Методологические и теоретические основы
Методологические основы информатизации образования представлены в трудах Ваграменко Я.А., Кравцова А.Ю., Лапчик М.П., Роберт И.В., Семенов А.Л., Советов Б.Я., Тихонов А.Н. и др.)
Методологической основой исследованияслужит личностно-орентрированный подход, обоснованный К. Роджерсом и реализованный в новой парадигме образования. Важное значение для нашего исследования имели работы психологов Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева и др. о развитии личности в деятельности.
Теоретической основой работыявилась концепция личностно-ориентированного профессионального образования, развиваемая профессором Э.Ф. Зеером, а также психолого-педагогические положения развития личности педагога, разработанные ведущими учеными Н.А. Алексееевым, Д.А. Белухиным, С.Г. Вершловским, Н.В. Кузьминой, К.М. Левитаном, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, А.Я. Найном, В.В. Сериковым, Г.Н. Сериковым, В.А. Сластениным, А.И. Щербаковым и др.
Проблемам современного состояния школьных библиотекпосвящены работы Т. Д. Жуковой, Е. М. Зуевой, Е. В. Ивановой, Е. Н. Ястребцевой и др.
Исследования в области профессионального образованиябиблиотекарей нашли отражение в трудах Ю. Н. Столярова, Н. И. Гендиной, Г. А. Ивановой и др.
Основные положения деятельности современных школьных библиотекизложены в нормативных документах: «Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения», «Примерные штаты библиотек общеобразовательных учреждений» и др.
Для более глубокого понимания процессов, происходящих в библиотечном деле как в профессиональной сфере, возникла необходимость ознакомления с литературой по социологии профессий и профессиональных групп. Ведущие авторы в этом направлении: Б.И. Максимов, В.А. Мансуров, Р.Н. Абрамов.
Тема профессионализациизатрагивалась в работах В.В. Радаева и О.И. Шкаратана, В.А. Цвык .
Роли профессиональных объединений в развитии тех или иных профессиональных групп посвящены работы В.И. Добренькова, В. Казакова, А.Н. Родного. Изучение данного массива источников позволило сформулировать понятие «библиотечное профессиональное сообщество», одно из базовых для данной диссертационной работы.
Научна новизна
• определяется тем, что в ходе исследования построена модель виртуального методического сообщества школьных библиотекарей,
• определены условия успешного функционирования виртуального методического сообщества
• проведена конкретизация представлений о специфике и социальной значимости деятельности школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что
· дано теоретическое обоснование целесообразности организации взаимодействия школьных библиотекарей в виртуальном методическом сообществе как одного из способов совершенствования их профессионального развития;
· разработаны рекомендации по созданию модели виртуального методического сообщества;
· определены виды деятельности школьных библиотекарей в виртуальном сообществе;
Практическая значимостьпроведённого исследования определяется тем, что
· разработан информационный ресурс на базе которого организовано профессиональное взаимодействие школьных библиотекарей;
· виртуальное методическое сообщество позволит обобщить и систематизировать профессиональный опыт в библиотечном сообществе.
· подготовлены методические рекомендации по организации взаимодействия школьных библиотекарей в виртуальном методическом сообществе.
Положения, выносимые на защиту:
1.Впервые доказана целесообразность разработки модели виртуального методического сообщества с учетом современных требований, предъявляемых к школьным библиотекарям, для организации взаимодействия их в сети как одного из способов совершенствования их профессионального развития. Модель виртуального методического сообщества - это выделенное нами виртуальное пространство, содержащее информационно-тематические ресурсы профессиональной направленности с возможностью свободного доступа к ним, а также интерактивные средства для осуществления профессионального взаимодействия и общения участников сообщества.
2.Методика взаимодействия школьных библиотекарей в виртуальном методическом сообществе основана на комплексном использовании интерактивных ресурсов и возможностей интернета: виртуальных библиотек, телеконференций, чатов, блогов, форумов, и др., а так же современных педагогических технологий, отражающих основные принципы гуманистической педагогики, личностно-ориентированного подхода (дискуссии, деловые игры, обучение в сотрудничестве и др.).
3.Разработанная в процессе исследования модель виртуального методического сообщества способствует формированию устойчивой мотивации школьных библиотекарей к сетевому взаимодействию с целью профессионального развития, самообразования, самореализации.
Структура диссертации
Введение (5-6 стр.)
Глава 1. Теоретические основы профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества (15-20 стр.)
1.1.Психолого-педагогические основы профессионального развития школьных библиотекарей.
1.2 Основные направления деятельности виртуального методического сообщества школьных библиотекарей
1.3 Структура информационной образовательной среды виртуального методического сообщества школьных библиотекарей
Выводы по первой главе
Глава 2. Методика профессионального развития школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества (20-30 стр.)
2.1 Структура контента образовательной среды виртуального методического сообщества школьных библиотекарей.
2.2 Формы и методы взаимодействия школьных библиотекарей в условиях виртуального методического сообщества.
2.2 Результаты экспериментальной деятельности.
Выводы по второй главе
Заключение (3-4 стр.)
Библиографический список
Приложение
III. Материалы для констатирующего этапа эксперимента
В ходе научного исследования были определены цели и задачи методов констатирующего этапа.