Порядок проведения промежуточной аттестации

Первый этап допуск к экзамену

Студент допущен к экзамену если коэффициент сформированности компетенции больше или равен значению 0,5.

Типовые задания для проведения промежуточной формы контроля (первый этап).

1.Первая группа заданий (теоретического содержания) на проверку усвоения знаний на уровнях распознавания, запоминания, понимания.

2. Вторая группа заданий на проверку умения применять знания на основе алгоритмических предписаний.

3. Третья группа заданий на умение применять знания в нестандартной ситуации.

Компетенции Конкретизированные цели освоения дисциплины (ЗУВ), вынесенные на промежуточную аттестацию Вопросы или задания для проверки освоения конкретизированной цели обучения Коэффициент успешности Коэффициент сформиро-ванности компетенции
ПК-1 Способен к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ   Знать Кy1=n/5;   Уком=(0,36* Кy1)+(0,28* Кy2)+(0,36* Кy3)
З.3 - современные подходы к выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ   1. Перечислите области специальной педагогики. 2. Дайте характеристику принципа индивидуального подхода в специальной педагогике. 3. Исключите несоответствующие категории лиц с ограниченными возможностями здоровья: глухие, позднооглохшие, слепые, незрячие, лица с тяжелыми нарушениями речи, глухонемые, лица с нарушениями интеллекта. 4. Дайте характеристику метода наблюдения в системе специального (коррекционного) образования. 5. Верно ли высказывание: Специальная педагогика - это теория и практика специального (особого) образования лиц с отклонениями в физическом и психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях, определяемых существующей культурой, при помощи общепедагогических методов и средств, затруднительно или невозможно: да; нет.
Уметь Кy2=n/6;  
У.3 - определять условия реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ 6. Раскройте систему дошкольного воспитания лиц с нарушениями зрения (max - 3 балла)   7. Перечислите условия реализации индивидуального подхода в работе с детьми с нарушениями интеллектуального развития (max - 3 балла).  
Владеть Кy3=n/3.  
В.3 – приемами выбора и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально - дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ 8. Раскройте сущность реализации личностного – ориентированного подхода при разработке индивидуального образовательного маршрута для ребенка с тяжелыми нарушениями речи. (max - 3 балла).


Второй этап - экзамен.

Вопросы для подготовки к зачету

1. Место специальной педагогики и психологии в системе педагогических наук

2. История развития педагогики и психологии как науки.

3. Объект, субъект, предмет, цель и задачи педагогики и психологии.

4. Основные понятия, термины педагогики и психологии.

5. Принципы специального образования

6. Специальные образовательные условия обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

7. Формы организации специального обучения и воспитания.

8. Средства специального обучения и воспитания.

9. Приоритетные направления развития педагогики и психологии.

10. Процесс профориентации лиц с ограниченной трудоспособностью. Цель, задачи, содержание, организация.

11. Структура современной социально-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями в России, новые направления в развитии.

12. Школьная система специального образования.

13. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта.

14. Понятие о задержке психического развития. Классификация ЗПР.

15. Организация и содержание коррекционно-развивающего обучения.

  1. Определение понятия, причины возникновения, клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением умственного развития

17. Причины речевых нарушений. Основные виды речевых нарушений.

18. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями.

19. Понятие о сенсорном дефекте. Виды, причины нарушений.

20. Ребенок с нарушением умственного развития в образовательном учреждении общего назначения

21. Педагогические системы специального образования лиц с нарушениями слуха

22. Дошкольное образование детей с нарушенным зрением

23. Обучение детей с недостатками зрения в школе

24. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата Структура дефекта при ДЦП

25. Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме

26. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом

27. Перспективы становления системы ранней помощи проблемным детям и их семьям в России.

28. Модели интегрированного обучения детей с проблемами в развитии.

  1. Современные тенденции становления интегрированного обучения в России.
  2. Тотальное недоразвитие: характеристика.
  3. Проявление общих и специфических закономерностей психического развития при интеллектуальных нарушениях.

32. Характеристика общеметодологических (объяснительных) принципов специальной психологии. Своеобразие использования общеметодологических принципов в специальной психологии.

  1. Дефицитарное развитие: характеристика.
  2. Дисгармоническое развитие. Характеристика.

35. Общие закономерности аномального развития.

36. Характеристика понятий «коррекция», «компенсация», «декомпенсация», «реабилитация», «абилитация».

  1. Характеристика общих закономерностей психического развития в норме и патологии.
  2. Проявление общих и специфических закономерностей психического развития при сенсорных нарушениях.
  3. Роль Л.С. Выготского в развитии специальной педагогики и психологии, в изучении особенностей психического развития детей с отклонениями в развитии.
  4. Поврежденное развитие: характеристика.
  5. Роль медико-биологических факторов в психическом развитии.
  6. Проявление общих и специфических закономерностей психического развития при физических нарушениях.
  7. Роль социально-психологических факторов в психическом развитии.
  8. Виды психического дизонтогенеза по классификации В.В. Лебединского.
  9. Понятие аномального развития (дизонтогенез). Дизонтогенез. Параметры дизонтогенеза.
  10. Положения Л.С. Выготского о первичном и вторичном дефекте. Структура дефекта, взаимосвязи между первичным дефектом и вторичными отклонениями.
  11. Искаженное развитие: характеристика.
  12. Задержанное развитие: характеристика.
  13. Общие закономерности аномального развития.
  14. Учение А.Р. Лурия о системной организации высших корковых функций как основа

4.7 Примерные критерии оценивания знаний студентов на экзамене

«отлично» зачтено -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
«хорошо» зачтено -дается комплексная оценка предложенной ситуации; -демонстрируются глубокие знания теоретического материала и умение их применять; - последовательное, правильное выполнение всех заданий; -возможны единичные ошибки, исправляемые самим студентом после замечания преподавателя; -умение обоснованно излагать свои мысли, делать необходимые выводы.
«удовлетворительно» зачтено -затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; -неполное теоретическое обоснование, требующее наводящих вопросов преподавателя; -выполнение заданий при подсказке преподавателя; - затруднения в формулировке выводов.
«неудовлетворительно» незачтено - неправильная оценка предложенной ситуации; -отсутствие теоретического обоснования выполнения заданий.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Методические указания к организации деятельности студентов

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям (Обучение, воспитание, развитие, компенсация, коррекция, метод, методика, онтогенез, реабилитация, интеграция в общество лиц с ОВЗ, структура дефекта, дидактика, дети с ограниченными возможностями здоровья, система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья) и др.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом. Создание мультимедийных презентаций, решение задач по алгоритму и др. Просмотр видеофильмов.
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Создание мультимедийных презентаций, и др.
Подготовка к экзамену При подготовке к экзамену необходимо ориентироваться на конспекты лекций, материалы самостоятельной работы и практических занятий, рекомендуемую литературу и др.

Наши рекомендации