Общие сведения о фациях и формациях

Осадочные породы образуются на поверхности Земли в самых разнообразных условиях. Обстановка осадкоиакопления опреде­ляет петрографический тип осадочной породы и заключенные а ней органические остатки. Для обозначения одновозрастных осад­ков был предложен термин «фация», впервые введенный в науку в 1838 г. А. Гресли. Из определения А. Гресли следовало, что> фация представляет собой осадок, характеризующийся на всем его протяжении одинаковым петрографическим составом и за­ключающий в себе одинаковую фауну и флору.

В дальнейшем в понятие «фация» разными исследователями: вкладывались различные значения. Одни считали фациями опре­деленные типы самих осадков, другие—физико-географические-условия их образования, третьи — совокупность признаков осад­ков и условий их образования. Л. Б. Рухин (1969) понимает под фацией «осадки, отложенные на определенной площади в одних и тех же условиях, отличных от тех, которые господствовали & соседних районах. Каждая фация характеризуется одним и тем же комплексом литологических и палеонтологических особенно^ стей».

По физико-географическим условиям образования фации раз­деляются на три группы: морские, лагунные и континентальные..

Морские фации имеют наиболее широкое распространение. Они образуются в воде с нормальной соленостью и содержат разнообразные органические остатки. Морские фации обычно за­нимают обширные площади, а разрез их характеризуется значи­тельным постоянством.

Группа лагунных (паралических) фаций включает отложения, возникающие в переходной зоне между сушей и морем или в бес­сточных котловинах внутри континентов. Характерной особен-ностью лагунных фаций является их отложение в водоемах с не­нормальной соленостью. Повышенная или пониженная соленость воды в лагунах в значительной степени сказывается на органиче-

ском мире. Характер органических остатков, а также присутст­
вие эвапоритов являются решающим доказательством лагунного
происхождения отложений. ,

Образование континентальных фаций может происходить не­посредственно на поверхности суши (в воздушной среде) и в пресноводных водоемах — в долинах рек, на дне озер, в зоне распространения ледников и т. д. Органические остатки конти­нентальных отложений обычно немногочисленны и принадлежат наземным животным и растениям. Для континентальных отложе­ний характерно разнообразие и быстрая изменчивость В разрезе.

Термин «формация» введен в геологическую литературу в 1761 г. X. Фюкселем для обозначения отложений, сходных по со­ставу и положению в разрезе. Американские геологи и в настоя­щее время применяют этот термин для обозначения стратигра­фических комплексов. Советские ученые рассматривают форма­цию как литолого-тектоническое понятие. Формация — это сово­купность отложений, парагенетически связанных между собой и выделяющихся среди других особенностями состава, строения и мощности осадков. Каждая формация отражает специфику осад-конакопления в пределах определенной структурной зоны на тех или иных этапах ее развития.

Образование осадочных формаций определяется прежде всего тектоническим режимом и климатическими условиями того или иного участка земной коры. Все формации на основе их прост­ранственной приуроченнности можно подразделить на платфор­менные, геосинклинальные и формации передовых прогибов и межгорных впадин. На платформах чаще распространены кварц-песчаные, карбонатные, глауконито-фосфоритовые и ряд других формаций. Мощность платформенных формаций невелика. К гео­синклинальным зонам приурочены формации глинисто-сланцевые, флишевые, граувакковые, карбонатные и др. Геосинклинальные формации характеризуются линейной формой тел и резкими гра­диентами изменения состава и мощности. Для формаций передо­вых прогибов и межгорных впадин характерно развитие грубооб-ломочных пород и осадков паралическои группы фаций. Наиболее распространены молассовые, угленосные, красноцветные и соле-носные формации.

Изучение закономерностей образования и размещения оса­дочных формаций имеет большое практическое значение. К опре­деленным формациям приурочены специфические виды полезных ископаемых. Так, для группы формаций, сформированных в гео­синклинальных условиях, характерны месторождения высокока­чественных пластовых фосфоритов, бокситов и железных руд. Платформенный режим способствует образованию месторожде­ний бурых углей, конкреционных фосфоритов, огнеупорных глин, стекольных песков. К группе формаций передовых прогибов и межгорных впадин приурочены месторождения каменных углей, разнообразных солей, марганцевых и железных руд.




РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

МЕТАМОРФИЧЕСКИЕ ГОРНЫЕ ПОРОДЫ

\--------------------------------------------------------------------

Метаморфизмом называется преобразование горных пород под воздействием внутренних (эндогенных) процессов, вызываю­щих изменение физико-химических условий в земной коре. Такое изменение приводит к частичному или полному минеральному и структурно-текстурному приспособлению породы к новым усло­виям, причем этот процесс протекает с сохранением твердого состояния системы. Возникающие минеральные ассоциации устой­чивы только в определенных физико-химических условиях и на­зываются парагенетическими.

Главными факторами метаморфизма являются температура, давление и химически активные вещества — растворы и газы. Важное значение имеет состав исходной породы, ее строение, длительность процесса изменения и его характер. Метаморфиче­ские процессы могут происходить либо изохимически без сущест­венного изменения валового химического состава метаморфизуе-мой породы, либо метасоматически — с значительным изменением состава последней вследствие привноса и выноса вещества. Из­менениям подвергаются породы любого состава и генезиса — магматические, осадочные или уже ранее метаморфизованные. В зависимости от интенсивности метаморфических процессов наблюдаются постепенные переходы от слабо измененных пород, сохраняющих реликты состава и структуры исходного материа­ла, до разностей, глубоко преобразованных, первоначальная при­рода которых полностью утрачена.

Основной задачей при изучении метаморфических пород яв­ляется умение распознавать в измененной породе ее первона­чальную природу и расшифровывать процессы, обусловившие ее новый состав и строение. Эта задача, как правило, достаточно сложна, так как, кроме различной степени метаморфизма, прихо­дится сталкиваться с явлением конвергенции (convergentio — схождение), сущность которого заключается в том, что из пород, различных по происхождению, но близких по валовому химиче­скому составу, в сходных термодинамических условиях возни­кают сходные продукты метаморфизма^ и в то же время из одно­го и того же исходного материала в различных условиях обра­зуются различные породы.

Изучение метаморфических пород важно не только с петро-генетической точки зрения, но и для выяснения условий образова­ния обширной группы метаморфогенных рудных и нерудных ме­сторождений, включающих промышленные скопления железных руд, марганца, золота, меди, урана, графита, абразивных мате­риалов, кровельных сланцев, кварцитов, мраморов и многих дру­гих полезных ископаемых.

Глава I ФАКТОРЫ МЕТАМОРФИЗМА

Успехи, достигнутые за последние 10—15 лет в области полу­чения в лабораторных условиях высоких температур и давлений, соответствующих глубинным зонам земной коры, позволили по­дойти к достаточно надежной количественной оценке факторов метаморфизма и моделированию термодинамических условий, соответствующих естественным процессам.

ТЕМПЕРАТУРА

Как уже было сказано ранее, предполагают, что главными источниками тепла в земной коре являются энергия радиоактив­ного распада, тепло, привносимое глубинными растворами, по­ступающими из недр Земли, тепло магматических интрузий и тектонических процессов, экзотермический эффект некоторых хи­мических реакций, сопровождающих метаморфизм пород, и ряд других. В целом тепло, образующееся в результате всех этих разнообразных процессов, представляет собой энергию земного шара, которая проявляется в виде геотермического градиента, характеризующего изменение температуры в градусах с увеличе­нием глубины в километрах. В различных геоструктурных зонах значения градиента различны. В областях древних щитов и плат­форм величины градиента соответствуют 10—30 град/км; в мо­лодых геосинклинальных зонах, где происходят активные текто­нические и магматические процессы, значения градиента дости­гают 50—80 и даже 100 град/км (Винклер, 1969).

Изменение геотермического градиента, установленное по наб­людениям в буровых скважинах для ряда районов Советского Союза, иллюстрируется данными табл. 23.

Из приведенных в табл. 23 данных видим, что на глубине 10 км в зоне молодой складчатости Кавказа температура может достигать 830° С, тогда как на территории древнего Украинского щита ее значения на той же глубине не превысят 100° С.

Температурный интервал, в пределах которого происходят ти­пичные метаморфические преобразования, заключен примерно между 300—400° С и 900—1000° С (Соболев, 1970). Ниже 300° С


Таблица 23 Изменение геотермического градиента (по Белякову, 1955)
Район Средний геотерми­ческий гра­диент, г рад/км
Грозненский район Кав- Донецкий бассейн . . Западная Украина . . Белоруссия .................... Кривой Рог .... 83 31 23 12 9

вследствие резкого падения скорости метаморфических превра­
щений последние практически не происходят или протекают
крайне медленно; верхний предел ограничен температурой начала
плавления наиболее распространенных горных пород и соответст­
вует условиям магмообразования.
Температура — важнейший
фактор метаморфизма, влияю­
щий на процессы минералообра-
зования, резко увеличивающий
скорости химических реакций,
степень перекристаллизации по­
роды и в значительной мере
контролирующий возникновение
тех или иных парагенетических
минеральных ассоциаций. В ус­
ловиях растущей температуры
происходят важные для минера-
лообразования эндотермические
реакции, сопровождающиеся

процессами дегидратации гидро-ксилсодержащих минералов и декарбонатизации карбонатов. В качестве примера дегидратации приведем реакцию превраще­ния каолина в андалузит: Al4[Si4Oi0](OH)8^:2Al2O[SiO]4+4H2O + + 2Si02. Примером декарбонатизации может служить пере­ход кальцита в волластонит: СаСОз + БЮг^СаБЮз+СОг. Повы­шение температуры ведет к образованию более высокотемпера­турных минеральных видов, лишенных воды, и сопровождается изменением структуры породы в направлении появления более крупнозернистых разностей.

ДАВЛЕНИЕ

Различают всестороннее давление (гидростатическое) и на­правленное давление (стресс).

Гидростатическое давление определяется действием нагрузки вышележащих толщ. Величина его возрастает в зависимости от удельного веса пород в среднем на 270 атм на каждый километр погружения, что позволяет предполагать на глубине 10 км дав­ление, равное 2700 атм, на глубине 20 км — 5400 атм и т. д. Таким образом, на глубинах порядка 50 км, примерно определяю­щих в орогенных зонах нижнюю границу земной коры, гидроста­тическое давление должно быть равно около 13 000 атм. Однако изучение минеральных парагенезисов, полученных эксперимен­тальным путем, и сопоставление их с естественными ассоциация­ми позволили установить, что давление при метаморфизме может достигать 25 000 атм. Отсюда был сделан вывод, что в условиях земной коры величина давления не ограничивается весом выше­лежащих толщ. В. С. Соболев (1970) придает большое значение

наличию «тектонических перегрузок». Г. Винклер (1969) подчер­кивает, что общая величина давления на глубине должна зависеть также и от величин парциальных давлений паров воды Рн,о и уг­лекислоты Рсог, выделяющихся при дегидратации и декарбонати-зации минералов. Как видим, количественный учет давления при метаморфизме — вопрос достаточно сложный.

При постоянной температуре увеличение гидростатического давления в соответствии с принципом Ле-Шателье способствует образованию минералов с более плотной структурой элементар­ной ячейки, что приводит к уменьшению общего молекулярного объема системы и увеличению ее удельного веса. Так, форстерит (мол. объем 43,9)+анортит (мол. объем 101,1) =гроссуляр (мол. объем 121). Увеличение давления повышает температуру плавле­ния минералов, что очень важно при метаморфических превра­щениях. В условиях высокого гидростатического давления фор­мируются породы с однородной массивной текстурой.

Направленное давление (стресс) вызывается тектоническими причинами. Его величина зависит от интенсивности тектониче­ских процессов, трудно поддается учету и в каждом конкретном случае оценивается по степени преобразования породы. Действие "направленного давления с глубиной ослабевает и на глубинах, превышающих 10 км (Тернер, Ферхуген, 1961), оно не прояв­ляется. Объясняется это тем, что при условии высокого направ­ленного давления происходит усадка породы, уменьшение обще­го объема пор и, как следствие, пересыщение породы растворами,. что приводит в конечном счете к преобразованию направленного давления в гидростатическое с присущими последнему свойст­вами.

Вопрос о влиянии направленного давления на процессы мине-ралообразования остается дискуссионным. Однако каталитиче­ская роль его несомненна. Стресс увеличивает растворимость ми­нералов, вызывает дробление породы, что облегчает циркуляцию метаморфизующих растворов и, следовательно, способствует про­цессу перекристаллизации минералов. Велика роль направленного давления при формировании структурно-текстурных особенностей породы В условиях стресса при наличии температурного фактора образуются специфические текстуры с характерной закономерной ориентировки минералов, как предполагают, является увеличение оси минералов (амфиболов, силлиманита, дистена и др.) или плоскости спайности (слюд, хлоритов и др.) располагаются пер­пендикулярно к направлению давления. Главной причиной пере­ориентировки минералов, как предполагают, является увеличение их растворимости в направлении давления и соответственно пере­отложение вещества в перпендикулярном направлении. Возни­кающая таким образом специфическая сланцеватая текстура весьма существенный признак для обширной группы метаморфи­ческих пород, получивших название «сланцы».

ХИМИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ ВЕЩЕСТВА

К химически активным веществам прежде всего относится вода и затем углекислота, которые находятся в том или ином "ко­личестве почти во всех горных породах в виде так называемых «поровых» или «межзерновых» метаморфогенных растворов и газов. Иногда существенное значение приобретают соединения водорода, азота, хлора, фтора, серы, бора, фосфора, калия, нат­рия и других элементов. Средние содержания наиболее распро­страненных компонентов поровых растворов (в молярных долях) характеризуются следующими данными (Соболев, 1970): НгО 84,4; С02 10,1; H2S 1,9; HF 1,8; НС1 1,4; N2 0,4.

Источники воды при метаморфизме многообразны. Ими могут быть глубинные процессы дифференциации и дегазации вещества мантии, охлаждающиеся магматические расплавы и гидроксил-содержащие минералы, выделяющие (ОН) в процессе дегидра­тации. В верхних горизонтах литосферы существенное значение приобретает также остаточная влага, возникающая в процессе уплотнения осадочных пород.

Углекислота образуется как продукт декарбонатизации минера­лов, что объясняет высокую степень насыщения этим компонен­том водных растворов, локализующихся в карбонатных отложе­ниях. Однако указанная закономерность нередко нарушается, что, по мнению Д. С. Коржинского и других, свидетельствует о большом значении магматогенных источников углекислых ра­створов.

Все остальные химические вещества либо мобилизуются из пород, слагающих литосферу, либо поступают с газовыми н вод­ными эманациями из магматических расплавов или даже из под-коровых частей земного шара.

Тем или иным источникам растворов придается различное значение. Н. Г. Судовиков большую роль отводит летучим ком­понентам, мобилизованным из осадочных пород в процессе их изменения. Д. С. Коржинский решающую роль при метаморфиз­ме отводит восходящим термальным растворам глубинного про­исхождения, которые он называет «сквозьмагматическими». По­ступая из недр Земли, эти растворы способны диффундировать через магматические расплавы и, обогащаясь минерализаторами, превращаться в активные агенты метаморфизма.

Независимо от природы метаморфогенных растворов, переме­щаясь из областей высоких давлений в зоны низких давлений (обычно снизу вверх), такие растворы активно участвуют в пре­образовании минералов и пород, являясь переносчиками хими­ческих элементов и тепла и обусловливая высокое поровое дав­ление газов, понижающее растворимость минералов. Подчеркивая роль растворов в процессах метаморфизма, Д. С. Коржинский, В. С. Соболев и другие указывают, что в породах, лишенных воды, в так называемых «сухих системах» (породы магматиче-

ские или глубоко метаморфизованные), преобразования, даже при наличии достаточно высоких температур и гидростатического давления, практически не происходят, либо идут крайне мед­ленно.

В качестве иллюстрации можно привести пример, описанный Э. Садецки-Кардош. Согласно данным этого ученого, мощные толщи осадочных пород Срединного массива в Венгрии, вклю­чающие разрез от палеогена до верхнего и даже частично ниж­него палеозоя, сохранились в стадии очень слабого метаморфиз­ма, несмотря на высокий геотермический градиент. Этот факт, по мнению автора, объясняется тем, что в указанном районе по­роды претерпели дробление вследствие последовательного сжа­тия и растяжения, что облегчило удаление из них паров и газов. В то же время в соседней альпийской области, где во время ме­ловой складчатости образовались мощные покровы, затруднившие фильтрацию воды из нижележащих пород, метаморфизм послед­них достиг высокой стадии.

Глава II ТИПЫ МЕТАМОРФИЗМА

В сложных природных условиях, как правило, каждая кон­кретная метаморфическая порода формируется под влиянием не­скольких факторов; роль этих факторов и их абсолютные величи­ны определяются той геологической обстановкой, в которой протекал процесс. С учетом геологических условий, господствую­щих факторов метаморфизма и характера возникающих пород выделяются следующие основные типы метаморфизма: катакла-стический, контактово-термальный, метасоматический и регио­нальный. Первые два типа проявляются локально на небольших территориях, последний охватывает огромные регионы; метасо­матический метаморфизм может сопровождать любой тип мета­морфизма и поэтому развивается как в локальных, так и в ре­гиональных условиях.

Наши рекомендации