Молодежи с ограниченными возможностями здоровья
Если мы обратимся к рассмотрению структуры жизненных планов молодёжи с ограниченными возможностями здоровья, то сможем выделить две особенности, которые отличают жизненные планы обычной условно здоровой молодежи от планов молодежи с ОВЗ – это отсутствие в структуре жизненных планов молодых инвалидов ориентации на создание семьи. Планирование сексуальных отношений, построение семьи, рождение детей происходит позже, чем у условно здоровых молодых людей. Характерной чертой этого процесса у молодых инвалидов является концентрация на "среде своих". Специалисты по работе с молодыми инвалидами отметили, что семья занимает третье место в иерархии жизненных целей выпускников-инвалидов. Сами молодые инвалиды этой цели вообще не отметили, однако, создание семьи выступает у них ценностной ориентацией. Каждый десятый инвалид 24-30 лет определил семью как самую значимую жизненную цель, которую ему не удалось достигнуть. Среди них имеют семьи только 23,1%.
Еще одной особенностью может являться и ориентация выпускников-инвалидов на иную нишу профессиональной деятельности по сравнению с выпускниками массовых школ. Для большинства молодых инвалидов это те виды профессиональной деятельности, которые не требуют высшего образования, высокой квалификации и территориальных передвижений.
Вид заболевания прямым образом влияет на построение его жизненных планов. Так, согласно исследованию, важной жизненной ориентацией неслышащих выпускников (24,3%) и выпускников с умственной отсталостью (23,2%) отмечено желание начать трудовую деятельность сразу после окончания школы. Самый большой процент ориентированных на получение высшего образование выявлен у молодых инвалидов с заболеваниями внутренних органов (26,6%) [19].
Зоной риска для молодежи с ОВЗ в плане профессионального самоопределения является выбор профессии без учета своих индивидуальных возможностей. Это проявляется в переоценке собственной личности, своих склонностей и способностей, что в последствии может привести к дальнейшему ухудшению физического и психического здоровья.
По мнению С.Н. Кавокина [20], круг профессий, доступных для обучения, неоднозначен для лиц, страдающих разными патологиями, например, для инвалидов с заболеваниями органов кровообращения и болезнями органов дыхания или иными заболеваниями. Это обусловлено различным характером нарушений функций органов при разных патологиях. В этой связи для инвалидов становится невозможным выполнение тех или иных трудовых операций, и, следовательно, ограничивается возможность обучения ряду профессий. Поэтому главная проблема заключается в том, что инвалид в силу имеющихся у него ограничений в здоровье не имеет возможности выбрать любую понравившуюся ему специальность.
Данные целого ряда исследований [21] свидетельствуют о низкой готовности молодых инвалидов к профессиональному выбору и необходимости целенаправленного воздействия на этот процесс. Причем такая работа должна проводиться с инвалидами своевременно, еще на этапе, предшествующему вузовскому обучению, а именно – в период довузовской подготовки при высшем учебном заведении.
Поступление в образовательное учреждение профессионального образования в социальном плане – это значительный уровень достижения для учащегося, его семьи и школы, подготовившей его. Это значит, что компенсация имеющихся проблем в состоянии здоровья проходит относительно благоприятно. Получение профессионального образования это, с одной стороны, результат сознательного выбора в процессе профессионально-личностного становления, а с другой стороны – это новый этап по преодолению трудностей и решению более сложных задач по адаптации. Получение профессионального образования является одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности молодого человека с ограниченными возможностями здоровья.
Особое внимание необходимо обратить на возможности молодежи с ОВЗ в получении знаний и неравные шансы получения образования. В настоящее время достойное и качественное образование является лишь одним из немногих гарантов, которые могут обеспечить молодым людям возможность социальной адаптации и самоактуализации в жизни. По статистике, среди молодых людей с ограниченными возможностями большое количество лиц с неполным средним и существенно меньше – со средним и высшим образованием. Исследования показывают, что изъявляют желание обучаться в специализированных школах – интернатах 42% молодёжи, обучаться на дому – 5% (в основном это молодые люди с ограничениями в передвижениях), и 46% молодых инвалидов пожелали обучаться в обычных образовательных учреждениях. Однако молодежь с легкими нарушениями здоровья, наоборот, стремится попасть в среду условно здоровых людей, чтобы быть «как все», учиться и работать в дальнейшем.
Совместное обучение дает многое как условно здоровым студентам, так и студентам с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых студентов терпимости к недостаткам здоровья одногруппниников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У студентов с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.
Если стадия основного обучения проходит относительно благоприятно, то выпускник учебных заведений, имеющий ограниченные возможности здоровья, сталкивается с еще одной очень важной проблемой. Как показывает практика, одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ограниченными возможностями является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение в такой ситуации должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии.
В часто встречающихся случаях, когда затруднения человека с ограниченными возможностями в профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью в своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также информация о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечить успешность деятельности. Идеальным результатом представляется формирование у человека с ограниченными возможностями умения осознанно и самостоятельно планировать свой личный профессиональный маршрут и определять пути его реализации.
Вместе с тем существует и ряд проблем, связанных с неготовностью учащихся с инвалидностью к получению профессии (отсутствие четких представлений о приобретаемой специальности или соответствующей мотивации в силу личностной незрелости), пробелы в знаниях по общеобразовательным предметам, недостаточная сформированность учебных навыков, которые требуются при обучении в высшем или среднем специальном учебном заведении, неумение адекватно взаимодействовать в коллективе одногруппников.