Фонд оценочных средств для аттестации обучающихся по практике.
Педагогическая практика
рабочая программа производственной практики
2016-2017 учебный год
Закреплена за кафедрой Учебный план Квалификация (степень) выпускника: Общая трудоемкость Часов по учебному плану Виды контроля в семестрах: | Лингводидактики и второго иностранного языка 44.03.05 Направление подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» Профиль подготовки «Иностранный язык» бакалавр 15 зачетных единиц 540 часов дифференцированный зачет (9 семестр) |
СОСТАВИТЕЛЬ:
О.В. Записных, канд. педагогических наук, доцент кафедры лингводидактики и второго иностранного языка
_____________
подпись
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (утвержден Министерством образования и науки 9 февраля 2016 г.) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Иностранный язык (английский язык и немецкий язык)», утвержденного Ученым советом АлтГПУ от ________ , протокол № __ .
Программа одобрена на заседании Ученого совета Лингвистического института, протокол № ________ от ___________ года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Вид практики:производственная практика.
1.2. Способ проведения практики: стационарная.
1.3. Формы проведения практики: дискретно по видам практик.
1.4. Цель практики: способствовать подготовке студентов к профессиональной деятельности в сфере лингвистического образования и научно-методической деятельности.
1.5. Задачи практики:
· воспитание устойчивого интереса к профессии учителя и адекватной профессиональной направленности;
· формирование у студентов целостной научной картины педагогического труда и профессионального педагогического мышления;
· формирование у студентов профессиональных умений и навыков (компетенций), необходимых для успешного осуществления образовательного процесса;
· развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений;
· формирование творческого, исследовательского подхода к педагогическому процессу;
· формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя и его активной педагогической позиции;
· оказание студентами помощи образовательным учреждениям в решении образовательных задач.
1.6. Место практики в структуре образовательной программы.
Производственная практика является обязательным элементом ООП по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Иностранный язык (английский язык и немецкий язык) и входит в число предусмотренных учебным планом практик (блок Б2 «Практики»).
1.7. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль: тематическое и поурочное планирование, письменные анализы посещенных уроков.
Промежуточный контроль: анализ УМК, проведение зачетных уроков.
Итоговый контроль: самоанализ педагогической деятельности.
1.8. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики(соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы).
Производственная практика способствует формированию следующих компетенций:
способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно- воспитательного процесса (ОПК-3);
готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4);
владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);
готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6)
готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7).
Студент, прошедший практику,
- знает содержание и требования Федерального государственного стандарта общего образования, содержание Примерных программ по иностранному языку;
- умеет анализировать и оценивать учебно-методические комплекты по иностранным языкам для различных типов школ, разрабатывать тематическое и поурочное планирование, анализировать опыт работы учителей, осуществлять обучение основным видам речевой деятельности и аспектам языка, использовать современные ТСО и ИКТ, вести воспитательную работу средствами учебного предмета «иностранный язык»;
- владеет навыками анализа и самоанализа педагогической деятельности и способностью к методической рефлексии.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИКИ
2.1. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах:6 зачетных единиц, 216 часов, 4 недели.
Содержание практики.
Студент-практикант
1. проводит 4-6 уроков в неделю по первому иностранному языку и 3 урока в неделю по второму иностранному языку с использованием современных ТСО и ИКТ;
2. посещает и анализирует 10 уроков по первому иностранному языку и 5 уроков по второму иностранному языку;
3. письменно разрабатывает тематический план по первому иностранному языку;
4. письменно анализирует УМК для второго иностранного языка;
5. выполняет задания по педагогике и психологии;
6. сдает отчетную документацию по педпрактике в указанные сроки на кафедру лингводидактики и второго иностранного языка ЛИИН.
2.3. Формы отчетности по практике:
n тематический план серии уроков по первому иностранному языку,
n письменный анализ УМК по второму иностранному языку,
n анализы посещенных уроков в письменном виде,
n поурочные планы по первому иностранному языку и второму иностранному языку,
n план-конспект урока с использованием ИКТ.
По окончаниипроизводственной практики студент предъявляет:
· характеристику от учителя по первому иностранному языку,
· характеристику от учителя по второму иностранному языку,
· характеристику от классного руководителя,
· отчет о производственной практике и самоанализ профессиональной деятельности.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
СХЕМА ПЛАНА УРОКА
Класс, УМК, дата
Тема урока: ТЕМА/ПОДТЕМА УСТНОЙ РЕЧИ, ОСНОВНОЙ ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Практические задачи:
Организовать:
1)
2)
3)
Предметные результаты:
Метапредметные результаты:
Личностные результаты:
ХОД УРОКА
Этапы урока | Содержание | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.начало урока | ||
2.этап целеполагания | ||
3.основная часть | 1.решение задачи №1 2.решение задачи №2 3.решение задачи №3 | |
4.рефлексия | ||
5.завершение урока |
Требования к оформлению отчета
Требования: объем: не менее 2 листов формата А4; 14 шрифт, межстрочный интервал: 1,5; абзацный отступ: 1,25; выравнивание по ширине.
В тексте самоанализа отразите приобретенные Вами умения в указанных видах профессиональной деятельности, оцените уровень их развития (умею делать хорошо, могу сделать, испытываю некоторые затруднения), укажите, с какими трудностями Вы столкнулись и каким образом Вы их преодолели.
Виды профессиональной деятельности:
1. Планирование учебного процесса (тематический план, поурочные планы) по первому и второму иностранному языку: определение и формулировка задач урока, целеполагание урока, рефлексия учебной деятельности школьников, выстраивание логики урока, формулировка установок, заключений, выводов, определение личностных, предметных и метапредметных результатов и др.
2. Организация этапов обучения аспектам языка (лексике, грамматике, фонетике): организация ознакомления, тренировки, применения, выбор упражнений, режимов их выполнения. Специфика обучения аспектам второго иностранного языка.
3. Организация этапов обучения рецептивным видам речевой деятельности (аудированию, чтению): формулировка установок, выявление и снятие трудностей, выбор дотекстовых и послетекстовых заданий, отбор текстов (указать конкретные источники).
4. Организация этапов обучения репродуктивным видам речевой деятельности (говорению, письму): выбор пути обучения («снизу-вверх», «сверху-вниз»), формулировка проблемных вопросов, выбор опор для помощи учащимся в порождении устных и письменных высказываний.
5. Организация урока: рациональное распределение времени, логические переходы (связность урока), соотношение речи учителя и учащихся, соотношение иностранного и родного языка в речи учителя, использование родного языка (в каких случаях).
6. Организация работы учащихся: вовлечение в совместную деятельность, используемые формы, поддержание дисциплины, используемые средства активизации речемыслительной деятельности и развития мотивации к овладению ИЯ.
7. Организация контроля на уроке: выбор объектов, видов и формы контроля, оценка деятельности учащихся, выставление отметок.
8. Использование ИКТ: какие виды использовали, как часто, на каких уроках, полученный эффект.
9. Анализы уроков: стенографирование урока, определение объектов наблюдения, выявление методических недочетов.
10. Взаимодействие с учащимися и учителем ИЯ.
11. Общая оценка результатов, отметить, чему научились. Трудности ведения уроков по первому и второму языку.
12. Пожелания, рекомендации по организации практики.
Образцы документов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
Лингвистический институт
Кафедра лингводидактики и второго иностранного языка
Педагогическая практика
рабочая программа производственной практики
2016-2017 учебный год
Закреплена за кафедрой Учебный план Квалификация (степень) выпускника: Общая трудоемкость Часов по учебному плану Виды контроля в семестрах: | Лингводидактики и второго иностранного языка 44.03.05 Направление подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» Профиль подготовки «Иностранный язык» бакалавр 15 зачетных единиц 540 часов дифференцированный зачет (9 семестр) |
СОСТАВИТЕЛЬ:
О.В. Записных, канд. педагогических наук, доцент кафедры лингводидактики и второго иностранного языка
_____________
подпись
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» (утвержден Министерством образования и науки 9 февраля 2016 г.) и учебного плана по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Иностранный язык (английский язык и немецкий язык)», утвержденного Ученым советом АлтГПУ от ________ , протокол № __ .
Программа одобрена на заседании Ученого совета Лингвистического института, протокол № ________ от ___________ года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Вид практики:производственная практика.
1.2. Способ проведения практики: стационарная.
1.3. Формы проведения практики: дискретно по видам практик.
1.4. Цель практики: способствовать подготовке студентов к профессиональной деятельности в сфере лингвистического образования и научно-методической деятельности.
1.5. Задачи практики:
· воспитание устойчивого интереса к профессии учителя и адекватной профессиональной направленности;
· формирование у студентов целостной научной картины педагогического труда и профессионального педагогического мышления;
· формирование у студентов профессиональных умений и навыков (компетенций), необходимых для успешного осуществления образовательного процесса;
· развитие у студентов потребности в самообразовании и самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений;
· формирование творческого, исследовательского подхода к педагогическому процессу;
· формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя и его активной педагогической позиции;
· оказание студентами помощи образовательным учреждениям в решении образовательных задач.
1.6. Место практики в структуре образовательной программы.
Производственная практика является обязательным элементом ООП по направлению подготовки «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки): Иностранный язык (английский язык и немецкий язык) и входит в число предусмотренных учебным планом практик (блок Б2 «Практики»).
1.7. Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
Текущий контроль: тематическое и поурочное планирование, письменные анализы посещенных уроков.
Промежуточный контроль: анализ УМК, проведение зачетных уроков.
Итоговый контроль: самоанализ педагогической деятельности.
1.8. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики(соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы).
Производственная практика способствует формированию следующих компетенций:
способность использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);
способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3);
способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);
способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5);
способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6); способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);
готовность поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способность использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);
готовность к психолого-педагогическому сопровождению учебно- воспитательного процесса (ОПК-3);
готовность к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами сферы образования (ОПК-4);
владение основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);
готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6)
готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);
способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);
способность осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);
способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7).
Студент, прошедший практику,
- знает содержание и требования Федерального государственного стандарта общего образования, содержание Примерных программ по иностранному языку;
- умеет анализировать и оценивать учебно-методические комплекты по иностранным языкам для различных типов школ, разрабатывать тематическое и поурочное планирование, анализировать опыт работы учителей, осуществлять обучение основным видам речевой деятельности и аспектам языка, использовать современные ТСО и ИКТ, вести воспитательную работу средствами учебного предмета «иностранный язык»;
- владеет навыками анализа и самоанализа педагогической деятельности и способностью к методической рефлексии.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПРАКТИКИ
2.1. Объем практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических или астрономических часах:6 зачетных единиц, 216 часов, 4 недели.
Содержание практики.
Студент-практикант
1. проводит 4-6 уроков в неделю по первому иностранному языку и 3 урока в неделю по второму иностранному языку с использованием современных ТСО и ИКТ;
2. посещает и анализирует 10 уроков по первому иностранному языку и 5 уроков по второму иностранному языку;
3. письменно разрабатывает тематический план по первому иностранному языку;
4. письменно анализирует УМК для второго иностранного языка;
5. выполняет задания по педагогике и психологии;
6. сдает отчетную документацию по педпрактике в указанные сроки на кафедру лингводидактики и второго иностранного языка ЛИИН.
2.3. Формы отчетности по практике:
n тематический план серии уроков по первому иностранному языку,
n письменный анализ УМК по второму иностранному языку,
n анализы посещенных уроков в письменном виде,
n поурочные планы по первому иностранному языку и второму иностранному языку,
n план-конспект урока с использованием ИКТ.
По окончаниипроизводственной практики студент предъявляет:
· характеристику от учителя по первому иностранному языку,
· характеристику от учителя по второму иностранному языку,
· характеристику от классного руководителя,
· отчет о производственной практике и самоанализ профессиональной деятельности.
Фонд оценочных средств для аттестации обучающихся по практике.
2.4.1. Отчет о производственной практике:
Максимальный балл (30 б.) получают студенты, отразившие в анализе все виды профессиональной деятельности с приведением конкретных примеров, выполненные в ходе практики и продемонстрировавшие творческий подход к выполнению задания.
Минимальный зачетный балл – 15.
Виды деятельности:
1. Разработка тематического плана по 1ИЯ
2. Письменный анализ УМК по 2 ИЯ
3. Посещение и анализ уроков по ИЯ-1
4. Посещение и анализ уроков по ИЯ-2
5. Оценка уроков по 1ИЯ
6. Оценка уроков по 2ИЯ
7. Оценка работы в качестве классного руководителя
8. Качество поурочных планов
9. Выполнение заданий по психологии
10. Выполнение заданий по педагогике
Перевод баллов в оценку:
50 – 69 – удовлетворительно
70 – 84 – хорошо
85 – 100 – отлично
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ