Лексика современного русского языка
С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЕЕ АКТИВНОГО
И ПАССИВНОГО ЗАПАСА
§ 31. Историзмы, архаизмы, неологизмы. Словарный состав языка непрерывно изменяется. Это происходит в связи с изменениями в области производства, в области общественных отношений, в быту и в идеологии. С одной стороны, эти изменения требуют от языка, чтобы он пополнялся новыми словами, а с другой – часть слов устаревает и перестаёт употребляться в современном языке, за исключением особых случаев. Поэтому на каждом этапе развития языка в нём выделяется громадный слой лексики, живой, активной, необходимой в данный период времени для общения между членами общества в их сложных, многообразных взаимоотношениях. В этот слой входят слова, общеупотребительные в быту, в производственной жизни, слова общественно-политической, научной и другой лексики, например: рот, нос, лоб. щёки, глаза, стул, шкаф, буфет, диван, ковёр, вилка, тарелка, ложка, чашка; завод, магазин, мастер, трактор, комбайн, электричество, телефон, телевизор; социализм, колхоз; телескоп, микроскоп, очки; суффикс, приставка; работать, читать, извлекать; изолировать, дифференцировать; смелый, абсолютный, абстрактный и много других. Объединяются эти разнообразные слова в одну группу тем, что они являются живыми, активными в современном словоупотреблении, в них нет добавочных значений устарелости или особой новизны.
На фоне этого громадного слоя с о в р е м е н н ы х слов выделяются историзмы, архаизмы и неологизмы.
Историзмами называются слова, обозначающие предметы или явления, которые ушли из жизни. Вместе с отмиранием или с уничтожением предметов или явлений жизни уходят из употребления, становятся достоянием истории и слова, их обозначающие. Например, историзмами стали следующие слова из «Русской правды»: тиун (должностное лицо в Древней Руси), гривна и веверица (денежные единицы Киевской Руси), голважьня (мера соли), вира (кровная месть, а позже – денежный штраф за убитого), вирьник (чиновник, собирающий виру) и др.
Перейдя в разряд историзмов, слово становится достоянием пассивной лексики. Оно используется только со специальными целями в научной литературе. В художественных произведениях, темы которых берутся из истории, историзмы передают колорит эпохи. Например, у Алексея Толстого в романе «Пётр Первый» читаем:
«В приказе, в низких палатах, угар от печей, вонь, неметёные полы. За длинными столами, локоть к локтю, писцы царапают перьями. За малыми столами – премудрые крючки – подьячие,– от каждого за версту тянет постным пирогом,– листают тетради, ползают пальцами по челобитным... По повыту, мимо столов, похаживает дьяк-повытчик, в очках на рябом носу...»
Однако в языке возможно и возвращение историзмов в состав активной лексики. Это связано с возрождением предметов и явлений жизни, которые на какое-то время стали достоянием истории. Например, в состав активной лексики современного русского языка вернулись, перестав быть историзмами, слова дума (название различных выборных органов центрального и местного управления), губернатор и др. Например: «Дума будет рассматривать этот вопрос с учётом того мнения, которое высказано Правовым управлением»; «В воскресенье состоялись выборы губернаторов в семи областях России». (Из газет.)
А р х а и з м ы (от греч. archaios – древний) – это устарелые слова и словосочетания.
В отличие от историзмов архаизмы обозначают предметы и явления, которые существуют в современной жизни, не ушли из неё, имеют современные названия; архаизмы обозначают их на старинный лад и поэтому имеют особые экспрессивные (выразительные) оттенки. Сравните архаизмы с современными словами: страж – сторож, брег – берег, уста – губы, ланиты – щёки, десница – правая рука, аки – как, перст – палец, чресла – поясница, шелом – шлем, пешец – пехотинец, полон – плен, туга – тоска, печаль; яруга – овраг, поросший лесом; глагол – слово, виктория – победа, вирши – стихи, баталия – битва.
Среди архаизмов имеется много старославянизмов (страж, брег, уста, ланиты и др.), но встречаются и исконно русские слова (шелом, полон и др.), а также слова заимствованные (вирши, баталия, реляция, виктория и др.).
Архаизмы используются в художественной литературе с разными целями. Они, как и историзмы, употребляются для передачи колорита эпохи. Например, поэт А. К. Толстой насыщает архаизмами, лексическими и грамматическими, письмо князя Курбского, активного защитника феодальной старины:
«Внимай же! Приидет возмездия час,
Писанием нам предреченный.
И аз, иже кровь в непрестанных боях
За тя, аки воду, лиях и лиях,
С тобой пред судьёю предстану!» –
Так Курбский писал к Иоанну.
Архаизмы часто употребляются для того, чтобы придать речи торжественный характер; например, в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк»:
Восстань, пророк, и виждь и внемли.
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Архаизмы употребляются иногда и в целях иронии, например в сатирах М. Е. Салтыкова-Щедрина: 1) «...Тогда князь выпучил глаза и воскликнул: « Несть глупости горшия, яко глупость!» 2) «Сидя, на скамьях семинарии, он (Беневоленский) уже начертал несколько законов, между которыми наиболее замечательные следующие: «Всякий человек да имеет сердце сокрушенно», «Всяка душа да трепещет» и «Всякий сверчок да познает соответствующий званию его шесток». («История одного города».)
Н е о л о г и з м ы – это новые слова. По своей роли в языке неологизмы делятся на две группы. Неологизмы первой группы служат для обозначения новых предметов и явлений, новых общественных отношений, новых открытий в науке и технике. Такими были в своё время, например, слова колхоз, пятилетка, агитпункт, мичуринец, суворовец, кино, такси, метро, авиапочта, автоблокировка, авторучка. радиолокация, экскаватор, контейнер, телевизор, капрон, космонавт и др. Как видно из примеров, одни неологизмы этой группы образуются из существующих в языке словообразовательных элементов (мичуринец, пятилетка и т. д.), другие являются заимствованными словами (адаптер, экскаватор и др.). Слова этой группы, по мере внедрения в жизнь того или иного явления или предмета, постепенно теряют оттенок новизны.
Неологизмы второй группы являются новыми наименованиями понятий, которые уже имеют название; их образуют с целью создать слово с каким-нибудь экспрессивным оттенком. Неологизмы этой группы типичны для языка некоторых поэтов и писателей, которые создают новые слова из существующих в языке элементов. Примерами могут служить неологизмы В. В. Маяковского, например: прозаседавшиеся – смысл его – «люди, тратящие много времени на ненужные заседания»; многопудье («Мне наплевать на бронзы многопудье») – «тяжелые памятники, воздвигаемые не всегда по заслугам»; мандолинить – «чувствительно тренькать на мандолине»; змея двух-метроворостая – «ростом в два метра, устрашающая своей величиной»; евпаторьяне и евпаторёнки – «взрослые и дети, отдыхающие в Евпатории».
Обычно эти неологизмы не выходят за пределы языка произведений того или иного писателя, являясь своеобразным приёмом усиления выразительности (экспрессивности) речи. Но в отдельных случаях они вливаются в общелитературный язык, например: слово стушеваться, пущенное в широкий оборот Ф. М. Достоевским, слово прозаседавшиеся, созданное В. В. Маяковским.
Упражнение 36. Укажите архаизмы в стихотворении А. С. Пушкина «Деревня» или «Памятник».
37. Укажите в стихотворении А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» архаизмы и историзмы, введённые для более полного изображения эпохи.
38. Найдите неологизмы в стихотворении В. В. Маяковского «Евпатория». разъясните их значение и способы образования.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ