Катакластический метаморфизм
Катакластшеский метаморфизм (синоним — динамометамор-физм, дислокационный метаморфизм) возникает в узких зонах разрывных нарушений и вызывается относительно кратковременным, резким действием направленного давления (стресса). Если этот процесс происходит без заметного участия температурного фактора, то новые минералы не образуются и происходит только механическое разрушение (катаклаз, деструкция) породы. В том случае, если стресс не превышает предельной прочности минералов, изменения будут касаться лишь некоторых их свойств, таких,
как возникновение двуосности в кварце и кальците, появление волнистого погасания в кварце и др. Если же стресс превышает эти пределы, то вначале образуются плоскости и двойники скольжения (например в карбонатах и полевых шпатах), начинают дробиться более хрупкие минералы, затем менее хрупкие и, наконец, порода перетирается и развальцовывается. При повышении температуры вследствие трения минеральных частиц или других причин в катаклазированной породе могут развиваться некоторые низкотемпературные минералы — серицит по плагиоклазам, хл<г-рит и тальк по железисто-магнезиальным силикатам и др.
В зависимости от степени катаклаза выделяются следующие главные разновидности продуктов катакластического метаморфизма: тектонические брекчии, катаклазиты, милониты.
Важнейшие породы, возникающие при различных типах метаморфизма, сведены в табл. 25, а их описания даны в главе VI.
КОНТАКТОВО-ТЕРМАЛЬНЫИ МЕТАМОРФИЗМ
Контактово-термальный метаморфизм проявляется во внешних экзоконтактовых ореолах интрузивов под воздействием тепла, излучаемого остывающим магматическим расплавом, и происходит при относительно низких давлениях и по существу без привноса и выноса вещества в метаморфизуемые породы, т. е. носит изохимический характер.
Этот тип метаморфизма особенно отчетливо наблюдается в контактах интрузивов, основного и ультраосновного состава, обычно наиболее высокотемпературных и слабо насыщенных летучими компонентами (как известно из предыдущего, температура основной магмы достигает 1200° С, тогда как температура кислой магмы не превышает 700—800°С).
По данным В. С. Соболева (1970), температурный интервал, в пределах которого происходит типичный контактовый метаморфизм, заключен между 550—900° С.
В пределах ореола контактово измененных пород выделяются зоны термального метаморфизма — от наиболее высокотемпературной, в непосредственном контакте с интрузивом, к все более низкотемпературным — по мере удаления от него. Соответственно, высокотемпературные минеральные парагенезисы сменяются низкотемпературными, а интенсивность перекристаллизации пород постепенно понижается. Степень метаморфизма вмещающих пород и величина контактового ореола зависят от температуры и объема расплава, от состава, структурно-текстурных особенностей метаморфизуемой породы и от ее температуры. Последняя определяется глубиной, на которой происходит внедрение расплава, и геотермическим градиентом, свойственным данному региону. Ореолы контактово-термальных изменений обычно невелики, поскольку преобразования происходят без участия мощных агентов метаморфизма — растворов. Контактово-термальный ме-
таморфизм в «чистом виде» явление редкое. Чаще контактовые процессы протекают при активном участии метаморфизующих растворов и соответственно носят иной, метасоматический характер.
Среди продуктов контактово-термального метаморфизма образуются различного рода сланцы, роговики, кристаллические известняки и др.
МЕТАСОМАТОЗ
Метасоматоз — процесс, при котором происходит привнос одних компонентов и вынос других, что приводит к изменению химического и минерального состава метаморфизуемой породы. В процессе метасоматоза растворение и замещение минералов осуществляется почти одновременно без существенного изменения объема породы при условии сохранения ее твердого состояния.
Главными агентами при метасоматозе являются обильные термальные растворы, содержащие хлориды щелочных металлов, галоиды, серу, фтор, бор и др. С помощью растворов происходит миграция вещества, привносимого в породу и уносимого из нее. Миграция может осуществляться путем инфильтрации по зонам повышенной трещиноватости по плоскостям сланцеватости и путем диффузии компонентов в неподвижных поровых растворах, заключенных в межгранулярных пространствах. Интенсивность и характер химических превращений зависят от состава метаморфизующих растворов, их концентрации, температуры, общего давления, а также от состава и структуры породы, подвергающейся метаморфизму.
В зависимости от химического характера процесса выделяют несколько типов метасоматоза: 1) щелочной, сопровождающийся обогащением силикатной породы альбитом или натриево-калиевым полевым шпатом; 2) кальциевый, который сопровождается при-вносом кальция; 3) железо-магнезиальный, характеризующийся привносом железа и магния и образованием железо-магнезиальных минералов; 4) метасоматоз с привносом Si, Sn, В, Li. Cl, F, S, приводящий к появлению специфических минеральных ассоциаций с касситеритом, турмалином, топазом, флюоритом и др.
Учитывая условия, в которых протекает процесс, выделяют метасоматоз магматической стадии и послемагматический метасоматоз. Метасоматоз магматической стадии проявляется регионально в глубоких зонах орогенных областей, сопровождается обогащением слагающих их пород полевыми шпатами и преобразованием их в породы интрузивного 6Л*ка. Послемагматический метасоматоз обычно проявляется локально и часто непосредственно связан с конкретными интрузивами, преимущественно кислыми или щелочными, как наиболее обогащенными химически активными компонентами. Образование пневматолито-гидротер-
мальных растворов происходит в процессе кристаллизации магмы за счет отделения и накопления летучих и легкоплавких компонентов. Для послемагматического метасоматоза наиболее характерны условия низких температур и давлений. Циркулируя по трещинам как внутри интрузивного тела, так и во вмещающих породах, постмагматические растворы вызывают соответственно автометасоматоз магматических и метасоматоз вмещающих пород.
Типичными для автометасоматоза являются процессы амфи-болизации, эпидотизации, альбитизации, серпентинизации, грей-зенизации, пропилитизации. Процессы пропилитизации иногда захватывают значительные массы вулканогенных пород и по этому признаку могут быть сопоставимы с явлениями регионального характера.
Метасоматоз вмещающих пород может носить контактово-реакционный характер, типичным примером которого служит образование скарнов, а также может сопровождаться приконтак-товым выщелачиванием с образованием грейзенов, вторичных кварцитов.
Породы, образующиеся в результате метасоматических процессов, называются метасоматитами и отличаются спецификой минерального состава и структурно-текстурных особенностей. Для метасоматитов характерно: 1) развитие псевдоморфоз, представляющих собой результат замещения одного минерала другим с сохранением формы замещенного минерала; 2) образование мономинеральных пород или пород с малым числом минералов, что обусловлено направленностью процесса к предельному химическому равновесию; 3) образование неравномерно-крупнозернистых структур и пятнистых текстур; 4) зональное (полосчатое) строение метасоматических залежей, обусловленное закономерным чередованием пород определенного состава и строения.
С метасоматитами генетически связано большое число важнейших промышленных месторождений полиметаллов, олова, вольфрама, молибдена, золота, меди и других полезных ископаемых.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕТАМОРФИЗМ
Региональный (динамотермальный) метаморфизм проявляется на обширных территориях в пределах подвижных поясов земной коры вне видимой связи с интрузиями. О причинах, вызывающих этот тип метаморфизма, существуют различные гипотезы, среди которых следует упомянуть о двух принципиально разных представлениях. По мнению Н. Г. Судовикова, главной причиной регионального метаморфизма следует считать тектонические движения, приводящие в результате развития подвижных поясов к погружению на разную глубину накопленных и дислоцированных геосинклинальных осадочных и вулканических образований. Со-
вершенно иная точка зрения по этому вопросу развивается Д. С. Коржинским и Ю. А. Кузнецовым. Эти исследователи связывают региональный метаморфизм с периодом восходящих тектонических движений в складчатых поясах, подъемом магматических масс и генетически связанных с ними термальных растворов.
В зависимости от направленности процесса региональный метаморфизм может носить прогрессивный или регрессивный характер, превращаясь в особых условиях в ультраметаморфизм.
Прогрессивный метаморфизм. Факторами прогрессивного регионального метаморфизма являются температура, гидростатическое и направленное давление и метаморфизующие растворы. Имеются представления, согласно которым главным источником растворов при региональном метаморфизме являются сами осадочные породы, а их прогрев определяется глубиной погружения и величиной геотермического градиента; другие ученые наряду с глубиной погружения осадков большую роль отводят эманациям, поступающим из глубоко залегающих магматических очагов, возможно из областей развития базальтовых магм; третьи считают, что растворы являются продуктами интрателлурических процессов, одновременно являясь переносчиками внутриземного тепла, и наиболее активно действуют не в момент погружения геосинклинального трога, а наоборот, в процессе поднятия и горообразования. Последняя точка зрения находит все больше сторонников.
По данным Г. Винклера, нижний температурный предел регионального метаморфизма соответствует 350—400° С, понижаясь до 300°С при условии высоких давлений; верхний температурный предел метаморфизма зависит от состава метаморфизуемых пород и давления. Для кварц-полевошпатовых пород Г. Винклер называет верхний предел метаморфизма 800° С. В. С. Соболев для верхнего температурного предела приводит цифры 900— 1000° С и даже 1200° С. Для регионального метаморфизма типичен прогрессивный характер процессов минералообразования, направленный на появление все более высокотемпературных минеральных парагенезисов.
Представителями продуктов прогрессивного регионального метаморфизма являются сланцы, кварциты, мраморы, амфиболиты, гнейсы, гранулиты, эклогиты и др.
Регрессивный метаморфизм. В отличие от прогрессивного метаморфизма регрессивный метаморфизм, или диафторез, характеризуется замещением высокотемпературных минеральных пара-генезисов низкотемпературными. Возникающие в этом случае продукты метаморфизма называются диафторитами.
Причиной диафтореза являются либо тектонические движения, вследствие которых породы, образовавшиеся в процессе прогрессивного метаморфизма, могут попасть в условия относительно пониженных температур и давлений, либо приток водных ра-
створов извне, особенно если породы были предварительно деформированы и стали более проницаемыми.
Регрессивный метаморфизм приводит к экзотермическим реакциям, сопровождающимся процессами гидратации и карбонати-зации с появлением новых низкотемпературных ассоциаций минералов. В этих условиях происходит замещение граната биотитом, хлоритом, серицитом; моноклинных пироксенов — роговой обманкой, актинолитом, хлоритом; дистена и силлиманита — мусковитом; основного плагиоклаза — альбитом. Так как глубоко метаморфизованные породы вследствие дегидратации минералов лишены необходимого катализатора — воды, то, если нет притока растворов, метаморфические превращения в условиях понижающейся температуры будут происходить крайне медленно. Этим объясняется наличие в диафторитах реликтов высокотемпературных минеральных ассоциаций среди новообразованных низкотемпературных минералов и незначительное распространение диафто-ритов в природе по сравнению с продуктами прогрессивного метаморфизма.
Ультраметаморфизм. В обстановке регионального метаморфизма при определенных физико-химических условиях происходят весьма специфические процессы, которые объединяются под названием ультраметаморфизм. Среди процессов ультраметаморфизма главными являются мигматизация, анатексис, палингенез (или реоморфизм) и гранитизация.
Мигматизация — процесс образования смешанных пород (мигматитов), состоящих из жилообразных, линзообразных и других обособлений кварц-полевошпатового материала, заключенного в метаморфизованной породе — субстрате. Мигматиты могут образоваться различными путями: вследствие инъекции гранитного расплава в толщи метаморфических пород, в результате анатек-сиса, в процессе щелочного метасоматоза. Инъекция гранитного расплава происходит по плоскостям сланцеватости во вмещающие метаморфические породы и приводит к образованию так называемых инъекционных гнейсов, образующих иногда ореолы вокруг гранитных плутонов.
Анатексис — частичное, избирательное выплавление из метаморфических пород низкотемпературного кварц-полевошпатового расплава (гранитной эвтектики).
Палингенез (или реоморфизм) — полное переплавление пород субстрата, приводящее к возрождению гранитной магмы.
Имеется большое число ученых, которые анатексис и палингенез рассматривают в качестве ведущего процесса в гранитном магмообразовании. Г. Винклер отстаивает точку зрения, согласно которой в глубинных частях складчатых зон в соответствующих термодинамических условиях анатексису могут подвергаться любые породы, характерные для геосинклинального осадкообразования (аркозы, граувакки, аргиллиты, глины, туфы и др.). Для подтверждения этого предположения Г. Винклер привлекает
многочисленные экспериментальные данные, согласно которым из гнейсов (метаморфических пород состава, близкого к гранитам) может выплавляться до 95%, а из граувакк до 70% гранитного расплава. По его мнению, это свидетельствует о возможности появления больших количеств магмы, которая может либо остаться на месте, либо получить способность перемещаться в верхние горизонты земной коры, где и образует типичные магматические породы.
Гранитизация — процесс химического и минерального изменения пород любого состава с превращением их в граниты. Менее всего подвержены гранитизации известняки. Согласно представлениям Ф. Тернера и Дж. Ферхугена (1961), Н. Г. Судовикова (1964) и др., гранитизация — типично метасоматический процесс, сопровождающийся привносом в метаморфические породы К, Na, Si и выносом Са, Mg, Fe, при условии твердого состояния породы без прохождения ее через магматическую стадию.
Иная точка зрения развивается Д. С. Коржинским (1952), рассматривающим гранитизацию не как метасоматическое, а как магматическое замещение, при котором граниты при своем образовании обязательно должны пройти через магматическую стадию. Агентами метаморфизма в этом случае являются потоки химических компонентов — сквозьмагматические растворы. Диффундируя через магматические расплавы, они обогащаются летучими компонентами, прежде всего водой, становятся подвижными, легко мигрирующими не только по мельчайшим трещинкам в породе, но и через промежутки между зернами минералов. Если вмещающие породы приближаются по составу к гранитной эвтектике, то воздействие на них горячих растворов должно заканчиваться их превращением в гранитный расплав. Последний как менее плотный, чем окружающие твердые породы, может перемещаться вверх, вовлекая постепенно в процесс гранитизации все большие массы окружающих пород. По мере просачивания сквозьмагматических растворов продвигаются кверху и фронт метасоматоза и фронт расплавления с образованием мигматитов и пород гранитного облика.
Д. Сн'Коржинский считает, что гипотезе метасоматического образования гранитов в широких масштабах противоречит, с одной стороны, их полиминеральный состав, с другой — постоянство их состав в пределах больших объемов, что совершенно не характерно для пород метасоматического генезиса.
Подводя итог изложенному, видим, что согласно существующим представлениям, граниты могут образоваться (кроме магматического способа) в процессе анатексиса, метасоматоза или магматического замещения. Какой из этих путей стоит ближе к истине и шире проявлен в природных условиях, должны решить дальнейшие исследования. Не вызывает сомнений, что именно в обстановке глубоких метаморфических преобразований пород сиаля стирается граница между метаморфическими и магматиче-
скими явлениями и завершается круговорот в природе, идея которого была намечена еще в начале века русским петрографом И. Д. Лукашевичем: магма->-магматические породы^-осадочные породы->-метаморфические породы—>-магма.
Глава III