Игры-формулы в течение рабочего дня

Формула 1. «Спокойствие и стабильность».

«Я хочу быть спокойным и стабильным. Я хочу быть уверенным в себе».

Формула 2. «Любовь к работе».

«Я очень люблю свою работу. Она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».

Формула 3. «Уменьшение напряжения».

«На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление, абсолютное подчинение всех действий достижению наибольшего результата свой работы. Не при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание».

«Перед сложным разговором»

Формула 1. «Спокойствие».

«Я спокоен и уверен в себе. У меня правильная позиция. Я готов к диалогу и взаимопониманию».

Формула 2. «Снятие волнения и напряжения».

«Мне легко, легко, свободно. Безмятежное счастье. Ярко, отчётливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив…. Каждая клетка тела дышит безмятежным счастьем. Всё тело дышит безмятежным счастьем. Всё тело легко, свободно. Безмятежное счастье».

«Снятие усталости и восстановление работоспособности»

Формула 1.

«Я верю в то, что могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь почувствовать себя бодрым и энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всём теле».

Формула 2.

«Я полон сил и энергии. Я готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня энергичные, здоровые, молодые нервы. У меня неутомимое молодое, богатырское сердце.

Игры-освобождения

Почему эти игры называются играми-освобождениями? От кого надо освободиться педагогу, занимающемуся психологическими упражнениями? Парадоксально, но в этом случае педагог ставит перед собой цель освободиться от самого себя, своих напряжённых состояний и отрицательных эмоций, пытается стать в позицию внешнего и относительно независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации.

«Диалог»

Упражнение выполняется: при активном участии другого человека (коллеге, близкого члена семьи).

Упражнение рекомендуется проводить в тех случаях, когда педагог переживает длительный и мучительный конфликт с другим человеком.

Упражнение помогает: «выключиться» из острой конфликтной ситуации, посмотреть на своё участие в ней и поведение партнёра по конфликту со стороны, выявить новые, ранее не замечаемые оттенки конфликта и, в результате, изменить к нему отношения.

Суть упражнения: два участника садятся на стулья напротив друг друга. Педагог, предлагающий для разбора конфликтную ситуацию, - ведомый, а его партнёр по диалогу – ведущий. Первая фаза упражнения состоит в том, что ведомый играет роль человека, с которым он находится в конфликте, а ведущий его роль. Таким образом, педагог ведёт диалог как бы с самим собой от имени того, с кем он конфликтует. Вначале беседы ему предлагается подумать о своём партнёре по конфликту, описать его внешность, манеру поведения, профессиональную и семейную ситуации, «вжиться» в роль. Затем начинается собственно диалог, в котором ведомый описывает конфликтную ситуацию от лица человека, с которым он конфликтует, высказывает его мнение, оценку. Ведущий вступает в диалог от лица своего собеседника. После 20-25 минут диалога нужно его завершить и на второй фазе упражнения разобрать новое содержание, которое появилось в процессе коммуникации: новое обстоятельство, новый взгляд

на ситуацию, иные оценки, квалификации. Безусловно, важны при этом позитивная направленность ведущего, его желание найти конструктивные средства для улаживания конфликтной ситуации.

«Видеокамера»

Упражнение выполняется: индивидуально (дома, на перемене, по дороге на работу).

Упражнение рекомендуется проводить в тех случаях, если вы по тем или иным причинам не можете доверить улаживание своего конфликта другому человеку.

Упражнение помогает: прояснить вашу позицию относительно конфликтной ситуации за счёт ваших собственных внутренних средств, интеллектуальной децентрации.

Инструкции к проведению упражнения: попробуйте представить историю развития ваших конфликтных взаимоотношений в виде своеобразного сценария: когда вы впервые увидели человека, с которым у вас впоследствии возникли осложнения в отношениях, каково было ваше первое впечатление, какие общие дела и занятия вас с ним объединяли, с какого момента отношения стали портиться, что делали и говорили вы, что делал и говорил он и т.п. Представьте также, что все эти ситуации в их реальной последовательности вы снимаете на видеокамеру. При этом, следовательно, вы детально воспроизводите обстановку и условия каждой из этих ситуаций, других его участников, динамику развития конфликта и его апогей.

Время проведения этого упражнения не ограничено. Вы почувствуете сами, когда начнёте «отходить» от конфликта и относиться к нему более спокойно, трезво и объективно. Но в любом случае более 30-40 минут заниматься самоанализом не следует, чтобы не «увязнуть» в самосознании и не потерять живые связи с реальностью.

«Плохой - хороший»

Упражнение выполняется: индивидуально.

Упражнение рекомендуется проводить в тех случаях, когда внутренне напряжение человека связано не с каким либо фактором его реальной жизни, а с тем, что он сам придумал о себе, о своём существовании.

Упражнение помогает: разрешить внутренний конфликт с самим собой.

Суть упражнения: заключается в том, чтобы при помощи собственных внутренних размышлений попытаться выстроить ситуацию, поменяв в ней только одно условие: то, что вам кажется плохим, представить хорошим и посмотреть, как может измениться ситуация, если в реальности произойдёт это замещение.

«Мой враг – мой друг»

Упражнение выполняется: индивидуально).

Упражнение помогает: принципиально (от отрицательного - к положительному) изменить отношение к другому человеку (воспитаннику, коллеге, члену семьи), с которым у вас остро- напряжённые взаимоотношения.

Инструкции к проведению упражнения: представьте себе своего обидчика. Возьмите лист бумаги и постарайтесь описать его внешний вид, т.е. составить словесный портрет. Старайтесь фиксировать, прежде всего, симпатичные детали его внешности. Прочитайте то, что написали. Если вы «соскользнули» на описание отрицательных внешних данных этого человека, вычеркните их. Затем на втором листе опишите качества характера своего партнёра по конфликту. Опирайтесь на то, что в нём есть хорошего, не разрешайте себе описывать отрицательные свойства его личности. Если всё же это произошло, при повторном чтении второй страницы вычеркните их. На третьем листке опишите взаимодействие с этим человеком,

пять таки опираясь на позитивные моменты в его поведении. В связи с этим попробуйте проанализировать своё собственное поведение. С удивлением вы почувствуете, как что-то изменилось к лучшему в вашем отношении к этому человеку.

А теперь, на основе вашего изменённого отношения выстройте другую линию вашего поведения: «Мне надо сделать всё по другому….». Упражнение заканчивается, когда завершено моделирование стратегии и тактики вашего позитивного поведения.

Заключение

«Хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу», - считал А.С. Макаренко.

В МОУДОД «Козловский Центр детского творчества», где я работаю методистом, игровая деятельность является стержневой и приоритетной: здесь представлен широкий спектр разнообразных методик игр, игровых моментов, различных игровых занятий, упражнений, тренингов, пронизывающих всю воспитательную работу нашего учреждения. А преимущества и достоинства использования игровой деятельности в качестве доминирующей и системообразующей говорят сами за себя: длительное время в ЦТД присутствует особая игровая атмосфера, способствующая самореализации и развитию личности; активно применяется моделирование игровых форм и средств; активизируется творческий потенциал воспитанников; выстраивается игровая перспектива, порождающая радостное ожидание, волнение и объединяющая всех участников игрового пространства. Активное системное использование творческих игровых форм и методов в работе привело к тому, что в Центре создан благоприятный психологический климат, способствующий творческому росту и развитию, как личности ребёнка, так и личности педагога.

Игра даёт прекрасную возможность переключать внимание, налаживать дисциплину, снимать напряжение, сплотить коллектив. Игра, являясь свободной, естественной формой проявления деятельности, позволяет открывать широкий простор для проявления своего «Я», личного творчества.

В игре проявляются те черты характера детей и педагогов, которые трудно распознать во время обычных уроков и занятий. Через умело подобранные игровые задания, упражнения развиваются возможности детей, их таланты. Дети, занимающиеся в нашем Центре, отличаются гибкостью и раскованностью мышления, жизнерадостностью, инициативностью, умением дружить, общаться и действовать в коллективе. Здесь каждый ребёнок имеет возможность раскрыть свои способности и таланты, стать «звёздочкой», независимо от его успешности в школе.

Психотехнические игры широко применяются педагогами нашего Центра. По их словам, подобные игры, игровые упражнения, тренинги расширяют их профессиональное самосознание, вырабатывают средства новой профессиональной позиции – позиции, основанной на самоанализе, самоконтроле, автокоррекции, саморазвитии. Наши педагоги умеют занять позицию «над» своей профессией и «над» самим собой, готовы к различным нововведениям, активно включаются в режим развития – саморазвития, сами становятся «ведущими» педагогических инноваций.

В заключение хочу привести слова В. А. Сухомлинского: « В игре раскрывается перед человеком мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка врывается живительный поток представлений, понятий об окружающем. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

Библиографический список

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Знание, 1993.

2. Берн Э. Игры взрослых. – М.: Знание, 1998.

3. Калинин В.Б. , Гайворон Т.Д. Устойчивое развитие: Игры и упражнения. – М.: АсЭкО, 2003.

4. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М.: Просвещение, 1990.

5. Корякина Н.И., Жевлакова М.А., Кириллов П.Н. Образование для устойчивого развития: поиск стратегии, подходов, технологии/ Под. общ. ред. С.В. Алексеева. – СПб: Союз художников, 2000.

6. Куприянов Б.В. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей. – М.: Владос, 2003.

7. Лещинский В.М. Учимся управлять собой и детьми. – М.: Владос, Просвещение, 1995.

8. Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Просвещение, 1988.

9. Митрофанов К.Г. Учительская ученичества. – М.: Знание, 2000.

10. Ниренберг Д, Калеро Г. Читать человека, как книгу. – М.: Просвещение, 1993.

11. Сытин Г.Н. Животворная сила. Помоги себе сам. – М.: Знание, 1995.

12. Щуркова Н.Е. Классное руководство: игровые методики. – М.: Педагогическое общество Росиии, 2004.

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Приложение 1.

Данные материалы, представляемые на республиканскую ярмарку методической продукции по вопросам организации воспитательной деятельности, в январе 2007 г. были оформлены в брошюру «Сборник игр в помощь педагогу», которую активно используют в своей педагогической деятельности педагоги дополнительного образования Козловского Центра детского творчества.

Наши рекомендации