Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я.

ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый вниманию специалистов альбом № 1 является составной частью комплекта по коррекции акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Пособие представляет собой систематизированный автором практический материал и составлено с учетом современных методических требований.

Материалы, предлагаемые в альбоме, помогут ребенку расширить объем внимания, памяти, развить лексический запас и грамматический строй речи. Задания по звуковому анализу слов сочетаются с играми по дифференциации смешиваемых звукрв. Это дает возможность ребенку упражняться в образовании различных частей речи, наблюдать чередование гласных в корнях слов, тренироваться в образовании разных форм слова и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, подготавливает их к изучению последующих грамматических тем.

Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка.

1. Звонкие согласные звуки:

— при чтении — синий колокольчик (твердый звонкий согласный звук);

зеленый колокольчик (мягкий звонкий согласный звук);

— на письме: синий незакрашенный кружок (твердый звонкий согласный звук);

зеленый незакрашенный кружок (мягкий звонкий согласный звук).

2. Глухие согласные звуки:

— при чтении — синие наушники (твердый глухой согласный звук);

зеленые наушники — (мягкий глухой согласный звук);

— на письме — синий закрашенный кружок (твердый глухой согласный звук);

зеленый закрашенный кружок (мягкий глухой согласный звук).

3. Гласные звуки:

— первого ряда — красный незакрашенный кружок;

— второго ряда — красный закрашенный кружок.
Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 1. БУКВЫ А-Я

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я.

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 2. Вставь вместо черточек пропущенные буквы А — Я. Подчеркни линиями одного цвета родственные слова.

сл_коть гл_деть гл_зной к_ток КР_СИТЬ Т_ЖЁЛЫЙ Т_НУЧКА Т_НУТЬ К_ПУСТНЫЙ Л_ПКА Т_ЩИТЬ СТ_РЫЙ

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 3. Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные — красным цветом, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зеленым).

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 4. Вместо точек вставь слоги ЛА — ЛЯ и прочитай слова. Подчеркни слова, которые мож­но объединить в одну группу.

Ва... ме... Ко... пе...

То... пет... ска... топо...

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru

Торопыжка записывал слова, но допустил много ошибок. Исправь ошибки — запиши слова правильно

МЯШИНЯ_________________ ЗЕБРЯ____________________

СКЯМЕЙКЯ________________ НАНА____________________

КЯПЮШОН________________ ТЕТРЯДИ_________________

ГРАЗНО__________________ СЛАКОТЬ_________________

ЗЯМЕТКЯ_________________ КЛАКСЯ__________________

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 6. Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я. Подбери признаки к этим предметам.

БУКВЫ У - Ю

Послушай и отгадай загадки. Обведи картинки-отгадки по точкам и напиши их названия. Каким цветом нужно обозначить согласную перед буквой У? А перед Ю?

И в лесу мы, и в болоте, Висит за окошком

Осень

Наступила осень. Целый день льёт дождь. Желтеют и опадают листья. Улетают в тёплые края птицы. Животные утепляют своё жильё. Скоро наступит холодная и суровая зима.

* Объясни написание слова парашют.

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Как Люба варила компот

Мама и Люба сходили на базар. Там они купили разные фрукты и ягоды для компота. Потом мама вымыла сливы, клюкву, клубнику и груши. Люба достала большую кастрюлю и налила в неё воды. Мама поставила кастрюлю на плиту. Когда вода закипела, девочка насыпала в воду сахар и бросила ягоды и фрукты. Скоро вкусный и душистый компот был готов!

БУКВЫ О - Ё

БУКВЫ И - Ы

1. Сравни звуки И — Ы. Дай харак­теристику этим звукам.

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 2. Рассмотри и подпиши изображения фруктов.

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 3. Назови предметы и «рассели» их по домикам (проведи линии). Запиши слова под каж­дым домиком.

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru

МЯГКИЙ ЗНАК.

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 1. Помоги ёжику собрать грибы — подбери и запиши слова с мягким знаком на конце слова.

2. Рассмотри и запомни схемы для обозначения слов с мягким знаком:

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru на конце слова (например: ель, конь) в середине слова (коньки, пальто)

За малиной

Наступил июл___Стоит сил___ная жара. Ребята идут в лес___за

грибами и ягодами. На кустах крупные душистые ягоды. Вот Ол___га. Она л___юбит малину. У неё пол___ная корзина ягод___Никита помогает Ол___ге нести ягоды. К вечеру жара с___пала. Надвинулас___тем___ная туча. Ребята быс___тро бегут___к дому.

НКЛГКАСМГДЭКГ

ПРУД МОСТИК СЛЕДОПЫТ

МОСТЫ НАСЛЕДИТЬ ГОДИК

СЛЕДЫ ГОДОВОЙ СЛЕДОВАТЬ

ГРАД ТЁПЛЫЙ ГОРОДОК

ТЕПЛО ГОРОДСКОЙ ГОРОДИЩЕ

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru
Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru ГОДА ПАРАДНЫЙ ЗАПРУДА

ГОРОДА ПРУДИК ЗАПРУДИТЬ

ПАРАДЫ МОСТИТЬ ЗАМОСТИТЬ

МОСТ ПОТЕПЛЕНИЕ РАДОВАТЬ

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 11. Запиши желания героев сказки. Как ты думаешь, почему они загадали именно это?

Элли —___________________________________________________

Дровосек — _______________________________________________

Страшила —______________________________________________

Трусливый лев —__________________________________________

А О У Е

Ы И Я Ю

СЕРАЯ СОВА

СТАРЫЙ НОСКИ

СИНИЙ САМОКАТ

ШЕРСТЯНЫЕ СОБАКА

СРОЧНЫЕ ГАЛСТУК

СТОРОЖЕВАЯ ПИСЬМА

А

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 6. Замени символы звуков буквой С. Запиши слова.

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 7. Вспомни и запиши имена друзей Незнайки. Выдели в их именах буквы 3 — С.

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 8. Незнайка решил зайти в гости к музыканту Гусле, но по пути попал под буквенный дождь. Прочитай слоги, которые записаны в каплях дождя, и запиши их в два столбика. Укажи звуки занятия.

МОРОЗНЫЙ ПУСТЫНЯ

ВЕСЁЛЫЙ ЗАБОРЫ

ИНТЕРЕСНАЯ СМЕХ

ЗВОНКАЯ ИГРА

ПОЛОСАТАЯ ПЕСНЯ

ВЫСОКИЕ ВОЗДУХ

ЗНОЙНАЯ ЗЕБРА

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 12. Незнайка гулял около речки и на мостике прочёл такие маленькие слова: С, СО, ИЗ, ИЗ-ЗА, ЗА. Как ты думаешь, что они обозначают? Вставь в каждое предложение под­ходящее маленькое слово (предлог) и прочитай предложение целиком.

Зайка выглядывает________куста.

Дети сидят________партой.

Посуду убрали________стола.

Синица слетела________ветки.

Дети встали________стола.

Лиса следит________зайцем.

Помоги Незнайке: прочитай внимательно предложения и расставь их по порядку так, чтобы получился рассказ (расставь цифры по порядку в каждый пустой квадратик). Подбери название рассказу. Запиши рассказ.

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 14. Прочитай текст и догадайся, о чём в нем говорится. Перепиши текст, заменяя картинки словами. Выделите звуки 3 — С.

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru



ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемый вниманию специалистов альбом № 1 является составной частью комплекта по коррекции акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста. Пособие представляет собой систематизированный автором практический материал и составлено с учетом современных методических требований.

Материалы, предлагаемые в альбоме, помогут ребенку расширить объем внимания, памяти, развить лексический запас и грамматический строй речи. Задания по звуковому анализу слов сочетаются с играми по дифференциации смешиваемых звукрв. Это дает возможность ребенку упражняться в образовании различных частей речи, наблюдать чередование гласных в корнях слов, тренироваться в образовании разных форм слова и т.п. Все это расширяет языковой опыт учащихся, подготавливает их к изучению последующих грамматических тем.

Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в течение года провести эффективную коррекционную работу и поможет отслеживать динамику состояния письменной речи ребенка.

1. Звонкие согласные звуки:

— при чтении — синий колокольчик (твердый звонкий согласный звук);

зеленый колокольчик (мягкий звонкий согласный звук);

— на письме: синий незакрашенный кружок (твердый звонкий согласный звук);

зеленый незакрашенный кружок (мягкий звонкий согласный звук).

2. Глухие согласные звуки:

— при чтении — синие наушники (твердый глухой согласный звук);

зеленые наушники — (мягкий глухой согласный звук);

— на письме — синий закрашенный кружок (твердый глухой согласный звук);

зеленый закрашенный кружок (мягкий глухой согласный звук).

3. Гласные звуки:

— первого ряда — красный незакрашенный кружок;

— второго ряда — красный закрашенный кружок.
Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 1. БУКВЫ А-Я

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я.

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 2. Вставь вместо черточек пропущенные буквы А — Я. Подчеркни линиями одного цвета родственные слова.

сл_коть гл_деть гл_зной к_ток КР_СИТЬ Т_ЖЁЛЫЙ Т_НУЧКА Т_НУТЬ К_ПУСТНЫЙ Л_ПКА Т_ЩИТЬ СТ_РЫЙ

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 3. Запиши слова — названия картинок. Выдели в словах буквы А — Я и согласные перед ними цветными карандашами (гласные — красным цветом, согласные твердые — синим, согласные мягкие — зеленым).

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru 4. Вместо точек вставь слоги ЛА — ЛЯ и прочитай слова. Подчеркни слова, которые мож­но объединить в одну группу.

Ва... ме... Ко... пе...

То... пет... ска... топо...

Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru Рассмотри, как образована и какую работу выполняет гласная буква Я. - student2.ru

Наши рекомендации