Система логопедической помощи лицам

Система логопедической помощи лицам

С нарушениями речи

Направление: 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования:магистратура

Профильная направленность: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»

Челябинск 2016

Лист согласования

Разработчики:        
         
к.п.н., доцент кафедры СПП иПМ       С.Г. Щербак
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
Программа одобрена на заседании кафедры « »сентября   2016__ Протокол
         
Заведующий кафедрой       Л.А. Дружинина
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
Одобрено представителем работодателя Н.В. Войниленко, канд. пед. наук., доцент ЧГПУ, директор МБС(К)ОУ школы-интерната № 11
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)
Руководитель ОПОП       Е.В. Шереметьева
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
Декан факультета       Н.Г. Сошникова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
                         

Система логопедической помощи лицам - student2.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи

Направление: 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования:магистратура

Профильная направленность: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»

Челябинск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... …………………………………………………………………………………………………… 14

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 23

6 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 25

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 26

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 26

9 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 27



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Данная учебная дисциплина разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ магистратуры.

Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов 1-го курса (2-й семестр); 1-го и 2го курсов по заочной форме обучения (1-й , 3-й семестр) направления «Специальное (дефектологическое) образование», программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи».

Дисциплина по выбору «Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них 2 ЗЕТ аудиторная работа (28 часов: 8 часов лекционных занятий и 20 часов практических занятий) и самостоятельная работа студентов (44 часа), 1 ЗЕТ (36 часов) отводится на подготовку и сдачу экзамена. На заочной форме обучения имеет трудоемкость 4 з.е. (144 часа). Из них 36 часов – аудиторная нагрузка (10 часов – лекционные занятия, 26 часов – практических занятий), 99 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение первого курса магистратуры, второго семестра и второго курса, четвёртого семестра на заочной форме обучения.

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Психология», «Патопсихология», «Логопедия», «Специальная педагогика», «История логопедии».

При изучении дисциплины учитываются знания студентов в области теоретических основ логопедии, нейрофизиологии, возрастной и специальной психологии и др. У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах методологии логопедии, основных речевых нарушений; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, интернет-источниками, реферирования научной литературы, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

В курсе «Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи» рассматриваются особенности становления логопедической помощи в России и в регионе, теоретические и практические вопросы организации логопедической помощи населению в различных учреждениях.

Курс «Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи» является основой для изучения дисциплин: «Современные проблемы логопедии как науки», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи», «Афазия», «Психолого-педагогическая диагностика при нарушениях речи», «Информационные технологии в сопровождении лиц с нарушениями речи», «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике», а также для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла и для прохождения научной и педагогической практики.

1.4. Цели дисциплины:

Целью курса является формирование у студентов теоретических знаний о структуре и деятельности логопедической службы в системе здравоохранения и образования, направленной на формирование, коррекцию и совершенствование речи детей и взрослых;

При изучении данной учебной дисциплины студенты должны усвоить современные подходы к организации логопедической помощи населению в России; представления о работе логопеда в учреждениях системы здравоохранения; систематизировать и обобщить знания об особенно­стях оказания логопедической помощи в дошкольных образовательных учреждениях; о работе логопеда в образовательных учреждениях, о структуре и деятельности логопедической службы в системе здравоохранения и образования.

Содержание курса по выбору включает два раздела.

В первом разделе изучаются основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России; система логопедической помощи в России на современном этапе, преемственность в работе учреждений здравоохранения и образовательных организаций.

Во втором разделе рассматриваются вопросы организации и содержания логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения; организации и содержания логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях, структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать Уметь Владеть
1. ПК-4 готов к обеспечению взаимодействия работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных коррекционно-педагогических задач З.1 знать структуру логопедической службы в России У.1 Уметь анализировать современные подходы к организации логопедической помощи населению В.1 владеть навыками установления межличностных отношений; В.2 способами организации логопедической помощи в учреждениях разного типа в рамах осуществления преемственности в их работе
2. ПК-5 готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения З.2 знать клинико-психолого-педагогические основы изучения лиц с нарушениями речи У.2 уметь работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов комплексного сопровождения лиц с нарушениями речи

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
Раздел I Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России          
1.1. Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи
1.2. Система логопедической помощи в России на современном этапе
  ИТОГО
2. Раздел II. Система логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения          
2.1 Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях
2.2. Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения
... ИТОГО
  Промежуточный контроль (экзамен)        
  ВСЕГО

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Список литературы

Основная литература

1. Логопедия: учеб. для пед.вузов /ред. Л.С. Волкова.-Изд. 5-е, перераб. и доп.-М.:Владос,2009

2. Специальная педагогика:в 3 т.: учеб.пособие для вузов*/ ред. Н. М. Назарова.- М.:Академия.-(Высшее профессиональное образование).-Т.3:Педагогические системы специального образования.-2008

Дополнительная литература

3. Белякова Л.И., Логопедия. Заикание./Л.И Белякова, Е.А. Дьякова. – М.: 1998.

4. Елецкая О.В., Организация логопедической работы в школе./ О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская. – М.: 2005.

5. Зуева Л.Н. , Настольная книга логопеда./ Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова – М.: АСТ: Астрель, 2005.

6. Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4. – С. 3.

7. Селиверстов, В. И. Практикум по дошкольной логопедии: [По спец. N 03.07.00 "Педагогика и психология (дошкольная)" / В.И. Селиверстов и др.] ; Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 1988.

8.Специальная дошкольная педагогика / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др.; Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: 2002.

9. Степанова О.А. Логопедическая работа в дошкольном образовательном учреждении: организация и содержание/О.А.Степанова.-М.:Форум,2009

10. Шохор-Троцкая М.К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии./ М.КК. Шохор-Троцкая – М.: 2002.

11. Филичева Т.Б., Основы логопедии. /Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина - М.: 1989.

12. Черкасова, Е.Л. К организации преемственности обучения учащихся с нарушениями речи в различных типах учреждений / Е.Л. Черкасова // Дефектология. - 2004. - № 5. - C. 27-34.

13. Черкасова Е.Л. Проблемы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2009. - № 4. - C. 22-28.

14. Черкасова, Е.Л. Современное состояние профессиональной подготовки специалистов-дефектологов в вузах Российской Федерации / Е.Л. Черкасова // Дефектология. - 2008. - № 1. - C. 85-90.

15. Чиркина, Г.В. Проблемы обеспечения преемственности между дошкольным и начальным образованием детей с нарушениями речи / Г.В. Чиркина // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2007. – №5. – С. 12-29.

16. Чиркина, Г.В. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи / Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова // Дефектология. - 2009. - № 1. - C. 23-32.

17. Чиркина, Г.В. Насущные проблемы деятельности логопедических учреждений в современных условиях: [дошкол. логопед. учреждения] / Г.В. Чиркина // Дефектология – 2012 – №1.

18. Юртайкин В..В. Особенности работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи. / В.В. Юртайкин //Дефектология. – №2. – 1981.

19. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательной школы. / А.В. Ястребова – М.: 1997.

3.2. Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

20. Ефименкова Л.Н., Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте./ Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. - М.:1991.

21. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекционные) образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е. Грибова, А.Р. Малле. – М.: АПК и ППРО, 2005.

22. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи – М.: Изд-во «Просвещение». – 2008.

23. Ястребова А.В.,. Учителю о детях с недостатками речи. / А.В. Ястребова , Л.Ф. Спирова, Т.П. Бессонова – М.: 1996.

4.3. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

24. www.http://rss.ikprao.ru/sitemap.html- Портал Института коррекционной педагогики РАО

25. www.nlr.ru/ – Российская национальная библиотека.

26. www.nns.ru/ – Национальная электронная библиотека.

27. www.rsl.ru/ – Российская государственная библиотека.

28. www.,biznes-karta.ru/ – Агентство деловой информации «Бизнес-карта».

5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Таблица 6

4.1 Оценочные средства контроля формируемых компетенций

ПК-4 готов к обеспечению взаимодействия работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных коррекционно-педагогических задач
З.1 знать структуру логопедической службы в России У.1 Уметь анализировать современные подходы к организации логопедической помощи населению   Текущий контроль: Проверка выполнения самостоятельных заданий (таблиц), конспектов, тезауруса; выполнение практической работы на занятии, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, контрольные работы по 1,2 разделам.
ПК-5 готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения
З.2 знать клинико-психолого-педагогические основы изучения лиц с нарушениями речи У.2 уметь работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов комплексного сопровождения лиц с нарушениями речи Текущий контроль: Проверка выполнения самостоятельных заданий (таблиц), конспектов, тезауруса; выполнение практической работы на занятии, устный опрос на практических занятиях, индивидуальное собеседование, контрольные работы по 1,2 разделам.
   

4.2 Типовые контрольные задания или иные материалы для текущего контроля

Контрольные вопросы и задания по разделу I

1. В каких учреждениях оказывалась помощь детям с нарушениями речи в к. IX н. XX в.в.?

2. Какой характер носила логопедическая помощь в дореволюционное время?

3. Какие изменения в организации специальной помощи аномальным детям произошли в первые годы Советской власти?

Второй этап - экзамен.

Вопросы к экзамену

1. Основные этапы развития логопедической помощи в России.

2. Особенности развития логопедической помощи лицам с нарушениями речи в к. IX н. XX в.в.

3. Особенности организации логопедической помощи лицам с нарушениями речи в первые годы Советской власти.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Методические указания к организации деятельности студентов

Таблица 9

Вид учебных занятий Организация деятельности студента
Лекция Написание конспекта лекций: кратко, схематично, последовательно фиксировать основные положения, выводы, формулировки, обобщения; помечать важные мысли, выделять ключевые слова, термины. Проверка терминов, понятий с помощью энциклопедий, словарей, справочников с выписыванием толкований в тетрадь. Обозначить вопросы, термины, материал, который вызывает трудности, пометить и попытаться найти ответ в рекомендуемой литературе. Если самостоятельно не удается разобраться в материале, необходимо сформулировать вопрос и задать преподавателю на консультации, на практическом занятии. Уделить внимание следующим понятиям: адаптация, госпитализм ранний, декомпенсация, коррекция, коррекционно-педагогическое воздействие депривация, логопедическое воздействие, перевоспитание, распад речи, фонопедия.
Практические занятия Проработка рабочей программы, уделяя особое внимание целям и задачам структуре и содержанию дисциплины. Конспектирование источников. Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам, просмотр рекомендуемой литературы, работа с текстом (5, 21). Прослушивание аудио- и видеозаписей по заданной теме, решение расчетно-графических заданий, решение задач по алгоритму и др.
Контрольная работа/индивидуальные задания Знакомство с основной и дополнительной литературой, включая справочные издания, зарубежные источники, конспект основных положений, терминов, сведений, требующих для запоминания и являющихся основополагающими в этой теме. Составление аннотаций к прочитанным литературным источникам и др.
Реферат Реферат: Поиск литературы и составление библиографии, использование от 3 до 5 научных работ, изложение мнения авторов и своего суждения по выбранному вопросу; изложение основных аспектов проблемы. Ознакомиться со структурой и оформлением реферата.
Коллоквиум Работа с конспектом лекций, подготовка ответов к контрольным вопросам и др.
Подготовка к экзамену При подготовке к экзамену (зачету) необходимо ориентироваться на конспекты лекций, рекомендуемую литературу и др.

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

РПД «Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи»

утверждена «___»________20___г.

Внесены изменения:

Содержание изменения Дата и № протокола заседания кафедры
В список литературы внесены изменения из ЭБС  
Актуализировано содержание лекций  
Актуализировано содержание практических занятий  
Обновлены и добавлены задания для самостоятельной работы  
Дополнен фонд оценочных средств  
Обновлены вопросы и задания к экзаменам  
С 27.04.2016 на титульном листе и в тексте РПД «Алалия», утвержденном Ученым советом ЧГПУ 30.10.2014 г, протокол № 4, вместо слов «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Челябинский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВПО «ЧГПУ»)» читать «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный педагогический университет (ФГБОУ ВО «ЧГПУ»)» На основании Приказа от 12.04.2016 № 376 «О мероприятиях в связи с переименованием университета и утверждением новой редакции устава федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Челябинский государственный педагогический университет"   № 1 от 14.09.16    
  С 30.08.2016 на титульном листе и в тексте РПД «Алалия», утвержденном Ученым советом ЧГПУ 30.10.2014 г, протокол № 4, вместо слов «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ЧГПУ»)» читать Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»). На основании Приказа от 22.08.2016 г. № 657 "О мероприятиях в связи с переименованием университета и внесением изменений в Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Челябинский государственный педагогический университет". № 1 от 14.09.16  

Система логопедической помощи лицам

С нарушениями речи

Направление: 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования:магистратура

Профильная направленность: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»

Челябинск 2016

Лист согласования

Разработчики:        
         
к.п.н., доцент кафедры СПП иПМ       С.Г. Щербак
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
(занимаемая должность)   (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
Программа одобрена на заседании кафедры « »сентября   2016__ Протокол
         
Заведующий кафедрой       Л.А. Дружинина
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
         
         
Одобрено представителем работодателя Н.В. Войниленко, канд. пед. наук., доцент ЧГПУ, директор МБС(К)ОУ школы-интерната № 11
    (подпись)   (инициалы, фамилия, должность, место работы)
Руководитель ОПОП       Е.В. Шереметьева
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
Декан факультета       Н.Г. Сошникова
    (подпись)   (инициалы, фамилия)
                         

Система логопедической помощи лицам - student2.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи

Направление: 44.04.03 – Специальное (дефектологическое) образование

Уровень образования:магистратура

Профильная направленность: «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи»

Челябинск, 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 5

2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

3 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ... …………………………………………………………………………………………………… 14

4 ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.. 15

5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ 23

6 ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.. 25

7 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ... 26

8 ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ И (ИЛИ) МАТЕРИАЛЫ... 26

9 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ.. 27



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Данная учебная дисциплина разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по реализации основных образовательных программ магистратуры.

Рабочая программа дисциплины предназначена для магистрантов 1-го курса (2-й семестр); 1-го и 2го курсов по заочной форме обучения (1-й , 3-й семестр) направления «Специальное (дефектологическое) образование», программы «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с нарушениями речи».

Дисциплина по выбору «Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи» имеет общий объём 3 ЗЕТ (108 часов), из них 2 ЗЕТ аудиторная работа (28 часов: 8 часов лекционных занятий и 20 часов практических занятий) и самостоятельная работа студентов (44 часа), 1 ЗЕТ (36 часов) отводится на подготовку и сдачу экзамена. На заочной форме обучения имеет трудоемкость 4 з.е. (144 часа). Из них 36 часов – аудиторная нагрузка (10 часов – лекционные занятия, 26 часов – практических занятий), 99 часов отводится для самостоятельной работы студентов. Дисциплина изучается в течение первого курса магистратуры, второго семестра и второго курса, четвёртого семестра на заочной форме обучения.

При изучении дисциплины используется балльно-рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений студентов.

1.2. Необходимые для дисциплины знания, умения и навыки, сформированные в общеобразовательной школе либо в других дисциплинах образовательной программы.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Психология», «Патопсихология», «Логопедия», «Специальная педагогика», «История логопедии».

При изучении дисциплины учитываются знания студентов в области теоретических основ логопедии, нейрофизиологии, возрастной и специальной психологии и др. У студентов должны быть сформированы умения ориентироваться в вопросах методологии логопедии, основных речевых нарушений; навыки написания конспектов лекций, работы с литературными источниками, интернет-источниками, реферирования научной литературы, составления мультимедийных презентаций.

1.3. Необходимость изучения дисциплины как основы для последующего изучения другой дисциплины.

В курсе «Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи» рассматриваются особенности становления логопедической помощи в России и в регионе, теоретические и практические вопросы организации логопедической помощи населению в различных учреждениях.

Курс «Система логопедической помощи лицам с нарушениями речи» является основой для изучения дисциплин: «Современные проблемы логопедии как науки», «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с системными нарушениями речи», «Афазия», «Психолого-педагогическая диагностика при нарушениях речи», «Информационные технологии в сопровождении лиц с нарушениями речи», «Проектирование коррекционных технологий в логопедической практике», а также для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла и для прохождения научной и педагогической практики.

1.4. Цели дисциплины:

Целью курса является формирование у студентов теоретических знаний о структуре и деятельности логопедической службы в системе здравоохранения и образования, направленной на формирование, коррекцию и совершенствование речи детей и взрослых;

При изучении данной учебной дисциплины студенты должны усвоить современные подходы к организации логопедической помощи населению в России; представления о работе логопеда в учреждениях системы здравоохранения; систематизировать и обобщить знания об особенно­стях оказания логопедической помощи в дошкольных образовательных учреждениях; о работе логопеда в образовательных учреждениях, о структуре и деятельности логопедической службы в системе здравоохранения и образования.

Содержание курса по выбору включает два раздела.

В первом разделе изучаются основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России; система логопедической помощи в России на современном этапе, преемственность в работе учреждений здравоохранения и образовательных организаций.

Во втором разделе рассматриваются вопросы организации и содержания логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения; организации и содержания логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях, структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения.

1.5. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине.

Таблица 1

Планируемые результаты обучения

№ п/п Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС ВО и ОПОП) Конкретизированные цели освоения дисциплины
знать Уметь Владеть
1. ПК-4 готов к обеспечению взаимодействия работников сфер образования, здравоохранения и социальной защиты при решении актуальных коррекционно-педагогических задач З.1 знать структуру логопедической службы в России У.1 Уметь анализировать современные подходы к организации логопедической помощи населению В.1 владеть навыками установления межличностных отношений; В.2 способами организации логопедической помощи в учреждениях разного типа в рамах осуществления преемственности в их работе
2. ПК-5 готов к психолого-педагогическому изучению лиц с ОВЗ с целью выявления особенностей их развития и осуществления комплексного сопровождения З.2 знать клинико-психолого-педагогические основы изучения лиц с нарушениями речи У.2 уметь работать в команде специалистов разного профиля по созданию условий медико-психолого-педагогического сопровождения лиц с нарушениями речи В.3 владеть приемами организации профессиональной деятельности с учетом современных методов комплексного сопровождения лиц с нарушениями речи

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

№ п/п Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)
Л ЛР ПЗ СРС Всего
Раздел I Основные направления становления и развития системы логопедической помощи в России          
1.1. Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи
1.2. Система логопедической помощи в России на современном этапе
  ИТОГО
2. Раздел II. Система логопедической помощи в системе образования и учреждениях здравоохранения          
2.1 Организация и содержание логопедической помощи детям с нарушениями речи в образовательных организациях
2.2. Структура и деятельность логопедической службы в системе здравоохранения
... ИТОГО
  Промежуточный контроль (экзамен)        
  ВСЕГО

Наши рекомендации