиду­альные схемы, оборудование для фокуса (стакан, бусы, це­почка, лента, платок), «черный ящик», схемы, альбом 3*.

Ход занятия

Организационный момент.

― Назовите гласные буквы. Какие гласные стоят после твердых согласных? Какие гласные указывают, что соглас­ный перед ними читается мягко? Какая гласная буква ни­когда не стоит в начале слова?

― Назовите буквы, обозначающие парные согласные зву­ки. Какие из согласных самые звучные? Какая буква обоз­начает глухой непарный согласный звук? Какие согласные буквы обозначают только твердые звуки? Назовите буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки. Назовите буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.

Детям в помощь для ответов предлагается использовать «До­мики букв».

Артикуляционная гимнастика.

« Покусать нижнюю губу ». «Заборчик на нижней губе».

3. Знакомство со звуками [ф], [фь] (с. 3).

- Сейчас я покажу вам фокус, который однажды видела в цирке.

Логопед берет тонкий стакан и опускает в него бусы, цепочку, ленту. Ставит стакан на ладонь и накрывает его платком. В это вре­мя незаметно переворачивает стакан вверх дном. Потом снизу, как бы через стеклянное дно, сквозь пальцы достает бусы, цепочку, лен­ту. Затем показывает пустой стакан в первоначальном положении.

- Вам понравился фокус? Как называют артиста, кото­рый показывает фокусы? Посмотрите на фокусника в левом верхнем углу страницы. Фокусник из шляпы достал живо­
го ежика. Ежик фыркает: Ф- ф- ф!

Фь- фъ- фь!

4. Характеристика звуков [ф], [фь].

- Произнесите звук [ф] ([фь]), наблюдая за артикуля­цией в зеркале.

Дети анализируют произношение звуков по схеме. Нижняя губа закрывает нижние зубы. Верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы поставлены на нижнюю губу. Воздушная струя встречает пре­граду. Голос не работает.

- Расскажите, какие это звуки? Какие фишки показыва­ет Юпик? Почему?

5. Упражнение в произношении звуков [ф],[фь].

- Ежик фыркает а) протяжно: ф________________;

б) прерывисто: ф-ф-ф...

* Здесь и далее: на каждом занятии используется пособие СП. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать. Альбом 3 для индивидуальной работы (далее обозначен как «альбом 3»). (М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.)

- Послушайте песенку ежика и произнесите так же:

фа- фо- фу - фы - фи фа - фа - фа фа - фа — фа фа - фа - фа

- Рассмотрите картинку «Фокусник». Какие фокусы по­казывает фокусник?

Логопед объясняет: фрак - это парадный мужской пиджак; фа­кел — это переносной светильник с пылающим огнем.

- Послушайте стихотворение:

Фокусник во фрак одет,

Факел превратил в букет,

Фея выскочит оттуда,

Фокус это или чудо?

- Юпик упражняется в отчетливом произношении зву­ков [ф]-[фъ] в словах стихотворения. Произнесите и вы от­четливо это стихотворение.

6. Дифференциация звуков [ф]-[фь].

а) Выделение звуков [ф], [фь] из состава слова.

- По картинке «Фокусник» назовите слова со звуком [ф]([фь]). (Флаг, туфли, факел, фрак, шарф, фонарь, фонтан, фокусник; филин, конфеты, салфетка, фиалки.) В каких
из них звук [ф] ([фь]) стоит в начале слова (в середине сло­ва, в конце слова)?

б) Игра «Сигнальщики».

фокус фильм фыркает телефон

финик буфет фруктовый шкаф

фиолетовый фантазировать

7. Физминутка.

а) Пальчиковая гимнастика.

«Превращение» пальчиковых фигур: «рыбка» —► «2 флажка» —► «ворота» —► «пароход» —► «филин» —► «ежик».

б) Имитация движений. «Ежик»

По сухой лесной дорожке – Топ-топ-топ - топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. Дети стоят, слегка согнув­шись. Руки согнуты в локтях -перед грудью, кисти рук опу­щены вниз. Ноги слегка согну­ты в коленях, делают мелкие частые шажки.
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки. «Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срыва­ют» ягоды.

8. Звуковой анализ.

- Посмотрите картинки внизу страницы. К каждой из них фокусник задумал слово. Отгадайте слова и «зашиф­руйте» их с помощью фишек.

а) «Фрукты». Один ребенок называет звуки в слове по по­рядку. На каждый звук дети показывают соответствую­щую фишку

б) «Фартук». Найти схему этого слова среди трех предло­женных схем.

в) «Сарафан». Звуковой анализ проводится через игру «Живые звуки».

г) «Филин». Дети составляют схему слова на индивидуаль­ных схемах.

9. Формирование лексико-грамматического строя речи.

- Отгадайте, что в «Черном ящике»?

Логопед демонстрирует «Черный ящик», в котором лежит фо­тоаппарат и др. предметы.

Этот глаз - особый глаз.

Быстро взглянет он на вас.

И появится на свет

Самый точный ваш портрет.

(Фотоаппарат)

- Фотоаппарат помогает запечатлеть нас с вами, события в жизни, чтобы потом вспомнить их. Из каких двух слов об­разовано слово фотоаппарат? Какие еще сложные слова об­разованы от слова фото?

Дети называют слова, а логопед достает из «Черного ящика» эти предметы (фотография, фотопленка, фотоальбом, фотобу­мага, фотовспышка).

10. Итог занятия.

- С какими звуками вы сегодня познакомились? Какие новые слова узнали?

ЗАНЯТИЕ № 104

Тема: буквы Ф, ф.

Цель: закрепить звуки [ф], [фь]; познакомить с их графи­ческим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зритель­ное восприятие.

Оборудование: кассы букв, «рассыпанные» буквы, картин­ка «фиалка», альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Сложите слова. К слову фото прибавьте слово, которое я скажу. Какое сложное слово получится?

фото + аппарат =___

пленка альбом карточка

бумага репортер лаборатория

ружье вспышка лампа

выставка снимок модель

2. Повторение характеристики звуков [ф], [фъ].

- Какой первый звук в этих словах? Расскажите о звуках [ф1, [фъ].

3. Знакомство с буквами (с. 4).

- Посмотрите на буквы Ф, ф в голубой рамочке. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ф? Какие это эле­менты?

- Прочитайте буквы. Посмотрите, как построена буква Ф с помощью рук. Постройте ее так же. Посмотрите в левый верхний угол.

Стоит фонтан, как пальма водяная,

Букву Ф изображая.

- На фонтане пальчиком «напишите» букву Ф. Найдите букву Ф в нарисованных предметах. В каком домике живет буква Ф? Почему?

4. Звуко-буквенный анализ.

- Составьте слово. Возьмите последнюю букву из слова шарф. Возьмите первую букву из слова ель. Возьмите ударную гласную букву из слова маяк. Прочитайте составленное слово.

- Кто такая Фея? (Добрал волшебница.) Помогал Фее де­лать людям добрые дела Мудрый филин. Составьте слово филин. В саду у Феи разгуливали птицы с ярким оперением - фазаны. Составьте слово фазаны. Фея очень любила цве­ты - фиалки. Составьте слово фиалки.

- Что росло у Феи в саду, узнаете, собрав слово из «рассы­панных» букв: Т, Ы, Ф, К, У, Р? Составьте слово фрукты.

5. Физминутка.

В саду у Феи были деревья высокие, Дети поднимаются на носочки, руки вверх, потя­гиваются.
Аллеи широкие. Руки в стороны.
Крутящиеся карусели, Руки на пояс, кружатся.
Вверх и вниз летящие качели. Приседают - встают.

6. Чтение.

а) Чтение слогов.

- Найдите Фею на странице книги. Взмахнула Фея си­ним рукавом - появились слоги со звуком [ф]. Прочитайте их. Какой звук [ф] в этих слогах? Придумайте слова с эти­ми слогами.

- Взмахнула Фея зеленым рукавом - появились слоги со звуком [фь]. Прочитайте их. Какой звук [фь] в этих сло­гах? Придумайте слова с этими слогами.

б) Чтение слов.

- Фея дала задание: прочитайте слова и скажите, чем по­хожи слова каждого столбика.

Дети читают слова. Объясняют, чем они похожи: 1-й столбик — двухсложные слова, с ударением на первом слоге, начинаются с бу­квы Ф и т.д.

7. Ребусы «жираф», «филин», «фазан».

- Злая волшебница заколдовала животных Феи. Подска­жите Фее, как их расколдовать.

8. Итог занятия. Игра «Аукцион»

А сейчас аукцион,

Подведет итоги он.

Кто слов со звуками [ф], [фь]

Всех больше называет,

Тот награду получает.

Победителю вручается «фиалка» от Феи.

- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие зву­ки она обозначает?

ЗАНЯТИЕ № 105

Тема: буквы Ф, ф (закрепление).

Цель: закрепить звуки [ф], [фь] и буквы Ф, ф; формиро­вать навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквами Ф, ф; упражнять в согласовании существи­тельного и прилагательного и в составлении деформиро­ванного предложения; развивать мышление.

Оборудование: игральный кубик, ворота, мячи, тетради, ручки, карточки со словами для работы с деформирован­ным предложением, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

«Гимнастика для ума» (на звуки [ф], [фь]).

- Парадный мужской пиджак. (Фрак.)

- Человек, показывающий фокусы. (Фокусник.)

- Переносной светильник с пылающим огнем. (Факел.)

- Головной убор с козырьком. (Фуражка.)

- Яблоки, груши, апельсины - это... (Фрукты.)

- У каждого человека есть имя и... (Фамилия.)

- Если смешать красную и синюю краски, какой цвет получится? (Фиолетовый.)

- Цветок фиолетового цвета. (Фиалка.)

- Треугольник, круг, квадрат - это геометрические... (Фигуры.)

- Начало эстафеты - старт, а конец - ... (Финиш.)

- Ночная птица. (Филин.)

- Добрая волшебница. (Фея.)

2. Закрепление звуков [ф], [фь].

а) - Отгадайте название спортивной игры с мячом из шести букв: (Футбол.) Бросьте игральный кубик. Он покажет, которую по счету букву мне открыть.

- Какой первый звук в слове футбол? Расскажите о зву­ках [ф], [фь].

- Сейчас вы сыграете в футбол. В футбол играют две ко­манды. Одна называется «Факел», а другая - «Фортуна»(удача). Вот двое ворот. За правильный ответ команда полу­чает мяч. Побеждает та команда, которая забьет больше мя­чей.

б) Игра «Будь внимательным»

- футболисты обладают точной и быстрой реакцией. По­ложите голову на руки и закройте глаза. Команда «Факел» поднимает голову, если услышит в слове звук [ф], а коман­да «Фортуна» - звук [фь].

футболисты штрафное очко

афиша эстафета

футболка физкультура

финиш форма

Логопед оценивает работу команд и устанавливает мячи в ворота.

2. Письмо.

а) Письмо букв.

У детей в тетрадях изображены ворота. После объяснения ло­гопедом письма букв Ф, ф, дети пишут буквы в тетрадях.

- В большие ворота «поставьте» четыре большие буквы Ф, а в малые - четыре маленькие буквы ф.

б) Письмо слов в кроссворде «Футбольное поле».

Кроссворд помещен в тетрадях детей. Логопед читает вопросы.

По вертикали:

1. Плод пальмы. (Финик.)

2.Объявление о соревновании. (Афиша.)
По горизонтали:

1. На футболистах надета спортивная... (Форма.)

3.Предмет женской одежды. (Кофта.)

в) Письмо предложения»

- Предложение «рассыпалось».

Логопед демонстрирует карточки со словами предложения. Де­ти составляют предложение «Федя идет на футбол» и списывают его в тетрадь. Логопед оценивает ответы детей, письмо и ставит в ворота мячи.

Физминутка.

1. Пальчиковая гимнастика.

Пальчики в футбол играют, И друг друга обгоняют. Все - бегом, вприпрыжку, вскачь, Все хотят ударить мяч, Каждый забивает гол. Хорошо играть в футбол! Обеими руками выполняются щелчки попеременно каждым пальцем.

2. Выполнение движений с речевым сопровождением

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке!

Потянулись, потянулись.

Вправо, влево наклонились

И на месте в бег пустились.

Чтение (с. 4).

- Предложения «рассыпались». Прочитайте слова и со­ставьте предложения.

Итог занятия.

- В какую спортивную игру мы играли? Название каких видов спорта начинается со звуков [ф], [фь]? (Фигурное ка­тание, фехтование.)

- А вы любите заниматься спортом?

Кто спортом занимается, поверьте,

Чудес немало может совершить.

Он может подарить сады планете

И к дальним звездам трассы проложить.

Подсчитывается количество мячей-очков и определяется коман­да-победитель.

ЗАНЯТИЕ №106

Тема: звуки [в], [вь]-[ф], [фь]; буквы В-Ф.

Цель: учить дифференцировать звуки по звонкости-глухо­сти, твердости-мягкости в слогах, словах и предложени­ях; учить дифференцировать буквы В-Ф при чтении и на письме; развивать мышление.

Оборудование: карточки для чтения слов, ручки, альбом 3.

Ход занятия

Организационный момент.

- Прочитайте названия: предметов одежды, головного убора, птиц, цветов, продуктов питания.

У детей по одной карточке для чтения: кофта, фрак, фартук, сара­фан, фуражка, фазан, филин, фиалка, фикус, кефир, конфеты, кофе.

2. Сравнение звуков [в], [въ]-[ф], [фь] (с. 5).

Ветер над лесом пролетает Громко песню напевает: -В-в- в, — Вь-вь-вь.   Дети хором произносят: - В - в - в, - Вь- вь- вь.
А под елью ёж сидит, Тихо-тихо фыркает: -Ф-ф-ф, -Фь- фь - фь. Дети хором произносят: -Ф-ф-ф, -Фь- фь- фь.

- Сравните звуки [в], [вь] и [ф], [фь]. Чем они похожи? Чем отличаются?

3. Дифференциация звуков [в], [вь] и [ф], [фь]в произношении.

а) Дифференциация звуков в слогах.

- Запомните и повторите песню ветра и ёжика:

фе - фе - ве - ве

фу-ву-фу-ву

во - фо - фо - во

ва - ва - ва - фа - фа - фа

вла - вло - влу - фла - фло - флу.

б) Дифференциация звуков [в], [вь]-[ф], [фь] в словах.

- Замените в слове звук [ф] на [в].

фаза - ... софа - ...

Феня - ... фата - ...

в) Дифференциация звуков [в], [вь]-[ф], [фь] в предложении.

- Произнесите отчетливо: Наш Филат не бывает виноват. Когда так говорят?

4. Физминутка.

а) «Дует ветер».

Дует ветер нам в лицо, Произвольные взмахи руками.
Закачалось деревцо. Наклоны туловища влево-вправо.
Ветер тише, тише, тише. Руки медленно опустить вниз.
Деревцо все выше, выше. Руки вверх, потянуться.

б) «Ёжик» (см.конспект занятия № 103).

5. Выделение звуков [в], [вь]-[ф], [фь] из состава слова.

- Кто-нибудь из вас бывал в кафе? Что такое кафе? По­смотрите на картинку «Кафе». Это необычное кафе. Его по­сетители - животные. Рассмотрите картинку и назовите слова со звуком [в] ([вь], [ф], [фь]). (Ваза, самовар; верб­люд, вилка, виноград, цветы, двери; фазан, фонарь, шарф, жираф; кафе, салфетки, конфета.)

6. Пальчиковая гимнастика.

Пальчик, пальчик,

Непоседа,

Где ты бегал,

Где обедал?

Я с мизинцем ел калинку,

С безымянным

Ел малинку,

Ел со средним

Землянику,

С указательным -

Клубнику!

7. Дифференциация букв В-Ф при чтении и на письме.
а) Чтение слогов и дополнение их до целого слова.

В дверях кафе фазан стоял,

Пришедшим слоги раздавал,

И тех, кто слово называл,

В кафе он пропускал,
вра... фла...

фра... вла...

б) Чтение слов. «Буква потерялась»

Что стояло на столе

В необычном том кафе?

Слова прочитаете –

И тогда узнаете!

- В словах потерялись буквы Ф и В. Какую букву поста­вите в первое слово? Во второе слово? Что стояло на столе?

«Доскажи словечко»

- Прочитайте про себя остальные слова. Послушайте предложения и закончите их этими словами.

Сел за стол в кафе жираф,

Развязав на шее ... (шарф).

- Какой последний звук в слове шарф? Звук [ф] парный согласный. На конце слова его надо проверить.

Если слышишь парный звук,

Будь внимательным, мой друг.

Парный сразу проверяй,

Слово смело изменяй:

Лев - на львы, шарф - на шарфы -

Будешь грамотным и ты.

- Какое проверочное слово у слова шарф?

Садясь за стол, всегда жираф

Заворачивал... (рукав).

- Как проверить парный согласный в слове рукав? Какую последнюю букву надо, написать в слове рукав?

в) Чтение текста «Жираф».

- Прочитайте название рассказа. О ком узнаете из рас­сказа?

Дети читают рассказ по предложению, объясняя смысл прочи­танного. После чтения отвечают на вопросы.

- Где жил жираф? Что он делал в кафе? Какое настроение было у жирафа? Почему всем стало весело?

Письмо.

- «Закрой окошко» буквами Ф или В.

Итог занятия.

- Какие звуки мы учились различать? Назовите блюда, которые вам могут предложить в кафе, чтобы в их названии были звуки [в], [вь], [ф], [фь]. (Кефир, конфеты, верми­шель, вафли, финики, фрукты, виноград, варенье, кофе, по­видло, тефтели, ватрушки, вареники, фрикадельки.)

ЗАНЯТИЕ №107

Тема: буква Ю в начале слога.

Цель: познакомить детей с буквами Ю, ю; обучать чтению слов с буквой Ю в начале слога; упражнять в чтении тек­ста и пересказе; совершенствовать звуко-буквенный ана­лиз; формировать навык письма букв Ю, ю и слов с ними.

Оборудование: предметные картинки, кассы, ручки, тетра­ди, игрушка-юла; разрезные буквы, альбом 3.

Ход занятия

Организационный момент.

Детям выдают по одной картинке: сова, конфеты, вата, ветки, ива, венок, весы, лифт, флажки, ведро, портфель, вагон.

- Назовите свою картинку. Из этих слов найдите рифму к словам, которые я назову:

трава часы ракеты шрифт

крапива пирожки сетки метро

цветок капель дата перрон

2. Знакомство с буквами Ю, ю (с. 6).

Загадка:

Закружится на острой ножке,

Жужжит, как будто бы жучок.

Захочет - вскачь пройдет немножко,

Захочет - ляжет на бочок.

- Посмотрите на картинку юлы. Она, как балерина, за­кружилась на одной ножке. Юла кружится и поет:

-Ю-ю-ю!

С новой буквой познакомлю!

- Разделите слово юла на слоги. Сколько слогов в слове юла? Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Второй слог уже обозначен буквами. Прочитайте его. А первый слог «Ю» обозначается буквой Ю.

- Буква Ю гласная или согласная? Почему? В каком домике она поселится?

- Рассмотрите буквы Ю, ю в розовой рамочке. Прочитайте буквы. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ю? Постройте букву Ю из цепочки (шнурка).

Звуко-буквенный анализ.

1 Логопед демонстрирует юлу (игрушку).

— Составьте в кассе слово юла.

Логопед заводит юлу. Предлагает послушать, как поет юла.

- Юла мне пропела имя девочки, которое начинается с Ю. Какое это имя? Преобразуйте слово юла в слово Юля. Какие буквы замените? Почему?

Логопед заводит юлу.

- А сейчас юла пропела имя мальчика, тоже начинающе­еся с Ю. Какое это имя? Преобразуйте слово Юля в слово Юра.

- А сейчас юла пропела имя нашего друга, пришельца из космоса, как его зовут? (Юпик.) Составьте слово Юпик.

Чтение.

а) Чтение слов.

- Прочитайте слова. Соотнесите слова с картинкой.

Логопед объясняет значение слов. Юнга — молодой матрос на корабле. Юрта - переносное жилище людей, живущих в степях.

б) «Закончи предложение».

- Юра и Юля не только играли юлой. Они любили играть и в слова. Прочитайте, что говорил Юра (Я пою...) А Юля за­канчивала предложение. Посмотрите на схему, сколько слов добавила Юля? Закончите и вы это предложение. А потом за­гадывала предложение Юля. Прочитайте начало этого пред­ложения. Как Юра должен закончить это предложение?

Аналогичная работа проводится с другими предложениями.

в) Чтение текста,

- Прочитайте название рассказа. О чем мы узнаем из это­го рассказа?

Дети читают рассказ по предложению. Объясняют смысл каж­дого предложения.

- Расскажите, как играли дети?

Отгадывание ребуса «юмор».

Письмо.

а) Письмо букв Ю, ю.

б) Решение кроссворда «Лесенка буквы Ю».

Итог занятия.

У детей разрезные буквы из настенной кассы.

- Составьте все вместе предложение «Мы - юные талан­ты». Какое слово начинается с буквы Ю? Кто такие талан­ты? Расскажите, что вы узнали о букве Ю?

ЗАНЯТИЕ № 108

Тема: буквы У-Ю после согласных.

Цель: учить дифференцировать согласные звуки по твердо­сти-мягкости; познакомить с обозначением мягкости со­гласных гласной буквой Ю; научить читать слоги и слова с буквой Ю после согласных; развивать мышление.

Оборудование: аудиозапись, карточки с буквами у, ю, ручки, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Назовите слова, начинающиеся с Ю.

2. Упражнение в дифференциации согласных по твердости-мягкости.

Игра «Камень - вата». Первый ряд - команда «Вата». Второй ряд - команда «Камень». Логопед называет слова с твердым и мягким начальным согласным. На слово с мяг­ким согласным встает команда «Вата», с твердым - коман­да «Камень». Слова: лук, люк, лупа, Люба, рюмка, ручка, туфли, тюлень, мюсли, музыка, пуля, пюре.

3. Звуко-буквенный анализ (с. 7).

а) Знакомство с обозначением мягкости согласных буквой Ю.

- Как называется телепередача, после которой малыши идут спать? («Спокойной ночи, малыши».) Вспомните, как зовут героев этой передачи?

ЗАНЯТИЕ №109

Тема: звук [ц].

Цель: уточнить произношение звука [ц]; совершенствовать звуковой анализ, упражнять в образовании формы роди­тельного падежа множественного числа существительных и в образовании существительных с помощью суф­фикса –ИЦ.

Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, сигналь­ные фонарики, альбом 3.

Ход занятия

Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика.

«Забор». «Горка». «Почистим нижние зубы».

3. Знакомство со звуком [ц] (с. 8).

- Доскажите словечко:

Стали выше небеса,

Звонче птичьи голоса,

Убежал сугроб седой,

Так бывает лишь...

- Весной возвращаются домой перелетные птицы. Одни­ми из первых прилетают скворцы. О них говорят: «Летит скворец - зиме конец». Посмотрите в верхний левый уголок страницы. Человек сделал для скворца скворечник. Сидит скворец у скворечника, радуется весне и распевает: «Ц-ц-ц!»

4. Анализ артикуляции звука [ц].

- Как поет скворец? Произнесите звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале.

Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не рабо­тает.

- Какой звук [ц]? (Звук [ц] - согласный, всегда твер­дый, глухой.)

Упражнения в произношении.

- Скворца называют пересмешником, потому что он легко запоминает услышанные звуки и в своей песне пов­торяет их. Видит скворец - лошадка во дворе копытцами стучит: «цок-цок-цок!» и повторяет за ней. Повторите и вы.

- Увидел скворец, как кошка мышку ловит: «цап-цап-цап!» И вторит ей: «цап-цап-цап!» Повторите за скворцом.

- Хозяйка цыплят во дворе собирает: «цып-цып-цып!» Скворец вторит ей: «цып-цып-цып!» Произнесите так же.

- Разбежались цыплята по двору, а курица волнуется, все ли здесь цыплята? Произнесите отчетливо:

Курица волнуется,

Не пугайте курицу.

6. Повторение характеристики звука [ц].

- Посмотрите, какую фишку поднял Юпик? Почему? По­чему он не показал зеленую фишку?

7. Выделение звука [ц] из состава слова.

а) Игра « Сигнальщики ».

- Послушайте весенние слова. Поднимите фонарик, если в слове услышите звук [ц].

солнце птенцы весна

тепло первоцвет листья

цветной зеленые птицы

скворечник скворец почки

б) Игра «Будь внимательным».

- Рассмотрите картинку «Во дворе». Назовите слово со звуком [ц], в котором один слог (два слога, три слога).
(Цепь; яйца, крыльцо, цветы, овца, скворец; лестница, ку­рица, цыплята, теплица, огурцы, колодец.)

Физминутка.

а) Пальчиковые упражнения.

С приходом весны летят птицы в родные края. Дети изображают с помощью рук летящих птиц.
Первая забота у птиц - свить гнездо. Изображают гнездо.
Через некоторое время из яиц появляются птенцы. Изображают птенцов в гнезде.
Птички полетели, Под тихую музыку дети «разлетаются».
Крыльями махали. Машут руками как крыльями.
На деревья сели, Вместе отдыхали. Приседают.

б) Выполнение движений с речевым сопровождением.

Звуковой анализ.

- Весной появились детеныши и у домашних животных. Посмотрите на них внизу страницы. Кто это? А кто их ма­мы? Доскажите словечко: ягнята у ... Составьте схему словаовца. Цыплята у ... Составьте схему слова курица.

Итог занятия.

- С каким звуком познакомил вас скворец? Что вы узна­ли о звуке [ц]?

ЗАНЯТИЕ №110

Тема: буквы Ц, ц.

Цель: закрепить звук [ц]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; фор­мировать навык чтения; развивать зрительное восприятие.

Оборудование: буквы Ц, кассы, мяч, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Игра «Один - много» (с мячом).

блюдце-... овца-... скворец-...

кольцо - ... пуговица - ... отец - ...

яйцо - ... лицо - ... цепь - ...

полотенце - ... колодец - ... цапля - ...

2. Повторение характеристики звука [ц]

- Расскажите о звуке [ц].

Знакомство с буквами Ц,ц.

- Звук [ц] - отрывистый, резкий, сильный, быстрый, острый: ц-ц-ц. И буква, которая его обозначает, имеет коготочек на конце.

Логопед демонстрирует буквы.

- Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ц? Какие это элементы? В какой домик поселится буква Ц? Почему?

Итог занятия.

- Как вы сами считаете, кто из вас на занятии был умни­цей и молодцом?

ЗАНЯТИЕ №111

Тема: буквы Ц, ц (закрепление).

Цель: закрепить звук [ц] и буквы Ц, ц; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквой Ц; упраж­нять в образовании существительных с суффиксом -иц-; развивать логическое мышление.

Оборудование: картинка цапли, ручки, тетради, цветы для раскраски, альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети по «цепочке» читают слова,
цепи цирк акация порция

цех цифра милиция рецепты

цели центр офицер цена

2. Повторение характеристики звука [ц].

- Какой одинаковый согласный звук в этих словах? Рас­скажите о звуке [ц].

3. Письмо

- Отгадайте, что это за птица? Она перелетная, крупная, болотная, серого или белого цвета. Она длинноногая, длин­ношеяя, длинноклювая. На голове хохолок. Ходит нетороп­ливо, медленно, переставляя свои длинные тонкие ноги. А когда поджидает добычу, стоит неподвижно, чтобы в удоб­ный момент схватить рыбу или лягушку.

Логопед демонстрирует картинку цапли.

Цапля - важная обычно –

Учит деток в школе птичьей.

Много там учеников –

Желторотиков-птенцов.

- Представьте, что мы оказались в птичьей школе и бу­дем учиться вместе с птенцами.

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букву Ц.

Логопед объясняет написание букв Ц, ц.

а) Письмо букв Ц, ц.

И птенцы на песке

Написали букву Ц.

Дети пишут строчку Ц,ц.

б) Решение кроссворда (с. 11).

Ну, а в слове буква Ц
Словно камешек в кольце.
Звучит отрывисто и ярко: - Ц!

- Назовите картинки к кроссворду, выделяя звук [ц]. Какое первое слово из пяти букв, с буквой «Ц» на конце на­пишите в кроссворде? Впишите его в клеточки кроссворда.

Дети вписывают слова: перец, цветок, кузнец, цапля.

Тут кроссворду конец,

С ним справился каждый птенец.

в) Письмо предложения.

Цапля очень много знает,

Славно деток обучает.

- Напишите предложение о цапле: Цапля - умная птица.

4. Физминутка.

а) Пальчиковые упражнения.

«Гнездо».

«Птенчики в гнезде». «Птичка летит».

б) Выполнение движений с речевым сопровождением.

«Цапля».

Очень трудно так стоять,

Ножку на весу держать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

5. Формирование грамматического строя речи (с. 11).

- Цапля учит птенцов:

Буква Ц - мастерица,

В слове очень пригодится.

- Буква Ц поможет нам образовать новые слова, дать на­звание посуде.

Дети читают предложения, дополняют их словами, образован­ными с помощью суффикса -иц-. Рассматривают картинки посуды.

- Сахар, хлеб, сухари, конфеты... Что это? Сахарница, хлебница, конфетница... Что это? Для чего человеку нужна посуда?

6. Итог занятия.

Выучили мы урок –

Цапля дарит нам цветок!

Логопед оценивает работу детей и раздает цветы для раскраски.

ЗАНЯТИЕ №112

Тема: звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц.

Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, сло­вах и предложениях; учить дифференцировать буквы с-ц при чтении и на письме; развивать мышление, слуховую память.

Оборудование: простые карандаши, пособие «Цветик-семи­цветик», альбом 3.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Выделить последний звук в слове:

палец автобус конец

нос перец пылесос

огурец кузнец голос

квас ананас леденец

2. Сравнение звуков [с]-[ц] (с. 12).

- Какие звуки вы выделили? Эти звуки мы сегодня нау­чимся различать.Посмотрите в левый верхний уголок стра­ницы. Как насос свистит? («С-с-с...») Посмотрите в правый
верхний уголок страницы. Мальчик просит игрушки не шу­меть: «Ц-ц-ц». Юпик предлагает сравнить звуки [с]-[ц]. Чем они похожи? Чем они отличаются

Наши рекомендации