Возможности учета гендерных особенностей детей при организации двигательной деятельности

Двигательный режим в ДОО включает в себя динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. Организовывая двигательную деятельность, педагог учитывает ряд особенностей ребенка, которые заявлены в ФГОС ДО.

Основные программные документы, определяющие задачи и содержание воспитательной работы в ДОО, не содержат рекомендаций относительно полоролевой социализации мальчиков и девочек. Каждый воспитывающий взрослый понимает, что особенности развития мальчиков и девочек, анатомо-физиологические особенности, темпы освоения информации, предпочтения видов деятельности не могут быть проигнорированы. В следствие чего каждый педагог должен уметь выстраивать образовательный процесс таким образом, где гендерные особенности учитываются, поддерживаются и развиваются в каждом ребенке в зависимости от пола, возраста, группы здоровья, интересов ребенка.

К концу дошкольного возраста мальчики и девочки играют не во все игры вместе, у них появляются специфические игры – только для мальчиков и только для девочек.

Для учета гендерных особенностей детей необходимы специально построенная деятельность, где идет углубление понимания половой принадлежности – «Я – девочка», «Я – мальчик», развитие представлений детей об отличительных признаках поведения и деятельности женщин и мужчин. Эта позиция проявляется в выборе вида двигательной деятельности, соответствующей полу ребенка. Поэтому при организации деятельности должны использоваться особые методические приемы для учета половых особенностей детей.

В процессе двигательной деятельности происходит усвоение детьми гендерного поведения. Для того, чтобы двигательная деятельность стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо осуществлять руководство содержанием деятельности с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье, и организовать включение ребенка в позицию субъекта двигательной деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

Что же важно учесть педагогу, организующему содеятельность с детьми старшего дошкольного возраста разного пола? Понимание педагогом возрастных, анатомо-физиологических, психологических, социальных особенностей помогает педагогу ставить и реализовывать в процессе деятельности новые задачи, контролировать физическое, психическое, гендерное развитие каждого ребенка.

В процессе деятельности дети обучаются полоролевым моделям поведения, наблюдая за поведением других детей. Еще один способ накопления полоролевого опыта – наблюдение за поведением и подражание родителю своего пола. (Прикладная психология, Н Квинн – в тетради)

Необходимы такие приемы, как различие в выборе упражнений только для мальчиков и только для девочек, учет уровня двигательной активности, различия в дозировке и по времени выполнения, в выборе снарядов, распределение ролей в подвижных играх (например, мальчики – медведи, девочки – белочки), акцентирование на мужские и женские виды спорта, различия при распределение обязанностей, например, при уборке инвентаря (девочки прибирают небольшой и легкой инвентарь, а мальчики тот, что больше и тяжелее), различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» - эмоционально значимо, а для девочек – следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом «ты лучшая в этом движении», «ты была похожа на балерину», «у тебя самое бесшумное приземление», «у тебя очень пластичные движения рукой, кистью»), и так далее. Ведь девочки более самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к критике, чем мальчики.

Необходимо учитывать работоспособность детей обоих полов. Девочки включаются в работу, начинают реагировать на просьбы педагога гораздо раньше мальчиков. Мальчики дольше «раскачиваются», могут не обратить внимание на просьбы педагога, поэтому и это необходимо учитывать компетентному педагогу, чтобы и мальчики сумели понять задание.

Как мы видим, двигательная деятельность, организованная в дошкольной организации, имеет большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет гендерных особенностей ребенка дошкольного возраста позволяет педагогу, организующему эту деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности.


Наши рекомендации