Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый вниманию специалистов альбом № 1 является составной частью комплекта по коррекции акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Пособие представляет собой систематизированный автором практический материал и составлено с учетом современных методических требований.
Материалы, предлагаемые в альбоме, помогут ребенку расширить объем внимания, памяти, развить лексический запас и грамматический строй речи. Задания по звуковому анализу слов сочетаются с играми по дифференциации смешиваемых звукрв. Это дает возможность ребенку упражняться в образовании различных частей речи, наблюдать чередование гласных в корнях слов, тренироваться в образовании разных форм слова и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, подготавливает их к изучению последующих грамматических тем.
Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка.
1. Звонкие согласные звуки:
— при чтении — синий колокольчик (твердый звонкий согласный звук);
зеленый колокольчик (мягкий звонкий согласный звук);
— на письме: синий незакрашенный кружок (твердый звонкий согласный звук);
зеленый незакрашенный кружок (мягкий звонкий согласный звук).
2. Глухие согласные звуки:
— при чтении — синие наушники (твердый глухой согласный звук);
зеленые наушники — (мягкий глухой согласный звук);
— на письме — синий закрашенный кружок (твердый глухой согласный звук);
зеленый закрашенный кружок (мягкий глухой согласный звук).
3. Гласные звуки:
— первого ряда — красный незакрашенный кружок;
— второго ряда — красный закрашенный кружок.
1. БУКВЫ А-Я
Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я.
2. Вставь вместо черточек пропущенные буквы А — Я. Подчеркни линиями одного цвета родственные слова.
сл_коть гл_деть гл_зной к_ток КР_СИТЬ Т_ЖЁЛЫЙ Т_НУЧКА Т_НУТЬ К_ПУСТНЫЙ Л_ПКА Т_ЩИТЬ СТ_РЫЙ
3. Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные — красным цветом, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зеленым).
4. Вместо точек вставь слоги ЛА — ЛЯ и прочитай слова. Подчеркни слова, которые можно объединить в одну группу.
Ва... ме... Ко... пе...
То... пет... ска... топо...
Торопыжка записывал слова, но допустил много ошибок. Исправь ошибки — запиши слова правильно
МЯШИНЯ_________________ ЗЕБРЯ____________________
СКЯМЕЙКЯ________________ НАНА____________________
КЯПЮШОН________________ ТЕТРЯДИ_________________
ГРАЗНО__________________ СЛАКОТЬ_________________
ЗЯМЕТКЯ_________________ КЛАКСЯ__________________
6. Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я. Подбери признаки к этим предметам.
БУКВЫ У - Ю
Послушай и отгадай загадки. Обведи картинки-отгадки по точкам и напиши их названия. Каким цветом нужно обозначить согласную перед буквой У? А перед Ю?
И в лесу мы, и в болоте, Висит за окошком
Осень
Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют и опадают листья. Улетают в тёплые края птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро наступит холодная и суровая зима.
* Объясни написание слова парашют.
Как Люба варила компот
Мама и Люба сходили на базар. Там они купили разные фрукты и ягоды для компота. Потом мама вымыла сливы, клюкву, клубнику и груши. Люба достала большую кастрюлю и налила в неё воды. Мама поставила кастрюлю на плиту. Когда вода закипела, девочка насыпала в воду сахар и бросила ягоды и фрукты. Скоро вкусный и душистый компот был готов!
БУКВЫ О - Ё
БУКВЫ И - Ы
1. Сравни звуки И — Ы. Дай характеристику этим звукам.
2. Рассмотри и подпиши изображения фруктов.
3. Назови предметы и «рассели» их по домикам (проведи линии). Запиши слова под каждым домиком.
МЯГКИЙ ЗНАК.
1. Помоги ёжику собрать грибы — подбери и запиши слова с мягким знаком на конце слова.
2. Рассмотри и запомни схемы для обозначения слов с мягким знаком:
на конце слова (например: ель, конь) в середине слова (коньки, пальто)
За малиной
Наступил июл___Стоит сил___ная жара. Ребята идут в лес___за
грибами и ягодами. На кустах крупные душистые ягоды. Вот Ол___га. Она л___юбит малину. У неё пол___ная корзина ягод___Никита помогает Ол___ге нести ягоды. К вечеру жара с___пала. Надвинулас___тем___ная туча. Ребята быс___тро бегут___к дому.
НКЛГКАСМГДЭКГ
ПРУД МОСТИК СЛЕДОПЫТ
МОСТЫ НАСЛЕДИТЬ ГОДИК
СЛЕДЫ ГОДОВОЙ СЛЕДОВАТЬ
ГРАД ТЁПЛЫЙ ГОРОДОК
ТЕПЛО ГОРОДСКОЙ ГОРОДИЩЕ
ГОДА ПАРАДНЫЙ ЗАПРУДА
ГОРОДА ПРУДИК ЗАПРУДИТЬ
ПАРАДЫ МОСТИТЬ ЗАМОСТИТЬ
МОСТ ПОТЕПЛЕНИЕ РАДОВАТЬ
11. Запиши желания героев сказки. Как ты думаешь, почему они загадали именно это?
Элли —___________________________________________________
Дровосек — _______________________________________________
Страшила —______________________________________________
Трусливый лев —__________________________________________
А О У Е
Ы И Я Ю
СЕРАЯ СОВА
СТАРЫЙ НОСКИ
СИНИЙ САМОКАТ
ШЕРСТЯНЫЕ СОБАКА
СРОЧНЫЕ ГАЛСТУК
СТОРОЖЕВАЯ ПИСЬМА
А
6. Замени символы звуков буквой С. Запиши слова.
7. Вспомни и запиши имена друзей Незнайки. Выдели в их именах буквы 3 — С.
8. Незнайка решил зайти в гости к музыканту Гусле, но по пути попал под буквенный дождь. Прочитай слоги, которые записаны в каплях дождя, и запиши их в два столбика. Укажи звуки занятия.
МОРОЗНЫЙ ПУСТЫНЯ
ВЕСЁЛЫЙ ЗАБОРЫ
ИНТЕРЕСНАЯ СМЕХ
ЗВОНКАЯ ИГРА
ПОЛОСАТАЯ ПЕСНЯ
ВЫСОКИЕ ВОЗДУХ
ЗНОЙНАЯ ЗЕБРА
12. Незнайка гулял около речки и на мостике прочёл такие маленькие слова: С, СО, ИЗ, ИЗ-ЗА, ЗА. Как ты думаешь, что они обозначают? Вставь в каждое предложение подходящее маленькое слово (предлог) и прочитай предложение целиком.
Зайка выглядывает________куста.
Дети сидят________партой.
Посуду убрали________стола.
Синица слетела________ветки.
Дети встали________стола.
Лиса следит________зайцем.
Помоги Незнайке: прочитай внимательно предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ (расставь цифры по порядку в каждый пустой квадратик). Подбери название рассказу. Запиши рассказ.
14. Прочитай текст и догадайся, о чём в нем говорится. Перепиши текст, заменяя картинки словами. Выделите звуки 3 — С.
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемый вниманию специалистов альбом № 1 является составной частью комплекта по коррекции акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Пособие представляет собой систематизированный автором практический материал и составлено с учетом современных методических требований.
Материалы, предлагаемые в альбоме, помогут ребенку расширить объем внимания, памяти, развить лексический запас и грамматический строй речи. Задания по звуковому анализу слов сочетаются с играми по дифференциации смешиваемых звукрв. Это дает возможность ребенку упражняться в образовании различных частей речи, наблюдать чередование гласных в корнях слов, тренироваться в образовании разных форм слова и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, подготавливает их к изучению последующих грамматических тем.
Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка.
1. Звонкие согласные звуки:
— при чтении — синий колокольчик (твердый звонкий согласный звук);
зеленый колокольчик (мягкий звонкий согласный звук);
— на письме: синий незакрашенный кружок (твердый звонкий согласный звук);
зеленый незакрашенный кружок (мягкий звонкий согласный звук).
2. Глухие согласные звуки:
— при чтении — синие наушники (твердый глухой согласный звук);
зеленые наушники — (мягкий глухой согласный звук);
— на письме — синий закрашенный кружок (твердый глухой согласный звук);
зеленый закрашенный кружок (мягкий глухой согласный звук).
3. Гласные звуки:
— первого ряда — красный незакрашенный кружок;
— второго ряда — красный закрашенный кружок.
1. БУКВЫ А-Я
Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я.
2. Вставь вместо черточек пропущенные буквы А — Я. Подчеркни линиями одного цвета родственные слова.
сл_коть гл_деть гл_зной к_ток КР_СИТЬ Т_ЖЁЛЫЙ Т_НУЧКА Т_НУТЬ К_ПУСТНЫЙ Л_ПКА Т_ЩИТЬ СТ_РЫЙ
3. Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные — красным цветом, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зеленым).
4. Вместо точек вставь слоги ЛА — ЛЯ и прочитай слова. Подчеркни слова, которые можно объединить в одну группу.
Ва... ме... Ко... пе...
То... пет... ска... топо...