Основная часть выпускной квалификационной работы
Основная часть должна быть разбита на два - три раздела, а каждый раздел разделен на три и более (при необходимости) подразделов. Каждый раздел должен состоять примерно из 10 – 18 страниц. Каждый подраздел состоит из 3 – 6 страниц. После каждого подраздела делается вывод. Кроме того, обязательно должен быть вывод после каждого раздела.
Состав разделов:
1 раздел – теоретическая: дается теоретическое освещение темы на основе анализа имеющейся литературы.
2 раздел – практическая - может быть представлена структурой разрабатываемого вопроса, методикой, расчетами, разработкой конкретных документов в области темы, осуществлением определенных видов работ.
3 раздел (если есть) - содержит выводы и рекомендации относительно возможностей применения полученных в ходе работы результатов.
В тексте нельзя употреблять математические знаки, а также знаки № (номер) и % (процент) без цифр. Следует писать словами «меньше или равно» вместо (≤) «не равно» вместо «≠» и т.п.
Инициалы при указании фамилий должны отделяться неразрывными пробелами (Ctrl + Shift +пробел). Не допускается расположение фамилии на другой от инициалов строке.
Неразрывными пробелами отделяются буквы «г.» и «в.» при указании дат, например: 1922 г., XVIII в. Через неразрывный пробел пишутся принятые сокращения (т. е., т. к., и т. д.).
Вписывать в отпечатанный текст дипломного проекта (работы) отдельные слова, формулы, знаки допускается только чернилами или шариковой ручкой черного цвета. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного изображения машинописным способом или от руки чернилами или шариковой ручкой черного цвета.
Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, название изделий и другие имена собственные в дипломном проекте (работе) приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия.
Текст надо выстраивать по законам логики. Одна идея органично переходит в другую. Этому способствуют текстовые связки. Однако текст не должен быть слишком наукообразным, не следует растягивать, утяжелять его многочисленными оборотами фразы. Письменная речь должна быть четкой, понятной, стройной. Не стоит опасаться большого количества абзацев. Они облегчают восприятие текста при чтении.
Стиль изложения материла
Выпускная квалификационная работа должна быть выдержана в стиле письменной научной речи, который обладает некоторыми характерными особенностями.
Прежде всего, для стиля письменной научной речи характерно использование конструкций, исключающих употребление местоимения первого лица единственного и множественного числа, местоимений второго лица единственного числа. То есть в работах не принято употреблять местоимение «я», а принято, например: «на наш взгляд…», «нам представляется особо значимым…», либо пишется обезличено – «в работе представлено или рассматривается…»
В научном тексте нельзя использовать разговорно-просторечную лексику. Нужно использовать терминологическое название.
Важнейшим средством выражения смысловой законченности, целостности и связности научного текста является использование специальных слов и словосочетаний. Эти слова позволяют отразить:
- последовательность изложения мыслей (вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак);
- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к, обратимся к, рассмотрим, остановимся на, рассмотрев, перейдем к, необходимо остановиться на, необходимо рассмотреть);
- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее),
- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, отсюда следует, что);
- отношение (конечно, разумеется, действительно, видимо, надо полагать, возможно, вероятно, по сообщению, по сведениям, по мнению, по данным);
итог, вывод (итак; таким образом; значит; в заключение отметим; все сказанное позволяет сделать вывод; подведя итог, следует сказать; резюмируя сказанное, отметим).
Для выражения логической последовательности используют сложные союзы: благодаря тому что, между тем как, так как, вместо того чтобы, ввиду того что, оттого что, вследствие того что, после того как, в то время как и др.
Особенно употребительны производные предлоги в течение, в соответствии с, в результате, в отличие от, наряду с, в связи с, вследствие и т.п.
В качестве средств связи могут использоваться местоимения, прилагательные и причастия (данные, этот, такой, названные, указанные, перечисленные выше).
Для выражения логических связей между частями научного текста используются следующие устойчивые сочетания (приведем результаты; как показал анализ; на основании полученных данных).
Для образования превосходной степени прилагательных чаще всего используются слова наиболее, наименее. Нельзя употреблять сравнительную степень прилагательного с приставкой по - (например, повыше, побыстрее).
Особенностью научного языка является констатация признаков, присущих определяемому слову. Так, прилагательное «следующие», синонимичное местоимению «такие», подчеркивает последовательность перечисления особенностей и признаков.
Например: Рассмотрим следующие особенности документооборота на данном предприятии.
Заключение в выпускной квалификационной работе
В заключении указываются краткие выводы по всем разделам, содержащимся в дипломном проекте (работе), здесь делаются выводы обо всей проведенной работе в целом, рассказывается то, насколько дипломный проект (работа) отвечает тем целям и задачам, которые были поставлены перед студентом первоначально в зависимости от выбранной им темы. Очень важны в заключении именно результаты, которых достиг студент во время выполнения дипломного проекта (работы). Также указывается, достаточно ли рассмотрены объект и предмет исследования. Дается характеристика базы исследования.
Объем заключения составляет не менее 3 страниц.