Разряды существительных, употребляющихся в форме только множественного числа.

Имена существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа, имеют различные значения.

1) Названия некоторых предметов, составленных из двух и более частей: ножницы, щипцы, весы, счёты, гусли, сани, ворота. Несмотря на форму множественного числа, они могут обозначать и один предмет, и много предметов: о д н и сани поехали – все сани поехали. При счёте они сочетаются (в именительном-винительном падеже) с собирательными числительными двое, трое, четверо: двое саней, трое саней, четверо саней.

2) Некоторые имена вещественные: чернила, квасцы, духи, дрожжи, сливки, отруби, щи и т. п.

3) Названия периодов времени, событий, игр: каникулы, будни, сутки, именины, жмурки, прятки, горелки и т. п.

4) Некоторые географические названия гор, городов, сёл, местностей: Альпы, Пиренеи, Холмогоры, Сухиничи, Горки, Сокольники и т. п. Несмотря на форму множественного числа, названия эти всё же обозначают единичные объекты.

Существительные, употребляющиеся только во множественном числе, рода не имеют.

Упражнение 141. Определите род имён существительных (в скобках при некоторых существительных даны окончания родительного падежа).

Заявление, фамилия, расписание, материя, яблоко, пианино, туфля, ботинок, калоша, рельс, фильм, зал, зала, ребёнок, дитя, дядя, папа, младенец, тёзка, сирота, бинокль (-я), канитель (-и), контроль (-я), картофель (-я), деталь (-и), карамель (-и), стебель (-я), молодёжь (-и), мышь (-и), степень (-и), путь, время, тюль (-я).

142. 1) Справьтесь в словаре и укажите род следующих существительных: лебедь, рояль, студень, какао, госпиталь, мозоль. 2) Справьтесь в словаре,как надо говорить: зал или зала; рельсили рельса; санаторий или санатория.

143. Прочтите и укажите следующие существительные:

1) существительные, которые имеют и единственное и множественное число без изменения своего основного значения;

2) существительные, которые употребляются только в единственном числе:

а) собирательные, б) вещественные, в) отвлечённые, г) собственные;

3) существительные, которые употребляются в единственном числе, но могут иметь множественное число (с изменением значения).

Меня влекло на Волгу к музыке трудовой жизни; эта музыка и

до сего дня приятно охмеляет сердце моё: мне хорошо памятен день, когда я впервые почувствовал героическую поэзию труда.

Под Казанью села на камень, проломив днище, большая баржа с персидским товаром; артель грузчиков взяла меня перегружать баржу. Был сентябрь, дул верховой ветер...

Вокруг меня с лёгкостью пуховых подушек летали мешки риса, тюки изюма, кож, каракуля, бегали коренастые фигуры, ободряя друг друга воем, свистом, крепкой руганью. Трудно было поверить, что так весело, легко и споро работают те самые тяжёлые, угрюмые люди, которые только что уныло жаловались на жизнь, на дождь и холод...

Работали так, как будто изголодались о труде, как будто давно ожидали удовольствия швырять с рук на руки четырёхпудовые мешки, бегом носиться с тюками на спине...

Казалось, что такому напряжению радостно разъярённой силы ничто не может противостоять, она способна содеять чудеса на земле, может покрыть всю землю в одну ночь прекрасными дворцами и городами, как об этом говорят вещие сказки.

(М. Горький.)

КАТЕГОРИЯ ПАДЕЖА, ЕЕ ГРАММАТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

Падежи.

Падежами существительных называются грамматические формы, показывающие различные отношения существительных к другим словам в предложении, например:Сестра вернулась из Москвы (сестра – подлежащее). Я встречалсестру (сестру – дополнение). Я нёс вещисестры (сестры – определение) и т. п.

Сестра – сестру – сестры – это различные падежи слова сестра.

В русском языке различаются шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), винительный (кого? что?), творительный (к е м? ч е м?)

и предложный (о ком? о чём?).

Изменение слова по падежам называется склонением. (И. кто? – сестра. Р. кого? – сестры, Д. кому? – сестре. В. к о г о? – сестру. Т. кем?– сестрой, П. о к о м? – о сестре.)

Все падежи, кроме именительного, называются косвенными.

Основные значения падежей.

Падежи существительных имеют определенные значения. При этом каждый падеж может выражать несколько значений.

Именительный служит: а) для наименования субъекта действия или состояния(Отец работает;Лошади устали); б) для определения, характеристики предмета, лица или действия (Наш сын – студент; Война–этобедствие для людей); в) для называния темы сообщения, предмета, действия, свойства в предложениях типаУтро. Мороз, (см. ч. II, §35); г) для обращения к собеседнику(Мальчик, как тебя зовут?Коля, позвони мне вечером).

Родительный служит для обозначения: а) принадлежности предмета (дом отца); б) носителя свойства (белизна снега); в) субъекта, который совершает действие (приходврача); г) объекта, на который направлено действие (чтениекниги); д) части целого (стаканмолока, кусокхлеба).

Дательный обозначает: а) адресат действия (написал письмо другу, дал книгу сестре): б) субъект действия или состояния (Детям не спалось).

Винительный обозначает: а) объект, на который направлено действие (читатькнигу, рубитьдрова); б) меру времени, расстояния, количества (ждатьгод, проехатькилометр, съестьтарелку щей, стоитьрубль).

Творительный имеет значения: а) постоянной (профессиональной) или временной занятости какой-либо деятельностью (работатьмедсестрой, былсолдатом); б) субъекта действия – в страдательных конструкциях (построен рабочими, рассматривается комиссией); в) объекта действия (любоватьсязакатом, дышатькислородом); г) инструмента или средства действия (прибиватьмолотком,обрабатывать кислотой); д.) места действия (идтиберегом); е) способа или образа действия (петьбасом, ходитьтолпой); ж) меры времени или количества чего-либо (не видетьсягодами, таскатьмешками); з) параметра предмета (доскидлиной до трёх метров, генераторымощностью в тысячу киловатт).

Кроме указанных, падежи имеют и другие значения.

Наши рекомендации