А14 Какой тип речи представлен в предложениях 20-25?
1) описание 2) рассуждение | 3) повествование 4) описание и повествование |
А15 Укажите правильную морфологическую характеристику слова УКОЛОТЫЙ из 24 предложения текста.
1) наречие 2) деепричастие | 3) причастие 4) прилагательное |
А16 Какое средство художественной выразительности использовано в предложении 47 (При появлении господина весь класс шумно встал и вытянулся в струнку)?
1) сравнение
2) метафора
3) фразеологический оборот
4) антитеза
Часть 2
При выполнении заданий этой части (В1-В4) запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.
Ответы к заданиям B1-B3 запишите словами. |
В1 Укажите способ образования слова ОГОРЧЁННО (предложение 16)
Ответ: _________________________________________________________________
В2 Из предложения 25 выпишите производный предлог.
Ответ: _________________________________________________________________
В3 Из предложений 40-41 выпишите слово с чередующейся гласной в корне слова.
Ответ: _________________________________________________________________
Ответы к заданию B4 запишите цифрами.
В4 Среди предложений 45-49 найдите предложения с деепричастными оборотами. Напишите номера этих предложений.
Ответ: _________________________________________________________________
Часть 3
Используя прочитанный текст, выполните задание С1. Запишите ваш развёрнутый ответ (сочинение-рассуждение) на отдельном бланке (листке).
С1 На основе прочитанного текста напишите сочинение-рассуждение, ответив на вопрос: «Почему Тёма не сказал учителю правду?».
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных вам предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Вариант 5
Часть 1
При выполнении заданий этой части (А1-А16) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
А1 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) ведомый 2) поломатый | 3) списанный 4) вымытый |
А2 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная в корне слова?
1) ус..ление, ум..лять (значение), предназн..чение
2) соч..тать, щ..петильный, бл..стательный
3) пост..мент, ут..пический, энцикл..педия
4) ц..ремония, п..лисадник; ц..пляться
А3 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) бе…снежная, бе…крайний, бе…жизненный
2) пр…тронуться, пр…огромный, пр…клеить
3) и…балованный, во…произвести, во…хождение
4) пр…брежный, пр…озёрный, пр…отворённый
А4 В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква О?
1) печ..ный картофель, ш..пот листьев
2) зажж..нная свеча, детская руч..нка
3) горяч.. спорили, ночные ш..рохи
4) задеть плеч..м, береж..т письма
А5 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе буквой И.
1) несконча..мые звуки
2) необита..мый остров
3) обид..вший ребенка
4) не замет..вший изменений
А6 В каком ряду на месте пропуска пишется одна буква Н?
1) болезне…ое состояние, берестя…ая грамота
2) обрадова…ый отец, быстро перечита…а
3) составляющие перемеша…ы, книга прочита…а
4)стира..ые хозяйкой вещи, перепаха…ое поле
А7 В каком варианте ответа НЕ со словом пишется слитно?
1) Домашнее задание (не)сделано.
2) Вдалеке виднелись (не)достроенные дома.
3) Разговаривать было (не) о чем.
4) Это было (не)лёгкое, а сложное дело.
А8 Укажите ряд слов, требующих дефисного написания.
1) (пол)лекции, (пол)метра
2) (красно)жёлтый, (не)кого
3)одеться (по)летнему, (северо)восток
4) (по)зимнему насту, (крест)накрест
А9 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?
Сколько н(1) грозили ему револьвером, он н(2) произнёс н(3) единого слова, даже н(4) разу н(5) посмотрел на спрашивающих. 1) 2, 5; 2)1, 2, 5; 3) 1,3,4; 4) 1, 2, 5
А10 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лёгкий ветерок (1) срывавшийся иногда с озёр (2) окружённых ольхой и орешником (3) достигнув деревни (4) разливал в воздухе запах лесистой почвы. 1) 1, 2, 4; 2) 1, 2, 3,4; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 2, 3
А11 Укажите словосочетание, где выделенное слово является главным.
1) блистающий вдали | 3) колеблемый ветром |
2) поблагодарив друга | 4) переводя текст |
А12 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Подъезжая к станции,
1) завязался приятный разговор.
2) множество разных людей виднелось вокруг.
3) пассажиры забеспокоились и стали собирать вещи.
4) в вагоне стало шумно.
Прочитайте текст и выполните задания A13-A15; B1-В5; С1.
(1)Ясный зимний полдень. (2)Мороз крепок, трещит, и у Наденьки, которая держит меня под руку, покрываются серебристым инеем кудри на висках и пушок над верхней губой. (3)Мы стоим на высокой горе. (4)От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. (5)Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном.
(6)— Съедемте вниз, Надежда Петровна! — умоляю я. — (7)Один только раз. (8)Уверяю вас, мы останемся целы и невредимы.
(9)Но Наденька боится. (10)Все пространство от ее маленьких калош до конца ледяной горы кажется ей страшной, неизмеримо глубокой пропастью. (11)У нее замирает дух и прерывается дыхание, когда она глядит вниз, когда я только предлагаю сесть в санки, но что же будет, если она рискнет полететь в пропасть! (12)Она умрет, сойдет с ума.
(13)— Умоляю вас! — говорю я. — (14)Не надо бояться! (15)Поймите же, это малодушие, трусость!
(16)Наденька наконец уступает, и я по лицу вижу, что она уступает с опасностью для жизни. (17)Я сажаю ее, бледную дрожащую, в санки, обхватываю рукой и вместе с нею низвергаюсь в бездну.
(18)Санки летят, как пуля. (19)Рассекаемый воздух бьет в лицо, ревет, свистит в ушах, рвет, больно щиплет от злости, хочет сорвать с плеч голову. (20)От напора ветра нет сил дышать. (21)Кажется, сам дьявол обхватил нас лапами и с ревом тащит в ад. (22)Окружающие предметы сливаются в одну длинную, стремительно бегущую полосу. (23)Вот-вот еще мгновение, и кажется — мы погибнем! (А. Чехов)
А13 Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему автор-рассказчик называет героиню Наденькой?»Такая форма имени говорит ...
1) о детском возрасте героини.
2) о снисходительном отношении рассказчика к героине.
3) о влюбленности героя-рассказчика.
4) об иронии, которую испытывает рассказчик по отношению к героине.