Второй блог это культура – выработка в человеке полезных привычек и формирование характера.

Первый период воспитания.

Укоренение в ребенке полезных привычек и устранение вредных. Механистический характер воспитания. То есть ни разум ни самосознание в ребенке еще не развиты и нет смысла приводить ему разумные доводы. Нравственно мотивировать нельзя. Нужно механистически укоренить привычку.

Второй период.

Пробуждение в ребенке потребности действовать не только по привычке но и по сознанию с должным мотивом поступка. Ребенок не просто выполняет действия но разумно осознавать должен почему это нужно делать. Возраст около 7 лет или раньше.

Формирование характера. Это то что человек делает из самого себя. Это прежде всего обладание волей и придерживаться на практике принципов установленных его собственным разумом.

Для характера по Канту свойственно послушание сначала по принуждению а потом по доверию – добровольно. Правдивость и общительность.

Сначала необходимо освободить от страстей и следовать принципу sustine et abstine (воздерживайся и выдерживай).

Не должно быть излишеств. Сердце ребенка не должно стать слишком мягким. Нужно его оптимизировать.

Кант выдвигает ряд правил воспитания характера.

1. Никогда не уклоняться от истины и говорить только правды.

2. Не притворяться.

3. Сдерживать обещания.

4. Нельзя совершенствовать человека по частям, понемногу. Потому что воспитание это воздействие которое что-то делает и если не рассматривать это как целостный процесс будет односторонность.

Умственное развитие. Кант считает что в нашем уме нет таких прирожденных идей которые предваряют опыт и поскольку этих элементов познания не.

Нравственное воспитание которое основано на согласии нашей воли. Принять на веру известные принципы для различения добра и зла. Потому что можно потворствовать злу осознанно. Кант заменяет формальные нравственные принципы – счастья симпатии – на категорический императив. Поступай так чтобы принципы твоей деятельности могли быть всеобщими законами человечества.

Еще одна формула – каждый человек является средством для реализации счастья другого и одновременно целью но никогда только средством.

Человек средство но всегда только цель.

Категорическому императиву должен следовать воспитатель и применять к воспитанниками и наоборот.

Педагог не должен придавать предпочтение воспитаннику иначе закон перестает быть общим.

Если кто-то видит что не все остальные одинаково подчиняются этому императиву то сразу закрадывается чувство сопротивления.

Кант указывает необходимость сознания для детей морального катехизиса. То есть катехизис со всеми случаями которое случаются в жизни.

Иоганн Генрих Песталоцци

Швейцарец. Организовал приют и школу. Две основные мысли пронизывают его систему:

1. Мысль истинной человечности как цель воспитания.

2. Мысль о ходе природы как методологической основе воспитания. Принцип турдосообразоности.

Идеальный человек есть тот кто имеет

1. Развитый ум.

2. Возвышенные чувства (богопочитание).

3. Развитая способность к действию.

Человеческое воспитание это выделка каждого отдельного звена в великой цепи посредством которого образуется единое человечество.

Само развитие человека не может проходить обособлено. А только в составе целого человечества.

Каждый человек считает человека долженствующим воспринимать все лучшее от человечество н ос другой стороны отдавать все лучшее от себя человечеству.

В отличие от других просветителей не т субъективного идеалистического оттенка. Так как идеальный человек это просто развитая индивидуальность но еще и развитая личность которая чувствует и стремиться к единению со всем человечеством.

Лучшая среда воспитания это атмосфера семейной любви (семейственности).

Людям свойственна самодеятельность саморазвитие – стремление человека выйти из состояния безжизненности.

Одной самодеятельности недостаточности. Если человек растет на свободе то он очень далек от совершенства поэтому необходимо к самодеятельности природы прибавить воспитание. То что отрицает Руссо. Человек стал человеком только с помощью воспитания но оно должно придерживаться природы. Необходимо согласие человека с природой и человеческие силы человек должен задействовать чтобы его развитие было согласным с природой.

Принципы природосообразосноти

1. Самопроизводность . преобразование собственных сил человека из него самого. Человек творит из себя самого себя.

2. Метод. Человек должен развивать по законам природы.

3. Созерцание. Anschauung. Это как и у Канта практическое обнаружение идеи которое изначально заложено в человека и созерцание это конкретно ее обнаружение. Деятельность рассудка которая творит и образует предмет.

4. Равновесие сил. Триада гармоническая: головка сердечко и ручки. Ум чувства и действия.

Детям надо формировать практические жизненные навыки.

Многознание уму не научает. Ср. Гераклит.

У человека важнее внутренний стержень.

Гегель

Идея различения практического и теоретического духа. Теоретический это знание обучение. Значение его исправить сознание. Практический дух же начинается с цели и интересов с объективных определений чтобы превратить субъективное в объективное. Гегель считает что очень важно уметь подчиняться общему порядку.

Лекция 29.03.12

1. Идея конденсации образовательного процесса. Учения Конта.

2. Унитарийские приципы обучение и воспитание в философии Спенсера.

3. Прагматическая педагогика Джона Гюи.

Позитивная философия Конта. 1798-1857.

Родоначальники позитивизма, выпуск 4, 1912 мск. Спенсер. «воспитание умственное нравственное и физическое». Спб 1912.

Гюи «демократия и образование», мск, 2000.

Промышленный бум. Массовое производство. Все это несло в себе следующие явления:

1. Стандартизация

2. Специализация

3. Синхронизация. Основной лозунг – время – деньги.

4. Централизация и концентрация.

5. Унификация.

Массовое производство требует массового обучения

Огюст Конт 1798-1857

1841. курс позитивной философии.

Два основных открытия:

1. Закон стадий исторического развития (теологическая, метафизическая и позитивная). Истолкование природной сущности нам приходит в опыте, а не посредством умозрительности или бога.

2. Классификация научного знания.

Нужно образование сделать универсальным систематическим. Системное образование делит на два периода:

1. Образование самопроизвольное или спонтанное. До 14 лет. Это время культуры сердца. Сформировать чувства человека.

2. Образование систематическое.

Под руководством матери должен получать гуманитарное образование. Предметы: эстетика литературного характера.

14 лет исполнилось. Изучается одна математика.

15 лет. Механника

Астрономия

Физика

Химия

Биология

Социология. Термин введен собственно Контом.

Стремление Конта к логической концентрации знания. Интеллектуальные процессы развития заключаются не только в накоплении знания но и в его конденсации.

Отрицает метафизику. Если выводить чисто умозрительные знания то и будут знания не опирающиеся на опыт.

Бесплатность обязательность общедоступность светсткость

Спенсер 1820-1903

Позитивистский подход к философии.

Воспитание это искусство научить человека жить полной жизнью.

5 видов деятельности:

1. Деятельность едущая к самосохранению.

2. Деятельность ведущая к добыванию средств к существованию.

3. Деятельность направленно на воспитание потомства.

4. Выполнение гражданских обязанностей. Социальная активность.

5. Деятельность досуга.

Идеальное образование это такое которое дает подготовку по всем этим видам.

Содержание образование черпается из реальных знаний.

1. Физиология и гигиена.

2. Социология физика математика экономика логика

3. Педагогика физиология психология этика.

4. История социология.

5. Литература эстетика искусство.

Наука дисциплинирует ум и поведение.

Онтогинех соответсвует филогенезу.наука развивается из практической потребности, поэтому преобретать знания лучше, если человек начинает с самостоятельных наблюдений.

Джон Дьюи 1859-1952

прагматизм

Лекция 05.04.12

Идеалы образования в русской педагогике.

1. Истоки русской национальной педагогики и идеи славянофильства.

2. Философия русской школы К. Д. Ушинского.

3. Идеалы просвещения Л. Н. толстого.

4. Педагогика А. С. Макаренко.

«Об общественном воспитании в России».

Ушинский, «Человек как предмет воспитания». Мск, 1974.

Л. Н. Толстой «О народном образовании».

Макаренко А. С. О некоторых проблемах в теории практики и воспитания.

Зеньковский В. В. «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии». Мск, 1993.

Наши рекомендации