Цели, содержания, методов обучения, форм организации, реального результата.

1. цель.; триединая дидактическая цель(ТДЦ); обучающая, развивающая., воспитывающая;

2. содержание - содержание учебного материала(СУМ) в программе, разделе, теме занятий(чётко, посильный и достаточный объём, выделить главное;):

3. методы обучения- способы формирования познавательной активности;

Эвристический, познавательной игры, творческая деятельность, индивидуализация, дифференциация...

4. формы организации занятия- фронтальная, групповая, бригадная, дифференцированно-групповая, индивидуальная....

5. реальный результат- чему научились( достижение цели).

Обрати внимание: выделяют следующие структурные элементы занятия:

1. организация начала занятая - тема, цель занятия;

2. проверка домашнего задания;

3. подготовка к основному этапу занятия - объяснение, рассказ педагога;

4 усвоение знаний и способов действий - показ приёмов изображения;

5. первичная проверка знаний - опрос детей; закрепление знаний и способов действий;

6. динамическая пауза; физ. минутка;

7. техника безопасности на занятии для обучающихся;

8. практическая деятельность обучающихся — обобщение и систематизация знаний, умений и навыков; индивидуальный подход к каждому обучающемуся на занятии;

9. подведение итогов занятий - анализ деятельности детей педагогом самими бухающимися; возможна выставка работ;

10.информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Не забывай: подводить итоги занятия, при планирования своей деятельности и деятельности обучающихся на занятии на теоретическую часть отводить 19-15% времени от всего занятия, а на практическую 85-90%

Приложение 5

Рекомендации по составлению плана-конспекта учебного занятия

В настоящее время произошел переход внешкольных учреждений в учреждения дополнительного образования детей.. Изменились статус и функции УДОд. Настало время комплексных образовательных программ, удовлетворяющих потребности населения в дополнительных услугах, принося тем самым разнообразие и альтернативность в отечественную систему образования. Поэтому все программы обучения предполагают не только практические занятия (что свойственно обычным кружкам), но и решают вопросы информационного освещения основной или иной' художественной деятельности.

Чтобы сделать образовательные (учебные) программы продуманные от начало до конца, смоделированные на основе различных принципов и направленных на привитие ребенку определенных знаний, умений и навыков (ЗУН), необходимо каждому педагогу работать систематически над учебными планами занятий. Только работа в системе поможет педагогу успешно завершить работу над учебной программой в новых условиях реформы.

Разрабатывая планы учебных занятий педагог должен хорошо ориентироваться в разновидностях занятий (обучающие, общеразвивающие и воспитательные}. Знать модель и алгоритм подготовки учебного занятия

Основываясь на этих знаниях педагог составляет план-конспект занятия. Педагогу, первого года работы, рекомендуется план-конспект составлять более подробно. Более опытные педагоги составляют план-схема, основываясь «Я - концепция».

Примерная схема плана занятия

ТЕМА:

ЦЕЛЬ: (учебная, развивающая и воспитывающая)

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ: (дидактический материал, наглядные пособия, технические средства, приборы, инструменты, реквизит для работы и т.д.)

ЛИТЕРАТУРА: (литература, использованная при подготовки данного занятия и рекомендованная детям и заботливым родителям).

СВЯЗЬ ЗАНЯТИЯ С ДРУГИМИ СТОРОНАМИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ: (беседа, поэзия, литература, экология и т. д.)

ДОМА: (информация о домашнем задании, если необходимо)

ХОД ЗЯНЯТИЯ: (структура занятия - обзор основных моментрв изучаемого материала).

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ: (методическая разработка темы. Постановка проблемных вопросов. Форма проведения занятия).

Примечание. Форма проведения занятия избирается в зависимости от изучаемого материала и профиля работы детского объединения.

* работа со всем составом детей (лекция, беседа, диспут, экскурсия,

поход, практическая работа, обсуждение итогов и анализ проделанной

работы.).

*групповая робота (лабораторно-практическая), постановка

эксперимента, конструирование, моделирование, разучивание партий,

постановка танца и т. д.).

* индивидуальная работа (оркестров, музыкальных и вокальных объединений).

*комбинированные




Приложение 6

ПАМЯТКА

МОЛОДОМУ ПЕДАГОУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ»

ПОМНИ: занятие состоит из совокупности учебно-воспитательных компонентов - целей, содержания, методов обучения, форм организаций и реального результата.

1. ЦЕЛЬ - триединая дидактическая.цель (ТДЦ): обучающая, развлекающая, воспитывающая:

- глагол в неопределенной форме (научить, развивать,

воспитывать;

- через деятельность педагога и через деятельность

обучающихся научить... - учиться...;

- на каждом этапе занятия;

- проверяется (в реальном результате, -чему научились...).

2. СОДЕРЖАНИЕ - содержание учебного материала (СУМ) и программе разделе, блоке, теме занятий

- четко на занятии

- посильный и достаточный объем .

- выделить главное.

3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - способы формирования познавательной активности эвристический; познаватель­ной игры, творческая деятельность, индивидуализация, диффенциация...

- показ, фронтальная беседа, подробное

изложение, дискуссия...

4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ - фронтальная, групповая (парная, бригадная, диффереи- нциированно - групповая - одаренные, умелые,

-начинающие), индивидуальная.

5. РЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - чему научились (достижение цели)

- как получилось у отдельных микрогрупп

- достижение каждого ребенка

- взаимопоказ и практический обмен навыками,

лучший образец, художественная ценность, . .. практическая ценность: похвала, одобрение.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ: Выделяют следующие структурные элементы (этапы) занятия:

I.Организации начала занятия

2.Проверка выполнения домашнего задания

3. Подготовка к основному этапу занятия

4. Усвоение новых знаний и способов действий

5. Первичная проверка понимания

6. Закрепление знаний и способов действии

7. Обобщение и тематизация знаний, умений и навыков

8. Контроль и самопроверка знаний, умения и навыков

9. Подведение итогов занятия

10.Рефлексия

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

НЕ ЗАБЫВАИподводить тоги занятия

ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ своей деятельности и деятельности обучающихся на занятии на теоретическую часть отводить 19-15% времени, а на практическую - 85-90%

Составитель: методист ИДДТ Прохорова В.В.

Приложение 7

ПАМЯТКА ПО САМОАНАЛИЗУ ЗАНЯТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Помни: занятие состоит из совокупности учебно-воспитательных

моментов: содержания, методов обучения, форм организации и конечного результата.

1.СОДЕРЖАНИЕ:

- чему учите вообще,

- на данном занятии (четко на сегодня),

- выделить главное.

- посильный объем работы,

- наглядность, показ, подражание, копирование,элементы фантазии.

- средства для поддержания интереса к работе.

2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

- показ, поиск, подробное изложение, дискуссия, словесная, фронтальная беседа, творческая деятельность, эвристический - озарение, подсознательная интуиция.

3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

- фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, бригадная, дифференцировании,

- групповая,

- (одаренные, умелые, начинающие)

4. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- чему научились,

- как получилось у отдельных микрогрупп,

- взаимопоказ, практический обмен навыками,

- лучший образец изделия, его коммерческая стоимость, эстетическая ценность (на выставку, в подарок. для подражания, образца).

Приложение 8

Наши рекомендации