Составление календарно-тематического
ПЛАНА
Календарно-тематический план помогает преподавателю увидеть перспективу своей работы в более детальном виде. Назначение его состоит в том, чтобы распределить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям; заранее спланировать лабораторные и практические работы, экскурсии, деловые игры и учебные конференции; определить объе-
мы домашних задании, предусмотреть их равномерное распределение; подготовить нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, дидактические материалы).
Календарно-тематический план разрабатывается после утверждения рабочих учебных программ и используется на протяжении всех лет их действия. Естественно, что в него могут быть внесены определенные коррективы, вызванные развитием науки, техники, производства, а также изменениями в целевой подготовке специалистов.
При пересмотре календарно-тематических планов обращают внимание на следующие вопросы:
- новые проблемы, которые решаются в той области науки или производства, с которыми связан данный учебный предмет, их значимость для подготовки специалиста, место в учебном предмете;
- возможности улучшения профессиональной подготовки (пересмотр учебного материала, изменение характера заданий для лабораторных и практических занятий, повышение качества отдельных элементов урока, улучшение организации внеаудиторной работы и т. д.);
-возможности вновь созданных или приобретенных учебно-наглядных пособий, учебно-лабораторного оборудования и других средств обучения, которые могут частично изменить содержание и методы обучения, а следовательно, и содержание лабораторных, практических работ, заданий для самостоятельной внеаудиторной работы.
Необходимые изменения вносят соответственно в графы «Содержание учебного материала», «Виды учебных занятий», «Наглядные пособия», «Задания на дом».
Может также измениться соотношение теоретических и практических занятий, как правило, для улучшения практической подготовки будущих специалистов.
У преподавателей иногда вызывает затруднения графа «Виды учебных занятий». В средних специальных учебных заведениях в планах указывают те виды учебных занятий, которые предусмотрены Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования1: лекция, урок, семинар, практическое занятие, лабораторная работа, экскурсия. Кроме того, в календарно-тематическом плане могут быть выделены типы уроков в соответствии с принятой в системе среднего специального образования классификацией: уроки изучения нового учебного материала, комбинированные, контрольно-учетные, учетно-обобщаю-
щие (см. § 2.4 «Организационные формы обучения» настоящего пособия).
При разработке календарно-тематического плана особое внимание следует уделить содержанию, объему и характеру домашних заданий. Проведенные исследования показали, что объемы самостоятельной работы в разных техникумах различны и неравномерны на разных курсах обучения. Так, в группах на базе 9 классов студенты I и II курсов заняты домашними заданиями больше, чем старшекурсники; содержание и характер заданий старшекурсников однообразны - чтение и пересказ учебного материала; мало заданий, направленных на формирование умений и навыков. Разрабатывая календарно-тематический план, необходимо рассматривать задания для самостоятельной работы в совокупности за семестр. Это дает возможность не только наметить оптимальные объемы материала, но и проанализировать, насколько разнообразен характер заданий, в какой степени они направлены на формирование умений и навыков.
В календарно-тематическом плане предусматривается определение средств обучения. Совокупное планирование применения средств обучения позволяет проанализировать их разнообразие, место технических средств обучения в учебном процессе, заранее наметить план создания дидактических материалов. Такой план преподаватель составляет ежегодно, готовясь к новому учебному году, чтобы успеть подготовить пособия заблаговременно, до начала изучения соответствующей темы.
В учебных заведениях есть обычно либо учебно-методические комплексы, включающие в себя комплект дидактических материалов и учебно-наглядных пособий по темам предметов, либо карты оснащенности учебного процесса, находящиеся в учебных кабинетах. Ознакомившись с ними, преподаватель выявляет, каких учебных таблиц, слайдов, кинофрагментов, материалов для кодоскопа, производственных ситуаций для анализа, ситуационных задач, деловых игр, обучающих программ недостает, и намечает последовательность и сроки их изготовления, готовит эскизы пособий для изготовления.
ИЗУЧЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
Важным элементом подготовки к учебным занятиям является изучение методической литературы и учебно-методической документации по предмету (указаний, рекомендаций), которые позволяют более квалифицированно спланировать работу, используя накопленный и обобщенный опыт. Методические рекомен-
дации разрабатываются и самими преподавателями; методическая работа - важная составная часть деятельности преподавателя.
В практике многих учебных заведений для оказания методической помощи преподавателям предметные (цикловые) комиссии разрабатывают более развернутые тематические планы отдельных тем курса (учебного предмета) или так называемые учебно-технологические карты отдельных учебных занятий или занятий, объединенных общей темой. Не являясь документами обязательными, а представляя собой методические рекомендации, они оказывают особенно большую помощь молодым и начинающим преподавателям, так как в них более подробно, чем в календарно-тематическом плане, рассматриваются содержание'и методика проведения каждого учебного занятия, в частности, с позиции опоры на дидактические принципы при организации учебного процесса. Форма таких рекомендаций может быть разной: в виде развернутого текста-описания возможных способов проведения каждого учебного занятия; учебно-технологической карты, довольно жестко регламентирующей деятельность преподавателя; тематического плана, составленного в форме таблицы. Рассмотрим эти варианты.
Рекомендации в виде текста-описания дают содержание учебного материала, указывают источники, из которых целесообразно черпать конкретное содержание, намечают методы и средства, позволяющие достигнуть наилучших результатов, определяют пути реализации дидактических принципов при изучении конкретного учебного материала. Преимущество текстовых методических разработок состоит в том, что в них можно показать разные варианты учебных занятий по одной и той же теме, объяснить, при каких обстоятельствах, какому методу, приему, средству целесообразно отдать предпочтение, более или менее детально раскрыть методику изучения конкретного содержания. Такая форма рекомендаций требует значительного времени для ознакомления с ними.
Учебно-технологические (учебно-методические) карты излишне жестко предписывают структуру учебного занятия, дозировку времени на каждый его элемент, выбор средств обучения, ограничивая тем самым творчество преподавателя, и совсем не дают обоснования предписаний. Между тем всякого рода рекомендации к проведению учебных занятий должны учитывать свободу стиля преподавателя, особенности студентов, условия, в которых протекает учебный процесс.
Тематические планы раскрывают методику преподавания учебной темы, достаточно разносторонне, но не жестко рекомендуют преподавателю методику изучения темы. Пример тематического плана показан в табл. 2.
Таблица 2 Тематический план преподавателя
Требования к изучению учебного материала | Тема учебного занятия № 1 | Тема учебного занятия № 2 | Тема учебного занятия № 3 | Тема учебного занятия № 4 |
Реализация межпредмет- ных связей | С темой № 12 курса техничес кой механики | — | С темой № 4 курса мате- риаловедения | — |
Осуществле- ние связи с жизнью | Примеры из практики базового предприятия | Опора на на- блюдения в процессе озна- комительной практики | —• | — |
Активизация познавательной деятельности студентов | Эвристиче- ская беседа по теме занятия | Анализ про- изводственных ситуаций | Решение ситуационных задач | Учебная дис- куссия |
Формирова- ние умений и навыков само- стоятельного умственного труда | Задание по работе со словарем | Работа со справочни- ком по вопро- сам темы № 3 | Изучение темы само- стоятельно по учебнику | - |
Формирова- ние практиче- ских умений и навыков | Упражнение в чтении чер- тежа, в работе с микрокаль- кулятором | Упражнение в чтении черте жа, анализ производст- венных ситуаций | Решение ситуацион- ных задач | - |
Применение технических средств обучения | Показ кино- фрагмента | Показ диа- фильма | — | Машинный контроль |
Компьютери- зация обуче- ния | — | _ | Решение си- туационных задач с по- мощью ЭВТ | _ |
При разработке тематического плана проверяется возможность практической реализации дидактических принципов в процессе обучения. В графе «Требования к изучению учебного материала» долж-
на быть отражена реализация таких дидактических принципов, как развивающий и воспитывающий характер обучения, связь с жизнью, активизация студентов в процессе обучения, индивидуализация, наглядность обучения, т. е. те принципы, которые реализуются не через содержание учебного материала, а в практической деятельности преподавателя. Количество строк в таком тематическом плане может быть увеличено в связи с тем, какие задачи по совершенствованию учебного процесса решает на данном этапе учебное заведение. Например, если решается задача по осуществлению дифференцированного подхода к обучению студентов разных категорий (дневное, вечернее обучение, обучение на базе IX и XI классов, подготовка профориентированных студентов и тех, у кого профессиональные интересы и склонности еще не сложились), выделяется отдельная строка и по таким темам, где дифференциация возможна и необходима, раскрываются кратко соответствующие рекомендации.
Такого рода рекомендации нежесткие, преподаватель с позиций структуры тематического плана может сам проанализировать любую тему. Кроме того, заполненные или пустые клетки по теме в целом свидетельствуют, например, о том, насколько данная тема богата межпредметными связями, формируются ли в процессе ее изучения умения и навыки самостоятельного умственного труда, активизируется ли познавательная деятельность, и, следовательно, служат сигналом о необходимости усиления внимания к методической разработке данного вопроса.