Аврелий Августин лаженный 4-5 века. 354-430

Считают что его Исповедь учебник лучший сотни других по педагогике. Он сам преподавал риторику, но оно быстро закончилось. Много читал проповедей, потому что был епископом. Для ииусина главное вера. Уразумей чтобы уверовать и уверуй чтобы уразуметь. А верить надо в прежде всего нравственные заповеди бога.

Образование это то что направлено к Богу к свету.

Августинизм идет от Платона через Плотина. Разум как бы насыщается этим светом, заподвеями которые бог дает и этот разум просветляется. Главный вопрос «Каким должен быть человек в мире? Какое его правлиьно отношенеи к миру и творцу?» для этого надо было понять благо и понять что такое зло какова их природа.

И вот Августин ставит вопросы:

1. Что такое зло? (что такое грех, порок). Грех есть результат порчи человеческой природы после грехопадения. К первородному греху который имел место добавляются новые грехи потому что человечество не перестает грешить и человечество становится массой греха и зла. Поэтому зло есть недостаток добра. И она различает в зле: а) проступки – страсть портит душу и тело. Если страсть к алкоголю то она портит и душу и тело. б) преступления. Страсти которые приносят вред другому. Тем не менее всякий грех это некое соперничество с Богом и «безуспешное искание блага, которое может дать только Бог». Поэтому все грехи двоякого происхождения. Во-первых это побуждение собственных мыслей. Вторая это уговор со стороны.

2. Как спастись от греха? Августин не терял надежу на спасение человека. Спасение это спасение от развращения страсти неведения незнания. Само спасение и есть образование. Само спасение объяснимо актом божественного благоволения. То есть это дар Бога. Почему дар? Разве сам человек не может спастись от невежества? Собственных сил у человека не достаточно для человека, потому что довлеет первородный грех. Отсюда вывод – необходима божественная благодать. Однако несмотря на то что это дар Бога Августин заключает, что действия человека свободны и независимы от внешней причинности, то есть субъективно человек действует свободно, но все что он делает, делает через него Бог. Таким образом свобода воли человека. Значит и порок и добродетель вменяются человеку а не богу, потому что смысл и порока и благодетели задан божественными заповедями. Если воля устремлена к богу она voluntas, здорова. А если она повернута к себе и ищет благ она падает вниз к временному и приходящему. Любовь к временному можно преодолеть но только если ты почувствуешь силу божественного. Знание это внутреннее осознание божественных истин. А божественная истина есть вечные неизменные знаки бога. Бог выступает как лучший учитель, внутренний Мастер, свет которого освещает знание в наших душах. Всем даются одинаковые истины они обще всем людям. Истины развиваются из внутренней глубины душ. Земной учитель должен помочь развить это осознание. Он должен его побудить, помочь человеку уверовать в истину внутри души. Учитель должен владеть Майевтикой. Но для всего этого нужна вера и именно она дает ориентир.

Дело учителя не переправлять из своей головы знания, а пробудить человека, вытащить ее из него. Человеку нужно помочь стать тем кем он может быть, чтобы он активно управлял телом и душой.

Основная цель образования человека – помочь человеку его душе осознать свои возможности стать господином над своим телом и внешними вещами. По сути это означает что цель образования – цели существования, то есть спастись. Надо осознать греховность своего существования для этого нужно обратить к Богу.

Августин делить мир на Небесный Град – спасенные души. Мир где существует любовь к богу вплоть до забвения себя. Земной мир это подготовка к небесной жизни.

Роль государства – оно должно участвовать в этой подготовительно миссии потому что государство и церковь от бога. Она должна брать на себя миссию подготовку ко вступлению в небесный град.

И вот это показывает что Августин сформулировал христианское отношение к образованию на многие века. Нам нужно перейти в мир иной и этому мы и готовимся.

Русь начиная с патриаршего периода носило общегосударственный характер образования. В начале церковно-приходская школа. Вместе с грамотой давалась вера.

Тривиум и квадривиум &c.

Схоластика

В первую очередь умеренное ее крыло –

Аквинат.

13 век. Расцвет схоластики. От слова schola. Схоластика исходила из того что догматы и принципы веры уже установлены поэтому задача другая – у Августина уверовать, а у схоластов – рационализировать веру. Доказать что принципы веры это разумное знание.

Рациональное познание возможно через божественное озарение. В схоластике мы имеем решение 2х основных вопросов:

1. Соотношение веры и знания.

2. Вопрос об универсалиях.

Аквинат указывает на 43 способа познания Бога:

1. Познание путем созерцания. Я не вижу окно это размышление окна (это внечувственное познание идей, непосредственно связано с интуицией, a la откровение).

2. Познание при помощи естественного разума. То есть это рационально постигаемые догматы. Например, Бог един. Отсюда строится космологическое доказательство бытия мира. Каждое явление имеет причину и в конце концов мы приходит к высшей причине – Богу. «Если разум приходит к выводам противоречащим откровению, виноват разум». A la познание троичности Бога.

3. Познание при помощи веры.

Вера и знания о Фомы различаются, хотя не противоречат друг другу. У Фомы познание Бога тоже есть цель образования как и у Августина. Но если у Августина познание есть только вера, но здесь познание Бога это еще и интеллектуальное размышление и видение. Это совершенно новый христианский педагогический идеал. Ты не только понимаешь но и можешь доказать.

Томисская педагогика ориентирована уже на разум и занние а не только на веру. Разум сущестует в созерцании и субстанция этого содержание есть сущность бога. А если ты знаешь nxj есть бог и стремишься к нему то ты уподобляешься ему.

Аквинат как и аристотель… высшая цель целовека есть илея блага – Бог. Человек должен стермиться к благу то есть к Богу, познать его. Достижение блага хависит т самого челоека. Если человек размыляет о нем стремиться он достигает блаженства и уподобляется ему.

Аквинат определяет добродетели. Три нравоучительные: вера надежда любовь. И четыре человеческие: мужество умеренность справедливость благоразумие. Потмо были расписаны не только ценности и преобрели протвиоположности в 7ми смертных грехах. Это высочайший уровень христианский образования поому что все тут расписано.

Но на практике схоластика вырождалась в обсуждение нелепейших вопросов a la сколько на игле поместить чертей. Спорили до мордобития. В некоторых храмах 13 14 веках есть перегородки для споров.

Это обсуждение бреда была практика средневековой жизни.

Занимались по 10-12 часов и дурели. И если не могли что-то сказать из били указками.

Средневековая школа забивала головы информацией которая не соприкасалась с условиями жизни. Гротеск на средневековую школу: гарандье франсуа, к Гардантюа пригласили магистра богослова и он 5 лет учи лазбуку.

Средневековая школа не пропускала людей с антидогматическими идеями. Все качества подавлялись. Мрачное настроение есть страшный тяжккий грех. У тебя унылый вид. Ты не веришь в спасителя. Сейчас же радуйся сука.

Яна Коменский Амон

Comenius. 1594-1670.

Он первый выделил педагогику из философии и оформил ее в научную систему. До сих пор во всем мире используется предложенные коменским институты как «учебный год» начинается с осени. Школьный год должен прерываться каникулами от «собаки» то есть гонять собак. Деление учебного года на четверти. Классная научная система. встали сели, повторили, напомнили,. Урок продолжительнсоть учебного делоа указки уроки.

Он как Декарт в философии, они даже знаки друг друга. И коперника в астрономии. Входило около 2 столетий

Выступил против бездумной зубрежки и вдалбливания схоластики. Прекратить равнодушие педагога. Прекратить насилие над учениками. Можно сказать что он ратовал за гуманизм педагогики. Создавал теоретическую систему в которой он провел необходимость всеобщего образования для всех детей через всю его жизнь. Век живи век учись. Три цели в этой системе:

1. Познание окружающего мира и себя. Обучение или умственное воспитание.

2. Управление собой. (нарвственное воспитание)

3. Стремление к богу. Религиозное воспитание. Бог нацеливает человека на общее, общественное.

Эти цели всегда будут стоять перед педагогикой а интсрументы могут меняться.

Стратегическая задача педагогика: гармония челвоека в мире земном и мире небесном потому что челвоек есть образ и подбие боега. И только тогда познает блаженство когда булет жить не толлько для себя но и для бога. В этом и необходиотсь всеобщего образования. Эта цель моэет быть досгнута потомоу что люди равны и человек может достичь совершения когда произошол первородный грех.

Человек может быть исправлен от греховности образованием. Это удобнее но в то же время это вера в возможности члеовека которая прокламируется поскольку утверждается что каждый человек должен жить чтобы делать всеобщую гармонию. Всеобщее воспитание возможно на оснвое всеобщей веры и потребности государства.

Комениус не был первы провоззгласивший всеобшность обращоания Лютер жто говоорил за сто лет до него. Впервые мысль о праве КЖДОГО человека на оразование чего нет у Лютера.

Возрожденческая идея: школа это кухница гуманизма или мастерская человечности. То есть все обучение должно основыываться на человечности.

Исходя из приролды человека Кор. Делит жищнь на этапы:

1. Ранне детство

2. Отрочество

3. Юность

4. &c

Но самое главно – прицип прирдосообразности. Человек часть природы и дложен подчиняться ее заокнам. Это явный натурализм поскольку природа у него творение бога значит природа путь понимания бога и принцпи природосообразности положен в познание оучение и воспитание. Познания природа есть познание бога.

Основа hgbhjljcjj, разности есть сенсуализм. То есть познание релаьности на основе чувственных восприятий. Опыта конкретный jootybq 5 чувств и восприятий и чувственных предсатвлений.

Основное ПРАВИЛО дидактики: нет ничего в интеллекте чего не было в чувствах. Поэтому нужно сначала показать чтобы из опыта человек взял на основе ощущения и освоил предмет.

Материнская школа 0-6 лет.

6-12 школа родного языка. Общеобразовательная шокла

12-18 латинская школаю гимназическое обучение.

18-254 академия или университет. Получение специальности.

Наши рекомендации