Отличие наречий с приставками от других частей речи с предлогами.
Наречия с приставками надо отличать от похожих на них существительных, прилагательных и местоимений с предлогами.
а) Прилагательные и местоимения-прилагательные согласуются с именами существительными; наречия обычно примыкают к глаголам и не изменяются, например: Мы вошли в пустую комнату (в – предлог, относится к существительному комнату; пустую – прилагательное, согласовано со словом комнату; в какую комнату? – в пустую). Не стоит тратить зарядов впустую (впустую – наречие образа действия, примыкает к глаголу тратить). Поезд идёт по новому мосту (по – предлог, относится к слову мосту, новому– прилагательное, согласуется со словом мосту). Мы зажили по-новому (по-новому – наречие, примыкает к глаголу зажили).
б) Имена существительные могут иметь при себе зависимые слова, а наречия по большей части не могут.
Примеры.В дали прозрачной синели горы (в дали – существительное, имеющее зависимое слово прозрачной). Мелькает звёздочкавдали (вдали – наречие, употреблённое в значение «далеко-далеко»), Я приехал в деревнюв начале лета (в начале – существительное, имеющее зависимое слово лета).Вначале мне было трудно на новом месте, а затем я привык (вначале – наречие, употреблённое в значении «сперва»).
Упражнение 336. Образуйте наречия от следующих имен прилагательных и напишите, расставляя ударения; затем составьте с любыми из этих наречий шесть предложений.
Свежий, горячий, общий, тягучий, певучий, похожий, блестящий, неуклюжий, испытующий, искусный, искусственный, необдуманный, искренний.
337. Спишите, вставляя пропущенные о или е(ё); поставьте ударения в этих словах. Раскройте скобки.
1) Где сладкий ш...пот моих лесов? (Баратынский.) 2) В роще ш...рох утихает. (П.) 3) Все трое стояли на краю ш...ссе. (Н. О.) 4) Добрый ж...рнов всё смелет. (Посл.) 5) Куст заденешь плеч...м – на лиц... тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая. (Ник.) 6) Вспыхивал (по) летнему синий клоч...к неба. (Шол.) 7) Ребятишки (на) бегу стаскивают с себя рубаш...нки и кидаются в воду. (Сераф.) 8) Густой, ч...рный дым большими клубами ш...л из-под длинных камыш...вых крыш. (Ч.) 9) Высоко стоит солнце на небе, горяч... печ...т землю-матушку. (Кольц.) 10) Варвара Михайловна глядела на него (в) упор, открыто, надменно и вызывающ... . (Федин.) 11) Кареты одна за другой катились к освещ…нному подъезду. (П.)
338. Спишите, дописывая окончания наречий. Укажите устно, от каких частей речи и от каких падежей эти наречия произошли.
1) Настя втайн... исполняла должность домашнего почтальона. (П.) 2) Гости начали съезжаться наканун... . (П.) 3) Стало сызнов... смеркаться; средний брат пошёл сбираться. (Ерш.) 4) Жители Горюхина издавн... производят торг лыками, лукошками и лаптями. (П.) 5) Кирила Петрович заезжал запрост... в домишко своего старого товарища. (П.) 6) Обстоятельства разлучили их надолг... . 7) Мы снов... встретились с тобой, но как мы оба изменились. (Л.) 8) Смотри, гроза поднимается слев... . (В. М.) 9) Окошки наглух... закрыты ставнями. (Н. О.)
339. Спишите, поставив после шипящих на конце слов, где следует, буквуь.
1) По дорогам гремят тачанки, эскадроны проходят вскач... (Сурк.) 2) Узкая дверь раскрыта настеж... . (Т.) 3) Филофей несколько раз провёл рукой наотмаш... . (Т.) 4) Не принуждайте меня. я не хочу идти замуж...! (П.) 5) Едет царевич... задумчиво проч... . (П.) 6) Уснули далеко за полноч... . (Н. О.) 7) Матушка-рож... кормит всех сплош... . (Посл.) 8) Поезд прибыл точ...-в-точ... по расписанию. 9) Как долга эта зимняя ноч...! Ждать урочного часа невмоч... . (Сурк.)
340. Спишите, ставя, где следует, чёрточку.
1) Где (то), когда (то), (давным) давно тому назад, я прочёл одно стихотворение. (Т.) 2) Солнце светило уже не (по) весеннему, а (по)летнему. (Л. Т.) 3) Я велел казаку нагреть чайник (по)походному. (Л.) 4) Покрытая багровым облаком, всходила луна и (еле)елеосвещала дорогу. (Ч.) 5) Мелитон плёлся к реке и слушал, как позади него (мало) помалу замирали звуки свирели. (Ч.) 6) Санька отчего(го) забоялась, захлопнула дверь изо всей силы. (А. И. Т.) 7) Спустя немного времени он всхлипнул (по)ребячьи и заснул. (А. Н. Т.) 8) (Во) первых, он правильно говорил (по)русски, с дурным выговором – (по)французски и пользовался вообще, в особенности между дамами, репутацией очень учёного человека; (во)вторых, он носил рыжие усы и большую рубиновую булавку в чёрном атласном шарфе; (в)третьих, он был молод, имел красивую, самодовольную наружность и необыкновенно видные мускулистые ноги. (Л. Т.)
341. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Море взволнова...о. 2) В палату вошёл Кошелев и взволнова...о стал рассказывать, что приказа...о минировать весь участок. 3) Дитя испуга...о неожиданным выстрелом. 4) Ребёнок испуга...о вскрикнул. 5) Просо уже рассея...о по вспаха...ому полю. 6) Юноша рассея...о слушал мой рассказ. 7) Всё в этом деле взвеше...о и обдума...о. 8) Докладчик отвечал на вопросы не спеша, обдума...о. 9) Выступление было организова..o драматическим кружком нашей школы. 10) Выступление прошло очень организова...o, по строгому плану. 11) Мой товарищ–всесторо...е развитый человек. 12) На запасных путях, у разброса...ых вагонов, где време...о жили железнодорожники, копаются в песке дети. (Сераф.) 13) Я очень ветре...о, быть может, поступила. (Гр.)
342. Сравните выделенные слова; объясните, какие буквы в них пропущены. Спишите предложения.
1) Море взволнова...о ночной бурей. Море, взволнова...ое ночной бурей, грозно шумело. На экзамене ученица отвечала с подъёмом, взволнова...о. 2) Для расследования причин пожара образова...а комиссия. Комиссия, образова...ая для расследования причин пожара, приступила к работе. Ольга Ильинская была умна и образова...а. 3) На организова...ом летнем спортивном соревновании установлено несколько рекордов. Это спортивное соревнование было организова...о хорошо. Участники приехали и уехали очень организова...о. 4) Усадьба с двух сторон ограниче...а рекой. С двух сторон ограниче...ая рекой, усадьба находилась в красивой лесистой местности. 5) На вопросы экзаменаторов экзаменующийся отвечал спокойно и продума...о. Всё было продума...о и взвеше.-о. Эта продума...ость в дальнейшем очень помогла. 6) Девочка-сирота была воспита...а в детском доме. Многие из воспита...ых в детском доме детей затем поступили в высшие учебные заведения. Воспита...ики с глубокой признательностью вспоминали своих руководителей.
Слова категории состояния.
К наречиям относят неизменяемые слова, которые служат сказуемыми в безличных предложениях и обозначают состояние человека или природы, а также возможность, своевременность, необходимость или невозможность действия, например: I) Друзья мои, вамжаль поэта? (П.) 2) Было ужесветло. (Ч.) 3)Можно жить, работатьможно дружно. (В. М.) 4)Надо жизнь сначала переделать, переделав,можновоспевать. (В. М.)
Неизменяемые слова, которые служат сказуемыми в безличных предложениях, называют словами категории состояния (или предикативными наречиями): надо, нужно, можно, должно, необходимо, жаль, пора, лень, завидно, совестно, больно, жарко, холодно и др.
Слова категории состояния отличаются от наречий следующим: 1) они являются в предложении сказуемыми, а не обстоятельствами (см. ч. II, «Синтаксис»): 2) при них часто употребляется неопределённая форма глагола; сравните: 1)Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи (Т.) (весело – слово категории состояния); 2) Костёр горелвесело (М. Г.) (весело – наречие-обстоятельство). Слова категории состояния образуются от существительных, наречий и других слов, которые при этом меняют своё лексическое значение и свою роль в предложении; сравните: 1)Лень к добру не приставит (Даль.) (лень – имя существительное, подлежащее); 2) Вам лень пошевельнуться (Т.) (лень – слово категории состояния, сказуемое); 3) Грибная пора отойти не успела (Н.) (пора – имя существительное, определяемое прилагательным грибная, подлежащее); 4) Вампора идти домой (пора – слово категории состояния, от которого зависит неопределённая форма идти; сказуемое).
Некоторые слова в современном русском литературном языке являются только словами категории состояния, например: жаль, надо, можно, нужно, совестно.
Упражнение 343. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Устно объясните, почему выделенные слова являются словами категории состояния.
1) Вальдшнепы н... держа...ся в самой глуши: их надобно искать вдоль опушки. (Т.) 2) Н...большая осиновая роща вся сверкает наскво...ь, словно ей весело и легко стоять голой. (Т.) 3) Охоти...ся ещё можно. (Т.) 4) Вот уже жарко стало. (Т.) 5) Однако – пора кончить. (Т.) 6) Весной легко ра...тава...ся – весной и сча...ливых тянет вдаль. (Т.)