Внимание как познавательный процесс
Внимание – это процесс сосредоточения сознания на значимом объекте и отвлечение его от других незначимых объектов.
Функции внимания.
1. Отбор наиболее важных, соответствующих потребностям человека, объектов и соответственно, игнорирование несущественных объектов.
2. Удержание (сохранение) актуальной деятельности.
3. Регуляция деятельности.
4. Контроль за ее протеканием.
Свойства внимания
1. Объем внимания (количество объектов).
Для определения объема существует так называемая «золотая формула» психологии 7 + 2. Т.е. нормой внимания считается объем от 5 до 9 объектов в поле сознания одновременно.
2. Концентрация внимания – степень сосредоточения сознания на объекте (объектах).
3. Распределение внимания – умение одновременно концентрировать сознание не на одном, а на нескольких объектах и выполнять не одно, а несколько действий. Примером может служить профессиональная деятельность водителя автотранспорта, во время которой он одновременно нажимает на педали, переключает рычаг коробки передач, крутит рулевое колесо, следит за знаками на дороге. Внимания не может распределяться среди новых для человека видов деятельности, требующих постоянного контроля сознания. Как только новые виды деятельности становятся автоматизированными (не требующими контроля сознания), их выполнение можно совмещать, частично распределяя внимание между ними.
4. Переключение внимания – перенос концентрации внимания с одного объекта на другой.
5. Устойчивость внимания – способность длительно сохранять общую направленность сознания в процессе деятельности. При этом возможны колебания внимания от одного объекта к другому, связанному с ним по цели деятельности, но направленность остается неизменной.
ИсследованияБ.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сохранять устойчивость внимания, а у людей с сильной нервной системой устойчивость, наоборот, повышается.
Классификация видов внимания
Классификация видов внимания проводится в связи с двумя основными критериями – целенаправленностью и подверженностью волевому контролю.
Табл. 1.1 Сравнительная характеристика видов внимания
Виды внимания | Целеполагание | Волевой контроль |
Непроизвольное | Нет | Нет |
Произвольное | Есть | Есть |
Послепроизвольное | Есть | Нет |
1. Непроизвольное внимание.
Оно нецеленаправленное, т.е. возникающее само собой, без всякого намерения со стороны человека. Не подчиняется волевой регуляции, то есть его невозможно сдержать. Человек сначала реагирует, а потом осмысливает, как он среагировал. Является ведущим у детей до 3 лет. Длится не более 7 – 10 минут. У взрослых остается в виде ориентировочного рефлекса на новый неожиданный раздражитель и выполняет охранительную функцию. Чтобы вызвать реакцию непроизвольного внимания, стимул должен быть новым, сильным, неожиданным, контрастным.
2. Произвольное внимание.
Целенаправленное сосредоточение сознания, требующее волевых усилий. Утомление происходит через 20 мин. и требует смены видов деятельности.
3. Послепроизвольное внимание.
Вызывается через врабатывание в деятельность и возникающий в связи с этим интерес. В результате длительное время (часами) сохраняется целенаправленность, но волевых усилий не требуется, напряжение снимается, и человек не устает. Является самым эффективным. Появляется на основе накопленных базовых знаний и умений, формирующих определенный интерес у человека.
Мнемические процессы (память)
Память – это психическое отражение объекта, бывшего в прошлом опыте человека.
Классификация видов памяти.
I. По целенаправленности:
- непроизвольная, когда отсутствует специальная задача запомнить информацию;
- произвольная, когда есть осмысленная цель запоминания.
II. По осмысленности:
- механическая (без понимания смысла запоминаемого материала);
- смысловая (с пониманием смысла);
- ассоциативная (основана на установлении смысловых связей – ассоциаций в запоминаемом материале).
III. По характеру осмысления информации:
- образная (зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, обонятельная, осязательная, эмоциональная);
- логическая.
IV. По длительности удержания информации:
1. Оперативная память (ОП). Информация сохраняется от нескольких секунд до 20 – 30 минут. Функция: закончить начатое действие (дописать предложение, закончить математическое вычисление). Для обеспечения работы оперативной памяти необходимо поступление информации и из кратковременной, и из долговременной памяти, и от сенсорных систем.
2. Кратковременная память (КП). Процесс сохранения информации длится от нескольких минут до суток. Ее объем составляет 7 + 2 блока информации. Объем самого блока зависит от количества информации, хранящейся в долговременной памяти. Перезапись информации из кратковременной памяти в долговременную происходит во сне, если информация была повторена хотя бы 1 – 2 раза не позднее, чем через 6 – 12 часов после первичного приема. Если человек спит менее 3 часов в сутки, или не повторил информацию в положенное время, она уходит в глубины бессознательного, становится недоступной сознанию, однако продолжает оказывать регулирующее влияние на поведение человека.
3. Долговременная память (ДП). Обеспечивает длительное хранение информации (биографические данные хранятся всю жизнь). Долговременная память может быть доступной сознанию (ее содержанием является все, что человек может о себе подумать, рассказать, написать, нарисовать, в чем по своей воле может дать себе отчет) и не доступной сознанию.
Процессы памяти.
1. Запоминание информации.
Запоминание может быть:
- произвольным (целенаправленным и регулируемым усилиями воли);
- непроизвольным (происходящим помимо воли человека, без сознательно поставленной цели).
На запоминание информации оказывают влияние ряд факторов. Прежде всего, информация не должна быть статичной. Необходимо многократное повторение материала. Распределенное во времени повторение предпочтительней, чем единовременное заучивание большого массива материала. Важно не просто заучивать материал, а осмысливать его, устанавливая связи между уже имеющейся и новой информацией. Этот прием позволяет сократить количество повторений. Высокий интерес и опора на личный опыт помогают эффективному запоминанию информации. И самое главное, что зависит от человека – его отношение к процессу запоминания. Установка на длительное хранение информации способствует повышению эффективности запоминания.
2. Сохранение информации.
Информация не сохраняется в структурах памяти в неизменном виде. Она встраивается в схемы, сценарии, графики, планы, которые являются формами организации информации. Те данные, которые противоречат уже имеющейся картине мира, выпадают из памяти как недостоверные.
3. Воспроизведение информации. Встречаются разные виды воспроизведения материала:
- узнавание позволяет человеку опознать знакомый по прошлому опыту предмет или явление во время его непосредственного восприятия;
- припоминание – целенаправленное умственное действие, способствующее поиску, восстановлению и извлечению из долговременной памяти необходимой информации;
- воспоминание – извлечение из памяти образов прошлого;
- реминисценция связана с эффектом увеличения полноты и точности воспоминания по сравнению с ранее заученным материалом.
4. Забывание – это стирание информации. Забывание является очень важным процессом памяти. Оно позволяет стирать информацию неактуальную в данный момент или причиняющую психологическую травму человеку. Нарушение забывания может привести к возникновению тяжелых состояний, связанных с возникновением бессонницы, утомляемости, головных болей, ощущений навязчивости каких-то воспоминаний.
Продуктивность памяти
Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.
На продуктивность памяти оказывает влияние динамичность информации. Та информация, которая пассивно воспринимается человеком, квалифицируется как неактуальная и закладывается в труднодоступные для воспроизведения хранилища памяти. Если информация подвергается осмыслению, обработке, то она квалифицируется как актуальная (значимая) и становится легко доступной сознанию. При этом могут быть 2 вида деятельности, способствующие запоминанию информации.
Одна предполагает деятельность, направленную на то, чтобы запомнить материал. В других случаях деятельность человека может быть направлена на достижение иных целей, не связанных напрямую с запоминанием, но материал запоминается все равно. Примером может служить опыты П.И. Зинченко. Он играл с младшими школьниками в придумывание слов. Оказалось, что слова, встречавшиеся в игре, дети запомнили лучше, чем те, которые они специально заучивали на уроке. Таким образом, память удерживает ту информацию, над преобразованием которой человек проводит определенную работу.
Не менее важна организация повторений материала. Концентрированное повторение дает значительно худший эффект запоминания, в то время как распределенное во времени повторение материала оказывается более продуктивным.