Система коррекционного обучения детей
СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
И НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Третий период обучения
(Апрель, май)
Задачи третьего периода обучения
1. Воспитание внимания к звуковой стороне речи, формирование фонематического восприятия:
― развитие артикуляционной моторики;
― уточнение правильного произношения звуков: Ф,Фь, Ц, Й, Ч, Щ;
― различение этих звуков на слух;
― дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости: ф-фь; по звонкости-глухости: в-ф; по месту и способу образованияс-ц, ль-й, ч-ть, ч-сь, щ-ч, щ-сь;
― формирование умения характеризовать звук;
― выделение звуков из состава слова;
― анализ и синтез слогов (обратных, прямых, закрытых и со стечением согласных) и слов различного звуко-слогового состава;
― преобразование слогов и слов;
― совершенствование навыка звукового анализа при решении кроссвордов и отгадывании ребусов.
2. Воспитание внимания к изменению грамматических форм слова и к способам словообразования. Формирование грамматических средств языка и навыков словообразования:
― образование существительных родительного падежа множественного числа (птиц, лосей);
― образование существительных с помощью суффиксов -иц-, -щик-, ищ- (медведица, носильщик, ручищи);
― образование приставочных глаголов (въехал, отъехал);
― употребление разноспрягаемого глагола хотеть;
― согласование прилагательных с существительными (футбольный мяч);
― образование сложных слов (фоторужьё);
― образование притяжательных прилагательных (медвежьи следы);
― формирование умения изменять глаголы по лицам и числам.
3. Работа над предложением. Закрепление навыка составления и распространения предложения по вопросам, по картинкам, по схеме, по опорным словам:
― составление деформированных предложений;
― составление сложноподчиненных предложений с союзом потому что;
― составление предложений по опорным словам и объединение их в рассказ;
― заучивание наизусть стихов, скороговорок, пословиц;
― развитие интонационной выразительности речи.
4. Развитие просодической стороны речи.
5. Обучение грамоте:
― знакомство с буквами Ф, Ю, Ц, Й, Ч, Ц, Ь, Ъ;
― дифференциация У-Ю, С-Ц, Щ-Ч, Ч-Т, Ч-С, Щ-С;
― звуко-буквенный анализ и синтез слов различного звуко-слогового состава и предложений из 2, 3, 4 слов с использованием разрезной азбуки и печатания;
― преобразование слогов и слов;
― формирование умения отвечать на вопросы о прочитанном, ставить вопросы, пересказывать прочитанное;
― развитие графических навыков;
― закрепление правила письма предложения;
― ознакомление с правописанием чу, ча, щу, ща; парных звонких и глухих согласных в конце слова, безударных гласных;
― обозначение мягкости согласных буквой Ь.
6. Развитие психических процессов: слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СОДЕРЖАНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
(III период)
Тема занятия | Кол-во занятий | Дикция. Интонационная выразительность речи | Формирование фонематического восприятия |
АПРЕЛЬ | |||
1 неделя | |||
Звуки Ф, Фь | Интонационная выразительность речи (стихотворение В.Берестова) | Выделение звуков Ф, Фьиз состава слова. Дифференциация звуков ф-фь. Звуко-слоговой анализ слов: фрукты, фартук, сарафан, филин | |
Буквы Ф, ф | |||
Звуки в, вь-ф,фь. Буквы В-Ф | Дифференциация звуков в,вь-ф,фь «Превращения» слов. | ||
2 неделя | |||
Буквы Ю, ю в начале слога | |||
Буква Ю после согласных | Дифференциация согласных по твердости-мягкости. | ||
Звук ц | Работа над дикцией: Курица волнуется, не пугайте курицу | Выделение звука ц из состава слова. Звук ц — твердый. Звуко-слоговой анализ слов овца, курица | |
Буквы Ц, ц |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КОНСПЕКТЫ ФРОНТАЛЬНЫХ
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЕ № 103
Тема: звуки [ф], [фь].
Цель: уточнить произношение звуков [ф], [фь]; учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости; совершенствовать звуковой анализ; упражнять в образовании сложных слов; развивать интонационную выразительность речи, мышление, зрительное восприятие.
Оборудование: зеркала, сигнальные фонарики, индивидуальные схемы, оборудование для фокуса (стакан, бусы, цепочка, лента, платок), «черный ящик», схемы, альбом 3*.
Ход занятия
Организационный момент.
― Назовите гласные буквы. Какие гласные стоят после твердых согласных? Какие гласные указывают, что согласный перед ними читается мягко? Какая гласная буква никогда не стоит в начале слова?
― Назовите буквы, обозначающие парные согласные звуки. Какие из согласных самые звучные? Какая буква обозначает глухой непарный согласный звук? Какие согласные буквы обозначают только твердые звуки? Назовите буквы, обозначающие звонкие парные согласные звуки. Назовите буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки.
Детям в помощь для ответов предлагается использовать «Домики букв».
Артикуляционная гимнастика.
« Покусать нижнюю губу ». «Заборчик на нижней губе».
3. Знакомство со звуками [ф], [фь] (с. 3).
- Сейчас я покажу вам фокус, который однажды видела в цирке.
Логопед берет тонкий стакан и опускает в него бусы, цепочку, ленту. Ставит стакан на ладонь и накрывает его платком. В это время незаметно переворачивает стакан вверх дном. Потом снизу, как бы через стеклянное дно, сквозь пальцы достает бусы, цепочку, ленту. Затем показывает пустой стакан в первоначальном положении.
- Вам понравился фокус? Как называют артиста, который показывает фокусы? Посмотрите на фокусника в левом верхнем углу страницы. Фокусник из шляпы достал живо
го ежика. Ежик фыркает: Ф- ф- ф!
Фь- фъ- фь!
4. Характеристика звуков [ф], [фь].
- Произнесите звук [ф] ([фь]), наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Дети анализируют произношение звуков по схеме. Нижняя губа закрывает нижние зубы. Верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы поставлены на нижнюю губу. Воздушная струя встречает преграду. Голос не работает.
- Расскажите, какие это звуки? Какие фишки показывает Юпик? Почему?
5. Упражнение в произношении звуков [ф],[фь].
- Ежик фыркает а) протяжно: ф________________;
б) прерывисто: ф-ф-ф...
* Здесь и далее: на каждом занятии используется пособие СП. Цукановой, Л.Л. Бетц «Я учусь говорить и читать. Альбом 3 для индивидуальной работы (далее обозначен как «альбом 3»). (М. : Издательство ГНОМ и Д, 2006.)
- Послушайте песенку ежика и произнесите так же:
фа- фо- фу - фы - фи фа - фа - фа фа - фа — фа фа - фа - фа
- Рассмотрите картинку «Фокусник». Какие фокусы показывает фокусник?
Логопед объясняет: фрак - это парадный мужской пиджак; факел — это переносной светильник с пылающим огнем.
- Послушайте стихотворение:
Фокусник во фрак одет,
Факел превратил в букет,
Фея выскочит оттуда,
Фокус это или чудо?
- Юпик упражняется в отчетливом произношении звуков [ф]-[фъ] в словах стихотворения. Произнесите и вы отчетливо это стихотворение.
6. Дифференциация звуков [ф]-[фь].
а) Выделение звуков [ф], [фь] из состава слова.
- По картинке «Фокусник» назовите слова со звуком [ф]([фь]). (Флаг, туфли, факел, фрак, шарф, фонарь, фонтан, фокусник; филин, конфеты, салфетка, фиалки.) В каких
из них звук [ф] ([фь]) стоит в начале слова (в середине слова, в конце слова)?
б) Игра «Сигнальщики».
фокус фильм фыркает телефон
финик буфет фруктовый шкаф
фиолетовый фантазировать
7. Физминутка.
а) Пальчиковая гимнастика.
«Превращение» пальчиковых фигур: «рыбка» —► «2 флажка» —► «ворота» —► «пароход» —► «филин» —► «ежик».
б) Имитация движений. «Ежик»
По сухой лесной дорожке – Топ-топ-топ - топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик. | Дети стоят, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях -перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях, делают мелкие частые шажки. |
Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки. | «Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают» ягоды. |
8. Звуковой анализ.
- Посмотрите картинки внизу страницы. К каждой из них фокусник задумал слово. Отгадайте слова и «зашифруйте» их с помощью фишек.
а) «Фрукты». Один ребенок называет звуки в слове по порядку. На каждый звук дети показывают соответствующую фишку
б) «Фартук». Найти схему этого слова среди трех предложенных схем.
в) «Сарафан». Звуковой анализ проводится через игру «Живые звуки».
г) «Филин». Дети составляют схему слова на индивидуальных схемах.
9. Формирование лексико-грамматического строя речи.
- Отгадайте, что в «Черном ящике»?
Логопед демонстрирует «Черный ящик», в котором лежит фотоаппарат и др. предметы.
Этот глаз - особый глаз.
Быстро взглянет он на вас.
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат)
- Фотоаппарат помогает запечатлеть нас с вами, события в жизни, чтобы потом вспомнить их. Из каких двух слов образовано слово фотоаппарат? Какие еще сложные слова образованы от слова фото?
Дети называют слова, а логопед достает из «Черного ящика» эти предметы (фотография, фотопленка, фотоальбом, фотобумага, фотовспышка).
10. Итог занятия.
- С какими звуками вы сегодня познакомились? Какие новые слова узнали?
ЗАНЯТИЕ № 104
Тема: буквы Ф, ф.
Цель: закрепить звуки [ф], [фь]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: кассы букв, «рассыпанные» буквы, картинка «фиалка», альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сложите слова. К слову фото прибавьте слово, которое я скажу. Какое сложное слово получится?
фото + аппарат =___
пленка альбом карточка
бумага репортер лаборатория
ружье вспышка лампа
выставка снимок модель
2. Повторение характеристики звуков [ф], [фъ].
- Какой первый звук в этих словах? Расскажите о звуках [ф1, [фъ].
3. Знакомство с буквами (с. 4).
- Посмотрите на буквы Ф, ф в голубой рамочке. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ф? Какие это элементы?
- Прочитайте буквы. Посмотрите, как построена буква Ф с помощью рук. Постройте ее так же. Посмотрите в левый верхний угол.
Стоит фонтан, как пальма водяная,
Букву Ф изображая.
- На фонтане пальчиком «напишите» букву Ф. Найдите букву Ф в нарисованных предметах. В каком домике живет буква Ф? Почему?
4. Звуко-буквенный анализ.
- Составьте слово. Возьмите последнюю букву из слова шарф. Возьмите первую букву из слова ель. Возьмите ударную гласную букву из слова маяк. Прочитайте составленное слово.
- Кто такая Фея? (Добрал волшебница.) Помогал Фее делать людям добрые дела Мудрый филин. Составьте слово филин. В саду у Феи разгуливали птицы с ярким оперением - фазаны. Составьте слово фазаны. Фея очень любила цветы - фиалки. Составьте слово фиалки.
- Что росло у Феи в саду, узнаете, собрав слово из «рассыпанных» букв: Т, Ы, Ф, К, У, Р? Составьте слово фрукты.
5. Физминутка.
В саду у Феи были деревья высокие, | Дети поднимаются на носочки, руки вверх, потягиваются. |
Аллеи широкие. | Руки в стороны. |
Крутящиеся карусели, | Руки на пояс, кружатся. |
Вверх и вниз летящие качели. | Приседают - встают. |
6. Чтение.
а) Чтение слогов.
- Найдите Фею на странице книги. Взмахнула Фея синим рукавом - появились слоги со звуком [ф]. Прочитайте их. Какой звук [ф] в этих слогах? Придумайте слова с этими слогами.
- Взмахнула Фея зеленым рукавом - появились слоги со звуком [фь]. Прочитайте их. Какой звук [фь] в этих слогах? Придумайте слова с этими слогами.
б) Чтение слов.
- Фея дала задание: прочитайте слова и скажите, чем похожи слова каждого столбика.
Дети читают слова. Объясняют, чем они похожи: 1-й столбик — двухсложные слова, с ударением на первом слоге, начинаются с буквы Ф и т.д.
7. Ребусы «жираф», «филин», «фазан».
- Злая волшебница заколдовала животных Феи. Подскажите Фее, как их расколдовать.
8. Итог занятия. Игра «Аукцион»
А сейчас аукцион,
Подведет итоги он.
Кто слов со звуками [ф], [фь]
Всех больше называет,
Тот награду получает.
Победителю вручается «фиалка» от Феи.
- С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает?
ЗАНЯТИЕ № 105
Тема: буквы Ф, ф (закрепление).
Цель: закрепить звуки [ф], [фь] и буквы Ф, ф; формировать навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквами Ф, ф; упражнять в согласовании существительного и прилагательного и в составлении деформированного предложения; развивать мышление.
Оборудование: игральный кубик, ворота, мячи, тетради, ручки, карточки со словами для работы с деформированным предложением, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
«Гимнастика для ума» (на звуки [ф], [фь]).
- Парадный мужской пиджак. (Фрак.)
- Человек, показывающий фокусы. (Фокусник.)
- Переносной светильник с пылающим огнем. (Факел.)
- Головной убор с козырьком. (Фуражка.)
- Яблоки, груши, апельсины - это... (Фрукты.)
- У каждого человека есть имя и... (Фамилия.)
- Если смешать красную и синюю краски, какой цвет получится? (Фиолетовый.)
- Цветок фиолетового цвета. (Фиалка.)
- Треугольник, круг, квадрат - это геометрические... (Фигуры.)
- Начало эстафеты - старт, а конец - ... (Финиш.)
- Ночная птица. (Филин.)
- Добрая волшебница. (Фея.)
2. Закрепление звуков [ф], [фь].
а) - Отгадайте название спортивной игры с мячом из шести букв: (Футбол.) Бросьте игральный кубик. Он покажет, которую по счету букву мне открыть.
- Какой первый звук в слове футбол? Расскажите о звуках [ф], [фь].
- Сейчас вы сыграете в футбол. В футбол играют две команды. Одна называется «Факел», а другая - «Фортуна»(удача). Вот двое ворот. За правильный ответ команда получает мяч. Побеждает та команда, которая забьет больше мячей.
б) Игра «Будь внимательным»
- футболисты обладают точной и быстрой реакцией. Положите голову на руки и закройте глаза. Команда «Факел» поднимает голову, если услышит в слове звук [ф], а команда «Фортуна» - звук [фь].
футболисты штрафное очко
афиша эстафета
футболка физкультура
финиш форма
Логопед оценивает работу команд и устанавливает мячи в ворота.
2. Письмо.
а) Письмо букв.
У детей в тетрадях изображены ворота. После объяснения логопедом письма букв Ф, ф, дети пишут буквы в тетрадях.
- В большие ворота «поставьте» четыре большие буквы Ф, а в малые - четыре маленькие буквы ф.
б) Письмо слов в кроссворде «Футбольное поле».
Кроссворд помещен в тетрадях детей. Логопед читает вопросы.
По вертикали:
1. Плод пальмы. (Финик.)
2.Объявление о соревновании. (Афиша.)
По горизонтали:
1. На футболистах надета спортивная... (Форма.)
3.Предмет женской одежды. (Кофта.)
в) Письмо предложения»
- Предложение «рассыпалось».
Логопед демонстрирует карточки со словами предложения. Дети составляют предложение «Федя идет на футбол» и списывают его в тетрадь. Логопед оценивает ответы детей, письмо и ставит в ворота мячи.
Физминутка.
1. Пальчиковая гимнастика.
Пальчики в футбол играют, И друг друга обгоняют. Все - бегом, вприпрыжку, вскачь, Все хотят ударить мяч, Каждый забивает гол. Хорошо играть в футбол! | Обеими руками выполняются щелчки попеременно каждым пальцем. |
2. Выполнение движений с речевым сопровождением
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке!
Потянулись, потянулись.
Вправо, влево наклонились
И на месте в бег пустились.
Чтение (с. 4).
- Предложения «рассыпались». Прочитайте слова и составьте предложения.
Итог занятия.
- В какую спортивную игру мы играли? Название каких видов спорта начинается со звуков [ф], [фь]? (Фигурное катание, фехтование.)
- А вы любите заниматься спортом?
Кто спортом занимается, поверьте,
Чудес немало может совершить.
Он может подарить сады планете
И к дальним звездам трассы проложить.
Подсчитывается количество мячей-очков и определяется команда-победитель.
ЗАНЯТИЕ №106
Тема: звуки [в], [вь]-[ф], [фь]; буквы В-Ф.
Цель: учить дифференцировать звуки по звонкости-глухости, твердости-мягкости в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы В-Ф при чтении и на письме; развивать мышление.
Оборудование: карточки для чтения слов, ручки, альбом 3.
Ход занятия
Организационный момент.
- Прочитайте названия: предметов одежды, головного убора, птиц, цветов, продуктов питания.
У детей по одной карточке для чтения: кофта, фрак, фартук, сарафан, фуражка, фазан, филин, фиалка, фикус, кефир, конфеты, кофе.
2. Сравнение звуков [в], [въ]-[ф], [фь] (с. 5).
Ветер над лесом пролетает Громко песню напевает: -В-в- в, — Вь-вь-вь. | Дети хором произносят: - В - в - в, - Вь- вь- вь. |
А под елью ёж сидит, Тихо-тихо фыркает: -Ф-ф-ф, -Фь- фь - фь. | Дети хором произносят: -Ф-ф-ф, -Фь- фь- фь. |
- Сравните звуки [в], [вь] и [ф], [фь]. Чем они похожи? Чем отличаются?
3. Дифференциация звуков [в], [вь] и [ф], [фь]в произношении.
а) Дифференциация звуков в слогах.
- Запомните и повторите песню ветра и ёжика:
фе - фе - ве - ве
фу-ву-фу-ву
во - фо - фо - во
ва - ва - ва - фа - фа - фа
вла - вло - влу - фла - фло - флу.
б) Дифференциация звуков [в], [вь]-[ф], [фь] в словах.
- Замените в слове звук [ф] на [в].
фаза - ... софа - ...
Феня - ... фата - ...
в) Дифференциация звуков [в], [вь]-[ф], [фь] в предложении.
- Произнесите отчетливо: Наш Филат не бывает виноват. Когда так говорят?
4. Физминутка.
а) «Дует ветер».
Дует ветер нам в лицо, | Произвольные взмахи руками. |
Закачалось деревцо. | Наклоны туловища влево-вправо. |
Ветер тише, тише, тише. | Руки медленно опустить вниз. |
Деревцо все выше, выше. | Руки вверх, потянуться. |
б) «Ёжик» (см.конспект занятия № 103).
5. Выделение звуков [в], [вь]-[ф], [фь] из состава слова.
- Кто-нибудь из вас бывал в кафе? Что такое кафе? Посмотрите на картинку «Кафе». Это необычное кафе. Его посетители - животные. Рассмотрите картинку и назовите слова со звуком [в] ([вь], [ф], [фь]). (Ваза, самовар; верблюд, вилка, виноград, цветы, двери; фазан, фонарь, шарф, жираф; кафе, салфетки, конфета.)
6. Пальчиковая гимнастика.
Пальчик, пальчик,
Непоседа,
Где ты бегал,
Где обедал?
Я с мизинцем ел калинку,
С безымянным
Ел малинку,
Ел со средним
Землянику,
С указательным -
Клубнику!
7. Дифференциация букв В-Ф при чтении и на письме.
а) Чтение слогов и дополнение их до целого слова.
В дверях кафе фазан стоял,
Пришедшим слоги раздавал,
И тех, кто слово называл,
В кафе он пропускал,
вра... фла...
фра... вла...
б) Чтение слов. «Буква потерялась»
Что стояло на столе
В необычном том кафе?
Слова прочитаете –
И тогда узнаете!
- В словах потерялись буквы Ф и В. Какую букву поставите в первое слово? Во второе слово? Что стояло на столе?
«Доскажи словечко»
- Прочитайте про себя остальные слова. Послушайте предложения и закончите их этими словами.
Сел за стол в кафе жираф,
Развязав на шее ... (шарф).
- Какой последний звук в слове шарф? Звук [ф] парный согласный. На конце слова его надо проверить.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй:
Лев - на львы, шарф - на шарфы -
Будешь грамотным и ты.
- Какое проверочное слово у слова шарф?
Садясь за стол, всегда жираф
Заворачивал... (рукав).
- Как проверить парный согласный в слове рукав? Какую последнюю букву надо, написать в слове рукав?
в) Чтение текста «Жираф».
- Прочитайте название рассказа. О ком узнаете из рассказа?
Дети читают рассказ по предложению, объясняя смысл прочитанного. После чтения отвечают на вопросы.
- Где жил жираф? Что он делал в кафе? Какое настроение было у жирафа? Почему всем стало весело?
Письмо.
- «Закрой окошко» буквами Ф или В.
Итог занятия.
- Какие звуки мы учились различать? Назовите блюда, которые вам могут предложить в кафе, чтобы в их названии были звуки [в], [вь], [ф], [фь]. (Кефир, конфеты, вермишель, вафли, финики, фрукты, виноград, варенье, кофе, повидло, тефтели, ватрушки, вареники, фрикадельки.)
ЗАНЯТИЕ №107
Тема: буква Ю в начале слога.
Цель: познакомить детей с буквами Ю, ю; обучать чтению слов с буквой Ю в начале слога; упражнять в чтении текста и пересказе; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма букв Ю, ю и слов с ними.
Оборудование: предметные картинки, кассы, ручки, тетради, игрушка-юла; разрезные буквы, альбом 3.
Ход занятия
Организационный момент.
Детям выдают по одной картинке: сова, конфеты, вата, ветки, ива, венок, весы, лифт, флажки, ведро, портфель, вагон.
- Назовите свою картинку. Из этих слов найдите рифму к словам, которые я назову:
трава часы ракеты шрифт
крапива пирожки сетки метро
цветок капель дата перрон
2. Знакомство с буквами Ю, ю (с. 6).
Загадка:
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет - вскачь пройдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок.
- Посмотрите на картинку юлы. Она, как балерина, закружилась на одной ножке. Юла кружится и поет:
-Ю-ю-ю!
С новой буквой познакомлю!
- Разделите слово юла на слоги. Сколько слогов в слове юла? Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Второй слог уже обозначен буквами. Прочитайте его. А первый слог «Ю» обозначается буквой Ю.
- Буква Ю гласная или согласная? Почему? В каком домике она поселится?
- Рассмотрите буквы Ю, ю в розовой рамочке. Прочитайте буквы. Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ю? Постройте букву Ю из цепочки (шнурка).
Звуко-буквенный анализ.
1 Логопед демонстрирует юлу (игрушку).
— Составьте в кассе слово юла.
Логопед заводит юлу. Предлагает послушать, как поет юла.
- Юла мне пропела имя девочки, которое начинается с Ю. Какое это имя? Преобразуйте слово юла в слово Юля. Какие буквы замените? Почему?
Логопед заводит юлу.
- А сейчас юла пропела имя мальчика, тоже начинающееся с Ю. Какое это имя? Преобразуйте слово Юля в слово Юра.
- А сейчас юла пропела имя нашего друга, пришельца из космоса, как его зовут? (Юпик.) Составьте слово Юпик.
Чтение.
а) Чтение слов.
- Прочитайте слова. Соотнесите слова с картинкой.
Логопед объясняет значение слов. Юнга — молодой матрос на корабле. Юрта - переносное жилище людей, живущих в степях.
б) «Закончи предложение».
- Юра и Юля не только играли юлой. Они любили играть и в слова. Прочитайте, что говорил Юра (Я пою...) А Юля заканчивала предложение. Посмотрите на схему, сколько слов добавила Юля? Закончите и вы это предложение. А потом загадывала предложение Юля. Прочитайте начало этого предложения. Как Юра должен закончить это предложение?
Аналогичная работа проводится с другими предложениями.
в) Чтение текста,
- Прочитайте название рассказа. О чем мы узнаем из этого рассказа?
Дети читают рассказ по предложению. Объясняют смысл каждого предложения.
- Расскажите, как играли дети?
Отгадывание ребуса «юмор».
Письмо.
а) Письмо букв Ю, ю.
б) Решение кроссворда «Лесенка буквы Ю».
Итог занятия.
У детей разрезные буквы из настенной кассы.
- Составьте все вместе предложение «Мы - юные таланты». Какое слово начинается с буквы Ю? Кто такие таланты? Расскажите, что вы узнали о букве Ю?
ЗАНЯТИЕ № 108
Тема: буквы У-Ю после согласных.
Цель: учить дифференцировать согласные звуки по твердости-мягкости; познакомить с обозначением мягкости согласных гласной буквой Ю; научить читать слоги и слова с буквой Ю после согласных; развивать мышление.
Оборудование: аудиозапись, карточки с буквами у, ю, ручки, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Назовите слова, начинающиеся с Ю.
2. Упражнение в дифференциации согласных по твердости-мягкости.
Игра «Камень - вата». Первый ряд - команда «Вата». Второй ряд - команда «Камень». Логопед называет слова с твердым и мягким начальным согласным. На слово с мягким согласным встает команда «Вата», с твердым - команда «Камень». Слова: лук, люк, лупа, Люба, рюмка, ручка, туфли, тюлень, мюсли, музыка, пуля, пюре.
3. Звуко-буквенный анализ (с. 7).
а) Знакомство с обозначением мягкости согласных буквой Ю.
- Как называется телепередача, после которой малыши идут спать? («Спокойной ночи, малыши».) Вспомните, как зовут героев этой передачи?
ЗАНЯТИЕ №109
Тема: звук [ц].
Цель: уточнить произношение звука [ц]; совершенствовать звуковой анализ, упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных и в образовании существительных с помощью суффикса –ИЦ.
Оборудование: зеркала, индивидуальные схемы, сигнальные фонарики, альбом 3.
Ход занятия
Организационный момент.
Артикуляционная гимнастика.
«Забор». «Горка». «Почистим нижние зубы».
3. Знакомство со звуком [ц] (с. 8).
- Доскажите словечко:
Стали выше небеса,
Звонче птичьи голоса,
Убежал сугроб седой,
Так бывает лишь...
- Весной возвращаются домой перелетные птицы. Одними из первых прилетают скворцы. О них говорят: «Летит скворец - зиме конец». Посмотрите в верхний левый уголок страницы. Человек сделал для скворца скворечник. Сидит скворец у скворечника, радуется весне и распевает: «Ц-ц-ц!»
4. Анализ артикуляции звука [ц].
- Как поет скворец? Произнесите звук [ц], наблюдая за артикуляцией в зеркале.
Дети анализируют произношение звука [ц] по схеме. Губы в улыбке, зубы сближены, но не сомкнуты, широкий кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка прижата за верхними зубами. Сильная воздушная струя разбивает эту преграду. Голос не работает.
- Какой звук [ц]? (Звук [ц] - согласный, всегда твердый, глухой.)
Упражнения в произношении.
- Скворца называют пересмешником, потому что он легко запоминает услышанные звуки и в своей песне повторяет их. Видит скворец - лошадка во дворе копытцами стучит: «цок-цок-цок!» и повторяет за ней. Повторите и вы.
- Увидел скворец, как кошка мышку ловит: «цап-цап-цап!» И вторит ей: «цап-цап-цап!» Повторите за скворцом.
- Хозяйка цыплят во дворе собирает: «цып-цып-цып!» Скворец вторит ей: «цып-цып-цып!» Произнесите так же.
- Разбежались цыплята по двору, а курица волнуется, все ли здесь цыплята? Произнесите отчетливо:
Курица волнуется,
Не пугайте курицу.
6. Повторение характеристики звука [ц].
- Посмотрите, какую фишку поднял Юпик? Почему? Почему он не показал зеленую фишку?
7. Выделение звука [ц] из состава слова.
а) Игра « Сигнальщики ».
- Послушайте весенние слова. Поднимите фонарик, если в слове услышите звук [ц].
солнце птенцы весна
тепло первоцвет листья
цветной зеленые птицы
скворечник скворец почки
б) Игра «Будь внимательным».
- Рассмотрите картинку «Во дворе». Назовите слово со звуком [ц], в котором один слог (два слога, три слога).
(Цепь; яйца, крыльцо, цветы, овца, скворец; лестница, курица, цыплята, теплица, огурцы, колодец.)
Физминутка.
а) Пальчиковые упражнения.
С приходом весны летят птицы в родные края. | Дети изображают с помощью рук летящих птиц. |
Первая забота у птиц - свить гнездо. | Изображают гнездо. |
Через некоторое время из яиц появляются птенцы. | Изображают птенцов в гнезде. |
Птички полетели, | Под тихую музыку дети «разлетаются». |
Крыльями махали. | Машут руками как крыльями. |
На деревья сели, Вместе отдыхали. | Приседают. |
б) Выполнение движений с речевым сопровождением.
Звуковой анализ.
- Весной появились детеныши и у домашних животных. Посмотрите на них внизу страницы. Кто это? А кто их мамы? Доскажите словечко: ягнята у ... Составьте схему словаовца. Цыплята у ... Составьте схему слова курица.
Итог занятия.
- С каким звуком познакомил вас скворец? Что вы узнали о звуке [ц]?
ЗАНЯТИЕ №110
Тема: буквы Ц, ц.
Цель: закрепить звук [ц]; познакомить с его графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие.
Оборудование: буквы Ц, кассы, мяч, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Игра «Один - много» (с мячом).
блюдце-... овца-... скворец-...
кольцо - ... пуговица - ... отец - ...
яйцо - ... лицо - ... цепь - ...
полотенце - ... колодец - ... цапля - ...
2. Повторение характеристики звука [ц]
- Расскажите о звуке [ц].
Знакомство с буквами Ц,ц.
- Звук [ц] - отрывистый, резкий, сильный, быстрый, острый: ц-ц-ц. И буква, которая его обозначает, имеет коготочек на конце.
Логопед демонстрирует буквы.
- Похожи ли эти буквы? Сколько элементов у буквы Ц? Какие это элементы? В какой домик поселится буква Ц? Почему?
Итог занятия.
- Как вы сами считаете, кто из вас на занятии был умницей и молодцом?
ЗАНЯТИЕ №111
Тема: буквы Ц, ц (закрепление).
Цель: закрепить звук [ц] и буквы Ц, ц; совершенствовать звуко-буквенный анализ; формировать навык письма и чтения слогов, слов и предложений с буквой Ц; упражнять в образовании существительных с суффиксом -иц-; развивать логическое мышление.
Оборудование: картинка цапли, ручки, тетради, цветы для раскраски, альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Дети по «цепочке» читают слова,
цепи цирк акация порция
цех цифра милиция рецепты
цели центр офицер цена
2. Повторение характеристики звука [ц].
- Какой одинаковый согласный звук в этих словах? Расскажите о звуке [ц].
3. Письмо
- Отгадайте, что это за птица? Она перелетная, крупная, болотная, серого или белого цвета. Она длинноногая, длинношеяя, длинноклювая. На голове хохолок. Ходит неторопливо, медленно, переставляя свои длинные тонкие ноги. А когда поджидает добычу, стоит неподвижно, чтобы в удобный момент схватить рыбу или лягушку.
Логопед демонстрирует картинку цапли.
Цапля - важная обычно –
Учит деток в школе птичьей.
Много там учеников –
Желторотиков-птенцов.
- Представьте, что мы оказались в птичьей школе и будем учиться вместе с птенцами.
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц.
Логопед объясняет написание букв Ц, ц.
а) Письмо букв Ц, ц.
И птенцы на песке
Написали букву Ц.
Дети пишут строчку Ц,ц.
б) Решение кроссворда (с. 11).
Ну, а в слове буква Ц
Словно камешек в кольце.
Звучит отрывисто и ярко: - Ц!
- Назовите картинки к кроссворду, выделяя звук [ц]. Какое первое слово из пяти букв, с буквой «Ц» на конце напишите в кроссворде? Впишите его в клеточки кроссворда.
Дети вписывают слова: перец, цветок, кузнец, цапля.
Тут кроссворду конец,
С ним справился каждый птенец.
в) Письмо предложения.
Цапля очень много знает,
Славно деток обучает.
- Напишите предложение о цапле: Цапля - умная птица.
4. Физминутка.
а) Пальчиковые упражнения.
«Гнездо».
«Птенчики в гнезде». «Птичка летит».
б) Выполнение движений с речевым сопровождением.
«Цапля».
Очень трудно так стоять,
Ножку на весу держать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
5. Формирование грамматического строя речи (с. 11).
- Цапля учит птенцов:
Буква Ц - мастерица,
В слове очень пригодится.
- Буква Ц поможет нам образовать новые слова, дать название посуде.
Дети читают предложения, дополняют их словами, образованными с помощью суффикса -иц-. Рассматривают картинки посуды.
- Сахар, хлеб, сухари, конфеты... Что это? Сахарница, хлебница, конфетница... Что это? Для чего человеку нужна посуда?
6. Итог занятия.
Выучили мы урок –
Цапля дарит нам цветок!
Логопед оценивает работу детей и раздает цветы для раскраски.
ЗАНЯТИЕ №112
Тема: звуки [с]-[ц]; буквы С-Ц.
Цель: учить дифференцировать звуки [с]-[ц] в слогах, словах и предложениях; учить дифференцировать буквы с-ц при чтении и на письме; развивать мышление, слуховую память.
Оборудование: простые карандаши, пособие «Цветик-семицветик», альбом 3.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Выделить последний звук в слове:
палец автобус конец
нос перец пылесос
огурец кузнец голос
квас ананас леденец
2. Сравнение звуков [с]-[ц] (с. 12).
- Какие звуки вы выделили? Эти звуки мы сегодня научимся различать.Посмотрите в левый верхний уголок страницы. Как насос свистит? («С-с-с...») Посмотрите в правый
верхний уголок страницы. Мальчик просит игрушки не шуметь: «Ц-ц-ц». Юпик предлагает сравнить звуки [с]-[ц]. Чем они похожи? Чем они отличаются