Индивидуальные особенности некоторых глаголов второго главного спряжения.
При образовании основ настоящего времени и при спряжении у отдельных глаголов второго главного спряжения наблюдаются индивидуальные особенности. Рассмотрим их у наиболее часто встречающихся глаголов.
II класс.
1. глаголы на -aa (yaa «идти», vaa «дуть, веять») сохраняют его во всех формах. Например: pr. P. yaami sg., yaavas du., yaamas pl.
2. глагол — i «идти» в 3 л. pl. praesens и imperativus имеет формы yanti и yantu.
3. глаголы на -u (stu «восхвалять» и др.) имеют -u в ступени vR^iddhi в сильных формах перед окончанием, начинающимся с согласной. Во всех формах перед окончанием может появиться -ii-. Например:
praesens 1 л. staumi или staviimi
imperfectum 3 л. astaut или astaviit
optativus 1 л. stuyaam или stuviiyaam
imperativus 3 л. stautu или stuviitu.
4. глагол bruu «говорить» имеет -ii- в сильных формах с окончаниями, начинающимися с согласной. Например:
praesens вр. 1 л. sg. braviimi, но 1 л. pl. bruumas
imperativus 3 л. sg. braviitu, но 2 л. sg. bhuuhi.
5. глагол han «убивать»:
1) утрачивает -n в слабых формах перед окончаниями, начинающимися с -t или -th. Например: praesens 2 л. du hathas, 2л. pl. hatas.
2) утрачивает -а- и изменяет h в gh в 3 л. pl. praesens, imperfectum и imperativus: ghnanti, aghnan, ghnantu.
3) 2 л. sg. imperativus от han — jahi.
6. глагол as «быть», часто употребляемый и самостоятельно, и в некоторых аналитических глагольных формах, в parasmaipada имеет следующую парадигму спряжения:
sg. | du. | pl. | |
Настоящее время | |||
1. | `asmi | sv`as | sm`as |
2. | `asi | sth`as | sth`a |
3. | `asti | st`as | s`anti |
Imperfectum | |||
1. | `aasam | `aaasva | `aasma |
2. | `aasiis | `aastam | `aasta |
3. | `aasiit | `aastaam | `aasan |
Optativus | |||
1. | sy`aam | sy`aava | sy`aama |
2. | sy`aas | sy`aatam | sy`aaata |
3. | sy`aat | sy`aataam | sy`ur |
Imperativus | |||
1. | `asaani | `asaava | `asaama |
2. | edh`ii | st`am | st`u |
3. | `astu | st`aam | s`antu |
III класс.
1. глаголы daa «давать» и dhaa «ставить, класть» имеют слабую ступень основы соответственно как dad- и dadh-, 2 л. imperativus — как dehi и dhehi. При спряжении имеют место внутренние sandhi.
Образец спряжения в настоящем времени глагола daa, о.н.в. dadaa-/dad-
sg. | du. | pl. | |
parasmaipada | |||
1. | d`adaami | dadv`as | dadm`as |
2. | d`adaasi | datth`as | datth`a |
3. | d`adaati | datt`as | d`adati |
aatmanepada | |||
1. | dad`e | d`advahe | d`admahe |
2. | dats`e | dad`aathe | dadhv`e |
3. | datt`e | dad`aate | d`adate |
Образец спряжения в imperfectum глагола dhaa, о.н.в. dadhaa-/dadh
sg. | du. | pl. | |
parasmaipada | |||
1. | `adadhaam | `adadhva | `adadhma |
2. | `adadhaas | `adhattam | `adhatta |
3. | `adadhaat | `adhattaam | `adadhus |
aatmanepada | |||
1. | `adadhi | `adadhvahi | `adadhmahi |
2. | `adhatthaas | `adadhaathaam | `adhaddhvam |
3. | `adhatta | `adadhaataam | `adadhata |
2. глагол maa «мерить» (AA) образует основу настоящего времени как mimii-/mim-, ii исчезает перед окончаниями, начинающимися с гласного:
praesens mime, mimiiSe
imperfectum amimi, amimiithaas
Optativus mimiiya, mimiithaas
imperativus mimai, mimaavahai.
V класс.
Глагол shru «слушать» изменяется в основе настоящего времени в shR^i: shR^iNo-/shR^iNu-.
VIII класс.
Глагол kar «делать» имеет основу настоящего времени в слабых формах в виде kuru, а перед личными окончаниями, начинающимися с m, y и v — в виде kur. В ряде форм со средним звуковым видом основы перед v гласная oљ→љa (imperfectum 1 л. sg. parasmaipada и imperativus 1 л. всех трех чисел parasmaipada и aatmanepada).
Парадигма спряжения глагола kar, о.н.в. kar`o-/kuru-
sg. | du. | pl. | |
Praesens | |||
parasmaipada | |||
1. | kar`omi | kurv`as | kurm`as |
2. | kar`oSi | kuruth`as | kuruth`a |
3. | kar`oti | kurut`as | kurv`anti |
aatmanepada | |||
1. | kurv`e | kurv`ahe | kurm`ahe |
2. | kuruS`e | kurv`aathe | kurudhv`e |
3. | kurut`e | kurv`aate | kurv`ate |
Imperfectum | |||
parasmaipada | |||
1. | `akaravam* | `akurva | `akurma |
2. | `akaros | `akurutam | `akuruta |
3. | `akarot | `akurutaam | `akurvan |
aatmanepada | |||
1. | `akurvi | `akurvahi | `akurmahi |
2. | `akuruthaas | `akurvaathaam | `akurudhvam |
3. | `akuruta | `akurvaataam | `akurvata |
Optativus | |||
parasmaipada | |||
1. | kury`aaam | kury`aava | kury`aama |
2. | kury`aas | kury`aaatam | kury`aata |
3. | kury`aat | kury`aataam | kury`ur |
aatmanepada | |||
1. | kurviiy`a | kurviiv`ahi | kurviim`ahi |
2. | kurviith`aas | kurviiy`aathaam | kurviidhv`am |
3. | kurviit`a | kurviiy`aatam | kurviir`an |
Imperativus | |||
parasmaipada | |||
1. | kar`avaaNi | kar`avaava | kar`avaama |
2. | kur`u | kurut`am | kurut`a |
3. | kar`otu | kurut`aam | kurv`antu |
aatmanepada | |||
1. | kar`avai | kar`avaavahai | kar`avaamahai |
2. | kuruSv`a | kurv`aathaam | kurudhv`am |
3. | kurut`aam | kurv`aataam | kurv`ataam |
* karo + at → karav + at → karavat
IX класс.
Глагол j~naa «знать» утрачивает носовой корня в основе настоящего времени, т.е. jaan`aa-/jaanii-.
Глагол grah «схватывать» изменяется в gR^ih в основе настоящего времени, т.е. gR^ihN`aa-/gR^ihNii-.
Имеется несколько глаголов, которые могут образовать основу настоящего времени несколькими способами и, следовательно, могут быть отнесены к нескольким классам. Так, глагол var «выбирать» образует основу настоящего времени: var`aya — по X классу I главного спряжения vR^iN`o-/vR^iNu- — по V классу II главного спряжения vR^iN`aa-/vR^iNii- — по IX классу II главного спряжения.
Упражнения
I. Напишите шрифтом devanaagarii и переведите со словарем:
likhaami . kena hastena likhasi .
anena hastena likhaami ..
sa dakSiNahastaH .
anyo vaamahastaH bhruvoradhastaannetre vartete .
netre karNau mukham naasikaa shiirSaM griivo hastau paadau ca sharirasyaaN^gaani santiљ..
II. Напишите требуемые формы глаголов as, kar и darsh в настоящем времени parasmaipada, переведите; напишите шрифтом devanaagarii:
sutaH kiM (kar);
sa puraM yaati.
dakSiNahastena likhaami;
haste pa~ncaaN^gulyaH (as);
dvayor hastayor dashaaN^gulyaH (as);
hastaabhyaaM kiM (kar, 2 л. pl.);
hastaabhyaaM kaaryaaNi (kar, 1 л. pl.) (kar, 3 л. pl.) ca .
netraabhyaaM kiM (kar, 2 л. pl.);
netraabhyaaM (darsh, 1 л. pl.);
naasikaayaaM dvau randhrau (as).
Незнакомые слова
pa~nca — пять
aN^guli f — палец
kaarya n — работа, дело
randhra m, n — отверстие; ноздря.
III. Напишите формы imperativus 2 лицо sg. parasmaipada от shru, bruu, kar, i, gam, bhuu, var (AA. IX, P. X, V), и 3 лицо sg. parasmaipada от as.
IV. Напишите слова шрифтом devanaagarii и их перевод, найдя значения незнакомых слов по словарю.
Существительные
m devarSi, ashvapati; f devataa, saavitrii, vidyaa, paatrataa; n pradaana, bhadra, paatratva.
Прилагательные
vaacya, anya, shobhana, avighna, sarva.
Наречие
vistareNa.
Глаголы
aap V кл., abhyas II кл.
Местоимения
tvam; vas encl. A., D., G. от tvam.
V. Прочтите предложения, объясните случаи sandhi, определите формы слов и классы глаголов, переведите:
shR^iNu devarSe .. bruuhi vistareNa ..
varaM vR^iNiiSvaashvapate ..
devataanaaM yathaa vaacyo na bhaveyaM tathaa kuru ..
ehi saavitri gacCha tvamanyaM varaya shobhane ..
avighnamastu saavitryaaH pradaanam ..
sarveSaaM bhadramastu vaH ..
vidyaa dadaati vinayaM vinayaadyaati paatrataam .
paatratvaaddhanamaapnoti dhanaaddharmaM tataH sukhaM ..
yadi shaastramabhyasyeyaM tadaa guravastuSyeyuH ..
VI. Тексты для чтения и перевода:
kaviH karoti kaavyaani rasaM jaanaati paNDitaH .
taruH sR^ijati puSpaaNi marudvahati saurabham .. 2 ..
Слова
kavi m — поэт
kaavya n — поэма; стихотворение
rasa m — раса, поэтическое переживание; религиозное чувство
paNDita m — пандит (ученый брахман)
taru m — дерево
sarj, о.н.в. sR^ija- — давать; приносить; создавать
puSpa n — цветок
marut m — ветер
vah — веять, дуть; доносить (аромат, запахи)
saurabha n — аромат
2)
sarve.api sukhinaH santu sarve santu niraamayaaH .
sarve bhadraaNi pashyantu na kashcidduHkhamaapnuyaat ..
Слова
sukhin — радостный, счастливый здесь — N.pl. m
niraamaya — здоровый, благоденствующий
na kashcid — никто
api — тоже, также; и
as II кл.
darsh IV кл.
aap V кл.
оглавление
Занятие XVIII
1. Основа будущего времени.
2. Внутренние sandhi перед -s.
3. Спряжение в простом будущем времени.
4. Словообразование: имена деятеля.
Упражнения.
Основа будущего времени.
Основа будущего времени образуется от всех глаголов по единому правилу — прибавлением к корню ударяемого суффикса -sy`a. Корни на согласные могут иметь варианты этого суффикса -Sya или -iSya. [О делении корней на seT и aniT см. Занятие XXIII.] При образовании основы будущего времени от глаголов на гласные суффикс -sya прибавляется к корням на -aa, -Sya — к корням на другие гласные, -iSya — к корням на дифтонги или на -ar. Например:
daa «давать» — основа будущего времени daasy`a-
kar «делать» — основа будущего времени kariSy`a-.
Корни, содержащие i, ii, u, в основе будущего времени имеют эти гласные в ступени guNa, т.е. e, o. Например:
likh «писать» — основа будущего времени lekhiSy`a-
nii «вести» — основа будущего времени neSy`a-
budh «будить» — основа будущего времени bodhiSy`a-.
Корни, оканчивающиеся на uu, имеют в основе будущего времени o/au, изменяющиеся перед -i в -av. Например:
bhuu «быть» — основа будущего времени bho-/bhau- + iSya → bhaviSya-.
Внутренние sandhi перед -s.
Перед суффиксом, начинающимся с -s, конечные согласные некоторых корней изменяются:
1) sh, S, c, Ch, а в ряде случаев — j и h → k, при этом s → S [sandhi см. Занятие X, 2.] Например: tuS «радоваться» → tokSy`a-, pac «печь» → pakSya-, praCh «рассказывать» → prakSy`a-, yuj «соединять» → yokSy`a-, lih «лизать» → lekSy`a-.
После согласной перед сочетаниями kS, а также ST, ps, pt возможна метатеза ar, aar и al. Например: darsh «видеть» → darkSy`a- → drakSy`a-.
2) -d, -dh, -s → t. Например: sad «сидеть» → satsy`a-, saadh «достигать» → saatsy`a-, vas «жить» → vatsy`a-, но возможно и vasiSy`a-.