Цели, содержания, методов обучения, форм организации, реального результата.
1. цель.; триединая дидактическая цель(ТДЦ); обучающая, развивающая., воспитывающая;
2. содержание - содержание учебного материала(СУМ) в программе, разделе, теме занятий(чётко, посильный и достаточный объём, выделить главное;):
3. методы обучения- способы формирования познавательной активности;
Эвристический, познавательной игры, творческая деятельность, индивидуализация, дифференциация...
4. формы организации занятия- фронтальная, групповая, бригадная, дифференцированно-групповая, индивидуальная....
5. реальный результат- чему научились( достижение цели).
Обрати внимание: выделяют следующие структурные элементы занятия:
1. организация начала занятая - тема, цель занятия;
2. проверка домашнего задания;
3. подготовка к основному этапу занятия - объяснение, рассказ педагога;
4 усвоение знаний и способов действий - показ приёмов изображения;
5. первичная проверка знаний - опрос детей; закрепление знаний и способов действий;
6. динамическая пауза; физ. минутка;
7. техника безопасности на занятии для обучающихся;
8. практическая деятельность обучающихся — обобщение и систематизация знаний, умений и навыков; индивидуальный подход к каждому обучающемуся на занятии;
9. подведение итогов занятий - анализ деятельности детей педагогом самими бухающимися; возможна выставка работ;
10.информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Не забывай: подводить итоги занятия, при планирования своей деятельности и деятельности обучающихся на занятии на теоретическую часть отводить 19-15% времени от всего занятия, а на практическую 85-90%
Приложение 5
Рекомендации по составлению плана-конспекта учебного занятия
В настоящее время произошел переход внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей.. Изменились статус и функции УДОд. Настало время комплексных образовательных программ, удовлетворяющих потребности населения в дополнительных услугах, принося тем самым разнообразие и альтернативность в отечественную систему образования. Поэтому все программы обучения предполагают не только практические занятия (что свойственно обычным кружкам), но и решают вопросы информационного освещения основной или иной' художественной деятельности.
Чтобы сделать образовательные (учебные) программы продуманные от начало до конца, смоделированные на основе различных принципов и направленных на привитие ребенку определенных знаний, умений и навыков (ЗУН), необходимо каждому педагогу работать систематически над учебными планами занятий. Только работа в системе поможет педагогу успешно завершить работу над учебной программой в новых условиях реформы.
Разрабатывая планы учебных занятий педагог должен хорошо ориентироваться в разновидностях занятий (обучающие, общеразвивающие и воспитательные}. Знать модель и алгоритм подготовки учебного занятия
Основываясь на этих знаниях педагог составляет план-конспект занятия. Педагогу, первого года работы, рекомендуется план-конспект составлять более подробно. Более опытные педагоги составляют план-схема, основываясь «Я - концепция».
Примерная схема плана занятия
ТЕМА:
ЦЕЛЬ: (учебная, развивающая и воспитывающая)
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: (дидактический материал, наглядные пособия, технические средства, приборы, инструменты, реквизит для работы и т.д.)
ЛИТЕРАТУРА: (литература, использованная при подготовки данного занятия и рекомендованная детям и заботливым родителям).
СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ДРУГИМИ СТОРОНАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: (беседа, поэзия, литература, экология и т. д.)
ДОМА: (информация о домашнем задании, если необходимо)
ХОД ЗЯНЯТИЯ: (структура занятия - обзор основных моментрв изучаемого материала).
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: (методическая разработка темы. Постановка проблемных вопросов. Форма проведения занятия).
Примечание. Форма проведения занятия избирается в зависимости от изучаемого материала и профиля работы детского объединения.
* работа со всем составом детей (лекция, беседа, диспут, экскурсия,
поход, практическая работа, обсуждение итогов и анализ проделанной
работы.).
*групповая робота (лабораторно-практическая), постановка
эксперимента, конструирование, моделирование, разучивание партий,
постановка танца и т. д.).
* индивидуальная работа (оркестров, музыкальных и вокальных объединений).
*комбинированные
Приложение 6
ПАМЯТКА
МОЛОДОМУ ПЕДАГОУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ»
ПОМНИ: занятие состоит из совокупности учебно-воспитательных компонентов - целей, содержания, методов обучения, форм организаций и реального результата.
1. ЦЕЛЬ - триединая дидактическая.цель (ТДЦ): обучающая, развлекающая, воспитывающая:
- глагол в неопределенной форме (научить, развивать,
воспитывать;
- через деятельность педагога и через деятельность
обучающихся научить... - учиться...;
- на каждом этапе занятия;
- проверяется (в реальном результате, -чему научились...).
2. СОДЕРЖАНИЕ - содержание учебного материала (СУМ) и программе разделе, блоке, теме занятий
- четко на занятии
- посильный и достаточный объем .
- выделить главное.
3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - способы формирования познавательной активности эвристический; познавательной игры, творческая деятельность, индивидуализация, диффенциация...
- показ, фронтальная беседа, подробное
изложение, дискуссия...
4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ - фронтальная, групповая (парная, бригадная, диффереи- нциированно - групповая - одаренные, умелые,
-начинающие), индивидуальная.
5. РЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - чему научились (достижение цели)
- как получилось у отдельных микрогрупп
- достижение каждого ребенка
- взаимопоказ и практический обмен навыками,
лучший образец, художественная ценность, . .. практическая ценность: похвала, одобрение.
ОБРАТИ ВНИМАНИЕ: Выделяют следующие структурные элементы (этапы) занятия:
I.Организации начала занятия
2.Проверка выполнения домашнего задания
3. Подготовка к основному этапу занятия
4. Усвоение новых знаний и способов действий
5. Первичная проверка понимания
6. Закрепление знаний и способов действии
7. Обобщение и тематизация знаний, умений и навыков
8. Контроль и самопроверка знаний, умения и навыков
9. Подведение итогов занятия
10.Рефлексия
11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
НЕ ЗАБЫВАИподводить тоги занятия
ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ своей деятельности и деятельности обучающихся на занятии на теоретическую часть отводить 19-15% времени, а на практическую - 85-90%
Составитель: методист ИДДТ Прохорова В.В.
Приложение 7
ПАМЯТКА ПО САМОАНАЛИЗУ ЗАНЯТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Помни: занятие состоит из совокупности учебно-воспитательных
моментов: содержания, методов обучения, форм организации и конечного результата.
1.СОДЕРЖАНИЕ:
- чему учите вообще,
- на данном занятии (четко на сегодня),
- выделить главное.
- посильный объем работы,
- наглядность, показ, подражание, копирование,элементы фантазии.
- средства для поддержания интереса к работе.
2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
- показ, поиск, подробное изложение, дискуссия, словесная, фронтальная беседа, творческая деятельность, эвристический - озарение, подсознательная интуиция.
3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
- фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, бригадная, дифференцировании,
- групповая,
- (одаренные, умелые, начинающие)
4. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- чему научились,
- как получилось у отдельных микрогрупп,
- взаимопоказ, практический обмен навыками,
- лучший образец изделия, его коммерческая стоимость, эстетическая ценность (на выставку, в подарок. для подражания, образца).
Приложение 8