Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи ОЗО

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
Раздел I Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России          
1.1. Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи
1.2. Система логопедической помощи в России на современном этапе
  ИТОГО
  Промежуточный контроль (зачёт)        
2. Раздел II. Система логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения          
2.1 Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях
2.2. Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения
... ИТОГО
ё Промежуточный контроль (экзамен)        
  Итого
  Промежуточный контроль (зачёт, экзамен)        
  ВСЕГО

2.2 Содержание дисциплины, структурированное по разделам (темам)

Раздел 1 Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России (24 часа)
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ПК-4: З.1; У.1; В.2
Содержание разделаТема 1.1 Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи Периодизация развития логопедической помощи в России. Направления организованного оформления и развития системы логопедической помощи в стране. Тема 1.2 Система логопедической помощи в России на современном этапе. Направления сети логопедической службы в стране. Преемственность в работе отдельных образовательных организаций. Преемственность в работе учреждений здравоохранения и образовательных организаций.
План лекций План семинарских занятий
Тема I.1 Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи Кол-во часов: 2 План: 1. Этап воз­никновения и развития в России предпосылок становления системы логопедической помощи, 2. Этап становления специализированной помощи лицам с нарушениями речи в учреждениях педагогичес­кого и медицинского профилей. 3. Этап развития и совершенствования системы логопедичес­кой помощи Список литературы: [1, 7, 12] Тема I.1 Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи Кол-во часов:6 часа Изучаемые вопросы: 1. Этап возникновения и развития в России предпосылок становления системы логопедической помощи, 2. Этап становления специализированной помощи лицам с нарушениями речи в учреждениях педагогичес­кого и медицинского профилей. 3. Этап развития и совершенствования системы логопедичес­кой помощи Список литературы: [1, 7, 12, 17, 19, 20, 21, 22]
  Тема I.2 Система логопедической помощи в России на современном этапе Кол-во часов:2 часа Изучаемые вопросы: 1. Направления логопедической помощи в стране. 2. Преемственность в работе отдельных образовательных организаций. 3. Преемственность в работе учреждений здравоохранения и образовательных организаций Список литературы: [1, 3, 4, 17, 18,19, 20, 21, 22]
Самостоятельная работа
Инвариантная часть Вариативная часть
Тема I.1 Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи(4 часа) 1. Участие в коллоквиуме 6- баллов 2. Составление схемы «Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи»». 5 баллов 3. Аннотирование литературы по теме: «Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи» 5 баллов Тема I.2 Система логопедической помощи в России на современном этапе (6 часов) 1. Составление схемы по теме «Направления логопедической помощи в стране» 5 баллов 2. Обзор материалов сайтов по проблеме «Преемственность в работе образовательных организаций в вопросах оказания логопедической детям с нарушениями речи». 5 баллов 3. Участие в коллоквиуме 6 баллов 4. Контрольная работа по разделу 1. 10 баллов 1. Реферат по теме «Становление специализированной помощи лицам с нарушениями речи в учреждениях образования». 10 баллов 2. Эссе по теме «Становление специализированной помощи лицам с нарушениями речи в учреждениях медицинских профилей» 10 баллов 3. Реферат по теме «Развитие и совершенствование системы логопедичес­кой помощи в России». 10 баллов 4. Составление схемы по теме «Преемственность в работе учреждений здравоохранения и образовательных организаций по оказанию помощи лицам с нарушениями речи» 5 баллов    
Паспорт оценочных средств по разделу
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства
ПК-4: З.1 знать структуру логопедической службы в Росси   1. Составление схемы «Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи»». 2. Участие в коллоквиуме 3. Составление схемы по теме «Направления логопедической помощи в стране» 4. Реферат по теме «Развитие и совершенствование системы логопедичес­кой помощи в России».   5. Контрольная работа по разделу 1.
ПК-4: У.1 Уметь анализировать современные подходы к организации логопедической помощи населению 1. Аннотирование литературы по теме: «Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи» 2. Участие в коллоквиуме 3. Эссе по теме «Становление специализированной помощи лицам с нарушениями речи в учреждениях медицинских профилей» 4. Реферат по теме «Становление специализированной помощи лицам с нарушениями речи в учреждениях образования». 5. Контрольная работа по разделу 1.
ПК-4: В.2 В.2 способами организации логопедической помощи в учреждениях разного типа в рамах осуществления преемственности в их работе 1. Составление схемы по теме «Преемственность в работе учреждений здравоохранения и образовательных организаций по оказанию помощи лицам с нарушениями речи» 2. Участие в коллоквиуме 3. Обзор материалов сайтов по проблеме «Преемственность в работе образовательных организаций в вопросах оказания логопедической детям с нарушениями речи» 4. Контрольная работа по разделу 1.
       




Раздела 1 Система логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения (48 часов)  
Требования к результатам освоения раздела: знать, уметь, владеть (код контролируемой компетенции) ПК-4: В.1; ПК-5: З.2; У.2; В.3  
Содержание раздела Тема 2.1 Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях Организация и содержание логопедической помощи в дошкольных образовательных учреждениях: детских образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи, детских учреждений комбинированного вида, детских учреждениях компенсирующего вида, центров развития ребенка, дошкольных учреждений общеобразовательного вида, дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии. Организация и содержание логопедической помощи в общеобразовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) образовательных школах. V вида. Организация логопедической помощи в центрах психолого-медико-педагогического сопровождения и в центрах психолого-медико-педагогического консультирования, центрах профилактики и реабилитации. Принципы отбора детей, комплектование групп для детей с нарушениями речи, знакомство с документацией ПМПК и ПМПк. Тема 2.2 Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения Особенности организации логопедической работы с больными с нарушениями речи и других высших психических функций. Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения и организация логопедической службы в детской поликлинике; организация работы логопеда в психоневрологическом диспансере; организация работы дневного стационара для больных с афазиями, дизартриями и логоневрозами; работа логопеда в Доме ребенка; организация работы логопеда в стационарном отделении.  
План лекций План семинарских занятий  
Тема II.1 Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях Кол-во часов: 4 часа План: 1. Организация и содержание логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях разного типа. 2. Организация и содержание логопедической помощи в общеобразовательных организациях. 3. Организация логопедической помощи в специальных (коррекционных) образовательных школах V вида. 4. Организация логопедической помощи в центрах психолого-медико-педагогического сопровождения и в центрах психолого-медико-педагогического консультирования, центрах профилактики и реабилитации. Список литературы: [1, 2, 3, 4, 8, 9, 21, 22, 23] Тема II.1 Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях Кол-во часов: 8 часов Изучаемые вопросы: 1. Организация и содержание логопедической помощи в детских образовательных организациях для детей с нарушениями речи: детских учреждений комбинированного вида, детских учреждениях компенсирующего вида, центров развития ребенка, дошкольных учреждений общеобразовательного вида, дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии. 2. Организация и содержание логопедической помощи в общеобразовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) образовательных школах V вида. 3. Организация логопедической помощи в центрах психолого-медико-педагогического сопровождения и в центрах психолого-медико-педагогического консультирования, центрах профилактики и реабилитации. 4. Принципы отбора детей в специальные (коррекционные) группы или классы для детей с нарушениями речи Список литературы: [1, 3, 4, 5,8, 9, 10, 11, 12, 14, 17, 22, 23,24]  
Тема II.2 Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения Кол-во часов: 2 План: 1. Организация логопедической службы в детской поликлинике. 2. Организация работы логопеда в психоневрологическом диспансере; 3. Особенности организации логопедической работы с больными с нарушениями речи и других высших психических функций. 4. Организация работы дневного стационара для больных с афазией, дизартрией и логоневрозом. 5. Работа логопеда в Доме ребенка 6. Организация работы логопеда в стационарном отделении. Список литературы: [1, 2, 9, 11, 12, 13, 14] Тема II.2 Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения Кол-во часов: 8 часов Изучаемые вопросы: 1. Организация логопедической службы в детской поликлинике. 2. Организация работы логопеда в психоневрологическом диспансере; 3. Особенности организации логопедической работы с больными с нарушениями речи и других высших психических функций. 4. Организация работы дневного стационара для больных с афазией, дизартрией и логоневрозом. 5. Работа логопеда в Доме ребенка 6. Организация работы логопеда в стационарном отделении.   Список литературы: [1, 3, 4, 5, 7, 9]  
Самостоятельная работа  
Инвариантная часть Вариативная часть  
Тема II.1 Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях (16 часов) 1. Составление мультимедийной презентации «Организация в России логопедической помощи детям с нарушениями речи (дошкольного возраста, школьного возраста)» 5 баллов 2. Эссе по теме «Организация в Челябинской области логопедической помощи детям с нарушениями речи дошкольного возраста» 10 баллов 3. Эссе по теме «Организация в Челябинской области логопедической помощи детям с нарушениями речи школьного возраста» 10 баллов 4. Участие в дискуссии 6- баллов Тема II.2 Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения (14 часов) 1. Аннотирование литературы по теме «Организация в России логопедической помощи детям с нарушениями речи в учреждениях здравоохранения» 5 баллов 2. Аннотирование литературы по теме «Организация в России логопедической помощи лицам с локальными поражениями головного мозга в учреждениях здравоохранения» 5 баллов 3. Участие в дискуссии 6- баллов 4. Контрольная работа по разделу 2. 10 баллов 1. Обзор материалов сайтов по проблеме «Организация в России логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи» 5 баллов 2. Эссе «Логопедическая помощь лицам с заиканием в учреждениях здравоохранения» 7 баллов 3. Составление схемы «Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения». 5 баллов    
Паспорт оценочных средств по разделу  
Код контролируемой компетенции (или её части) и ее формулировка наименование оценочного средства  
ПК-5: З.2; знать клинико-психолого-педагогические основы изучения лиц с нарушениями речи   1. Составление мультимедийной презентации «Организация в России логопедической помощи детям с нарушениями речи (дошкольного возраста, школьного возраста)» 2. Участие в дискуссии 3. Эссе по теме «Организация в Челябинской области логопедической помощи детям с нарушениями речи дошкольного возраста» 4. Эссе по теме «Организация в Челябинской области логопедической помощи детям с нарушениями речи школьного возраста» 5. Контрольная работа по разделу 2.    
ПК-5: У.2 уметь работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи 1. Эссе «Логопедическая помощь лицам с заиканием в учреждениях здравоохранения» 2. Участие в дискуссии 3. Аннотирование литературы по теме «Организация в России логопедической помощи лицам с локальными поражениями головного мозга в учреждениях здравоохранения» 4. Аннотирование литературы по теме «Организация в России логопедической помощи детям с нарушениями речи в учреждениях здравоохранения» 5. Контрольная работа по разделу 2.    
ПК-4: В.1; владеть навыками установления межличностных отношений; ПК-5: В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов комплексного сопровождения лиц с нарушениями речи 1. Составление схемы «Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения». 2. Участие в дискуссии 3. Обзор материалов сайтов по проблеме «Организация в России логопедической помощи детям дошкольного возраста с нарушениями речи» 4. Контрольная работа по разделу 2.  
         

Максимальное количество баллов по дисциплине 99 баллов.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Логопедия: учеб. для пед.вузов /ред. Л.С. Волкова.-Изд. 5-е, перераб. и доп.-М.:Владос,2009

2. Специальная педагогика:в 3 т.: учеб.пособие для вузов*/ ред. Н. М. Назарова.- М.:Академия.-(Высшее профессиональное образование).-Т.3:Педагогические системы специального образования.-2008

Дополнительная литература

3. Белякова Л.И., Логопедия. Заикание./Л.И Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: 1998.

4. Елецкая О.В., Организация логопедической работы в школе./ О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: 2005.

5. Зуева Л.Н. , Настольная книга логопеда./ Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова – М.: АСТ: Астрель, 2005.

6. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4. – С. 3.

7. Селиверстов, В. И. Практикум по дошкольной логопедии: [По спец. N 03.07.00 "Педагогика и психология (дошкольная)" / В.И. Селиверстов и др.] ; Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1988.

8.Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: 2002.

9. Степанова О.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание/О.А.Степанова.-М.:Форум,2009

10. Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии./ М.КК. Шохор-Троцкая – М.: 2002.

11. Филичева Т.Б., Основы логопедии. /Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: 1989.

12. Черкасова, Е.Л. К организации преемственности обучения учащихся с нарушениями речи в различных типах учреждений / Е.Л. Черкасова // Дефектология. - 2004. - № 5. - C. 27-34.

13. Черкасова Е.Л. Проблемы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 4. - C. 22-28.

14. Черкасова, Е.Л. Современное состояние профессиональной подготовки специалистов-дефектологов в вузах Российской Федерации / Е.Л. Черкасова // Дефектология. - 2008. - № 1. - C. 85-90.

15. Чиркина, Г.В. Проблемы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2007. – №5. – С. 12-29.

16. Чиркина, Г.В. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи / Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова // Дефектология. - 2009. - № 1. - C. 23-32.

17. Чиркина, Г.В. Насущные проблемы деятельности логопедических учреждений в современных условиях: [дошкол. логопед. учреждения] / Г.В. Чиркина // Дефектология – 2012 – №1.

18. Юртайкин В..В. Особенности работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи. / В.В. Юртайкин //Дефектология. – №2. – 1981.

19. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. / А.В. Ястребова – М.: 1997.

3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

20. Ефименкова Л.Н., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте./ Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.:1991.

21. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е. Грибова, А.Р. Малле. – М.: АПК и ППРО, 2005.

22. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи – М.: Изд-во «Просвещение». – 2008.

23. Ястребова А.В.,. Учителю о детях с недостатками речи. / А.В. Ястребова , Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова – М.: 1996.

4.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

24. www.http://rss.ikprao.ru/sitemap.html- Портал Института коррекционной педагогики РАО

25. www.nlr.ru/ – Российская национальная библиотека.

26. www.nns.ru/ – Национальная электронная библиотека.

27. www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека.

28. www.,biznes-karta.ru/ – Агентство деловой информации «Бизнес-карта».

5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 6

4.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций

ПК-4 готов к обеспечению взаимодействия работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных коррекционно-педагогических задач
З.1 знать структуру логопедической службы в России У.1 Уметь анализировать современные подходы к организации логопедической помощи населению   Текущий контроль: Проверка выполнения самостоятельных заданий (таблиц), конспектов, тезауруса; выполнение практической работы на занятии, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, контрольные работы по 1,2 разделам.
ПК-5 готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения
З.2 знать клинико-психолого-педагогические основы изучения лиц с нарушениями речи У.2 уметь работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов комплексного сопровождения лиц с нарушениями речи Текущий контроль: Проверка выполнения самостоятельных заданий (таблиц), конспектов, тезауруса; выполнение практической работы на занятии, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, контрольные работы по 1,2 разделам.
   

4.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Контрольные вопросы и задания по разделу I

1. В каких учреждениях оказывалась помощь детям с нарушениями речи в к. IX н. XX в.в.?

2. Какой характер носила логопедическая помощь в дореволюционное время?

3. Какие изменения в организации специальной помощи аномальным детям произошли в первые годы Советской власти?

Наши рекомендации