Нормативно-правовое обеспечение
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Важнейшим правовым документом, регламентирующим социальный статус людей с ограниченными возможностями здоровья, стала Конвенция о правах инвалидов, принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Конвенция закрепила международные требования в отношении возможности инвалидов вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. В области образования Конвенция закрепила право лиц с ОВЗ на инклюзивное образование. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов[30], что предполагает ее обязательства обеспечить на основе равенства возможностей инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом к полному развитию человеческого потенциала, к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества.
Правовая регуляция образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»[31], который был подписан Президентом РФ 29 декабря 2012 г. Принятие этого закона открыло качественно новый этап правового регулирования инклюзивного образования в нашей стране.
В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется право каждого человека на образование. Исходя из этого в п. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Основываясь на указанных положениях, в пп. 1 и 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В Законе об образовании (п. 16 ст. 2) дается понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Следует отметить, что этот термин распространяется как на лиц, признанных инвалидами, так и на лиц, не являющихся инвалидами. Также могут быть инвалиды (в основном страдающие соматическими заболеваниями), не являющиеся обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно п. 4 ст. 79 Закона об образовании образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, закон заложил правовую основу для существования как инклюзивного, так и интегрированного и специального (коррекционного) образования.
В Законе об образовании впервые в федеральном законодательстве закрепляется понятие инклюзивного образования (п. 27 ст. 2). Это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
В соответствии с п. 2 ст. 79 Закона общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно п. 3 той же статьи под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Также согласно п. 11 ст. 79 при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Указанная мера социальной поддержки является расходным обязательством субъекта Российской Федерации в отношении таких обучающихся, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Для инвалидов, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, обеспечение этих мер социальной поддержки является расходным обязательством Российской Федерации.
Для обеспечения инклюзивного образования имеет значение порядок установления правил приема в общеобразовательные организации, содержащийся в ст. 67. Согласно данной статье правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано в следующих случаях.
1. По причине отсутствия свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) обучающегося для решения вопроса о его устройстве в другую образовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
2. При организации индивидуального отбора в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.
3. При организации конкурса или индивидуального отбора для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования.
4. При поступлении в загранучреждения МИД РФ для получения общего образования.
Таким образом, установленный порядок приема в целом не ограничивает право детей с ограниченными возможностями здоровья на поступление в учреждения общего образования.
Закон об образовании устанавливает (п. 2 ст. 34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педаго-гической коррекции. Этому праву корреспондируется обязанность педагогических работников (п.п. 6 и 1 ст. 48) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42). Эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психологами и педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются. Закон устанавливает, что включает в себя психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь. Указанная помощь оказывается детям по заявлению или с письменного согласия их родителей.
Согласно п. 8 ст. 79 Закона об образовании профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. В соответствии с п. 10 той же статьи профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Для развития инклюзии в системе профессионального образования и повышения его доступности большое значение имеет то, что для инвалидов установлены особые права при приеме в вуз на обучение по программам бакалавриата и специалитета.
По общим правилам согласно ст. 70 прием на обучение по этим программам проводится на основании результатов единого государственного экзамена. При этом вуз устанавливает минимальное количество баллов, необходимое для приема. В соответствии со ст. 55 прием в вуз на обучение за государственный счет осуществляется на конкурсной основе. Следовательно, принимаются те, кто предъявил наивысшие результаты ЕГЭ.
Лица с ограниченными возможностями здоровья имеют преимущественное право зачисления в вуз при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях. Согласно ст. 71 для приема детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, вуз устанавливает квоту. Эта квота не может быть менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за государственный счет. Указанные категории лиц принимаются при условии успешного прохождения вступительных испытаний.
Кроме того, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды войны имеют право на прием на подготовительные отделения федеральных вузов на обучение за счет федерального бюджета (при наличии такового).
Законом предусмотрены меры социальной поддержки студентов-инвалидов. В соответствии со ст. 36 студентам, имеющим статус детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, а также инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период прохождения военной службы, устанавливается государственная социальная стипендия. Согласно ст. 39 тем же категориям студентов жилые помещения в специализированном жилищном фонде образовательной организации предоставляются бесплатно в первоочередном порядке.
Таким образом, Федеральный закон регулирует все ключевые вопросы организации инклюзивного образования. В настоящее время главной задачей является адекватное развитие положений закона в подзаконных актах с целью создания правовой базы для реализации отечественных научных разработок, касающихся инклюзивного образования граждан с ОВЗ.
Действующее федеральное законодательство (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральный закон от 2 августа 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»; Федеральный закон от 7 июля 2003 года «О связи»; Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»; «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 2004 года; «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 года № 1954-ФЗ) устанавливает обязательства Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации, а также ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию этих условий.
2.4. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Эти условия должны обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения всех требований и условий, включенных в индивидуальную образовательную программу, включая прописанный в ней штат специалистов, реализующих образование студентов с ОВЗ, а также обеспечивать эффективную реализацию самого образовательного маршрута. Финансово-экономические условия должны обеспечивать достижения планируемых в индивидуальной образовательной программе результатов.
В настоящее время в Российской Федерации 25 вузов получили статус базовых вузов по внедрению технологий инклюзивого образования, имеющих право на дополнительное бюджетное финансирование, необходимое для создания образовательно-реабилитационной среды. Остальные вузы вынуждены использовать внебюджетные средства, заработанные самим вузом.
Доступность качественного высшего образования снижается в отсутствии так называемой реабилитационной компоненты высшего образования, которая требует дополнительных бюджетных ассигнований и должна предоставляться, наряду с образовательными услугами. Для многих студентов-инвалидов ситуация ухудшается в силу низкого экономического статуса их семей, что выражается в недостаточных условиях домашней подготовки, отсутствии телефона, компьютера, электронной коммуникации.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
Концепция независимой жизни инвалидов декларирует право человека быть неотъемлемой частью жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и экономических процессах, свободу выбора и свободу доступа к жилым и общественным зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию. Высшее профессиональное образование выступает важнейшим ресурсом ее воплощения.
Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства учебного заведения для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного процесса и созданием в нем безбарьерной образовательно-реабилитационной среды.
Во исполнение правовых норм, зафиксированных в федеральном законодательстве, Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 года была утверждена Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2015 годы, направленная на обеспечение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности маломобильных групп населения. Реализация мер, намеченных в Программе, должна обеспечить доступность учреждений образования и образовательных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья. По данным мониторинга, осуществляемого ВОИ в 2011 году, в Ростовской области программа «Доступная среда» была принята во всех городах и сельских районах.
Тем не менее, в настоящее время доступность среды для инвалидов в Российской Федерации находится на низком уровне. Как показывают результаты социологических исследований, наиболее критически доступность социальной инфраструктуры в стране оценивают респонденты с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: почти 60% из них приходится преодолевать барьеры при пользовании общественным транспортом, 57 - 58% – при посещении учреждений культуры и государственных учреждений, 48% – при совершении покупок. Две трети респондентов - инвалидов по зрению отмечают трудность или полную невозможность посещения спортивных сооружений и мест отдыха.
Мнения инвалидов, полученные в ходе социологических опросов, подтверждаются данными объективных оценок, полученных в ходе проведенного в ряде субъектов Российской Федерации анализа состояния доступности объектов социальной инфраструктуры. В Новгородской области, например, лишь 10% из них соответствуют требованиям доступной для инвалидов среды жизнедеятельности. В г. Архангельске инвалиды имеют беспрепятственный доступ только к 13% объектов социальной инфраструктуры. В г. Курске 95% социально-значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений (пандусы, дверные проемы, звуковые и световые указатели) недоступны для инвалидов [32].
Большинство университетов России не обеспечены даже минимальными условиями, необходимыми для обучения в них инвалидов. Эти условия касаются архитектуры зданий и аудиторий, дверных проемов и лестниц, мебели и оборудования, обустроенности столовых, библиотек и туалетов, отсутствия комнат отдыха и стульев в коридорах, медицинских кабинетов, необходимых для повседневных нужд некоторых студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Важным компонентом доступной среды является наличие разнообразных учреждений образования (включая учреждения дополнительного образования) в шаговой доступности. В настоящее время у абитуриентов с инвалидностью есть только две альтернативы. Первая поступать в вуз по месту жительства, где вряд ли есть приспособленная безбарьерная среда, где преподаватели вряд ли подготовлены к работе с инвалидами. Еще одна альтернатива отправляться в другой регион, где такая среда есть. Здесь же возникает еще одна проблема, связанная с тем, что студент, приехавший из другого региона, должен «привозить с собой» финансирование своей реабилитационной программы, что затруднено в силу рассогласованности ведомств, неотлаженности данной процедуры.
Обеспечение доступности высшего образования предполагает, в частности, следующие мероприятия:
- приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений, прилегающих территорий;
- оборудование зданий и сооружений лифтами и подъемными устройствами с системой голосового оповещения и тактильной (пространственно-рельефной) информацией;
- оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией;
- устранение, в ходе нового строительства, реконструкции и ремонта, физических барьеров, мешающих доступности зданий и сооружений.
2.6. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Для создания необходимых условий в системе высшего образования студентам с ограниченными возможностями здоровья должна осуществляться организационная и организационно-педагогическая поддержка по следующим направлениям:
- организация довузовской подготовки абитуриентов с особыми образовательными потребностями;
- организационная и консультативная помощь студентам в различных ситуациях затруднений;
- помощь в организации учебной, учебно-исследовательской деятельности и прохождении различных видов практики;
- тиражирование и предоставление в индивидуальное пользование учебных и методических материалов, программ и пособий, подготовленных в соответствии с индивидуальными требованиями;
- перевод учебно-методических материалов на аудио-, видео- и электронные носители;
- внедрение в обучение современных технологий, специальной компьютерной техники, программ и другого оборудования;
- предоставление возможности работы студентам в сети Internet при освоении материалов лекционных, практических, семинарских занятий;
- деятельность по организации рабочих мест для студентов с ограниченными возможностями здоровья (с учетом их особых потребностей и возможностей);
- организация специальных служб, помогающих студентам-инвалидам успешно осваивать профессионально-образовательные программы и предоставляемые университетом образовательные (в том числе дополнительные) услуги: служба психолого-педагогической поддержки, институт персональных кураторов, служба планирования карьеры, служба содействия занятости, служба медицинской реабилитации, служба академической поддержки (сурдоперевод, тьюторинг, записывание лекций и т.д.), служба специальной технической и информационной поддержки и т.д., что обеспечивает высокое качество образовательной среды и минимизацию ограничений жизнедеятельности в период обучения;
- обеспечение беступиковости профессионально-образовательной системы, что обеспечивает реализацию непрерывной и вариативной форм подготовки специалистов.
В целом эти условия обеспечивают полноценное и эффективное освоение образовательной программы всеми учащимися инклюзивной группы. В первую очередь должно быть организовано привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса - создание психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, организация координации членов консилиума и профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения в целом. Также должна быть организована система взаимодействия и поддержки со стороны «внешних» социальных партнеров.
В рамках создания организационно-педагогических условий должен быть сформирован адекватный запрос на методическую и психолого-педагогическую поддержку. Непосредственно в рамках образовательного процесса необходимо создание атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у студентов с ОВЗ позитивной, профессионально-направленной учебной мотивации. Обязательно применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы, а также адаптация содержания учебного материала (в рамках разработки адаптированной образовательной программы).
Своевременная профориентационная работа в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является важным условием на пути реализации идеи инклюзивного образования - расширения образовательного пространства, так как вовремя сделанный рациональный профессиональный выбор существенно облегчает момент интеграции инвалида в единую образовательную среду [33].
Успешной интеграции в студенческую среду инвалидов способствуют результаты качественных личностных и профессионально-познавательных преобразований, достигнутые ими в результате профориентационной работы в период довузовской подготовки: знания по дисциплинам довузовской подготовки, базовые общепсихологические знания, общая ориентировка в мире профессий, владение терминологией, необходимой для освоения профессией, мотивация к учебной деятельности, ценностное отношение к профессиональной деятельности, осознание необходимости в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании, развитые отдельные способности, умения, навыки, необходимые при овладении учебной и трудовой деятельностью и др.
В процессе высшего образования для студентов с ОВЗ рекомендована организация адаптационных курсов. Один из вариантов такого адаптационного курса «Социально-психологические технологии инклюзивного образования» представлен в Приложении А. Целью его введения является создание условий для организационной и социально-психологической адаптации студентов с ОВЗ к образовательному процессу в вузе в условиях инклюзии, ознакомления с потенциалом организационных, социально-психологических и личностных ресурсов, необходимых для получения качественного профессионального образования. В процессе изучения данного курса студенты с ограниченными возможностями здоровья активизируют процессы самонаблюдения, самопознания, самовоспитания, саморазвития и саморегуляции учебной деятельности, общения и жизнедеятельности в студенческом коллективе и в университете в целом. Достигается это за счет воздействия на когнитивную, мотивационно-деятельностную и эмоционально-волевую сферы личности.
Занятия ориентированы на осознание трудностей, совместный поиск и активизацию сил для решения значимых для инвалидов проблемных вопросов:
- вопросы самопознания, саморегуляции, самоопределения, самореализации - преодоление чувства неполноценности, повышение уверенности в себе, поиск смысла жизни;
- вопросы, связанные с обучением, возможными способами деятельности, оптимальным выбором профессии, планированием жизненного и профессионального пути;
- вопросы взаимоотношений - поиск друга, партнера, преодоление страхов и барьеров в общении, конфликтов.
Темы, поднимаемые в адаптационном курсе, могут быть полезны и для условно здоровых студентов, являющихся соучастниками инклюзивного образования, потенциально выступая в качестве тьюторов, помощников, консультантов по проблемам, которые могут возникнуть у обучающихся с ОВЗ в процессе обучения по основной образовательной программе.
Образовательная программа, ее структура, блоки, сроки освоения, трудоемкость – это инварианты федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для всех студентов, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. А поскольку в Законе об образовании содержится положение о том, что профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, то при проектировании и реализации образовательных программ образовательная организация должна обеспечить обучающимся лицам с ОВЗ возможность освоения по выбору специализированных адаптационных дисциплин (модулей) вариативной части программы, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц [34]. Студенты-инвалиды, как и все остальные, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки на основе индивидуализации содержания образовательной программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
По окончании обучения выпускники-инвалиды должны освоить те же области и виды профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах видах профессиональной деятельности, освоить определенный в стандартах общий для всех набор профессиональных компетенции. Что касается общекультурных компетенций, то их содержательная основа, единая для всех обучающихся, может иметь расширительную часть формулировки в отношении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, учитывающую специфику их социального опыта и ограничения здоровья.
Формирование компетенций должно быть максимально обращено к развитию позитивных индивидуально-личностных качеств студента-инвалида, его потребности в самоорганизации, самоопределении и развитии функциональных качеств в избранном направлении подготовки. Образовательная организация обязана сформировать социокультурную толерантную среду, необходимую для формирования у студентов общекультурных компетенций и всестороннего развития личности.
Как уже отмечено, профессиональными образовательными организациями должны быть созданы специальные условия инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных модулей в образовательных программах и методов, специальных учебников и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому при разработке образовательных программ требования к условиям реализации должны быть по возможности конкретизированы и содержать указание на их доступность для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Характеристика образовательных программ должна содержать информацию, какие должны быть кабинеты, лаборатории и т.д., какое обязательное специальное оборудование для инвалидов должно быть в них.
2.7. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
При разработке системы непрерывного инклюзивного профессионального образования инвалидов одной из основных проблем является разработка специальных образовательных и реабилитационных технологий. Под специальными образовательными и реабилитационными технологиями понимается особая совокупность системных средств и методов, общих и частных методик, оптимальным образом обеспечивающих реализацию и усвоение образовательных программ, в объеме и качестве, предусмотренными государственными образовательными стандартами, формирование методов познания и деятельности на общем заданном уровне, реабилитацию личности в конкретной интегрированной среде обучения, создание системы мер, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма с учетом действующих в образовательной среде ограничений по срокам обучения, состоянию материально-технической базы, квалификации персонала, интеллектуального, образовательного и реабилитационного потенциала обучаемых лиц и их специальных образовательных потребностей.
Эта система сводится к следующему:
- модульность и достаточность образовательно-реабилитационной структуры, что обеспечивает реализацию индивидуальных особых образовательных потребностей и предоставление предусмотренных специальных услуг в установленных формах и объемах;
- модульность структуры учебных курсов и их завершенность, что обеспечивает академическую мобильность и реализацию личной образовательной траектории;
- вариативность и индивидуальность форм обучения (тотальная интеграция, интеграция по месту нахождения, инклюзивное обучение, традиционное продолженное обучение, кооперативное обучение, «сэндвич» технология и т.д.), что обеспечивает реализацию личной образовательной траектории;
- функциональную ориентированность и модульность структуры и содержания коррекционно-компенсационных и адаптационно-технологических курсов;
- динамизм и саморазвитие, систематическое (на основе мониторинга) обновление содержания учебных и коррекционно-компенсационных курсов, групповая и индивидуальная адаптация при стабильной устойчивой структуре.
Выбор методов обучения, средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса осуществляется образовательной организацией, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная организация также определяет требования к процедуре проведения текущих и государственных аттестационных испытаний с учетом особенностей этих процедур для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Особое значение для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет формирование компетенций, связанных с работой с информацией. Специфика состоит в том, что эта работа с информацией осуществляется с использованием специальных технических и программных средств преобразования информации в формат, доступный для их восприятия [35]. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в характеристику образовательных программ должны быть включены требования к электронной информационно-образовательной среде и техническим способам приема-передачи информации в доступной для инвалидов формах. Студенты-инвалиды должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям здоровья. Материально-технические условия в местах проведения практик, а также в организациях, осуществляющих сетевые формы обучения также должны быть доступны для инвалидов.
Большим потенциалом в организации высшего образования для студентов с ограниченными возможностями здоровья имеет дистанционное обучение. Дистанционное обучение – это форма образования, базирующаяся на использовании широкого спектра традиционных, новых информационных и телекоммуникационных технологий и технических средств, которые создают условия для обучаемого свободного выбора образовательных дисциплин, соответствующих стандартам, диалогового обмена с преподавателем, при этом процесс обучения не зависит от расположения обучаемого в пространстве и во времени.
По программам дистанционного образования в США сегодня обучается более миллиона студентов, с 1989 г. принимающих учебные курсы через Систему Публичного Телевещания (Public Broadcasting System, PBS-TV). Программа обучения взрослых (PBS Adult Learning Service) с 1990 г. взаимодействует с 1500 колледжами и местными станциями. Программа предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления. Учебные курсы, передаваемые по четырем образовательным каналам, доступны по всей стране и, через спутник, в других странах.
Важнейшее значение имеют системы дистанционного образования штатов. Многие из них также базируются на классах для проведения спутниковых телеконференций, развернутых на рубеже 80-х и 90-х годов. Как правило, они включают 1-2 аудитории в головном университете или колледже, откуда проводят занятия преподаватели, и ряд классов в различных точках штата (от 4 до 16), где занимаются дистанционно обучаемые группы.
В Великобритании более 50% программ на степень магистра в области управления проводится с использованием методов дистанционного обучения. В системах дистанционного обучения, не использующих принцип обратной связи, информация, необходимая для проведения лекций, семинарских и других видов занятий, обычно централизованно фиксируется на видеокассете или видеодиске. Дополнительно могут быть использованы аудиозаписи и записи данных на магнитных дисках. Далее указанные материалы пересылаются, в том числе с испол