На развитие межличностных взаимодействий

Цель представленных ниже игр заключается в том, что­бы создать условия для полноценного общения детей, подростков; смоделировать такие ситуации, в которых у детей:

• снимается страх перед самостоятельным высказы­ванием;

• развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

• прививается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

• формируется умение ценить свою и чужую работу;

закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Игровые занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяя свои спо­собности к лидерству, поддержке, творчеству, признанию заслуг другого, убеждению, принуждению, умению отста­ивать свою позицию и т.д. Здесь можно "узнать" себя в качестве партнера по общению, открыть в себе самые разнообразные стороны личности (и те, которые помо­гают установить контакт, и те, которые мешают этому). Одно из важнейших качеств ведущего игр на взаимо­действие состоит в готовности к импровизации.

Поэто­му ему стоит соблюдать следующие правила:

- будьте взрослым и ребенком, будьте мудрым и не­предсказуемым;

- не скупитесь на добрые слова своим воспитанникам, но и не за­искивайте перед ними;

- не отчаивайтесь, если что-то получилось не так, как вы задумали;

- не сопротивляйтесь, когда вдруг обнаружите, что дети хотят вас чему-то научить;

- не бойтесь творить и ошибаться;

- не забывайте благодарить судьбу за то, что к вам идут дети;

- пусть вам будет интересно!

Социально-педагогические игры помогают человеку:

• лучше узнать себя самого, понять свое отличие от других;

• найти и укрепить новые средства и пути для взаимной поддерж­ки людей в групповом взаимодействии (поддерживающие слова и невербальные формы общения, предложение ситуаций, в которых люди не боятся проявить себя, имеют возможность выглядеть так, как хочется самому человеку и т. д.);

• развивать такие способности, которые одновременно учат и ли­дирующей роли, и роли рядового участника в ситуациях группового решения;

• развивать способность к открытому взаимодействию с миром, сохраняя при этом свою индивидуальность.

"Подарок"

Играющие: два человека. Остальные "ог­раничиваются" ролью внимательных на­блюдателей.

Суть игры: два человека, сидя друг про­тив друга, могут в течение нескольких ми­нут дарить самые невообразимые подар­ки. Однако при этом соблюдаются следу­ющие условия: в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность: "Спасибо, Валера (Марина, Игорь и т.д.) за подарок..."; обязательно перечисляются все уже полученные подарки, и добав­ляется новый, например, после четвертого обмена подарками мож­но услышать следующее:

— Спасибо тебе, Света! Я тебе подарил стол, ты мне подарила цветок, я тебе подарил веник, ты мне подарила посудомоечную ма­шину, я подарил тебе вечный праздник, ты мне — молодильное яб­локо, я тебе подарил земной шар, ты мне подарила остров сокро­вищ, а я тебе дарю...

Вопросы к обсуждению: кто первый допустил два сбоя подряд? Кто лучше удерживает ин­формацию? Кто в поисках подарков идет нетрадиционным путем?

Игра учит: не бояться прямого включенного контакта, умению им­провизировать, сосредоточенности и доброжелательности.

"Воссоединение"

Играющие: все присутствующие.

Подготовительный этап: подготовьте карточки с названиями литературных произведений и именами их главных героев (вариант: историчес­кое событие и его участники и т. д.).

Суть игры:каждый участник получает карточку или с названием литературно­го произведения, или с именем героя. По знаку ведущего все дважды громко чи­тают то, что написано на карточках. Цель игры заключается в том, чтобы как можно скорее объединить героев с произведением (со­бытие с участниками).

Вопросы к обсуждению:легко ли найти "своего человека"? Что или кто мешает "воссоединению"? Какие еще задания можно было бы предложить?

Игра учит: умению слушать и слышать других, преодолению трудностей несмотря ни на что.

"Поиграем?"

Играющие: небольшие группы по 6-8 человек.

Суть игры:ве­дущий предлагает самые разнообразные задания:

— построиться в ряд в соответствии с алфавитом по первой букве имени;

— построиться в ряд в соответствии с алфавитом по последней букве имени (фамилии, по второй букве и т. д.);

— найти свой способ построения группы.

Вопросы к обсуждению:какая группа быстрее реагирует на задания? Какая группа нашла наибо­лее интересный способ самоклассификации? В какой группе появился явный «командир»? Кто ощущает себя «командиром», а кто «подчинённым»? и т. д.

Игра учит: открытому взаимодействию с окружающими, нахождению путей для взаимной поддержки в группе людей, умению проявить лидерские качества.

"Скульпторы"

Играющие: все присутствующие, разбившись по парам.

Суть игры:ве­дущий предлагает задания:

- сегодня вы — скульпторы. Как говорят ученые, самый податливый материал — это сам человек. Выберите себе пару. Перед каждым из вас та самая "глыба мрамора" (ваш друг), из которой можно вылепить очень многое. Для раз­минки сначала сотворите из "глыбы" скульптуру мыслителя. Спасибо! А те­перь — такую композицию, которой мож­но дать название "Счастливый человек", "Монстр из фильма ужасов".

Итак, скульпторы уже разогрели свое воображение и готовы со­здать совершенно оригинальное произведение, которое вы назо­вете... Прекрасно! Изменим роли: теперь "материал" станет скуль­птором, создателем и наоборот. Новые творцы могут делать со сво­ими бывшими скульптурами все что угодно. Только не забудьте на­звать ваше творение.

- новое задание:придайте своей скульптуре угрожающую позу, а затем включите себя в эту скульптурную композицию. Только обра­тите внимание: если ваш партнер — воплощение угрозы, то вы дол­жны играть роль жертвы. Приглядитесь: не напоминает ли вам эта скульптурная композиция одну из возможных жизненных (школьных, домашних и т. д.) ситуаций?

Теперь те, кто был в позе угрозы, отойдите в сторону (жертвы, оставайтесь на месте!) и посмотрите, как испуганно и жалко выгля­дят ваши "ученики". Помогите им: подстройтесь, словно защищая, обещая безопасность... Замечательно! "Жертвы", отойдите и пос­мотрите, какими бережными и заботливыми могут быть ваши "пе­дагоги" (родители и т. д.). Вернитесь к ним и в последний раз со­здайте скульптуру, которую поставят в вашей школе как педагоги­ческий символ содружества Учителя и Ученика. Всем спасибо!

Вопросы к обсуждению: легко ли вам далась невербальная форма взаимодей­ствия? Что было наиболее трудным? Смогли ли вы понять своего партнёра? И т. д.

Игра учит: умению угадывать настроение другого человека, подстраиваться и принимать пози­цию партнера, даёт возможность выплеснуть отрицательные эмоции (создавая угрожающих монстров).

"Прогулка с компасом"

Играющие: все присутствующие, разбившись по парам.

Суть игры:Участники разбиваются на пары, где есть ведомый ("ту­рист") и ведущий ("компас"). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) за­вязывают глаза. Необходимо пройти все игровое поле вперед и назад, при этом "ту­рист" не может общаться с "компасом" на вербальном уровне. Ведущий (компас) движением своих рук помогает ведомому дер­жать направление, избегая препятствий — других туристов с ком­пасами.

Вопросы к обсуждению: опишите ощущения человека с завязанными глаза­ми, который вынужден полагаться на своего партнера. Что способ­ствовало или что мешало чувству доверия? Как ведущие помогали своим ведомым?

Игра учит: умению доверять партнёру, работать в паре, сообща, снимает страх перед неизвестным.

"Гусеница"

Играющие: все присутствующие.

Подготовительный этап: подготовьте воздушными шариками — по одному на каждого учас­тника.

Суть игры:Участники игры должны выполнить следующее задание: надуйте шары: чем больше будет шарик, тем в дальнейшем вам бу­дет легче с ним работать. Постройтесь цепочкой, соблюдая следующие усло­вия:

• руки каждого участника лежат на плечах впередистоящего;

• воздушный шар зажат между животом одного играющего и спи­ной другого;

• дотрагиваться до воздушного шара (поправить, придержать и пр.) строго воспрещается;

• первый в цепочке участник держит свой шар на вытянутых ру­ках.

Таким образом, в единой цепи, но без помощи рук вы все должны пройти по определенному маршруту. Будьте готовы к тому, что вас ожидают разнообразные препятствия: натянутые веревки, перевер­нутые стулья, развороты в самых неожиданных местах... Ваша за­дача: пройти через все это и вернуться на исходные позиции.

Вопросы к обсуждению: где располагались лидеры — в начале, в се­редине или конце цепочки? Кто регулировал движение "живой гусе­ницы"? Кому и что было наиболее трудным?

Игра учит: доверию, умению добиться успеха общими усилиями, помогает понять, что успех всех зависит от умения каждого скоординировать свои усилия с действиями остальных.

"Таинственный остров"

Играющие: все присутствующие.

Подготовительный этап: подготовьте два-три листа ватманской бумаги, краски, кисточки, карандаши.

Суть игры:Участники игры должны выполнить следующее задание: представьте себе, что вы по­пали на необитаемый остров. Только не пугайтесь, ведь с вами волшебные крас­ки. Всё (повторяю и подчеркиваю), всё, что вы нарисуете этими красками, сразу становится реальностью: еда, одежда и пр. Итак, выбирайте свою часть остро­ва — и за дело.

Это игра с элементами диагностики. В ходе ее сразу выделяются малые группы (как правило, они совместно выбирают части острова); лидеры, которые руководят тем, что, как и где ри­совать "на острове", и непринятые, которым или не нашлось места на острове, или они сами предпочитают не втягиваться в общую деятельность.

Задание для наблюдающего: обратите внимание на реплики, которыми обмени­ваются участники, — приказы, просьбы, предложения? Выясните, что рисуют спасенные. Дома? Прекрасно! Дороги, машины — тоже неплохо... А есть ли на вашем острове те­атр? Библиотека? Школа, наконец? Выбор тех или иных предметов характеризует систему ценностей участников игры.

Игра учит: находить истинные и лож­ные, ближние и дальние ценности в нашей жизни.

"Другое, чужое, неизвестное"

Играющие: все присутствующие.

Подготовительный этап: подготовьте кар­точки двух видов: на одних карточках обо­значены наименования (людей и предме­тов), на других — ряд вопросов. Например, наименования: лягушка, утёс, коротышка, дылда, тол­стяк, йог, помидор, чукча, китаец, человек с легким характером, че­ловек с тяжелым характером, мальчишка 12 лет, 15-летняя барыш­ня, учитель, проработавший в школе 15 лет, и т. д. Вопросы:ваша любимая еда? Что вы любите делать больше всего на свете? Чем вас можно рассмешить? Какими словами вас можно сделать счастливым? Печаль­ным? Злым? Гордым? Уверенным? Ит. д.

Суть игры:Добровольцам раздаются карточки с названиями. Участники игры оповещают группу о своем наименовании. Затем им задаются вопросы, на которые они должны ответить в соответ­ствии со своим новым положением. Например, Галина получила карточку с названием "лягушка". На вопрос "Твоя любимая пища?" она уверенно отвечает: "Мухи!"

Вопросы к обсуждению: легко или труд­но показалось для вас прокатиться "в чужих санях"? Почему все-таки нам иногда так хочется оказаться не "в своих санках"?

Игра учит: умению принять иной образ жизни, как бы он ни был да­лек от нашего собственного.

"Узнай меня!"

Играющие: все присутствующие.

Подготовительный этап: подготовьте по два листа бумаги на каждого участника, карандаши, фло­мастеры, ручки.

Суть игры:каждый участник рисует на од­ном листке автопортрет (можно для узна­вания подчеркнуть детали внешности, одежды и пр.), а на другом пишет не меньше 10 слов, которые по-разному характеризуют его образ жизни (например, баскетбол, при­влекательность, счастье, любит молодежную эстраду и т. д.).

Затем все листы с портретами складываются в одну стопку, а с характеристиками — в другую.

Каждый из участников наугад берет листок из любой стопки и ищет соответствующий ему в другой сто­пе. При этом желательно обосновать свой выбор.

Вопросы к обсуждению: что труднее: установить портретное или внутреннее сходство? Можно ли некоторые характеристики (или портреты) отнести ко многим людям? Почему — да или почему — нет? Что различает людей? Хорошо ли, что люди отличаются друг от друга? Почему — да или почему — нет?

Игра учит: наблюдать, анализировать, со­поставлять, для того чтобы уметь принять человека.

"Бунтари и подданные"

Играющие: все присутствующие.

Суть игры:Игровое поле становится королев­ством. Выбирается король или королева. В руки ему (ей) дается символ власти: мяч. Король (или королева) неподвижны, т. е. они не могут передвигаться по полю. Остальные — бунтари — свободны в своих передвижениях. Однако король или королева имеют возможность привлекать бунтарей на свою сторону, делая их убежденными сторонниками королевской власти — подданными. Для этого королеве необходимо попасть мячом в любого из игроков. Новоявленный подданный с этих пор не может передвигаться, одна­ко он способен "отмечать" мячом новых подданных. Передача мяча осуществляется через королеву.

Вопросы к обсуждению: легко ли менять убеждения по мано­вению царственной руки? Что можно сделать, чтобы избежать удара мячом? Как осуществлялся процесс увеличения числа подданных? Были ли подданные-добровольцы? Как осуществлялась связь и управ­ление между сторонниками монархии? А между бунтарями? и т. д.

Игра учит: умению отстаивать свои интересы, не бояться проявить себя, быть активным.

"Приём психиатра"

Играющие: все присутствующие, разбившись по парам.

Суть игры:участники игры должны выполнить следующее задание: распределите роли — в каж­дой паре должен быть "психиатр" и "кли­ент". "Клиенту" необходимо продумать проблему, которую он собирается решить с помощью своего "психиатра". Поэтому позиция "доктора" не пассивное слушание, а ак­тивное включение в процесс решения. Поставьте стулья таким образом, чтобы при разговоре вы могли видеть лица друг друга. Теперь можете приступить к изложению и решению проблем. Начали! Затем "психиатры" должны встать на стул, в то время как "клиен­ты" продолжают сидеть. При этом обсуждение не должно преры­ваться.

(Каждый из этапов игры занимает от 3 до 5 минут.)

Вопросы к обсуждению: когда, на ваш взгляд, процесс принятия партнера протекал более безболезненно? Что вы почувствовали в тот момент, когда оказа­лись разделены пространством в процессе контакта? Какую парал­лель вы можете провести между только что обыгранной ситуацией и ежедневной школьной жизнью?

Игра учит: умению находить взаимопонимание при общении с людьми, становиться на равные позиции с партнёром, находить нужную дистанцию в общении.

"Правдивое письмо"

Играющие: все присутствующие.

Подготовительный этап: подготовьте бумагу и ручку для каждого участника.

Суть игры:участники игры должны выполнить следующее задание: сейчас мы займемся эписто­лярным жанром. В конце занятия каждый из нас получит по письму, в написании ко­торого примут участие все присутствую­щие. Но, прежде всего, подпишите свой лист в нижнем

правом углу (имя, фами­лия — как вам захочется) и передайте его соседу справа.

У вас в руках оказался лист, на котором стоит имя вашего сосе­да. Адресуйте ему несколько слов. Что писать? Все, что вам хочет­ся сказать этому человеку: добрые слова, пожелание, признание, сомнение; это может быть и рисунок... Но ваше обращение должно уложиться в одну - две фразы. Для того, чтобы ваши слова не были прочитаны никем, кроме ад­ресата, нужно загнуть верхнюю часть листка. После этот листок пе­редается соседу справа. А вам таким же образом приходит новый лист, на котором вы можете написать короткое послание следую­щему человеку. Так продолжается до тех пор, пока вы не получите листок с вашим собственным именем и фамилией. Это письмо, сделав круг, побывало в руках каждого из участников, и каждый на­писал вам то, что, может быть, давно хотел сказать.

Ведущий советует этот лист сохранить и в трудные моменты жиз­ни заглядывать в него, чтобы вспомнить, каким "веселым", "надеж­ным", "воспитанным", "игривым" и т.д. видят тебя окружающие люди

Вопросы к обсуждению: чего больше – хорошего или плохого – вы написали в адрес товарищей? Какие слова друзей вам особенно пришлись по душе? Всегда ли вы писали то, что действительно чувствовали? Стали ли для вас неожиданностью высказывания в ваш адрес?

Игра учит: умению принять мнение других людей, снимает страх перед самостоятельным высказыванием, прививает навык анализировать полученную информацию, помогает лучше узнать самого себя.

Наши рекомендации