Коренюгина Т.Ю., Коренюгина М.Ф.
К 66 Социально-психологические технологии инклюзивного образования: учеб.-метод. пособие для семинарских занятий и организации самостоятельной работы студентов / Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова. - Новочеркасск: : ЮРГПУ(НПИ), 2016. – 118 с.
Пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта к формированию общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций по направлению подготовки 21.03.06 Нефтегазовые техника и технологии. В пособии представлены материалы, позволяющие в процессе инклюзивного образования использовать социально-психологические технологии с привлечением правовых, личностных, психологических, организационных, социальных, социокультурных ресурсов. Пособие содержит разработки для реализации практико-ориентированного образовательного процесса в активных и интерактивных формах. Предназначено, обучающихся в очной и заочной формах обучения.
Учебно-методическое пособие печатается по решению кафедры «Социология и психология» (протокол № 8 от 02.02.2016 г).
УДК 376:378.1
ББК 74.3+74.58
© Южно-Российский государственный
политехнический университет (НПИ)
им. М.И.Платова, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………….. | |
Программа учебной дисциплины………………………………….. | |
Информационный материал для самостоятельного изучения… | |
1. Внимание как познавательный процесс…………………………. | |
2. Мнемические процессы (память)………………………………… | |
3. Мышление как психический процесс…………………………… | |
4. Стресс как эмоциональное состояние……………………………. | |
5. Темперамент и его роль в обучении……………………………… | |
6. Основы коммуникативной компетентности……………………. | |
7. Межличностные отношения………………………………………. | |
8. Социальные группы и их характеристики………………………. | |
9. Методика учебных действий……………………………………… | |
Семинарские занятия …………………………………………………. | |
Семинар 1. Правовое регулирование инклюзивного образования. | |
Семинар 2. Отечественный опыт инклюзивного образования. | |
Семинар 3. Специализация и инклюзия – достоинства и недостатки образовательных подходов ………………………………….. | |
Семинар 4. Развитие познавательных способностей ………… | |
Семинар 5. Развитие стрессоустойчивости в инклюзивном образовании …………………………………………………………… | |
Семинар 6. Коммуникативная компетентность в инклюзивном образовании……………………………………………………………. | |
Семинар 7. Взаимодействие с преподавателем и тьютором в инклюзивном образовании как организационно-педагогический ресурс …………………………………………………………………… | |
Семинар 8. Взаимодействие со студенческой группой в инклюзивном образовании как социальный ресурс …………………….. | |
Семинар 9. Социокультурные ресурсы инклюзивного образования…………………………………………………………………… | |
Вопросы для подготовки у к зачету………………………………… | |
Информационное обеспечение дисциплины……………………… | |
Список использованных источников……………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
В соответствии с государственной политикой, ориентированной на развитие профессиональной самореализации всех категорий граждан, актуализируется необходимость в осуществлении инклюзивного образования в сфере профессиональной подготовки.
Целькурса – развитие у студентов компетентности при реализации социально-психологических технологий инклюзивного образования, освоение особенностей отношений в группах, включающих лиц с ограничениями возможностей здоровья.
Задачи курса:
─ систематизация знаний и анализ актуальных тенденций в области инклюзивного образования;
─ ознакомление студентов с социально-психологическими технологиями инклюзивного образования;
развитие у студентов установки на толерантное и помогающее отношение к лицам с особыми образовательными потребностями.
В результате освоения дисциплины
Студент должен знать:
─ основные категории и понятия инклюзивного образования;
─ опыт организации инклюзивного образования в России и за рубежом;
─ особенности организации инклюзивного образования в системе профессиональной подготовки;
─ типы ресурсов для адаптации к условиям инклюзивного образования в профессиональной подготовке.
Студент должен уметь:
─ самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения, расширять и углублять собственную научную компетентность;
─ выбирать способы реализации инклюзивного образования в профессиональной подготовке;
─ уметь устанавливать конструктивные отношения с должностными лицами и коллегами при реализации инклюзивного образования;
─ использовать социально-психологические технологии инклюзивного образования в профессиональной подготовке.
Студентам очной формы обучения при подготовке к семинарским занятиям рекомендуется выполнение упражнений для самостоятельной работы по заданию преподавателя.
Для студентов заочной формы обучения представлены темы для самостоятельного изучения. Вопросы, вынесенные на разбор при подготовке к семинарским занятиям, являются заданием для самостоятельной теоретической подготовки. Упражнения для самостоятельной работы выполняются в качестве практических заданий, направленных на формирование умений и навыков в профессиональной деятельности.
ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
(СТУДЕНТАМ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)
Тема 1. Понятие инклюзивного образования
Образование для лиц с особыми возможностями здоровья (ОВЗ): от сепарации до инклюзии. Цели и принципы реализации инклюзивного образования, основные понятия и категории, раскрывающие сущность инклюзивного образования. Основные функции инклюзивного образования.
Литература[1]
Тема 2. Зарубежный опыт инклюзивного образования
Опыт реализации инклюзивного образования в США, Англии, Финляндии, Испании.
Литература[1]
Тема 3. Инклюзивное образование в современной России: проблемы и перспективы
Комплексный подход к раскрытию проблем инклюзивного образования. Организационные проблемы. Социальные проблемы. Этические проблемы. Психологические проблемы. Педагогические проблемы. Перспективы развития инклюзивного образования.
Литература[1]
Тема 4. Образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья
Причины и виды нарушений зрения. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха. Образовательные потребности лиц с нарушениями слуха. Возможности профессионального образования для лиц с нарушениями слуха.
Причины и виды нарушений слуха и речи. Психологические особенности лиц с нарушениями слуха и речи. Образовательные потребности лиц с нарушениями слуха и речи. Возможности профессионального образования лиц с нарушениями слуха и речи.
Нарушения опорно-двигательного аппарата как следствие прижизненных травм. Психологические особенности лиц, перенесших прижизненные травмы. Возможности профессионального образования для лиц, перенесших прижизненные травмы.
Нарушения опорно-двигательного аппарата как следствие родовых травм. Психологические особенности лиц, имеющих последствия родовых травм. Возможности профессионального образования для лиц, имеющих последствия родовых травм.
Классификация заболеваний внутренних органов. Возможности профессионального образования для лиц, имеющих заболевания внутренних органов.
Литература[12]
Тема 5. Роль личностных ресурсов в адаптации лиц с ОВЗ в высшей школе
Этапы и проблемы адаптации к условиям высшей школы при реализации инклюзивного образования. Копинг-стратегии в инклюзивном образовании. Понятие личностного ресурса. Профессиональная мотивация, ответственность и интернальный локус контроля как составляющие личностного ресурса. Роль личностного ресурса в адаптации к условиям высшей школы при реализации инклюзивного образования.
Литература[12]
Тема 6. Роль психологических ресурсов в адаптации лиц с ОВЗ в высшей школе
Понятие психологического ресурса. Роль психологического ресурса в адаптации к условиям высшей школы при реализации инклюзивного образования. Коммуникативная компетентность как психологический ресурс. Понятие коммуникативной компетентности. Составляющие коммуникативной компетентности.
Литература [2]
Тема 7. Организационно-педагогические ресурсы инклюзивного образования в вузе
Формы обучения в системе высшего образования. Понятие образовательной траектории. Виды образовательных траекторий. Правила документального оформления индивидуального учебного плана, индивидуального учебного графика.
Понятие адаптационных курсов. Условия получения образовательных услуг в рамках адаптационных курсов.
Понятие академической аттестации. Условия текущей аттестации по учебной дисциплине. Условия промежуточной аттестации. Условия итоговой аттестации. Сопряжение индивидуальной образовательной траектории с условиями академической аттестации.
Литература[1,12,14,15]
Тема 8. Организационные ресурсы инклюзивного образованияв вузе
Система льгот для лиц с ОВЗ в вузе. Подразделения вуза и общественные организации вуза, оказывающие помощь и поддержку лицам с ОВЗ. Правила обращения к должностным лицам за организационной, методической, медицинской, психологической, материально-финансовой помощью.
Литература[1,14]
Тема 9. Информационные ресурсы инклюзивного образования в вузе
Роль научно-технической библиотеки в обеспечении инклюзивного образования. Ресурсы современных информационных технологий для обеспечения инклюзивного образования.
Литература[3,14,15]
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ