Методической продукции по вопросам организации воспитательной деятельности)
Методическая разработка
«Сборник игр в помощь педагогу»
(представляется на республиканскую ярмарку
Методической продукции по вопросам организации воспитательной деятельности)
Автор: Винокурова Дина Владимировна, методист, педагог дополнительного образования Центра детского творчества.
Сборник составлен в 2007 году.
г. Козловка
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение………………………………………………………………………………………… 3
Глава I. Игры в работе с детским коллективом………………………………………………. 5
Социально-педагогические игры на развитие межличностных взаимодействий……… 5
Игры на сплочение коллектива…………………………………………………………… 11
Игры на командообразование и нахождение лидеров в детском коллективе………… 14
Игры на знакомство……………………………………………………………………….. 17
Игры-развлечения…………………………………………………………………………. 20
Глава II. Психологические игры для педагогов…………………………………………….. 24
Игры – релаксации ……………………………………………………………………….. 24
Игры – формулы…………………………………………………………………………... 26
Игры – освобождения…………………………………………………………………….. 27
Заключение……………………………………………………………………………............. 30
Библиографический список………………………………………………………………….. 31
Приложение…………………………………………………………………………………… 32
В в е д е н и е
Педагогам и психологам известно огромное значение игры в развитии ребёнка. К сожалению, сегодня в сфере досуга преобладают порой разрушающие объекты, созданные западной индустрией развлечения, портящие психику детей, делающие их жестокими, бесчеловечными. Многие дети не умеют нормально общаться друг с другом, поэтому в детской среде часто возникают конфликтные ситуации. Являясь методистом и педагогом дополнительного образования Центра детского творчества и общаясь с детьми изо дня в день, я напрямую сталкиваюсь с этой проблемой. Думаю, положение может исправить правильно организованный досуг, основанный на коллективных играх. Считаю, что игра важна и незаменима в развитии ребёнка. Я солидарна с мыслью академика Д. Лихачёва, который говорил о необходимости возвращения игры в детство.
С 2005 года я работаю над проблемой «Развитие творческих способностей детей через игровую деятельность» и могу смело сказать, что игровая ситуация позволяет раскрыться порой ещё нереализованным способностям и задаткам личности ребёнка, расширяет границы для проявления творчества, причём происходит это легко и непринуждённо.
Л.С. Выгодский отмечал, что в игре ребёнок становится «как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре, как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».
В играх есть возможность, говоря словами известного польского педагога и психолога Януша Корчака «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной».
Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал – это понять природу счастливого детства, понять своих питомцев и воспитанников.
Современная педагогика говорит об игровой деятельности как о средстве развития и формирования личности и выделяет целый ряд обучающих, развивающих и воспитательных функций игры.
Игры ребят – это, в первую очередь, площадка их человеческого общения. Известно, что развитие ребёнка, его социализация и нравственное становление могут осуществляться только в процессе общения с другими людьми, а игра для ребёнка – это лучшая сфера общения, её процесс всегда удовольствие.
В игре каждый может проявить себя, примерить своё «Я» к другим «Я». Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями.Играя, дети накапливают опыт эмоциональных переживаний, формируют необходимый для общения эмоциональный запас – контактность, толерантность, доброту, бескорыстность, умение сопереживать, радоваться чужому успеху. Таким образом, в играх на всякой возрастной ступени детства закладываются те нравственные качества, которые будут определять ребёнка как личность во взрослой жизни.
Коллективные переживания сплачивают детский коллектив, рождают чувства единства, коллективной радости. Складывается ситуация, когда ребята вместе переживают горечь поражения или радуются победе. Тогда общая радость или печаль становится личной, а личная – общей. Именно в играх рождается детское содружество.
Игра, несомненно, воспитывает и развивает творческую инициативу, так как в играх ребята сами ставят себе цели и сами выбирают способы их реализации. Участвуя в игре, ребёнок обретает важнейшую человеческую способность – умение самому принимать решение. Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, сообразно обстановке и имеющейся информации. В силу неверных традиций дети часто приучаются лишь слепо выполнять решение старших или принимать «стандартизированные массовые» решения, а не мыслить и действовать самостоятельно.
Игра развивает воображение и мышление ребёнка, любознательность и способность к экспериментированию.
Подводя итог вышесказанному, можно выделить целый ряд развивающих и воспитательных функций игры, то есть игру можно рассматривать как: важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющей ребёнку самореализоваться и самоутвердиться; фактор, формирующий внутренний мир ребёнка, способствующий его психологическому и нравственному развитию; метод организации и сплочение коллектива; эффективное средство формирования интереса к коллективной деятельности; сферу общения; способ формирования творческой и социально активной личности; средство социализации; средство психокоррекции и диагностики личности.
Ииспользовать игровую методику можно не только в работе с детьми, но и применительно к самим педагогам. Психологические перегрузки, которые испытывает педагог ежедневно в своей работе, разрушают его личность, истощают психоэнергетику. Приходя к своим воспитанникам, переутомлённый педагог утрачивает состояние стабильности, необходимое для успешной педагогической деятельности. Он становится перевозбуждённым, раздражается, переходит к давлению на воспитанника, проявляет нетерпение и гнев. По причине хронического переутомления педагог становится не готовым к позитивному принятию нововведений в педагогической деятельности, повышению собственной профессиональной компетентности.
Одной из форм эффективной помощи педагогу выступают психологические игры, игровые эпизоды и упражнения, которые помогают педагогу ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно их расценивать, управлять собой, сохраняя своё психическое здоровье и, как следствие этого, достигать успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
Для психологических игр не нужно много времени и специальных помещений. Самостоятельно или в паре с другим педагогом, можно выполнять упражнения в перерывах между учебными занятиями (в своём кабинете, учительской, методическом кабинете), на занятиях когда дети работают самостоятельно, по дороге на работу или домой. Если выработать в себе привычку к психологическим действиям, то появится потребность в психической стабильности и внутреннем порядке.
Специфика работы методиста такова, что я часто посещаю различные совещания, круглые столы, мастер-классы и обучающие семинары районного и республиканского масштаба, бываю в других домах детского творчества нашей республики, детских лагерях, школах актива лидеров детских общественных организаций, где есть возможность получить новую информацию о самых разных играх, тренингах, упражнениях, детских коллективных делах, самой в них поучаствовать и впоследствии применить их на практике. Но, к сожалению, весь подобный интересный и необходимый в работе материал мы (слушающая аудитория) можем лишь увидеть, услышать и постараться запомнить, что порой из-за обилия информации сделать очень сложно. Материал семинаров и практикумов по темам, касающихся применения игрового подхода педагогами образовательных учреждений, очень редко можно получить в печатном или электронном вариантах. Нет практически и никаких брошюр, методичек, разработок с материалами подобных семинаров. Поэтому своей работой «Сборник игр в помощь педагогу» я стремилась частично восполнить этот пробел и облегчить труд себе и своим коллегам. В данный сборник вошли наиболее интересные, оригинальные, самобытные, современные игры, собранные мной за годы работы в Центре, многие из них авторские.
В сборнике представлены социально-педагогические игры на развитие межличностных взаимодействий в детском коллективе, игры на сплочение детского коллектива, игры на командообразование и нахождение лидеров, игры на знакомство, игры-развлечения, а также несколько вариантов игр-релаксаций, игр-формул и игр-освобождений для самих педагогов. Игры апробированы и активно внедряются в Козловском центре детского творчества. Надеюсь, что моя работа будет полезной как педагогам дополнительного образования, так и педагогам общеобразовательных учреждений.
Игры на знакомство
Подобные игры могут проводиться с аудиторией, в которой собраны незнакомые или мало знакомые друг с другом дети.
Через выполнение игровых заданий происходит знакомство и наиболее тесное общение участников игр друг с другом, устанавливаются контакты между ними. В ходе игр на знакомство дети раскрепощаются, становятся свободнее, появляется всеобщий положительный настрой, возникает дружественная доброжелательная атмосфера. Играя, ребята получают опыт общения в совместной творческой деятельности.
«Здравствуй, друг»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.
Суть игры:Игровыепары создают два круга: внешний и внутренний. Участники кругов стоят лицом друг к другу и повторяют за руководителем фразы, сопровождаемые определёнными жестами и мимикой:
- Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
- Как ты тут? (хлопают друг друга по плечу)
- Ты пропал! (разводят разочарованно руками)
- Я скучал! (гладят друг друга по плечу)
- Ты пришёл! (широко разводят руками)
- Хорошо!!! (обнимаются).
После того, как все фразы произнесены и обыграны, внешний круг игроков делает шаг в сторону, таким образом, меняясь партнёрами (внутренний круг игроков стоит на месте). Игра повторяется сначала. Пары меняются партнёрами до тех пор, пока не вернутся в исходное положение кругов перед началом игры.
Игра учит: раскрепощаться, способствует положительному настрою, хорошему настроению, объединяет игроков.
«Я люблю…»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры:Игроки садятся в круг. Кто-нибудь из участников говорит, к примеру «Я люблю музыку». Те, кто разделяет те же интересы, должны подсесть к нему. Затем другой игрок говорит «Я люблю яблоки». Яблоколюбы подбегают к этому человеку и т.д. (Группы могут быть созданы по вкусам, пристрастиям, увлечениям, по цвету одежды и т.д.)
Игра учит: умению общаться одновременно с большим количеством людей, помогает игрокам сблизиться и больше узнать друг о друге.
«Вот я какой!»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры:Игроки встают в круг. Руководитель даёт задание: каждый участник, по очереди, должен громко и чётко назвать своё имя и одно из качеств человека, присущее данному игроку, которое начинается на ту же букву, что и имя. Например, «Дмитрий – добрый», «Ольга – обаятельная», «Сергей – самоуверенный» и т.д.
Игра учит: не боятся собственного мнения; осмыслению своего внутреннего «Я»; развивает навыки коммуникативного общения.
«Сходство и различие»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.
Суть игры:Все игровые пары встают в круг, лицом друг к другу. По команде руководителя
внешний круг игроков начинает движение по часовой стрелке, внутренний – против часовой стрелки. После того, как прозвучит команда ведущего «Стоп!», все останавливаются, смотрят на своего партнёров в паре и выполняют следующее задание: игроки внешнего круга должны сказать, чем их пара похожа, игроки внутреннего круга – чем их пара отличается.
Игра учит: умению сравнивать и оценивать себя и других, находить единомышленников, способствует сближению коллектива.
«Кюри - кюри»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры:Все участники закрывают глаза. Руководитель рассредоточивает всех участников в разные точки игрового поля и выбирает одного человека – Кюри, который открывает глаза. Кюри не должен двигаться и говорить. По команде руководителя все начинают хаотичное движение по игровому полю с закрытыми глазами и, прикоснувшись к кому-нибудь произносить «Кюри-кюри». Если ему отвечают тем же, значит, он должен искать дальше, если ему не отвечают, значит, это Кюри. Этот человек хватает Кюри за руку, открывает глаза и становится рядом с Кюри. Игра продолжается до тех пор, пока все участники не найдут Кюри.
Игра учит: умению доверять партнёрам, играть честно, по правилам; позволяет развить дружеские отношения между игроками.
«В чём я хорош»
Играющие: все присутствующие.
Подготовительный этап: подготовьте одинаковые листы бумаги, цветные карандаши, краски, фломастеры, маркеры, ножницы для каждого игрока.
Суть игры:Все участники игры выполняют задание руководителя: «Прошу вас нарисовать на данных вам листочках то, в чём вы себя считаете лучшими, (это может быть умение шутить, знакомиться, танцевать, читать книги, играть на гитаре и т.п.). Наклон листа, его положение в пространстве вы определяете сами: рисунок может быть в виде ромба, треугольника, квадрата, круга, выполнен в технике оригами». На выполнение задания отводится 15-20 минут. После того, как все завершили, каждый участник объясняет смысл нарисованного, расшифровывая детали рисунка.
Игра учит: осмыслению своего внутреннего «Я», своего внутреннего мира; более близко знакомиться с остальными игроками, искореняет излишнюю застенчивость детей.
«Встань в круг»
Играющие: все присутствующие, разделившись на несколько команд.
Суть игры:На игровом поле чертятся круги по количеству команд. Все участники имеют свои номера. По команде руководителя участники закрывают глаза. Руководитель и его помощники расставляют в кругах определённые номера и меняют всех игроков местами. По сигналу, открыв глаза, члены каждой команды должны как можно быстрее найти свой круг с номером.
Игра учит: коллективизму, взаимопомощи, товариществу, дружбе.
«Снежный ком»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры:Участники рассаживаются в круг так, чтобы каждого было видно. Первый игрок называет своё имя, а рядом сидящий должен произнести имя своего соседа (первого игрока) и своё. Следующий игрок называет имя первого, второго игрока и своё и т.д. Игра заканчивается тогда, когда будут названы имена всех присутствующих.
Игра учит: общению, развивает зрительную и слуховую память; раскрепощает игроков.
«Машины»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары: «водитель» и «машина».
Суть игры:Пары игроков выстраиваются в круг на игровом поле. По команде руководителя «машины» закрывают глаза и начинают хаотичное движение по игровому полю, а «водители» в это время должны управлять «машинами» так, чтобы те не столкнулись. Через некоторое время «водители» и «машины» в паре меняются местами.
Игра учит: умению доверять партнёру, снимает напряжение, сближает игроков.
«Верёвочка»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры:Два человека натягивают верёвку. Остальные участники выстраиваются в колонну и, держась за руки, поочерёдно переходят через верёвку. Следующее задание колонне: поочерёдно пройти под верёвочкой. Уровень верёвки над полом постоянно меняется. Руки игрокам в колонне расцеплять нельзя.
Игра учит: дружбе, взаимопомощи, умению выполнять задание коллективно, слаженно.
Игры-развлечения
Главный принцип организаторов игр-развлечений – дарить детям радость встречи в игровом общении. Таких игр очень много, они разнообразны и доступны для мальчиков и девочек разных возрастов, любой из них может найти себе те игры в соответствии со своими потребностями и интересами. Целей и задач игр-развлечений несколько:
- вовлечение детей во всестороннее общение со сверстниками;
- приобщение детей к игровой культуре;
- формирование у детей интереса к знаниям на основе игровых технологий;
- формирование чувства радости от совместного дела – игры;
- формирование и развитие творческого потенциала детей и подростков.
«Кенгуру»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары.
Суть игры:Пары игроков встают по кругу спиной друг к другу. Руками обхватывают руки партнера («в замок» подмышками), головы повёрнуты внутрь круга. Пары одновременно говорят любое число от 1 до 9. Эти числа складываются, и столько раз пара должна попрыгать.
«Теремок»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры:Один из участников становится Мышкой-Норушкой и заходит в импровизированный теремок. Все остальные участники по очереди представляются животными (возможно овощами, фруктами, предметами интерьера и т.п.) и объясняют почему их можно пустить жить в теремок.
«Пицца»
Играющие: все присутствующие, разбившись на пары: «повар» и «противень».
Суть игры:Пары игроков садятся в круг: «противень» на четвереньки, а «повар» сзади. Игроки должны сопровождать определёнными действиями (пантомимой) следующие инструкции руководителя: «Сначала на спину «противня» сыпется мука, затем добавляют воду, мешают тесто, раскатывают его, затем поднимают края, кладут начинку (сыр, помидоры, майонез, мясо, оливки, грибы и т.д.) После этого «пиццу» ставят в духовку, и после выпечки съедают». Затем игроки меняются местами, и игра повторяется.
«Письмо»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры:Создаётся круг и каждый берётся за руки. Выбирается ведущий, который встаёт в центр круга и закрывает глаза. В это время один из игроков поднимает руку и выступает в роли отправителя письма. Передвигается по кругу путём пожатия рук (по очереди друг за другом). Письмо начинает движение после того, как ведущий открывает глаза. Ведущий должен поймать письмо за три попытки, указав на того, у кого оно окажется (чью руку пожали последней).
«Киллер»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры:Создаётся круг и выбирается ведущий – «шериф». Все закрывают глаза, кроме одного – «заказчика», который выбирает «киллера». «Заказчик» становится в круг «жертв», и
все открывают глаза. «Киллер», моргая жертве», убивает её, и та должна сесть на корточки. Но «киллер» не должен попасться «шерифу». Цель «шерифа» - найти «киллера» прежде, чем он убьет всех, включая «заказчика». Как только «киллер» пойман, он становится «шерифом», а последний выступает в роли «заказчика».
«Актёрское мастерство»
Играющие: все присутствующие. Играть можно всем сразу или разбившись на команды.
Суть игры:Руководитель предлагает играющим выполнить следующие задания:
Показать звуками, мимикой и жестами:
· скрип дверей;
· кипящий чайник;
· заводящийся транспорт;
· вентилятор;
· листание книги;
· как бьётся стекло;
· как жарится котлета;
· как лыжник идёт по снегу.
Нужно сесть так, как садится:
· обезьяна;
· пчела на цветок;
· космонавт в скафандре;
· один из трёх толстяков;
· страстный болельщик футбола;
· очень усталый человек.
Изобразить походку человека:
· хорошо пообедавшего;
· у которого жмут ботинки;
· неудачно пнувшего кирпич;
· артиста балета;
· туриста, несущего тяжёлый рюкзак;
· с острым приступом радикулита.
Попрыгать, подражая:
· воробью;
· кенгуру;
· лягушке;
· кузнечику;
· бегемоту.
«Юные таланты»
Играющие: все присутствующие. Играть можно всем сразу или разбившись на команды.
Суть игры:Играющие выполняют следующие задания руководителя:
Строчку из песни «Антошка, Антошка, пойдём копать картошку…»:
· прогавкать;
· промяукать;
· промычать;
· прокрякать;
· прохрюкать.
Изобразить танец:
· маленьких котят;
· маленьких жеребят;
· маленьких поросят;
· маленьких обезьян.
Инсценировать сказку «Курочка Ряба», если она:
· комедия;
· драма;
· фильм ужасов;
· балет.
·
«Ораторы»
Играющие: все присутствующие. Играть можно всем сразу или разбившись на команды.
Суть игры:Руководитель предлагает играющим выполнить следующие задания:
Фразы «Улыбайтесь, за вами следят!», «Скоро будет совсем по-другому» «Летите, голуби, летите!», «Я жду тебя уже целый день» нужно произнести как:
· солдат в строю;
· диктор телевидения.
Каждая фраза произносится отдельно.
Стихотворение «Идёт бычок качается…» прочитать, словно:
· оправдываясь перед товарищем;
· обидевшись на кого-либо;
· хвастаясь перед друзьями;
· испугавшись, собаки;
· рассердившись на младшего брата.
Не исказив смысла, передать другими словами фразу:
· «Муха села на варенье»;
· «На столе стоит стакан»;
· «Бьют часы двенадцать раз»;
· «Воробей влетел в окно»;
· «Шёл отряд по берегу»;
Придумать рассказ про:
· собаку, которая жила в холодильнике;
· ворону, любящую кататься на велосипеде;
· щуку, играющую на гитаре;
· берёзу, которая хотела научиться плавать;
· майского жука, который очень боялся высоты.
«Тигр в клетке»
Играющие: все присутствующие, разбившись на две команды.
Суть игры:На игровом поле чертится круг, подразумевающий клетку. В центре круга находится один из игроков первой команды – «тигр». Остальные участники из противоположной команды вбегают в круг и выбегают из круга, «дразня тигра». «Тигр» старается их схватить, но делать это он может в пределах клетки. Игра заканчивается, когда тигр поймает больше 2/3 участников команды.
«Слоги»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры:Игроки обмениваются слогами, перебрасывая друг другу мяч. Например, первый говорит «да», второй добавляет «ча». И так до тех пор, пока кто-нибудь не запнётся, не сможет составить слово.
«Судья-звонок»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры:Игроки встают в круг. Руководитель заводит будильник на определённое время, включает музыку и предлагает участникам игры, по очереди, выходить в центр круга и под музыку выполнять различные движения. Все остальные за ним повторяют. Если во время показа одного из игроков прозвучит звонок будильника, этот игрок объявляется победителем.
«Маска, я вас знаю»
Играющие: все присутствующие.
Суть игры:На одного из участников игры надевается маска, которую он не видит. Ему предоставляется возможность задать наводящие вопросы, на которые все остальные игроки отвечают только «да» и «нет». Определить, какая это маска, участнику нужно за определённое время или количество наводящих вопросов.
Игры-релаксации
За 3-5 минут, потраченных на релаксацию, педагог может снять усталость, стабилизироваться, почувствовать уверенность в себе. Как рабочий, который после трудового дня в горячем цеху принимает душ, так и педагог, выполняя специальные психотехнические упражнения, прибегает к методу «психологического душа», очищающего его психику.
«Внутренний луч»
Упражнение выполняется: индивидуально.
Упражнение помогает: снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.
Инструкции к проведению упражнения: примите удобную позу, сидя или стоя, в зависимости от того, где оно будет выполняться (в учительской, на занятиях, в транспорте).
Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней её части, возникает светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, шею, плечи, руки тёплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч, как бы формирует новую внешность спокойного, освобождённого человека, удовлетворённого собой и свой жизнью, профессией и воспитанниками.
Выполните упражнения несколько раз - сверху вниз. Заканчивайте упражнения словами: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я всё буду делать хорошо!»
«Пресс»
Упражнение выполняется: индивидуально.
Упражнение помогает: нейтрализовать и подавлять отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности, агрессии.
Суть упражнения: педагог представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутренне напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчётливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несёт.
Упражнения рекомендуется выполнять перед работой с «трудным» коллективом, разговором с «трудным» воспитанником или его родителями, перед любой психологически напряжённой ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе.
«Дерево»
Упражнение выполняется: индивидуально.
Упражнение помогает: «выбросить» отрицательное состояние во внешнюю среду и тем самым избавиться от него; вырабатывает внутреннюю стабильность, создаёт баланс нервно-психических процессов, освобождая от травмирующей ситуации.
Инструкции к проведению упражнения: по дороге домой, в транспорте представляйте себя деревом (каким вам нравится, с каким легче всего себя отождествить). Детально проигрывайте в сознании образ этого дерева: его мощный и гибкий ствол, переплетающиеся ветви, колышущуюся на ветру листву, открытость кроны навстречу солнечным лучам и влаге дождя,
циркуляцию питательных соков по стволу, корни, прочно вросшие в землю. Важно почувствовать питательные соки, которые корни вытягивают из земли. Земля – это символ жизни, корни – это символ стабильности, связи человека с реальностью.
«Головной убор»
Упражнение выполняется: индивидуально.
Упражнение помогает: снять неприятные соматические ощущения, избавиться от головной боли, тяжести в затылочной области головы.
Инструкции к проведению упражнения: встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на вас громоздкий головной убор, который давит на голову в том месте, в котором вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно, эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.
«Струящаяся энергия»
Упражнение выполняется: индивидуально.
Упражнение помогает: снять усталость, устанавливает психическое равновесие, баланс.
Инструкции к проведению упражнения: сядьте на стул, немного вытянув ноги и свесив руки вниз. Постарайтесь представить себе, что энергия усталости «вытекает» из кистей рук на землю, - вот она струится от головы к плечам, перетекает по предплечью, достигает локтей, устремляется к кистям и через кончики пальцев просачивается вниз, в землю. Вы отчётливо физически ощущаете тёплую тяжесть, скользящую по вашим рукам. Посидите так 1-2 минуты, а затем слегка потрясите кистями рук, окончательно избавляясь от своей усталости. Легко, пружинисто встаньте, улыбнитесь, пройдитесь по кабинету. Порадуйтесь интересным вопросам, которые задают дети, постарайтесь открыто и с полной готовностью идти им навстречу, отвечая обстоятельно и детально.
«Настроение»
Упражнение выполняется: индивидуально.
Упражнение помогает: снять эмоционально-неприятное состояние.
Инструкции к проведению упражнения: возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линия, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите своё грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны. После этого ещё раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая своё состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.
«Пословицы»
Упражнение выполняется: индивидуально.
Упражнение помогает: снять внутреннюю депрессию и плохое настроение; решить возникшую сложную проблему, связанную с профессией, семейной жизнью, взаимоотношениями с друзьями.
Инструкции к проведению упражнения: возьмите любую из книг: «Русские пословицы»,
«Мысли великих людей» или «Афоризмы». Полистайте книгу, читая фразы пословиц или афоризмов в течение 20-25 минут, пока не почувствуете внутреннее облегчение.
Возможно, кроме психической релаксации та или иная пословица натолкнёт вас на правильное решение. Возможно так же, вас успокоит тот факт, что не только у вас возникла проблема, над способами её решения возникали многие люди, в том числе и исторические личности.
Игры-формулы
Вполне возможно, что у педагога может не быть возможности, времени и места регулярно проводить психотехнические игры. В этом случае я предлагаю несколько формул самовнушения, которые педагог может произносить «про себя» или вслух утром и вечером по дороге на работу, во время рабочего дня, перед трудной беседой.
Произносить формулы не обязательно точно по тексту, можно проявить некоторые индивидуальные вариации и отступления в выборе стиля формы, слов, длительности фраз и проч. Важно найти свой собственный язык, наиболее эффективно на вас воздействующий. Так же текст формулы самовнушения вы можете составить самостоятельно. Для того чтобы формулы были эффективны, помните о следующих правилах:
1. Для оперативного пользования формулой желательно иметь короткий текст из нескольких фраз.
2. Большое значение имеет начало фразы, которое должно содержать ценную установку: «Я всё могу…», «Я верю в то, что…, «Я убеждён в том, что...».
3. Формулу самовнушения необходимо повторять от 3 до 7 раз.
4. Важно непоколебимо верить в «магические свойства» произносимых вами слов.
5. Проговаривать формулы надо в состоянии сосредоточенности, сконцентрировав волю.
Утренние и вечерние игры-формулы
Формула 1. «Уверенность в себе».
«Я человек смелый и уверенный в себе. Я всё смею, всё могу и ничего не боюсь».
Формула 2. «Любовь к воспитанникам».
«Я люблю своих воспитанников. Всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с детьми».
Игры-освобождения
Почему эти игры называются играми-освобождениями? От кого надо освободиться педагогу, занимающемуся психологическими упражнениями? Парадоксально, но в этом случае педагог ставит перед собой цель освободиться от самого себя, своих напряжённых состояний и отрицательных эмоций, пытается стать в позицию внешнего и относительно независимого наблюдателя по отношению к самому себе и своей ситуации.
«Диалог»
Упражнение выполняется: при активном участии другого человека (коллеге, близкого члена семьи).
Упражнение рекомендуется проводить в тех случаях, когда педагог переживает длительный и мучительный конфликт с другим человеком.
Упражнение помогает: «выключиться» из острой конфликтной ситуации, посмотреть на своё участие в ней и поведение партнёра по конфликту со стороны, выявить новые, ранее не замечаемые оттенки конфликта и, в результате, изменить к нему отношения.
Суть упражнения: два участника садятся на стулья напротив друг друга. Педагог, предлагающий для разбора конфликтную ситуацию, - ведомый, а его партнёр по диалогу – ведущий. Первая фаза упражнения состоит в том, что ведомый играет роль человека, с которым он находится в конфликте, а ведущий его роль. Таким образом, педагог ведёт диалог как бы с самим собой от имени того, с кем он конфликтует. Вначале беседы ему предлагается подумать о своём партнёре по конфликту, описать его внешность, манеру поведения, профессиональную и семейную ситуации, «вжиться» в роль. Затем начинается собственно диалог, в котором ведомый описывает конфликтную ситуацию от лица человека, с которым он конфликтует, высказывает его мнение, оценку. Ведущий вступает в диалог от лица своего собеседника. После 20-25 минут диалога нужно его завершить и на второй фазе упражнения разобрать новое содержание, которое появилось в процессе коммуникации: новое обстоятельство, новый взгляд
на ситуацию, иные оценки, квалификации. Безусловно, важны при этом позитивная направленность ведущего, его желание найти конструктивные средства для улаживания конфликтной ситуации.
«Видеокамера»
Упражнение выполняется: индивидуально (дома, на перемене, по дороге на работу).
Упражнение рекомендуется проводить в тех случаях, если вы по тем или иным причинам не можете доверить улаживание своего конфликта другому человеку.
Упражнение помогает: прояснить вашу позицию относительно конфликтной ситуации за счёт ваших собственных внутренних средств, интеллектуальной децентрации.
Инструкции к проведению упражнения: попробуйте представить историю развития ваших конфликтных взаимоотношений в виде своеобразного сценария: когда вы впервые увидели человека, с которым у вас впоследствии возникли осложнения в отношениях, каково было ваше первое впечатление, какие общие дела и занятия вас с ним объединяли, с какого момента отношения стали портиться, что делали и говорили вы, что делал и говорил он и т.п. Представьте также, что все эти ситуации в их реальной последовательности вы снимаете на видеокамеру. При этом, следовательно, вы детально воспроизводите обстановку и условия каждой из этих ситуаций, других его участников, динамику развития конфликта и его апогей.
Время проведения этого упражнения не ограничено. Вы почувствуете сами, когда начнёте «отходить» от конфликта и относиться к нему более спокойно, трезво и объективно. Но в любом случае более 30-40