Выявление уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников
База исследования: МБОУ «ОЦ № 11» г. Череповца, 3 «А» класс в количестве 24 человек. Учитель: Чеп Надежда Мироновна.
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников.
Соответственно данной цели нами были поставлены следующие задачи констатирующего эксперимента:
1)сформулировать критерии и показатели, и на их основе дать характеристику уровням сформированности здорового образа жизни у младших школьников;
2)в соответствии с критериями и показателями подобрать и провести методики, позволяющие выявить уровень сформированности здорового образа жизни у младших школьников;
3)проанализировать результаты по каждому критерию сформированности здорового образа жизни у младших школьников и определить общий уровень.
На основе анализа психолого - педагогической литературы мы выделили критерии и показатели сформированности здорового образа у младших школьников, представленные в таблице (см. Таблицу 2).
Таблица 2
Критерии, показатели, методики изучения сформированности здорового образа жизни у младших школьников
Критерии | Показатели | Методики |
Когнитивный | наличие определенных знаний, относительно здорового образа жизни; понимание различных сторон знаний о здоровье: гигиенические требования и нормы, основы правильного питания, режим труда и отдыха, двигательная активность и т.д. | Методика 1. Анкета «Знания о здоровье и здоровом образе жизни» |
Мотивационно - потребностный | Положение ценности «здоровье» в системе ценностей ребенка. | Методика 2. Анкета «Ценностные ориентации» |
Деятельностный | наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни. | Методика 3. Анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша) |
На основе данных критериев и показателей нами были выделены следующие уровни сформированности здорового образа жизни у младших школьников:
Высокий (36 – 29 баллов) -младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни; в системе ценностей ценность «здоровье» занимает ведущее место; младший школьник является активным участником мероприятий оздоровительной направленности.
Средний (28 - 18) -младший школьник владеет знаниями основ здорового образа жизни не в полном объеме, знает о некоторых правилах личной гигиены, режима организации питания; в системе ценностей ценность «здоровье» занимает промежуточное положение; младший школьник является участником большинства мероприятий оздоровительной направленности.
Низкий (менее 18) -знания основ здорового образа жизни отсутствуют или фрагментарны; ценность «здоровье» занимает последнее место в системе ценностей; младший школьник не участвует или редко участвует в мероприятиях оздоровительной направленности.
Для выявления уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников были использованы следующие методики: анкета «Знания о здоровье и здоровом образе жизни», анкета «Ценностные ориентации» и анкета «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях».
Методика 1 «Знания о здоровье и здоровом образе жизни»
Цель: изучить уровень информированности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни.
Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.
Инструкция: «Ребята, отметьте знаком «+» те варианты ответов, которые, по вашему мнению, являются наиболее точными (один, несколько или все)».
Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 1)
Уровни оценивания:
Высокий уровень (15-18 баллов) – необходимый объем и глубина знаний и представлений о ЗОЖ и здоровье. Суждения о принципах и сущности здоровьесбережения точны и приведены в систему.
Средний уровень (10-14 баллов) – хорошая ориентировка в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.
.Низкий уровень (4-9 баллов) – Знания о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.
Обработка результатов:
В методике принимало участие 24 человека.
При проведении методики были получены следующие результаты:
Высокий уровень – 13 % (3 человека)
Средний уровень - 54 % (13 человек)
Низкий уровень - 33 % (8 человек)
Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложение 3).
В обобщенном виде результаты изучения осведомленности младших школьников о здоровье и здоровом образе жизни представлены в таблице (см. Таблицу 3).
Таблица 3
Уровни осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ
Уровень | Количество учащихся | |
Абсолютное число | % | |
Высокий уровень | ||
Средний уровень | ||
Низкий уровень |
Процентное соотношение уровней осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 1).
Рис. 1 Диаграмма уровней осведомленности младших школьников о здоровье и ЗОЖ
В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что большинство учеников имеют средний уровень осведомленности о здоровье и ЗОЖ, что составляет 54%. Ученики хорошо ориентируются в вопросах сферы здравосозидания. Знания достаточно полные, осознанные и систематизированные.
13% учеников имеют высокий уровень осведомленности о здоровье и ЗОЖ.
На низком уровне находится 33 % обучающихся класса. Знания у детей о здоровье и ЗОЖ фрагментарны, ответы недостаточно осознанные и полные. Система знаний отсутствует.
Например, Дарья К., которую можно отнести к представителям с высоким уровнем осведомленности о здоровье и здоровом образе, дала 16 правильных ответов на вопросы анкеты. Матвей Б. дал 6 правильных ответов на вопросы, что говорит о низком уровне осведомленности о здоровье и здоровом образе жизни.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство детей имеют средний уровень осведомленности о требованиях ЗОЖ.
Методика 2 «Ценностные ориентации»
Цель:выявить место здоровья в системе ценностных ориентаций младших школьников.
Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.
Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и расположите данные словосочетания/слова в последовательности от 1 до 5: 1 – это для меня очень значимо, 5 – это для меня имеет наименьшее значение».
Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 4).
Уровни оценивания:проводится анализ результатов ранжирования; делается вывод о месте здоровья в системе ценностных ориентаций учащихся.
Высокий уровень (4-5 баллов) – ценность здоровья занимает ведущее место в системе ценностей ребенка.
Средний уровень (3 балла) – ценность здоровья занимает среднее положение в системе ценностей младшего школьника.
Низкий уровень (1-2 балла)– в системе ценностей ценность «здоровье» занимает последнее место.
Обработка результатов:
В методике принимало участие 24 человека.
При проведении методики были получены следующие результаты:
Высокий уровень – 66 % (15 человек)
Средний уровень - 17% (4 человека)
Низкий уровень - 17% (4 человека)
Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложение 5).
В обобщенном виде результаты изучения места здоровья в системе ценностей у младших школьников отображены в таблице (см. Таблицу 4).
Таблица 4
Уровни места здоровья в системе ценностей
Уровень | Количество учащихся | |
Абсолютное число | % | |
Высокий уровень | ||
Средний уровень | ||
Низкий уровень |
Процентное соотношение уровней места здоровья в системе ценностей представлено на диаграмме (см. Рисунок 2).
Рис. 2 Диаграмма уровней места здоровья в системе ценностей
В результате проведения методики 2 выявлено, что у большинства учеников здоровье занимает ведущее место в системе ценностей, что составляет 66%.
У 17% учеников ценность « здоровье» занимает промежуточное положение в системе ценностей.
Низкий уровень места здоровья в системе ценностей имеют 17% учеников класса.
Например, Катя К. отводит ведущее место ценности «здоровье» из представленного перечня. Это позволяет сделать вывод о том, что данный ученик находится на высоком уровне.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у более половины класса в системе ценностей ведущее место занимает ценность «здоровье».
Методика 3 «Участие школьников в здоровьесберегающих и пропагандирующих ЗОЖ мероприятиях» (Н. С. Гаркуша)
Цель:выявить наличие деятельности по осуществлению здорового образа жизни.
Оборудование:листочки с анкетой для учащихся, ручка.
Инструкция: «Ребята, подпишите вверху листочка имя и фамилию. Внимательно прочитайте вопросы и отметьте знаком «+» пункты, характерные для Вашего образа жизни».
Содержание методики: представлено в приложении (см. Приложение 6).
Уровни оценивания:
Высокий уровень (13 – 10 баллов) – наличие физической и творческой активности детей как элемента стиля жизни, то есть целеустремленная деятельность школьника для укрепления здоровья, развития физического потенциала и достижения физического совершенства, для эффективной реализации своих задатков с учётом личностной мотивации и социальных потребностей.
Средний уровень (9 – 6 баллов) – недостаточная активность в мероприятиях здоровьесберегающей направленности вследствие отсутствия в должной степени мотивации на ведение здорового образа жизни.
Низкий уровень (менее 6 баллов) – отсутствует потребность ведения здорового образа жизни, проявляется пассивность в самосовершенствовании и самореализации в процессе приобретения знаний о здоровье человека.
Обработка результатов:
В методике принимало участие 24 человека.
При проведении методики были получены следующие результаты:
Высокий уровень – 33% (8 человек)
Средний уровень - 42 % (10 человек)
Низкий уровень - 25% (6 человека)
Результаты по методике представлены в приложении (см. Приложение 2), работы детей в приложении (см. Приложениие7).
В обобщенном виде результаты по установлению наличия деятельности младшего школьника по осуществлению здорового образа жизни отображены в таблице (см. Таблицу 5).
Таблица 5
Уровни деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ
Уровень | Количество учащихся | |
Абсолютное число | % | |
Высокий уровень | ||
Средний уровень | ||
Низкий уровень |
Процентное соотношение уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 3).
Рис. 3 Диаграмма уровней деятельности младшего школьника по осуществлению ЗОЖ
В результате проведения методики 3 выявлено, что большинство учеников имеют средний уровень деятельности по осуществлению ЗОЖ, что составляет 42%.
Например, Дарья Кузн., которую можно отнести к представителям с высоким уровнем деятельности, активно принимает участи во всех мероприятиях. А Артем М., показавший низкий уровень деятельности, неактивно участвует в данных мероприятиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в классе преобладает средний уровень деятельности по осуществлению ЗОЖ.
Анализ результатов трех методик позволил выявить уровень сформированности ЗОЖ у младших школьников (см. приложение 2).
В обобщенном виде результаты по установлению уровня сформированности ЗОЖ у младших школьников отображены в таблице (см. Таблицу 6).
Таблица 6
Уровни сформированности ЗОЖ у младшего школьника
Уровень | Количество учащихся | |
Абсолютное число | % | |
Высокий уровень | ||
Средний уровень | ||
Низкий уровень |
Процентное соотношение уровней сформированности ЗОЖ представлено на диаграмме (см. Рисунок 4).
Рис. 4 Диаграмма уровней сформированности ЗОЖ у младших школьников
Данные диаграммы позволяют сделать вывод, что большинство учеников в классе имеют средний уровень сформированностиности ЗОЖ. Это составляет 71%. Это даёт право предполагать, что учащиеся не в полном объёме владеют правилами ведения здорового образа жизни, а также не испытывают высокую потребность к ЗОЖ, 13% учащихся находится на высоком уровне сформированности ЗОЖ. Такие ученики знают правила ведения ЗОЖ, активно принимают участие в оздоровительных и здоровьесберегающих мероприятиях. На низком уровне находится 16% учеников, можно сделать вывод, что учащиеся не проявляют активности по ведению ЗОЖ, а также не владеют правилами ЗОЖ.
Таким образом, в ходе констатирующего эксперимента с учетом выделенных критериев и показателей, подобранных методик, нам удалось выявить исходный уровень сформированности ЗОЖ у учеников 3 «А» класса. Большинство учеников (71 %) имеют средний уровень, 13% учащихся находятся на высоком уровне и 16% на низком.