Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач

1. Решение учащегося может иметь логику, отличную от авторской логики решения (альтернативное решение). В этом случае эксперт оценивает возможность решения конкретной задачи тем способом, который выбрал учащийся. Если ход решения учащегося допустим, то эксперт оценивает полноту и правильность этого решения на основании того списка основных законов, формул или утверждений, которые соответствуют выбранному способу решения.

2. В качестве исходных формул принимаются только те, которые указаны в кодификаторе. При этом форма записи формулы значения не имеет (например: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru и т.п.). Если же учащийся использовал в качестве исходной формулы ту, которая не указана в кодификаторе, то работа оценивается исходя из отсутствия одной из необходимых для решения формул. (Например, учащийся может в качестве исходной использовать формулу для внутренней энергии одноатомного идеального газа Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , поскольку она есть в кодификаторе. А формулу для количества теплоты Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , полученного газом в изобарном процессе, в качестве исходной использовать нельзя (отсутствует в кодификаторе). В этом случае считается, что в решении отсутствует одна из исходных формул).

3. Встречаются случаи, когда ученик представляет решение задачи, в котором «подменяется» условие задачи и определяет другую физическую величину. Здесь можно рассматривать три варианта.

o Если в задании требовалось определить отношение величин «А/В», а участник экзамена определил значение отношения «В/А», то это не считается ошибкой или погрешностью.

o Если подмена сводится к тому, что учащийся определил не ту величину, которую требовалось рассчитать по условию задачи, а другую (при условии, что полученный ответ можно считать промежуточным этапом при определении требуемой величины и при этом в других вариантах не требуется определить именно найденную тестируемым величину), то это может быть отнесено к ошибке того же порядка, что и ошибки в преобразованиях.

o Если же подмена сводится к решению задачи, представленной в другом варианте экзаменационной работы, то такое решение оценивается 0 баллов.

3. Примеры оценивания ответов на задания с развернутым ответом

3.1. Примеры оценивания ответов на задание 27

Задание 1

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru Около небольшой металлической пластины, укрепленной на изолирующей подставке, подвесили на длинной шелковой нити легкую металлическую незаряженную гильзу. Когда пластину подсоединили к клемме высоковольтного выпрямителя, подав на нее положительный заряд, гильза пришла в движение. Опишите движение гильзы и объясните его, указав, какими физическими явлениями и закономерностями оно вызвано.



Возможный ответ
1) Гильза притянется к пластине, коснется ее, а потом отскочит и зависнет в отклоненном состоянии. 2) Под действием электрического поля пластины изменится распределение электронов в гильзе и произойдет ее электризация: та ее сторона, которая ближе к пластине (левая), будет иметь отрицательный заряд, а противоположная сторона (правая) – положительный. Поскольку сила взаимодействия заряженных тел уменьшается с ростом расстояния между ними, притяжение к пластине левой стороны гильзы будет больше отталкивания правой стороны гильзы. Гильза будет притягиваться к пластине и двигаться, пока не коснется её. 3) В момент касания часть электронов перейдет с гильзы на положительно заряженную пластину, гильза приобретет положительный заряд и оттолкнется от теперь уже одноименно заряженной пластины. 4) Под действием силы отталкивания гильза отклонится вправо и зависнет в положении, когда равнодействующая силы электростатического отталкивания, силы тяжести и силы натяжения нити станет равна нулю.
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае: описание движения гильзы, п.1) и исчерпывающие верные рассуждения с прямым указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае: электризация во внешнем поле и при контакте с заряженным телом, взаимодействие заряженных тел)
Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении имеются один или несколько из следующих недостатков:   В объяснении не указано или не используется одно из физических явлений, свойств, определений или один из законов (формул), необходимых для полного верного объяснения. (Утверждение, лежащее в основе объяснения, не подкреплено соответствующим законом, свойством, явлением, определением и т.п.) И (ИЛИ) Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но в них содержится один логический недочёт. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В решении имеется неточность в указании на одно из физических явлений, свойств, определений, законов (формул), необходимых для полного верного объяснения
Представлено решение, соответствующее одному из следующих случаев. Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки. ИЛИ Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Пример 1.1 (2 балла)

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Приведен верный ответ и верные рассуждения об электризации гильзы. В качестве указания на электризацию во внешнем поле и при контакте с заряженным телом приняты имеющиеся в решении рисунки. Отсутствует прямое указание на характер взаимодействие заряженных тел.

Пример 1.2 (1 балл)

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Приведен верный ответ (описание движения гильзы), элементы объяснения, но в нём не указаны два явления (электризация гильзы во внешнем поле и при контакте), необходимых для полного верного объяснения.

Пример 1.3 (1 балл)

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Дан верный ответ о движении гильзы (частично представленный в виде рисунков), но приведены неполные рассуждения, в которых есть недочеты.

Пример 1.4 (1 балл)

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Ответ неполный, указаны не все необходимые для объяснения явления, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи.

Пример 1.5 (0 баллов)

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Ответ неверный, рассуждения не поддерживают получение верного ответа.

Задание 2

Катушка, обладающая индуктивностью L, соединена с источником питания с ЭДС Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru и двумя одинаковыми резисторами R. Электрическая схема соединения показана на рис. 1. В начальный момент ключ в цепи разомкнут.

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

В момент времени t = 0 ключ замыкают, что приводит к изменениям силы тока, регистрируемым амперметром, как показано на рис. 2. Основываясь на известных физических законах, объясните, почему при замыкании ключа сила тока плавно увеличивается до некоторого нового значения – I1. Определите значение силы тока I1. Внутренним сопротивлением источника тока пренебречь.

Возможное решение
1. Сила тока определяется законом Ома для полной цепи: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , где I – сила тока в цепи, Rобщ – сопротивление цепи, а Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru – ЭДС самоиндукции, возникающая только при изменении силы тока, и препятствующая его изменению согласно правилу Ленца. 2. До замыкания ключа Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru сила тока через амперметр определяется законом Ома для замкнутой цепи: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru . 3. При замыкании ключа сопротивление цепи скачком уменьшается в 2 раза, но ЭДС самоиндукции препятствует изменению силы тока через катушку. Поэтому сила тока через картушку при замыкании ключа не претерпевает скачка. 4. Постепенно ЭДС самоиндукции уменьшается до нуля, а сила тока через катушку плавно возрастает до стационарного значения: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru А

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае: значение силы тока – п. 4) и исчерпывающие верные рассуждения с прямым указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае: закон Ома для полной цепи, явление самоиндукции)
Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении имеются один или несколько из следующих недостатков: В объяснении не указано или не используется одно из физических явлений, свойств, определений или один из законов (формул), необходимых для полного верного объяснения. (Утверждение, лежащее в основе объяснения, не подкреплено соответствующим законом, свойством, явлением, определением и т.п.) И (ИЛИ) Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но в них содержится один логический недочёт. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В решении имеется неточность в указании на одно из физических явлений, свойств, определений, законов (формул), необходимых для полного верного объяснения
Представлено решение, соответствующее одному из следующих случаев. Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки. ИЛИ Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Работа 1 – 3 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

В работе дан правильный ответ (отсутствие единиц измерения в ответе в данном случае может расцениваться как описка, так есть явное указание на то, что сила тока увеличивается в два раза). Есть указания на все законы и явления, перечисленные в критериях.

Работа 2 – 2 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Дан верный ответ, в объяснении присутствуют указания на закон Ома для полной цепи и описано явление самоиндукции. Первая фраза является неверной, но отнесена к лишним записям.

Работа 3 – 2 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Дан правильный ответ, но нет указания на закон Ома для полной цепи и есть логический недочет в формулировке правила Ленца. Поскольку недостатки решения не суммируются, итоговый результат – 2 балла.

Работа 4 – 1 балл

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Дан правильный ответ, но не указано явление самоиндукции. При этом плавность изменения силы тока объясняется ошибочно. Таким образом, указаны не все необходимые явления и законы, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи.

Работа 5 – 1 балл

 
  Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Дан верный ответ, имеются рассуждения, направленные на решение задачи. Полностью отсутствует указание на явление самоиндукции, формула закона Ома написана ошибочно.

Задание 3

Три одинаковых сосуда, содержащих разреженный газ, соединены друг с другом трубками малого диаметра: первый сосуд – со вторым, второй – с третьим. Первоначально давление газа в сосудах было равно соответственно р, 3р и р. В ходе опыта сначала открыли и закрыли кран, соединяющий второй и третий сосуды, а затем открыли и закрыли кран, соединяющий первый сосуд со вторым. Как изменилось в итоге (уменьшилось, увеличилось или осталось неизменным) количество газа в первом сосуде? (Температура газа оставалась в течение всего опыта неизменной.)

Возможное решение
1. В итоге количество газа в первом сосуде увеличилось 2. В соответствии с законами Дальтона и Бойля-Мариотта (применёнными к парциальным давлениям газов во втором и третьем сосудах), суммарное давление этих газов после закрывания второго крана равно 3р/2 + р/2 = 2р. 3. Аналогично этому давление в первом и втором сосудах после закрывания первого крана равно р/2 + 2р/2 = 1,5р. Это означает, согласно уравнению Клапейрона–Менделеева, что количество газа в первом сосуде в итоге увеличилось.  

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее правильный ответ (в данном случае: увеличение количества газа в первом сосуде) и исчерпывающие верные рассуждения с прямым указанием наблюдаемых явлений и законов (в данном случае: законы Дальтона и Бойля-Мариотта, уравнение Клапейрона–Менделеева)
Дан правильный ответ, и приведено объяснение, но в решении имеются один или несколько из следующих недостатков: В объяснении не указано или не используется одно из физических явлений, свойств, определений или один из законов (формул), необходимых для полного верного объяснения. (Утверждение, лежащее в основе объяснения, не подкреплено соответствующим законом, свойством, явлением, определением и т.п.) И (ИЛИ) Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но в них содержится один логический недочёт. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В решении имеется неточность в указании на одно из физических явлений, свойств, определений, законов (формул), необходимых для полного верного объяснения
Представлено решение, соответствующее одному из следующих случаев. Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, направленные на получение ответа на вопрос задания, не доведены до конца. ИЛИ Указаны все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеющиеся рассуждения, приводящие к ответу, содержат ошибки. ИЛИ Указаны не все необходимые для объяснения явления и законы, закономерности, но имеются верные рассуждения, направленные на решение задачи
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Работа 1– 3 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Приведён правильный и полностью обоснованный ответ

Работа 2 –2 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Приведён правильный ответ. Нахождение давления после открывания крана недостаточно обосновано.

Работа 3 – 2балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Приведён правильный и обоснованный ответ. Нахождение давлений после открывания кранов не подкрепляется ссылкой на закон.

Работа 4 – 1балл

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Приведён правильный ответ и обоснование. Выравнивание масс не подкрепляется ссылкой на закон.

Работа 5 – 1 балл

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Дан правильный ответ на вопрос задания, и приведено объяснение, но в нём не указаны два явления или физических закона, необходимых для полного верного объяснения.

3.2. Примеры оценивания ответов на задания 28-31

Задание 1

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru Воздушный шар, оболочка которого имеет массу М = 145 кг и объем V = 230 м3, наполняется горячим воздухом при нормальном атмосферном давлении и температуре окружающего воздуха t0 = 0оС. Какую минимальную температуру t должен иметь воздух внутри оболочки, чтобы шар начал подниматься? Оболочка шара нерастяжима и имеет в нижней части небольшое отверстие.

Возможное решение
Условие подъема шара: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , где М – масса оболочки, m – масса воздуха внутри оболочки, отсюда Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , где Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru – плотность окружающего воздуха, Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru – плотность воздуха внутри оболочки, V – объем шара. Для воздуха внутри шара находим: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , или Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , где p – атмосферное давление, Т – температура воздуха внутри шара. Соответственно, имеем плотность воздуха снаружи: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , где T0 – температура окружающего воздуха. Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru Þ Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru Þ Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru К = 265°С.
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: выражение для силы Архимеда, связь массы и плотности, уравнение Менделеева–Клапейрона); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений величин, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов); III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности,ипроведены необходимые преобразования. Но имеются один или несколько из следующих недостатков. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/вычислениях пропущены логически важные шаги. И (ИЛИ) Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка (в том числе в записи единиц измерения величины)
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи. ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Работа 1 - 3 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Полное правильное решение задачи, но при подстановке масс в условие равновесия шара учащийся допускает ошибку. Однако следующая формула записана правильно, и получен верный ответ. Допущенная ошибка приравнивается к описке, и работа оценивается 3 баллами.

Работа 2 - 2 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Записаны все необходимые уравнения, проведены преобразования, получен ответ в общем виде, но решение не доведено до численного ответа. Работа оценивается 2 баллами.

Работа 3 – 1 балл

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Верно записаны два исходных уравнения. В условии равновесия для воздушного шара допущена ошибка. Следовательно, в одной из исходных формул, необходимых для решения задачи, допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. Работа оценивается 1 баллом.

Работа 4 – 1 балл

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Записаны все необходимые уравнения, но, судя по дальнейшим преобразованиям, учащийся не учитывает массу оболочки шара и неверно записывает выражение для плотности воздуха в шаре (через массу оболочки и объем шара). Следовательно, одно из исходных уравнений ошибочно, и работа оценивается 1 баллом.

Работа 5 – 0 баллов

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Отсутствуют два из трех необходимых для решения исходных уравнений. Работа оценивается 0 баллов.

Задание 2

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Один моль одноатомного идеального газа совершает процесс 1–2–3, график которого показан на рисунке в координатах p–T. Известно, что давление газа p в процессе 1–2 увеличилось в 2 раза. Какое количество теплоты было сообщено газу в процессе 1–2–3, если его температура T в состоянии 1 равна
300 К, а в состоянии 3 равна 900 К?

Возможное решение
Для определения количества теплоты Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru необходимо сложить количества теплоты, сообщённые газу на участках 1–2 и 2–3: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru Исходя из приведённого графика, можно сделать вывод, что процесс 1–2 является изохорным. Для него, как следует из уравнения Клапейрона – Менделеева, Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , откуда Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru . Следовательно, Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru К. Работа газа в процессе 1–2 равна нулю, и для него первый закон термодинамики с учётом выражения для внутренней энергии одноатомного идеального газа принимает вид: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru кДж. Процесс 2–3 является изобарным с давлением Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , для него первый закон термодинамики принимает вид: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , где Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru – изменение внутренней энергии газа, Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru – совершённая газом работа. Из уравнения Клапейрона – Менделеева Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru следует, что Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru . Таким образом, Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru кДж. В результате Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru кДж. Ответ: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru кДж
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: первый закон термодинамики, формулы для внутренней энергии одноатомного идеального газа и для работы газа на изобаре, уравнение Клапейрона – Менделеева); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений величин, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов); III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины
Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности,ипроведены необходимые преобразования. Но имеются один или несколько из следующих недостатков. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/вычислениях пропущены логически важные шаги. И (ИЛИ) Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка (в том числе в записи единиц измерения величины)
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи. ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Работа 1 – 3 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Представлено полностью верное решение «по частям» с промежуточными вычислениями. Все вновь вводимые величины описаны с использованием графика.

Работа 2 – 3 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Представлено верное решение и правильный ответ. Недостатком является отсутствие общего вида записи первого закона термодинамики для двух случаев, но поскольку в указанных формулах можно вычленить изменение внутренней энергии и работы, то они принимаются в качестве допустимых исходных формул.

Работа 3 – 1 балл

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Представлено верное решение и ответ, но для участка 2-3 в качестве исходной формулы использована формула, которой нет в кодификаторе. Таким образом, отсутствует одна из исходных формул. Работа оценивается в 1 балл.

Работа 4 – 0 баллов

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Неверно записаны две исходные формулы: первый закон термодинамики для участка 2-3 и формула для внутренней энергии одноатомного идеального газа. Работа оценивается в 0 баллов.
Задание 3

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

В схеме, показанной на рисунке, ключ К долгое время находился в положении 1.
В момент t0 = 0 ключ перевели в положение 2. К моменту t > 0 на резисторе R выделилось количество теплоты Q = 25 мкДж. Сила токав цепи в этот момент равна I = 0,1 мА. Чему равно сопротивление резистора R? ЭДС батареи E = 15 В, её внутреннее сопротивление r = 30 Ом, ёмкость конденсатора C = 0,4 мкФ. Потерями на электромаг­нитное излучение пренебречь.

Возможное решение
1. К моменту t0 = 0 конденсатор полностью заряжен, ток в левой части схемы (см. рисунок) равен нулю, поэтому напряжение между обкладками конденсатора равно ЭДС E, энергия конденсатора Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru 2. В момент t > 0 напряжение на конденсаторе U равно напряжению IR на резисторе в правой части схемы (см. рисунок). Энергия конденсатора в этот момент Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru   Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru
Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru
3. Пренебрегая потерями на излучение, получаем баланс энергии: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , или Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru , откуда Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru кОм. Ответ: Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru кОм
Критерии оценивания выполнения задания Баллы
Приведено полное решение, включающее следующие элементы: I) записаны положения теории и физические законы, закономерности, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном случае: закон Ома для участка цепи, формула для энергии конденсатора, закон сохранения энергии); II) описаны все вновь вводимые в решении буквенные обозначения физических величин (за исключением обозначений констант, указанных в варианте КИМ, обозначений величин, используемых в условии задачи, и стандартных обозначений величин, используемых при написании физических законов); III) проведены необходимые математические преобразования и расчёты, приводящие к правильному числовому ответу (допускается решение «по частям» с промежуточными вычислениями); IV) представлен правильный ответ с указанием единиц измерения искомой величины
     

Правильно записаны все необходимые положения теории, физические законы, закономерности,ипроведены необходимые преобразования. Но имеются один или несколько из следующих недостатков. Записи, соответствующие пункту II, представлены не в полном объёме или отсутствуют. И (ИЛИ) В решении имеются лишние записи, не входящие в решение (возможно, неверные), которые не отделены от решения (не зачёркнуты, не заключены в скобки, рамку и т.п.). И (ИЛИ) В необходимых математических преобразованиях или вычислениях допущены ошибки, и (или) в математических преобразованиях/вычислениях пропущены логически важные шаги. И (ИЛИ) Отсутствует пункт IV, или в нём допущена ошибка (в том числе в записи единиц измерения величины)
Представлены записи, соответствующие одному из следующих случаев. Представлены только положения и формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи, без каких-либо преобразований с их использованием, направленных на решение задачи. ИЛИ В решении отсутствует ОДНА из исходных формул, необходимая для решения задачи (или утверждение, лежащее в основе решения), но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи. ИЛИ В ОДНОЙ из исходных формул, необходимых для решения задачи (или в утверждении, лежащем в основе решения), допущена ошибка, но присутствуют логически верные преобразования с имеющимися формулами, направленные на решение задачи
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

Работа 1 – 3 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Полностью верное решение задачи.

Работа 2 – 3 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Полностью верное решение задачи, проведенное «по частям», с промежуточными вычислениями.

Работа 3 – 2 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Решение правильное, но в нем присутствуют три недостатка: описаны не все вновь вводимые величины, разные величины обозначены одной буквой (u) и допущена ошибка при записи окончательного ответа. Поскольку недостатки решения, каждый из которых приводит к снижению оценки на 1 балл, не суммируются, итоговый результат – 2 балла.

Работа 4 – 2 балла

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

При наличии правильно записанных необходимых исходных формул допущена вычислительная ошибка. Итоговый результат – 2 балла.

Работа 5 – 1 балл

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

В решении одна из формул, необходимых для решения задачи, записана ошибочно (закон сохранения энергии). При этом присутствуют лишние записи, одной буквой обозначены величины, относящиеся к разным состояниям и не равные друг другу, и описаны не все вновь вводимые величины. Более серьезная ошибка «поглощает» набор менее серьезных.

Работа 6 – 0 баллов

Комментарии к обобщённой системе оценивания расчетных задач - student2.ru

Беспорядочный набор формул, решения нет.
Задание 4

В задании 4 следует обратить внимание на изменение обобщенной схемы оценивания в связи с дополнительным требованием рисунка с указанием сил, действующих на тело.

Полый конус с углом при вершине 2a вращается с угловой скоростью w вокруг вертикальной оси, совпадающей с его осью симметрии. Вершина конуса обращена вверх. На внешней поверхности конуса находится небольшая шайба, коэффициент трения которой о поверхность конуса равен m. При

Наши рекомендации