Программа деятельности коллектива

Основная документация

Образовательная программа

Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе образовательных программ, которые могут быть как типовыми, т.е. рекомендуемыми государственными органами управления социально-образовательной сферы, так и модифицированными (адаптированными), экспериментальными и авторскими , которые разрабатываются педагогами, имеющими в настоящее время широкие возможности творчески подходить к отбору содержания и направления своей деятельности.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

- направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, культурологической, естественно-научной);

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах, формах, методах и средствах обучения.

Дополнительная образовательная программа – это вид организационно-нормативного документа, при разработке которого определяется возможный объем и содержание образования детей в свободное время, состав педагогов, материально-техническая база и возможный контингент обучающихся. Образовательная программа – важнейший документ, являющийся основой методического обеспечения образовательного процесса и в то же время – оперативный управленческий документ, определяющий особенности деятельности детского творческого коллектива через содержание и объемы образования, технологии, необходимые и достаточные условия.

Теоретическое обоснование структуры образовательной программы в системе дополнительного образования детей впервые было проведено в 1993 году Фоминой А.Б. и опубликовано в учебно-методическом пособии «Управление социально-педагогической деятельностью УДОД». Согласно нормативным документам последних лет в структуру образовательной программы, как правило, входят следующие элементы:

1. Титульный лист.

2. Введение.

3. Пояснительную записку.

4. Учебный и учебно-тематический планы.

5. Содержание изучаемого курса.

6. Методическое обеспечение.

7. Список литературы.

На титульном листе дополнительной образовательной программы рекомендуется указать полное наименование образовательного учреждения, где, когда и кем утверждена программа, её полное название, возраст детей и срок реализации, Ф.И.О. и должность автора, название города, в котором реализуется программа и год её разработки.

Во введении дается краткая характеристика направления деятельности, по которому написана образовательная программа, говорится о его социальной значимости и анализируется ситуация, сложившаяся в данной местности на данный момент времени.

Более подробно направленность образовательной программы раскрывается в Пояснительной записке. Далее отдельными абзацами расписывается новизна, актуальность, педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы, выделяются отличительные особенности данной программы от уже существующих.

Здесь же должны быть четко сформулированы цели педагогической деятельности и обозначены основные тенденции в развитии детского коллектива. При этом многие педагоги сталкиваются с определенными трудностями, вызванными неправильным толкованием понятия «цель». Чаще всего целью называют задачу, однако, в образовательной деятельности под целью следует понимать желаемый результат. Результат — это то, ради чего человек тратит время, силы, ресурсы окружающей среды. Результат — это то, что удовлетворяет определенную потребность определенного человека. Можно сказать, что цель – это описание желаемой ситуации в измеряемых переменных. А процесс достижения этой цели, порядок действий, шагов, этапов, ведущих к цели, в свою очередь являются задачами. Таким образом, цели и задачи образовательной программы должны представлять собой систему достижения ожидаемого результата.

В пояснительной записке так же должны быть указаны следующие исходные данные: нормативный срок реализации программы; возраст детей, на которых рассчитан процесс обучения по программе, их психологические и физиологические особенности; количественный состав учебных групп, режим занятий.

Особым пунктом пояснительной записки является описание предполагаемых результатов по каждому году обучения и формы их отслеживания. Собственная система диагностики поможет педагогу скорректировать свою деятельность таким образом, чтобы на выходе выпускник приобрел те качества, которые считаются показателями освоения образовательной программы. Используемые формы контроля должны давать возможность в полной мере определить качество усвоения программного материала, показать творческий рост воспитанника в соответствии с разработанными критериями оценки знаний, умений и навыков воспитанников.

Эффективным отражением качества образовательной деятельности является проведение мониторинговых исследований, а одним из перспективных видов мониторинга – педагогическое и психологическое тестирование. В результате тестирования получают количественные показатели, которые служат объективной стандартизированной мерой уровня усвоения образовательной программы.

Учебный и учебно-тематический планы содержат перечни разделов и тем дополнительной образовательной программы и определяют количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. Комплексные образовательные программы должны содержать сводные учебные планы, отражающие все изучаемые предметы (курсы) и распределение учебной нагрузки воспитанника, занимающегося по данной программе по годам обучения, за весь период обучения. Если же образовательный процесс предполагает индивидуальную работу с детьми (например, с солистами ансамбля, танцевальными парами и т.д.), то программа должна содержать и учебно-тематический план индивидуальных занятий.

Основное содержание дополнительной образовательной программы раскрывается через краткое описание теоретического и практического материала каждой темы (раздела) программы. Здесь же возможно описание формы проведения занятия, используемые приемы и методы работы с детьми, необходимый дидактический материал и оборудование, формы подведения итогов.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы возможно выделить и отдельным пунктом раздела Условия реализации программы. В него будет включено более подробное описание всех условий, необходимых для реализации программы. Это кадровое обеспечение, характеристика функционального помещения, перечень учебных и вспомогательных материалов, методическое и технологическое сопровождение и т.д.

Список литературы, помещенный в конце программы, должен состоять из двух разделов – литературу для педагога и литературу для воспитанников.

Составленная таким образом программа будет являться целостной системой, обеспечивающей эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками, способствующей достижению поставленных целей и реальных результатов учебной и творческой деятельности детей. При этом важно помнить, что реализуемые в образовательной практике программы должны быть гибкими и открытыми, т.е. допускать внесение изменений.

Необходимо отметить, что разработанная авторская или экспериментальная образовательная программа рассматривается на заседании научно-методического совета и утверждается решением педагогического совета учреждения.

Программа должна иметь 2 рецензии (внутреннюю, внешнюю). Основными критериями оценки образовательной программы для рецензента является следующее:

1. Степень актуальности (социальная значимость), новизны и преимуществ в содержании, педагогические технологии, инновационные методики организации образовательной деятельности в сравнении с ранее созданными программами этой направленности.

2. Педагогическая обоснованность построения программы и соответствие содержания, методов, форм организации и характера деятельности её целям и задачам.

3. Наличие критериев оценки результативности образовательной деятельности.

Образец оформления титульного листа

образовательной программы

 
 
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ишеевский Дом детского творчества Утверждаю директор МОУ ДОД ИДДТ _______ Е.В.Ивонина   дополнительная образовательная программа   Программа деятельности коллектива - student2.ru Возраст детей: 6-7 лет Срок реализации: 2года Программа разработана педагогами дополнительного образования Цыгановой Л.А.. Программа рассмотрена на заседании методического Совета МОУ ДОД ИДДТ Протокол № 2 от «27»_августа_ 2010 г.     р.п.Ишеевка 2010г.

План занятия

При проведении занятия каждый педагог должен иметь план занятия: опытный - краткий (сжатый), начинающий – более развернутый. Наличие подробных планов-конспектов необходимо в случаях, если педагогом проводится открытое занятие.

Количество этапов учебного занятия зависит от его типа и места в образовательном процессе, а так же, выбранной педагогом, формы проведения. В современной педагогике выделяют более 10 возможных этапов учебного занятия:

Ø организационный этап,

Ø проверочный этап,

Ø подготовительный этап,

Ø этап актуализации имеющихся у детей знаний,

Ø этап работы по новому материалу,

Ø этап первичного закрепления полученных знаний, умений и навыков,

Ø этап повторения изученного материала,

Ø этап обобщения пройденного материала,

Ø этап закрепления новых знаний, умений и навыков,

Ø физкультминутка или этап релаксации,

Ø контрольный этап,

Ø итоговый этап,

Ø этап рефлексии,

Ø информационный этап.

Рассмотрим пример планирования комбинированного учебного занятия как наиболее распространенного типа.

Тема занятия берется из календарно-тематического плана. В её формулировке должен быть отражен конкретный материал из содержания образовательной программы. Зачастую, в качестве темы занятия педагогами используются неконкретные или некорректные фразы типа «Веселый гномик», «Зимние забавы» и т.п. Такие фразы могут быть использованы только в контексте, например: «Развитие навыка изображения фигуры человека в процессе рисования «Веселого гномика» или «Знакомство с сезонными народными играми и обрядами».

Цель занятия должна соответствовать его теме, а так же направленности образовательной программы. Так, если взять для примера вышеуказанные темы учебных занятий, то цели могут звучать следующим образом: «Создать условия для формирования основных навыков изображения…», «Организовать деятельность по усвоению теоретического материала о традициях…».

Задачи – это ориентиры для достижения цели и должны образовывать единую систему деятельности. Педагог вправе поставить три основные задачи – образования, развития и воспитания, а может расписать их и более подробно. Главное, что бы поставленные задачи не были голословны, а действительно решались по ходу проведения занятия.

Для формулировки целей и задач рекомендуется использовать фразы «создать условия для восприятия/ понимания/ закрепления/ осмысления…», «организовать деятельность по восприятию/ применению/ контролю/ коррекции…», «способствовать формированию/развитию …», «помочь в …» и т.д.

Каждое занятие начинается с организационного этапа, т.е. с приветствия и посадки детей, настроя их на работу, концентрации внимания. На следующем этапе проверяются готовность детей к занятию, наличие каких-либо материалов для работы, выполнение домашнего задания и т.д. Затем следует подготовительный этап – объявление темы и целей, знакомство с планом занятия, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию через вопросы или аналогии, способствующие наращиванию познавательного интереса.

Затем идет основная часть занятия, состоящая из нескольких этапов. Здесь обычно имеет место работа по новому материалу(не изложение нового материала!),во время которой идет процесс усвоения воспитанниками новых знаний и способов действий. Работу по новому материалу эффективно начать с актуализации уже имеющихся у детей знаний по данной теме. На фоне собственного опыта изучаемый материал станет для воспитанников личностно-значимым, а значит, усвоится на более высоком уровне. Этап знакомства с новым материалом завершается этапом его первичного усвоения.

Если данная тема изучается уже не одно занятие, то целесообразно начать основной этап с повторения пройденного на прошлом занятии. Педагог проводит краткий обзор предыдущего занятия, предлагая детям вспомнить тему и основную мысль предыдущей встречи, сделанные выводы.

Лучшим способом закрепления теоретического материала служит этап его практического использования в ходе выполнения творческой работы или проведения игровых моментов. В процессе закрепления (повторения, запоминания) воспитанники действуют по образцу, алгоритму.

На обобщающем этапе детям предлагается самим дать оценку информации и выделить основную мысль, заложенную в материале.

Контрольные вопросы задаются по ходу всего занятия, но на контрольном этапе педагог может выявить уровень усвоения воспитанниками темы или раздела образовательной программы и уровень выполнения поставленных вначале занятия целей и задач. При этом контрольная (самостоятельная) работа должна быть разноуровневой.

После этого проводится итоговый этап, в ходе которого педагог анализирует деятельность детей или направляет их на самооценку, дает советы и рекомендации по применению изученного материала. На этом этапе оценивается общая работа группы.

На рефлексивном этапе педагог мобилизует воспитанников на оценку самого занятия, что даст возможность оценить правильность выбора форм и методов работы с детьми, определить наиболее перспективные пути на будущее.

На информационном этапе детям сообщаются сведения о предстоящем занятии, о том, что необходимо подготовить, какие материалы или инструменты иметь и т.д.

Важное место в ходе занятия имеет физкультминутка или этап релаксации, в случае, если деятельность коллектива предполагает физическую работу (хореографический, спортивный коллектив). Педагог сам определяет место и время физкультурной паузы, обосновывая свой выбор спецификой деятельности коллектива в целом и учебной деятельности детей на данном занятии в частности. Так, в коллективах изобразительного и декоративно-прикладного творчества в течение двух- или трехчасового занятия дети заняты «сидячей» работой, напрягают зрение. С целью сохранения здоровья детей руководителю такого коллектива необходимо проводить целый комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (например, пальчиковую гимнастику и общую ритмическую зарядку), а так же упражнения для глаз. Проведение релаксационных пауз повышает активность детей, увеличивает их физические ресурсы, помогает преодолеть усталость и способствует созданию здоровьесберегающей среды на занятии.

Грамотно выстроенный план занятия, описание основных моментов каждого этапа, используемых методов обучения и контроля, придаст даже опытному педагогу ещё большую уверенность в своих силах, и будет способствовать достаточно высокой результативности образовательного процесса в целом.

Дополнительная документация

Критерии оценки уровня усвоения образовательной программы

Говоря о качестве образовательной деятельности, мы подразумеваем соответствие специфических характеристик объекта, на которого направлена эта деятельность (личность воспитанника) и требований, установленных образовательной программой. Рассмотрим общие критерии оценки уровня усвоения образовательной программы.

Предлагаемая технология основывается на трех показателях - теоретической и практической подготовке, общеучебных умениях и навыках.

Главными параметрами оценки качества теоретической подготовки являются теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы и владение специальной терминологией.

Параметрами практической подготовки являются практические умения и навыки, предусмотренные образовательной программой, владение специальным оборудованием и оснащением и творческие навыки воспитанников.

К общеучебным умениям и навыкам относятся такие параметры, как учебно-интеллектуальные умения (умения подбирать и анализировать специальную литературу, умение пользоваться электронными источниками информации, умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность), учебно-коммуникативные умения (умение слушать и слышать педагога, умение выступать перед аудиторией, вести полемику, участвовать в дискуссиях и т.д.), учебно-организационные умения и навыки (умение организовать свое рабочее место, умение аккуратно выполнять работу).

Степень выраженности каждого показателя выявляется по четырем уровням:

1 уровень-оптимальный (высокий образовательный результат, полное освоение содержания образования, имеет творческие достижения на уровне города, области, России);

2 уровень- достаточный (полное освоение программы);

3 уровень- средний, т.е. базовый (полное освоение программы, но при выполнении заданий допускает незначительные ошибки);

4 уровень- недостаточный (не полностью освоил программу, допускает существенные ошибки в знаниях предмета и при выполнении практических заданий).

На основе вышеизложенного педагог может составить индивидуальную карту достижений воспитанника или общую на группу таблицу результативности обучения воспитанников.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Этап: организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического

настроения на учебную деятельность и активизация внимания.

Этап: Проверочный.

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания

(если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического),

проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной

деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, «цели учебного занятия и мотивация учебной

деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача,

проблемное задание детям).

4 этап: основной. В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1). Усвоение новых знаний и способов действий. Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Использование заданий, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2).Первичная проверка понимания. Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием.

3). Закрепление знаний и способов действий. Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми.

4). Обобщение и систематизация знаний. Задача: формирование целостного представления знаний по теме (беседа или практическая работа).

Этап: контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Содержание этапа: использование тестового задания, применение устного или

письменного опроса, выполнения задания (репродуктивного, творческого, поискового).

Этап: итоговой.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: сообщить ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятие, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощрить ребят за учебную работу.

Этап: рефлективный.

Задача: мобилизация детей на самооценку. Можно оценивать работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо),

инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего

задания, логики дальнейших заданий.

СХЕМА САМОАНАЛИЗА ЗАНЯТИЯ

1. Характеристика учебной группы. Год обучения, количество обучающихся,

уровень развития способностей.

2 Тема занятия, место в программе, разделе. Соответствие темы содержанию,

активность, адаптивность выбранной темы.

3. Целепологание (3-х единая цель), организация совместной постановки целей.

4. Подготовка к занятию (своевременность, помощь обучающихся и родителей в подготовке занятия).

5. Форма организации занятия (творческий подход в организации деятельности на занятии).

6. Ход занятия:

- начало занятия,

- проверка выполнения домашнего занятия,

- подготовка к основному этапу занятия,

- усвоение новых знаний, способов действий,

- первичная проверка понимания,

- закрепление знаний,

- обобщение и систематизация знаний,

- контроль и проверка знаний,

- подведение итогов занятия,

- информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

7. Работа педагога по развитию познавательной и творческой активности; логического мышления, навыков изобретательства, фантазии, применение проблемных, поисковых методов обучения, методов и приемов развития памяти, спорных сигналов, знаков, схем, игр, наглядности, создание ситуации для развития творческих способностей, применение игровых методов обучения, использование возможностей различных видов искусств, приемы и упражнения по развитию образного мышления и фантазии.

8. Организация самостоятельной работы обучающихся. Наличие дидактического материала, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы, обучение навыкам самое образования, использование учебников, справочников, лабораторно-практической работы и т.д. 9 Соответствие форм, методов, средств возрастным, социальным и индивидуальным потребностям детей, диффиринцированный подход, учет уровня подготовки,, создание возможностей для проявления личностей.

10. Взаимодействие педагога с обучающимися, создание благоприятной атмосферы и комфорта, культура и стиль .общения, забота о здоровье детей. Наличие физкультминутки, спортивных и игровых перемен.

11. Активность обучающихся на занятиях. Участие в планировании и подведения итогов,

в организации занятия, оборудования.

12. Применение средств обучения на занятии.

13. Подведение итогов занятия, (в какой форме, достигнута ли цель)

14. Соответствие ТБ, СНГ Нормам, наличие учебной документации.

15. Что удалось, что нет, что нужно изменить, дополнить.

16. Теория - 10-15%, практика- 85-90%.

Приложение2

САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

за полугодие 200__-200__ учебного года


___________________________________________ ________________

Ф.И.О. педагога Наименование объединения



Методическая работа.

Разработано и дополнено образовательных программ (направленность программы, назва­ние)______________________________________________

Методические материалы за __-е полугодие (разработка, рекомендации, сценарий, план-конспект занятий - перечислить)



(кол-во)

Посещение МО ИДДТ и методического кабинета:_____________________________

Выступление на МО ИДДТ (дата, тема выступления)



Выступление (участие) на районных семинарах, практикумах, участие в жюри кон­курсов, фестивалей: __________________________________________________________________________________________Взаимопосещение занятий (дата, объединение, педагог):_________________________________________

__________________________________________________________________________________________Учеба на курсах УИПК ПРО (сроки, кол-во часов, категория слушателей),_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Посещение обучающих семинаров (тема, сроки):______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Организационная работа. Ведение документации (журнал, репертуарный план т.д.)______________________________________________________________________________________

Оформление кабинета, приобретение и изготовление методических пособий, дидактиче­ского материала, выставки творческих работ обучающихся (перечислить конкретно)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Рейтинг ИДДТ (результативность обучающихся и педагога дополнительного образования за текущий период учебного года)

Кол-во призовых мест на уровне района Кол-во призовых мест на уровне области Кол-во призовых мест на уровне РФ
1 место 2 место 3 место грамо­ты 1 место 2 место 3 место грамо­ты 1 место 2 место 3 место грамо­ты
                                               

Проведено экскурсий, внеклассных мероприятий _______________________________________________

Творческие отчеты (форма проведения, тема занятия)___________________________________________

Участие в общественной жизни ОУ (член методического совета, профкома, разовые

^

поручения)______________________________________________________________________________

Участие в районных массовых мероприятиях, организуемых ИДДТ ______________________________

Работа с родителями (собрания, лектории, беседы, консультации, совместные мероприя­)



 

5. Консультации (количество):

Администрация______________

Методист___________________

6.Ваши предложения:_____________________________________________________________________



Дата заполнения Подпись

Приложение 4

Структура учебного занятия.

Помни: занятие состоит из совокупности учебно- воспитательных компонентов:

ПАМЯТКА

МОЛОДОМУ ПЕДАГОУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТРУКТУРА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ»

ПОМНИ: занятие состоит из совокупности учебно-воспитательных компонентов - целей, содержания, методов обучения, форм организаций и реального результата.

1. ЦЕЛЬ - триединая дидактическая.цель (ТДЦ): обучающая, развлекающая, воспитывающая:

- глагол в неопределенной форме (научить, развивать,

воспитывать;

- через деятельность педагога и через деятельность

обучающихся научить... - учиться...;

- на каждом этапе занятия;

- проверяется (в реальном результате, -чему научились...).

2. СОДЕРЖАНИЕ - содержание учебного материала (СУМ) и программе разделе, блоке, теме занятий

- четко на занятии

- посильный и достаточный объем .

- выделить главное.

3. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - способы формирования познавательной активности эвристический; познаватель­ной игры, творческая деятельность, индивидуализация, диффенциация...

- показ, фронтальная беседа, подробное

изложение, дискуссия...

4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ - фронтальная, групповая (парная, бригадная, диффереи- нциированно - групповая - одаренные, умелые,

-начинающие), индивидуальная.

5. РЕАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ - чему научились (достижение цели)

- как получилось у отдельных микрогрупп

- достижение каждого ребенка

- взаимопоказ и практический обмен навыками,

лучший образец, художественная ценность, . .. практическая ценность: похвала, одобрение.

ОБРАТИ ВНИМАНИЕ: Выделяют следующие структурные элементы (этапы) занятия:

I.Организации начала занятия

2.Проверка выполнения домашнего задания

3. Подготовка к основному этапу занятия

4. Усвоение новых знаний и способов действий

5. Первичная проверка понимания

6. Закрепление знаний и способов действии

7. Обобщение и тематизация знаний, умений и навыков

8. Контроль и самопроверка знаний, умения и навыков

9. Подведение итогов занятия

10.Рефлексия

11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

НЕ ЗАБЫВАИподводить тоги занятия

ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ своей деятельности и деятельности обучающихся на занятии на теоретическую часть отводить 19-15% времени, а на практическую - 85-90%

Составитель: методист ИДДТ Прохорова В.В.

Приложение 7

ПАМЯТКА ПО САМОАНАЛИЗУ ЗАНЯТИЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Помни: занятие состоит из совокупности учебно-воспитательных

моментов: содержания, методов обучения, форм организации и конечного результата.

1.СОДЕРЖАНИЕ:

- чему учите вообще,

- на данном занятии (четко на сегодня),

- выделить главное.

- посильный объем работы,

- наглядность, показ, подражание, копирование,элементы фантазии.

- средства для поддержания интереса к работе.

2. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

- показ, поиск, подробное изложение, дискуссия, словесная, фронтальная беседа, творческая деятельность, эвристический - озарение, подсознательная интуиция.

3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

- фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, бригадная, дифференцировании,

- групповая,

- (одаренные, умелые, начинающие)

4. КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

- чему научились,

- как получилось у отдельных микрогрупп,

- взаимопоказ, практический обмен навыками,

- лучший образец изделия, его коммерческая стоимость, эстетическая ценность (на выставку, в подарок. для подражания, образца).

Приложение 8

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

1.1. Объединение является основным видом объединения воспитанников ДДТ для освоения ими какого-либо вида деятельности.

1.2. Руководить объединения - специалист-педагог дополнительного образования, назначенный приказом директора ДДТ.

1.3. Объединение может быть составной частью более крупного объединения воспитанников - студии, клуба и т.д.

1.4. Настоящее положение составлено на основании Устава ДДТ и регламентируется деятельностью объединения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1. Объединение открывается при наличии желающих заниматься, педагога дополнительного образования, образовательной программы на учебный год.

2.2. Для работы, могут использоваться типовые и модифицированные программы, а также оригинальные программы, разработанные руководителем кружка и утвержденные на методическом совете ИДДТ.

2.3. Цели и задачи, содержащие деятельности объединения определяется педагогом дополнительного образования в соответствии с программой.

2.4. Численный состав и режим работы объединения устанавливается из психофизиологической и педагогической целесообразности и на основании Устава ДДТ условий работы и ежегодно утверждается на педагогическом совете ДДТ.

2.5. Расписание занятий составляется методистом ДДТ, по представлению педагога дополнительного образования с учетом пожеланий родителей, детей, наиболее благоприятного режима труда и отдыха воспитанников, их возрастных особенностей и установленных санитарно-гигиенических норм. Расписание утверждается директором ДДТ.

2.6. В работе объединения могут участвовать совместно с воспитанниками их родители (без включения их в списочный состав) при наличии условий и согласия педагога дополнительного образования.

2.7. Во время каникул объединение может работать по специальному плану увеличивая разнообразие форм работы, проводя экскурсии, походы, утренники, вечера, посещение музеев, театров и т.п.

3. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСВЕННОСТЬпедагога дополнительного образования,ВОСПИТАННИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.

3.1. Права, обязанности и ответственность педагога дополнительного образования определяется должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка, Уставом ДДТ и настоящим положением и трудовым договором.

3.2. Права, обязанности и ответственность воспитанников и их родителей (лиц их заменяющих) определяются правилами внутреннего трудового распорядка ДДТ, Уставом ДДТ и настоящим положением.

3.3. Педагог дополнительного образования, воспитанники и их родители (лица их заменяющие) несут ответственность за порчу зданий, сооружений, помещений, оборудования, инвентаря, зеленых насаждений, выставочных экспонатов ДДТ в соответствии с действующим законодательством.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

4.1. Работа объединения оценивается положительно при условии:

- стабильности контингента воспитанников;

- успешного освоения воспитанниками учебной программы;

- выполнения плана работы объединения ;

- его активного участия в мероприятиях.

4.2. При отсутствии одного из компонентов, обязательных для открытия объединения, указанных в п. 2.1., объединение закрывается.

4.3. Контроль за деятельностью объединения осуществляет администрация ДДТ, заместители директоров по воспитательной деятельности в ОУ района (на основании договоров).

Основная документация

Образовательная программа

Организация процесса обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования осуществляется на основе образовательных программ, которые могут быть как типовыми, т.е. рекомендуемыми государственными органами управления социально-образовательной сферы, так и модифицированными (адаптированными), экспериментальными и авторскими , которые разрабатываются педагогами, имеющими в настоящее время широкие возможности творчески подходить к отбору содержания и направления своей деятельности.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

- направленностям дополнительных образов

Наши рекомендации